Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Будем жить! Заметки участников конкурса «10 лучших газет России»
(№3 [291] 06.03.2015)
Автор: Владимир Касютин
Владимир  Касютин

  Весь контент, который мы производим, можно поделить на две части: пассивный и активный.

  Пассивный — это все то, что на поверхности, во что нас вовлекают другие люди и силы. Визиты высоких гостей, происшествия, открытие и пуск объектов, совещания и праздники.

  Активный — это то, что мы раскопали или придумали сами. Новые персонажи и эксперты, конкурсы, акции и расследования, мягкие локальные новости, невидимимые большим информагентствам, интернет-порталам и телеканалам.

 Пассивная часть у многих существенно превышает активную. Ценность редакционного коллектива как раз в умении создавать активный контент.

   Предполагаю, что актив может стать основным фактором отстройки местных газет от конкурентов за время и деньги земляков.

1. ПОЛЬЗУХА

Пользуха — полезные материалы, несущие практическую пользу аудитории могут особенно пригодиться в усложнившейся экономической ситуации.

Мариинский «Вперед» (Кемеровская область) подготовил выпуск для тех, кто желает работать — «За работу!». Страница, посвященная сантехнику — это круто! Я бы усилил практическую составляющую — указал бы специфику, умения и добавил контакты. Всем известно, сколь сложно найти добросовестного мастера, а так формируем банк работящих людей. Сегодня сантехник, завтра — плотник, послезавтра — сапожник.

«Городские вести Ревда» (Свердловская область) запустили сайт бесплатных объявлений. В свое время коллеги, издавая серьезную платную газету, стали распространять бесплатную рекламную газету. Чтобы не пустить конкурентов в свой огород. Стратегия продолжена и в виртуальном пространстве — желающих поживиться ценной и полезной информацией в сети предостаточно. А так и землякам можно помочь купить-продать-обменять личный скарб.

Редакция газеты «Березниковский рабочий» (Пермский край) создала уникальный учебный центр. Компьютеры, фото, дизайн, живопись, актерское мастерство — перечень спецкурсов продолжает полниться. Учебный центр — не только дополнительные доходы редакции, это новые друзья газеты, а возможно, в перспективе — подписчики и рекламодатели. Повышенная активность вокруг редакции и обучение граждан полезны и для привлечения новой аудитории.

«Качканарский четверг» (Свердловская область) в материале «Боги сетевого маркетинга рассказал о жуликах, которые сорок минут вешали земляку лапшу на уши, пытаясь развести на 210 евро. — Эка невидаль, — скажете вы. Замечено — в кризис желающих объегорить ближнего и дальнего становится больше. Потому и раскапывать подобные истории надо с особым рвением.

Не менее полезна полоса КЧ «Сколько ведер выкопали?», в которой специалисты рассказывают, как добиться идеального урожая картошки, каким сортам картофеля они отдают предпочтение и что кладут в лунку при посадке. Особенно ценны пять советов, адаптированных под качканарские реалии, от местного агронома. В общем, эталонная полоса, которую надо брать на вооружение всем без исключения местным газетам страны. Не раз картошечка кормила в голодные годы и нас, и наших предков. Даже не верится, что менее двухсот лет назад в России гремели картофельные бунты.

«Слобода» (Тульская область) заехала в одну из деревень, чтобы подготовить материал «Все краски осени под маринадом» с фирменными рецептами заготовок сельчан. Прекрасная идея — ездить по деревням и селам и собирать рецепты выживания. Здесь может быть весь спектр жизни — не только фруктово-овощные байки. Чего-чего, а житейской мудрости наш народ за века непростых времен накопил предостаточно.

«Деловая газета ЮГ» (Краснодарский край) регулярно готовит полосу «Авто». Да, у коллег речь идет о статусных иномарках, но здесь важен принцип — в каждом районе есть местный эксперт, который может растолковать, как купить, продать, отремонтировать хоть «копейку», хоть бричку.

О том, как молодая семья научилась варить мыло в домашних условиях, повествует «Краснозерская новь» (Новосибирская область). Сначала увлечение — потом, глядишь, и польза и себе, и землякам.

2. ИГРЫ И КОНКУРСЫ

Играть и болеть за игроков любят не только дети, но и взрослые. От игральных карт и футбола — до исторических реконструкций и гаджетов. И вряд ли кризис отобьет желание развлекаться. Грех, этим не воспользоваться, чтобы не расшевелить аудиторию и не получить от нее дармовой контент.

Помните! Чем больше мы раскручиваем на тексты и фото читателей, тем больше сил и времени останется у наших журналистов на авторские шедевры.

Детскую игру «Путешествие по Слободе» придумала и оформила «Слобода». Для игры нужны игральный кубик, пуговки, конфеты и хорошее настроение!

«Пензенская правда» (Пензенская область) приглашает школьников к полезным делам, предлагая участие в конкурсе «Расчисть бабушкину избушку».

Конкурс сочинений школьников с «Мнение поколения» ведут «Городские вести Ревда». Ребят разделили на три возрастные категории, придумали для каждой из них тему и определили максимально возможный объем текста. «Категория 5-7 классы. Тема «дружба, которой я дорожу». Категория 8-9 классы. Тема «если бы я был героем компьютерной игры...». Категория 10-11 классы. Тема «моя Ревда через 50 лет».

Для газеты интересны все темы, особенно — будущего города, а требование вложиться в определенное число знаков было бы полезно не только детям, но и многим взрослым профессиональным журналистам.

Привлечь к чтению газеты и веб-сайта проблемный сегмент аудитории — студентов решила «Слобода», начиная фотоконкурс «Студенческая жизнь». И правильно, пора, пора перетаскивать молодежь из чужих сетей в — собственные.

У «Слободы» много конкурсов, в том числе фотоконкурс «Настоящий мужчина», посвященный 23 февраля. Использование армейско-дембельско-романтичной тематики беспроигрышный вариант абсолютно для всех целевых групп, вне зависимости от возраста и пола!

«Городские вести Первоуральск» (Свердловская область) связывают глобальную повестку дня с локальной, объявляя конкурс среди болельщиков «Угадай всех призеров Чемпионата мира по футболу!» Точное попадание — мало кто сегодня живет только местными новостями, главное — попасть в интерес масс.

Конкурс «Березниковского рабочего» «Народный синоптик» мне тоже по душе. Несмотря на обилие всевозможных прогнозов, тема погоды волнует по-прежнему всех. Ну или почти всех. Газета предлагает рассказать, какая будет погода на следующей неделе. Победителем станет тот, чей прогноз на 60 и более процентов совпал с реальностью».

Семейный конкурс «Как мы встречаем Новый год» провела газета «Страна Калининград». Что-то, а праздновать наш народ любит. Любое общенациональное торжество может стать информационным поводом для сбора тостов, рецептов и всевозможных историй с фотографиями.

3. ИСТОРИИ

В чрезвычайно популярном сегодня в сети слове «сторителлинг» ничего принципиально нового нет — истории люди рассказывали с допотопных времен. Однако, та же сеть, отбирая у газет быстрые новости, дает нам возможность сосредоточиться на медленных качественных историях, которым так комфортно сопереживать, считывая с листа формата А3.

Глобальный тренд — превалирование личного над общественным отражается и на страницах российской прессы. «Слобода» дает подборку «Признание, которое не забудется», сопровождая предложением рассказать свою историю любви накануне Дня святого Валентина.

На последней странице «Вечернего Северодвинска» (Архангельская область) уже давно прописалась рубрика «Совет да любовь!». Молодожены рассказывают о том, где и как познакомились, и своих планах на медовый месяц. Хорошая идея, которая полезна любой редакции страны, даже без условия обязательной монетизации.

В «Жуковских вестях» (Московская область) счастливые семейные пары рассказывают о себе и дают советы в рубрике «Секреты счастья».

Как зарядиться оптимизмом, если вроде бы поводов для этого нет? Послушай других, может на сердце и полегчает. «Слобода» сделала антикризисное предложение землякам «Давайте делиться позитивом!»

Редакция «Городские вести Ревда» подготовила материал к юбилею газеты — рассказала о двадцатилетней ровеснице газеты. До чего же просто и … необычно. Сколько у нас прошло юбилеев изданий: 50-70 и даже 90 лет, сколько можно было найти интересных ровесников!

Кризисное состояние, как любое депрессивное преодолевается напряженной физической и умственной работой. Поэтому небанальные тексты о ремеслах будут весьма кстати.

Корреспондент газеты «Городские вести Первоуральск» ко дню медика приготовил не банальные зарисовки-характеристики «о людях хороших», а на целую рабочую смену переоделся в костюм медсестры и завербовался в кардиологическое отделение городской больницы.

В модном сегодня формате таймлайн создана полоса газеты «Знамя Победы» (Свердловская область) «Как я «работала» в полиции», из жанра «журналист меняет профессию».

С рубрикой «Один день из жизни» выступила и «Зареченская ярмарка». Наглядно и интересно, особенно, если персонажами рубрики будут выступать разные по статусу и возрасту люди. Не только руководители, но и подчиненные, например, водитель такси или участковый.

«Свободный курс» (Алтайский край) рассказывает истории «золотокопателей» с барнаульского мусорного полигона. Тема вполне антикризисная и повторимая газетами средних и больших городов. Главное — чтобы кризис не привел к тому, чтобы мы все отправились повторять опыт мусорных старателей.

Раз наша главная «кормящая» аудитория — люди немолодые — мы обязаны усилить внимание к ним, их увлечениям и занятиям. Тем более, старшие поколения накопили бесценный опыт выживания. «Шахтинские известия» (Ростовская область) завели прекрасную рубрику «Пенсионеры XXI века». «Слобода» изучает, что делают бабушки и дедушки в Интернете.

Все отчетливее на страницах наших газет истории о прошлом. Ценность хороших журналистских материалов — в сохранении максимально полного отпечатка минувших дней, и никакие сериалы и шоу здесь не сравнятся с газетой или журналом.

Ко дню уголовного розыска «Якутск вечерний» приготовил «вкусное блюдо» — истории от местного опера в отставке. Сыщики из телемыла отдыхают. Подобные материалы можно рекомендовать каждой газете, и вовсе не обязательно ждать формального информационного повода.

«Князь пензенского хоккея». Так называется очерк «Пензенской правды» (Пензенская область) о спортсмене-земляке. Рубрика этой газеты спортсмены минувших лет» украсит любую из наших полос — повторяйте, не стесняйтесь, читатели только спасибо скажут.

«Городские вести Ревда» обратилась к ретроспективе — как праздновали Первомай наши деды. Опубликована подборка уникальных снимков с демонстраций. Прекрасный повод к объявлению фотоконкурса «Поройтесь в ваших альбомах».

Редакция газеты «Знамя Победы» сверстала разворот «Солдатами не рождаются» из дембельских фото земляков, сопроводив их эмоциональными авторскими комментариями.

«Слобода» вспомнила, как туляки в Польше продавали горчичники. Воспоминания тех, кто пережил драматичное начало девяностых, будут нелишни сегодня.

«Краснозерская новь» предложила землякам поделиться своими историями из времени дефицита. И вот один читатель рассказал, как однажды ему довелось купить мохеровый шарф. Редакция решили вспомнить об этой супермодной и одно время страшно дефицитной вещи».

Интересно, не только как картинки из прошлого, но и — возможного — тьфу, тьфу, будущего. 

4. ОБЩЕСТВО

Ну, конечно, рассказывая о личном и прошлом, развлекая конкурсами и думая о тираже, каждый настоящий редактор понимает, что сила газеты — в обращении к серьезной тематике, — в умении сформулировать реальную, а не мнимую повестку дня, — в готовности держать оборону общественных интересов.

Главный претендент на титул «Газеты года» «Якутск Вечерний». Газета провела журналистское расследование строительства вместо реабилитационных центров духовной семинарии и загородной резиденции местной власти в Якутске и добилась справедливости. На первой полосе «Якутска вечернего» регулярно печатался выразительный призыв к главе республики: «Егор Афанасьевич, верните реабилитационный центр детям и инвалидам!» 

Известна своей принципиальностью и газета «Жуковские вести». На первой полосе одного из номеров просто невероятный для многих и многих коллег заголовок «Оффшорный след жуковских уиков»: «Рассказ о том, как ЖВ прошли по цепочке от членов некоторых участковых избирательных комиссий до Виргинских островов Великобритании».

Еще одна общественно важная полоса «Жуковских вестей» — «Золотые ямы — контроль бюджетных денег»: «В этом году снова, как и в прошлом, площадь ремонта превышает площадь дорог».

«Качканарский четверг» задается вопросом: «Обоснованны ли бюджетные траты на возведение снежных скульптур или лучше потратить деньги на другие нужды? В газете жители города делятся своим мнением о расходах бюджета.

«Городские вести Первоуральск» также не испытывают чрезмерного пиетета перед местными чиновниками, и предлагают оценить первые сто дней местного сити-менеджера. Четверть разворота это мнение граждан. В другой статье журналисты рассказывают, кто получает стипендии из местного бюджета.

Газета «Страна Калининград» ведет акцию «Скажите нет автохламу и автохаму», посвященную работе общественного транспорта.

Сегодня только самый ленивый не говорит об имидже территорий, пиарщики наперебой предлагают, как покорить инвесторов и туристов. Маска, намалеванная второпях, вряд ли что-то изменит в настоящем и будущем города, а вот широкое обсуждение облика улиц и площадей и санитарного состояния природных красот точно пойдет всем нам на пользу.

Светлана Колесникова, журналист газеты «Городские вести Первоуральск», говорит: «Давайте-ка вместе составим список первоуральских достопримечательностей, которые не стыдно показать гостям города. А еще — фотографировать самые позорные места города, за которые перед гостями нашего города стыдно, и выкладывать в сеть».

«Качканарский четверг» в полосе «Почувствуй себя туристом» предлагает читателям найти восемь причин посетить Качканар. Для этого нужно посмотреть взглядом туриста на свой город, сделать снимок и прислать в редакцию.

Просматривая материалы, посвященные местным бюджетам и облику городов, я подумал — да вот они эти материалы, которые надо субсидировать из тех же самых бюджетов. Наше журналистское сообщество часто спорит о форме и методах государственной поддержки СМИ. Может, это наивно, но все так просто — привлек граждан к обсуждению доходов и расходов бюджета, помог сэкономить — получай. Перед нами готовые шаблоны, работая с которыми газеты, могут помочь и себе, и своим территориям выйти из кризиса.

Итак, что же нам делать в кризис? Рецепт прост — оставаться живыми и заражать желанием жить окружающих.

PlanetaSMI.RU

_________________

© Касютин Владимир

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum