|
|
|
Развитие информационно-коммуникационных технологий в России повлекло за собой изменения в обществе. Происходящие изменения, в свою очередь, преобразовали информационную среду, связанную с созданием и потреблением информации. Появление доступа широкой общественности к производству информационных материалов привело к тому, что сейчас каждый человек может свободно порождать и распространять информацию. Отмеченное явление послужило импульсом к созданию гражданской журналистики. Гражданская журналистика не является профессиональной деятельностью, ее можно определить как активное участие аудитории в процессе сбора, анализа и распространения новостей и информации. Цель такого участия аудитории в журналистской деятельности – предоставление независимой, надежной, точной, полной и актуальной информации в соответствии с требованиями демократического общества. Гражданскую журналистику не следует путать с социально-активной журналистикой, являющейся профессиональной. Гражданская журналистика – это особая форма СМИ, созданных аудиторией. Главное свойство гражданской журналистики – центральное положение в ней личности с гражданским сознанием, представлением о гражданском обществе, независимым мышлением [1]. Российские ученые, используя термин «гражданская журналистика», вкладывают в него различные значения. Об этом можно судить по большому числу работ, посвященных данной теме: И.А. Березина, А.С. Бобрышова, С.В. Венедиктов, Т.Е Ворожейкина, В.В. Зритнев, О.В. Красноярова, Ю.А. Пузенцова , А. Уваров и другие. Это связано с многовариантным истолкованием аналогичного англоязычного термина, а также с тем, что определение журналистики в России как «исторически сложившегося вида духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодической распространении актуальной, общественно значимой информации, не в полной мере характеризует деятельность гражданских журналистов» [2]. Профессор И. М. Дзялошинский предлагает говорить не о гражданской журналистике, а о гражданских коммуникациях, поскольку активное участие аудитории в процессе поиска, анализа и распространения информации, по мнению исследователя, способствует формированию целостной системы, «включающей в себя помимо профессиональной журналистики многообразные информационно-коммуникационные комплексы полупрофессионального и самодеятельного характера» [3]. Гражданские журналисты за относительно непродолжительный период, с момента появления их в сети Интернет, значительно укрепили свои позиции в профессиональной журналистской среде. Это связано главным образом с тем, что в поле зрения гражданских журналистов попадают сведения, которые по тем или иным причинам остались незамеченными традиционными СМИ, но при этом имеют для них определенную ценность, поэтому редакции вынуждены прибегать к помощи своих коллег-любителей и покупать у них информацию. Используя возможности Интернета, гражданские журналисты за относительно непродолжительный период значительно укрепили свои позиции в профессиональной журналистской среде. Это связано, главным образом, с тем, что в поле зрения гражданских журналистов попадают сведения, которые по тем или иным причинам остались не замеченными традиционными СМИ, но при этом имеют для них определенную ценность, поэтому редакции вынуждены прибегать к помощи своих коллег-любителей и покупать у них информацию. В последнее время профессиональные редакции стали рассматривать гражданских журналистов как дополнительных поставщиков актуальной информации, близких понятию профессии «репортер», и привлекать их к сотрудничеству. Особенно эта тенденция проявляется в деятельности Интернет-СМИ. Сегодня существует ряд Интернет-изданий, где часть материалов пишет редакция, состоящая из профессиональных журналистов, а часть публикаций принадлежит пользователям. В России пользовательский контент составляет значительную часть материалов таких ресурсов, как электронное периодическое издание «Ридус» (www.ridus.ru), интернет-издание «Частный Корреспондент» (www.chaskor.ru) и другие. Новостной портал LifeNews (lifenews.ru) покупает свидетельства очевидцев, присланные через специальное мобильное приложение на адрес сайта, а также предлагает выполнять редакционное задание за денежное вознаграждение. Только пользовательский контент публикует редакция интернет-проекта «Мобильный репортер» (mreporter.ru). Интернет-СМИ, а также многие онлайн-версии печатных изданий не только используют пользовательский контент, но и предоставляют свободную площадку для публикаций – блогохостинг. Так, например, на сайтах газеты «Московский комсомолец» и радиостанции «Эхо Москвы» ведут блоги не только профессиональные журналисты, но и деятели искусства, политики и общественные активисты. Таким образом, можно сказать, что Интернет-СМИ рассматриваются как платформа для деятельности гражданских журналистов. Являясь людьми с активной жизненной позицией, гражданские журналисты осуществляют деятельность, направленную на привлечение внимания к социально-значимым проблемам. Интернет-СМИ, в отличие от традиционных медиа, становятся инструментом активизации социума, созданием условий, при которых именно широкая аудитория будет занимать активное положение в обществе.
Литература
|
|