Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Прогрессорский десант как универсальный инструмент трансляции культурного опыта цивилизации
(№3 [291] 06.03.2015)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

   В то время как многие специалисты от практики и науки констатируют системный кризис мировой цивилизации, мы пытаемся разобраться с построением некоего универсального максимально-существенного модельного образа общественного устройства и сформулировать требования к мобильной группе лиц, которая могла бы оперативно преодолевать любую ситуацию, вооружившись инструментарием «Культурный опыт цивилизации». Такую группу мы называем «Универсальный прогрессорский десант». Её название прямо указывает, что она есть группой, способной универсально применять культурный опыт нашей цивилизации, направляя развитие цивилизации в сторону прогресса.

  Пусть в той или иной стране наблюдается резкий кризис жизненной организации. Что делать? – Обратиться к помощи[1] «Универсального прогрессорского десанта». Мы столько уже слыхали про «силы быстрого военного реагирования», а вот про силы социального прогрессивного реагирования слыхали значительно меньше. А ведь такая форма обмена организационным опытом возможна. Именно это утверждает наша статья, собирая в одно целое практику такого направления. 

Тезис 1. Прогрессоры – это не те, кто устраивает революционную ситуацию, а выполняет простую замену в слое «государственные служащие». 

 Русскую революцию 1917 года, как захват власти в столице, осуществили примерно 17 тысяч человек: 3 тысячи солдат и матросов и 14 тысяч рабочих, студентов и других. Оранжевые революции Украины опирались на Майдан из 12-15 тысяч человек. На вопрос: «Сколько человек надо, чтобы совершить революционный переворот в столице страны?» можно ответить: «Не более 17 тысяч».

  А сколько же человек нужно для того, чтобы удержать  государственный механизм в заданном направлении? – Естественно, речь идет не о полной численности сообщества «государственные служащие», которая исчисляется десятками тысяч людей. 

  Прогрессоры – это те, кто способен оперативно выстроить оригинальный образ эффективного механизма управления (управленческую модель) той или иной страной так, чтобы этот образ можно было культурно имплементировать в культурную ситуацию выбранной мишени. Прогрессоры также могут быть наняты для непосредственной практики внедрения своих предложений, как непосредственные участники ответственных позиций модели управления.

Тезис 2. Прогрессоры работают с механизмом организации общества на уровне задания множества «Прогрессивные цели». 

  Модель «Страна» не есть нечто аморфно безобразное. Например, сферная[2] модель страны указывает, что процесс управления любой страной затрагивает и увязывает, как минимум, 6 сфер: экономическая и финансовая сфера; внутриполитическая система (избирательная и административно-государственная); внешнеполитическое позиционирование страны; региональное устройство (в том числе материализованное и административно-территориальное); социальная сфера;  гуманитарная сфера.

  Сам же процесс управления страной происходит с помощью линий активности, которые носят название «Государственные политики». Современная страна требует[3] примерно 42 направлений таких политик: продовольственная политика; энергетическая и энергосберегающая политика; промышленная политика; …; геополитика. Эффективность таких политик контролируется системой показателей – множество из примерно 100 показателей[4]. 

  Прогрессоры используют компактно-интегральные формы образа «государство» от передовых типов аналитической деятельности[5]. Используемая модель должна «помещаться» в пространство представлений одного мыслителя или допускать простое конфигурирование[6] сегментов модели в коммуникации нескольких мыслителей.

  Если считать, что каждой государственной политике соответствует 2 человека (лидер и дублёр), то прогрессорский десант должен состоять из 42х2 = 84 человек.

Тезис 3. Методологическая культура деятельности прогрессоров отличается от культуры деятельности участников парламента.  

  Особенности качества мышления. Прогрессоры опираются на специальные компакты [7] культурного опыта цивилизации. Особенное место здесь занимают компакты культуры мыследеятельности, например: методологические игры Щедровицкого Г.П.(Россия) [8], креативные реакторы Переслегина С. Б.(Россия), методологическая площадка [9] концептуального мышления от А.Г. Теслинова (Россия), семинары С.А. Дацюка (г. Киев), онтологические игры С.П.Орловского (г. Нюрнберг) [25]. 

 Прогрессоры выращивают свои способности, погружаясь в специально организауемую среду деятельности «полноценно культурное мыслеразворачивание». Образовательный тезис «Научиться мышлению» реализуется здесь направленно, как прямое напряжение мыследеятельности в специально организованном пространстве прозрачности шагов мышления.

  Необходимо так же отметить, что из всех известных культур мышления [10] прогрессоры предпочитают методологическую культуру мыследеятельности [11].

  Особенности выбора целей деятельности. Приложить полноценно культурный опыт можно только к объекту, образ которого культурно представлен. Участники парламента ориентированы планом работы, который есть следствие работы правительственных экспертов. Прогрессоры же ориентируются на собственную проблематизацию стоящей перед ними ситуации. Важным инструментом здесь является специальная интеллектуально методологическая игра(ИМИ) – на короткое время[12] привлекаются до 200 человек из государственных служащих, вовлекаемых прогрессорами в пространство специальной мыследеятельности. Сущностный образ, как минимум, очищается от влияния ведомственных перегородок.

Тезис 4. Важной опорой прогрессоров есть система «Ситуационных центров». 

  Во время октябрьской революции 1917 года были образованы «Советы народных депутатов», которые взяли на себя всю тяжесть управления страной. Универсальной интеллектуальной опорой любой модели страны есть сетевая модель сбора информации, элементом которой есть «Ситуационный центр». Прогрессорский десант первым делом набрасывает на пространство страны такую сеть. Каждый такой центр раскрывает ситуацию своего местоположения на основе методологической игры.

Тезис 5. Прогрессоры ориентируются на конкретику разворачивания содержательного зазора, возникающий между двумя декларациями: «Декларацией прав человека» [13] и «Декларацией обязанностей человека» [14].

   Вот например, что пишет о прогрессорском десанте для Украины действительный член Римского клуба  Б. Гаврилишин: «Потенциал Украины, как природный, так и человеческий, остаётся огромным. Но, сейчас Украина в очень плохом состоянии – политически, экономически, социально и экологически. Все должно измениться. У нас есть потенциал, чтобы это сделать. Вопрос в том, как и кто это сделает? – Это будет молодое поколение. Это будут люди в возрасте 20-35 лет.  Как они это сделают? - Будут сформированы малые группы примерно по семь человек со знаниями в разных сферах: в политике, экономике, социальной сфере, экологии, может быть, антропологии. Они изучат 5-6 эффективных стран. Есть несколько эффективных стран в мире: Норвегия, Швеция, Австрия, Германия, Польша, Швейцария. Эти эффективные страны имеют 4 важнейшие характеристики: Политические свободы, Определенный уровень экономического благосостояния населения, Социальная справедливость (образование, здравоохранение, уход, пенсии), Симбиоз с биосферой. Молодые люди изучат по интернету всех факты об этих странах: какие там Конституция, судебная система, структура парламента и так далее. Затем у них будет встреча с послами выбранных ими стран. После этого они выберут, какой страну изучать глубже. Создадут программу для ознакомительной поездки в эту страну, заранее решат, с кем они там хотят встретиться: с каким министром, в какой день, даже час. Они будут связываться напрямую с этими людьми и сами будут составлять свою программу. Молодые люди будут писать статьи, делать семинары и давать интервью, чтобы распространить державностроительную информацию в обществе. Они будут готовить общество к изменениям по примеру других стран. Малыми группами по 6-7 человек молодежь пойдёт на выборы в местные советы. Группами, а не по отдельности. Это будет их политическая учеба тому, как на самом деле надо работать. Через несколько лет эти люди создадут новую политическую философию. Сейчас в мире такой нет. К слову сказать, демократия и свободный рынок не являются идеологией или философией. Эти молодые люди создадут определенную идеологию не «конкуренции», а - «взаимопомощи». Предложат «Всеобщую декларацию обязанностей человека», дополняющую уже известную «Декларацию прав человека»» [15]. 

Тезис 6. Прогрессоры отбираются с детства. Требуют специального воспитания. 

  Демократическая избирательная система нацелена на то, чтобы предоставить каждому гражданину страны равное право быть избранным в органы государственного управления. Практика показывает, что такое право могут реализовать только состоятельные люди. Здесь непременно возникают коррупционные моменты. Такая система не свободна и не независима от качества людей. В ротации участвует только номенклатура и др. Во власть непременно попадают не самые лучшие и способные люди. Принцип «От каждого по способности» реализуется здесь далеко не полностью. Немало способных людей остаются в тени. Возможно, опыт организация специальных «школ прогрессоров» [16] смог бы здесь помочь. Но пока таких школ нет, а есть только школы с более простыми уклонами: математическая, физическая, спортивная, гуманитарная.

  Почему нами управляют не лучшие люди? Почему управляют люди средних способностей и не лучшего человеческого качества? – Наша практика консультирования государственных чиновников различного уровня, от работника районной администрации крупного города до депутата парламента, указывает на несколько вариантов ответов, например: 

  •  Естественная склонность натуры человека к эгоизму, а не к альтруизму. Управленец часто использует свое положения для личной выгоды. Личную выгоду понять проще, чем коллективную.
  •  Естественное преимущество человека холерического темперамента над другими темпераментами. Холерик более и заметно энергичен чем люди других темпераментов. Управленец должен быть энергичным.
  •  Особенное развитие воли, что позволяет сводить процесс управления к процессу «волевое передавливание», когда одна из сторон начинает испытывать страх перед другой стороной. Часто система управления опирается на страх перед вышестоящим начальником больше, чем на высокий вариант возможной коллективной или индивидуальной разумности. Управленец хочет, чтобы его боялись.
  •  Управление есть не просто управление, а – борьба за власть. Кто не может бороться за власть, тот не может быть управленцем. «У нас нет времени разрабатывать проекты, мы заняты борьбой за власть нашей команды» [17].
  •  Человека никто не учит образовывать с другими людьми «цепочки коллективного разума». Управленец организует «командный разум» – результат совещания преданных главной фигуре людей. Свободная разумность здесь приобретает связанный характер как «разумность преданного лица». Нередко преданность превращают в «подневольное служение» на основе заготовленного на всех компромата.

  В отличие от обычного и типичного управленца, прогрессор – это человек, апеллирующий к разумности людей, направляющих свои усилия на прогресс своей страны. Прогрессор зовёт окружающих в круг коллективного разума, насыщенного культурным опытом цивилизации. Он как бы просит всех участников деятельности напрячь свой разум с максимальной отдачей в общее государственное дело. От каждого гражданина требуется посильный естественный вклад в коллективный разум страны. Прогрессор – это носитель виртуальной опоры пространства «Коллективный разум мировой цивилизации» для  пространства «Коллективный разум отдельно взятой страны».

  Здесь хотелось бы обратить внимание на два момента качества человека: мозговой сортинг и альтруистическое воспитание.

  Мозговой сортинг. Физическое тело головного мозга разных людей имеет структурные различия мозга, которые могут служить основанием для ранней оценки будущих возможностей человека. Речь идет о раннем определении сектора максимальной самореализации человека [18].  

  Кому-то может показаться такой сортинг «орудием дискриминации» человеческого качества. Мол, уже провалилась идея русской евгеники (выведения нового человека) от Н.А.Кольцова [19]. Мол, дело не в физиологии, а – в психологии. Правильным воспитанием можно добиться многого. Но речь идет не просто о воспитании культурного человека, а – о воспитании, ориентированном на максимум самореализации природных задатков. Например, в профессиональном спорте гимнастов немалую роль играет строение скелета и просто упорными тренировками достичь высокого результата не удается. Немало данных о роли природных задатков спортсмена можно почерпнуть в такой дисциплине как спортивная атропомаксимология [20].

  Инициативные [21] изучения особенностей работы мозга главных конструкторов космических ракет показало, что их мозг обладает особенным качеством – обладает значительным интервалом оригинальности своей энцефалограммы. Способен различать миги реального времени. Собственное биологическое время такого человека имеет более дробную единицу исчисления времени, чем 1 сек. Причём, такой темп биологических часов сложился чуть ли не с самого рождения. Заведомо раньше, чем включилась система государственного образования. Рабочей гипотезой здесь служит представление об особенной синхронизации работы полушарий головного мозга. Если синхронизацию раннего возраста человека не поддержать, то она «затмевается» возрастными изменениями. 

  Здесь же хотелось бы напомнить успешные опыты И.Б. Чарковского [22], связанные с поддержанием способностей организма, которые, если их не поддержать, закрываются в первую неделю жизни человека.

  Мозговой сортинг – этот опора на природные возможности человека с целью достижения гениального результата в его жизненной самореализации. Однако не надо забывать и поговорку «Благими намерениями дорога в ад вымощена!». Вся тайна в соблюдении некой комплексной меры, не давая привилегированного предпочтения чему то одному.

  Альтруистическое воспитание. Почему люди властных структур общества никак не могут удержаться и скатываются к предпочтению личного благополучия общественному. Начинают использовать свое положение для личной выгоды и обогащения. Как бы ни был умен и образован такой человек, он приносит обществу не пользу, а вред. Мораль человека, допущенного до власти, неизменно меняется в сторону эгоистических его склонностей, а именно – усиливает такие склонности, превращая человека в морального урода – человека, только по облику, но не человеком по сути. Эта проблема известна не менее тысячи лет. Например, в 20 веке, появилась особенная воспитательная педагогика «Коммунарское движение» [23] и педагогика «Люди для мирового сообщества экологически устойчивого развития» [24]. 

Тезис 7. Прогрессоры ориентируются на зазор содержания между идеалами –   «Непотопляемый корабль» и «Максимально возможное». 

  В работе практиков больших систем известно выражение: «Лучшее – враг хорошего». Это означает, что получение хорошего результата не надо доводить до возможного оптимума. Мерой здесь является личный опыт проектного лидера и преодоление черты «небрежная концепция». 

  Многие управленцы часто говорят о системном подходе, но редко кто их них может указать на точное расположение границ системы. Точно границу отмечает переход чистого содержания в чистую форму и обратно. Уловить такой переход – это искусство. Прогрессоры используют чаще понятие «организм» и реже «система», который пришел из опыта сложных технических проектов.

Тезис 8. Прогрессоры – это не иностранные легионеры в государственном управлении.  

  Известна практика приглашения иностранных специалистов в государственный аппарат кризисных стран. Например, таких специалистов привлекают страны, стремящиеся в Европейский Союз. Специалисты привлекаются из тех стран, которые успешно вступили в ЕС. У таких специалистов предполагается соответствующий практический опыт.

  Прогрессор – это не иностранный легионер. Он опирается не на внешне заданную цель, а на свое понимание проблемной ситуации, при устремленности на лучший вариант решений из возможных Такое понимание опирается на самостоятельно-оригинальное выстраивание базовой онтологии.

  Прогрессорский десант количественно превышает множество привлеченных иностранных легионеров.  

Тезис 9. Прогрессоры – это не эксперты мозговых центров.  

  Современное государственное управление опирается на рекомендации так называемых мозговых центров, как подчиненных государству так и не государственных. Такие центры – это множество экспертов, активно следящих за теми или иными линиями тенденций, связанных с качеством состояний государственного организма.

  Прогрессоры – это не собственно эксперты, а – когниторы, люди способные к получению достоверной и значимой информации от специалистов того, или иного профиля. Конечно, они широко образованны и могут служить «переговорными мостами» между специалистами узких профилей.  

Тезис 10. Прогрессоры – это команда, реализующая потребность поиска параллельного механизма управления. 

  В кризисное для страны время обстоятельства требуют активного изменения культурной ситуации как с внешней, так и с внутренней стороны. Например, если государственный механизм не справляется, то граждане пытаются сорганизоваться за счет некой параллельной самоорганизации. Ярким примером здесь есть организация волонтерских течений деятельности, когда государственный механизм снабжения пострадавших от стихийного бедствия районом страны полностью дублируется   инициативой активных граждан – волонтерской инициативой. 

 Прогресссоры – это не просто волонтерская инициатива. Их готовят заранее, а не в тот момент когда что-то произошло. Готовят как универсально ориентированную команду по спасению механизма управления той или иной страны. Такая страна должна получить образ нового организационного движка, чтобы знать как перезапустить свою коллективную жизнедеятельность на достойный выход из текущей кризисной культурной ситуации.

  Прогрессоры способны найти организационно-управленческий выход из широкого спектра типов управленческих кризисов и представить заказчику комплект дорожных карт на уровне государственных политик. 

Резюме

В статье оконтурены общие свойства такого понятия как «Универсальный прогрессорский десант». Содержательная основа здесь опирается на усилия по компактному сжиманию культурного следа цивилизации – методологическую культуру полноценной и решающей мыследеятельности. Такая культура позволяет  быстро и эффективно организовать процесс размысливания сложной культурной ситуации и создания эффективных моделей сложных явлений. Главным инструментарием здесь является инструментарий интеллектуально методологической игры.

Государство – это сложный объект, пространство содержания которого нужно разворачивать не как техническую систему, а как биотехнический организм. При этом можно и нужно использовать специальные инструментальные пространства мышления от прогрессорского десанта. Такой десант обладает способностями адекватной настройки на ситуацию. Действует конкретно и универсально. Отслеживает накопления культурного опыта в лучших его прикладных проявлениях. 

Примечания:

1. Мы не будем скрывать того, что такой образ деятельности есть восстановление образов социальной советской фантастики: Час быка (И.Ефремов), Трудно быть богом (А.и Б. Стругацкие) и др.

2. Такую модель предлагают многие учебники высшего образования для будущих государственных управленцев.

3. Сулакшин С.С. Интернет, 2015

4. Для мирового сообщества каждая страна представляется корпусом показателей «Мировые рейтинги и индексы», например: Отношение к стране народов мира (соц. опросы); GRICS (интегральный показатель гос. управления); индекс демократии; индекс непрозрачности; индекс свободы прессы; индекс мировой конкурентоспособности; EIS (European Innovation Scoreboard); мировой рейтинг благотворительности (CAF); индекс счастья; индекс развития человеческого капитала  (ИРЧП).

5. Например: аналитические модели С.С.Сулакшина, фасеточные модели И.А.Тогунова. Такие модели позволяют не путать тип модели страны и тип её цивилизационный формы правления. Например, современную модель страны в России можно назвать «Либерально-космополитическая слабосуверенная модель», в то время как форма её правления есть «Парламентско-президентская республика».

6. Гармоническое соединение разнородных содержаний, но не синтез.

7. Размысленный схемо-поток, альбомы социальных пиктограмм, словари понятийных различений и др.

8. Использовано включение принципа «встать на плечи всех исторических предшественников».

9. Основатель Никаноров С.П. – участник легендарной лаборатории «Ласурс» (Кузнецов П. и др.), в которой изготовляли «русское организационное оружие».

10. Здесь можно указать, как минимум, на 11 разных культур мышления, а именно: задачная, изобретательская(ТРИЗ), проектная, концептуальная, научного исследования, философская, управленческая, методологическая, психологическая, педагогическая, методологическая мыследеятельностная.

11. Такая культура возникла на основе соединения опыта культур мышления от: философии, проектирования, научного исследования, управленческой практики, педагогики. Ярким примером здесь выступает «СМД-методология» от Щедровицкого Г.П.

12. До 7 дней.

13. Принята официально международным сообществом в 1948 году.

14. Существуют  разные версии, например:  И.И. Кондрашина и др. Официально не принято. 

15. http://1-12.org.ua/pro-nas

16. Основы такой школы автор статьи пытается заложить в г. Нюрнберг, в среде молодежи русскоязычной эмиграции. Собственно эта статья есть итогом одной из серии проведенных нами очной интеллектуально методологической игры «Страна как непотопляемый корабль в море кризисов».

17. Из прямой кулуарной речи одного из консультированных нами парламентариев. 

18. Так считает руководитель лаборатории развития нервной системы человека Института морфологии человека РАМН профессор Сергей Савельев. Контрольным возрастом считается возраст 14-16 лет. За основу берутся фотографии фонда мозговых срезов выдающихся людей «Института Мозга» бывшего СССР.

19. Н.К. Кольцов. Улучшение человеческой породы. 1921.

20. http://allimmunology.org/immunitet-cheloveka/antropo...

21. И. Алексахин, А.Ткаченко. Когда рождаются таланты? АДП, Днепропетровск ,1999, 179 с.

22. http://reborn-spb.ru/archives/tag/i-charkovskiy

23. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. Москва: Педагогика, 1990. 208 с. http://makarenko-museum.ru/news/Ekat/2011/Ekat_2011_...

24. Нам было известно поселение «Новые люди международной коммуникации для устойчивого развития» (Индия), где обучались два года (9 и 10 год обучения) дети представителей негосударственных общественных организаций  экологической направленности разных стран мира.

25. http://orlovskyysa.wix.com/mkigra

_______________________

© Орловский Сергей Павлович 

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum