Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Гражданская журналистика и интернет-СМИ: подходы к постановке проблемы
(№7 [295] 10.06.2015)
Автор: Данил Решетников
Данил Решетников

  Развитие информационно-коммуникационных технологий в России повлекло за собой изменения в обществе. Происходящие изменения, в свою очередь, преобразовали информационную среду, связанную с созданием и потреблением информации. Появление доступа широкой общественности к производству информационных материалов привело к тому, что сейчас каждый человек может свободно порождать и распространять информацию. Отмеченное явление послужило импульсом к созданию гражданской журналистики.

  Гражданская журналистика не является профессиональной деятельностью, ее можно определить как активное участие аудитории в процессе сбора, анализа и распространения новостей и информации. Цель такого участия аудитории в журналистской деятельности – предоставление независимой, надежной, точной, полной и актуальной информации в соответствии с требованиями демократического общества.

 Гражданскую журналистику не следует путать с социально-активной журналистикой, являющейся профессиональной. Гражданская журналистика – это особая форма СМИ, созданных аудиторией. Главное свойство гражданской журналистики – центральное положение в ней личности с гражданским сознанием, представлением о гражданском обществе, независимым мышлением [1].

  Российские ученые, используя термин «гражданская журналистика», вкладывают в него различные значения. Об этом можно судить по большому числу работ, посвященных данной теме: И.А. Березина,  А.С. Бобрышова,  С.В. Венедиктов, Т.Е Ворожейкина, В.В. Зритнев, О.В. Красноярова, Ю.А. Пузенцова , А. Уваров и другие. Это связано с многовариантным истолкованием аналогичного англоязычного термина, а также с тем, что определение журналистики в России как «исторически сложившегося вида духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодической распространении актуальной, общественно значимой информации, не в полной мере характеризует деятельность гражданских журналистов» [2]. Профессор И. М. Дзялошинский предлагает говорить не о гражданской журналистике, а о гражданских коммуникациях, поскольку активное участие аудитории в процессе поиска, анализа и распространения информации, по мнению исследователя, способствует формированию целостной системы, «включающей в себя помимо профессиональной журналистики многообразные информационно-коммуникационные комплексы полупрофессионального и самодеятельного характера» [3].

  Гражданские журналисты за относительно непродолжительный период, с момента появления их в сети Интернет, значительно укрепили свои позиции в профессиональной журналистской среде. Это связано главным образом с тем, что в поле зрения гражданских журналистов попадают сведения, которые по тем или иным причинам остались незамеченными традиционными СМИ, но при этом имеют для них определенную ценность, поэтому редакции вынуждены прибегать к помощи своих коллег-любителей и покупать у них информацию.

  Используя возможности Интернета, гражданские журналисты за относительно непродолжительный период значительно укрепили свои позиции в профессиональной журналистской среде. Это связано, главным образом, с тем, что в поле зрения гражданских журналистов попадают сведения, которые по тем или иным причинам остались не замеченными традиционными СМИ, но при этом имеют для них определенную ценность, поэтому редакции вынуждены прибегать к помощи своих коллег-любителей и покупать у них информацию. В последнее время профессиональные редакции стали рассматривать гражданских журналистов как дополнительных поставщиков актуальной информации, близких понятию профессии «репортер», и привлекать их к сотрудничеству. Особенно эта тенденция проявляется в деятельности Интернет-СМИ.

  Сегодня существует ряд Интернет-изданий, где часть материалов пишет редакция, состоящая из профессиональных журналистов, а часть публикаций принадлежит пользователям. В России пользовательский контент составляет значительную часть материалов таких ресурсов, как электронное периодическое издание «Ридус» (www.ridus.ru), интернет-издание «Частный Корреспондент» (www.chaskor.ru) и другие. Новостной портал LifeNews (lifenews.ru) покупает свидетельства очевидцев, присланные через специальное мобильное приложение на адрес сайта, а также предлагает выполнять редакционное задание за денежное вознаграждение.

  Только пользовательский контент публикует редакция интернет-проекта «Мобильный репортер» (mreporter.ru). Интернет-СМИ, а также многие онлайн-версии печатных изданий не только используют пользовательский контент, но и предоставляют свободную площадку для публикаций – блогохостинг. Так, например, на сайтах газеты «Московский комсомолец» и радиостанции «Эхо Москвы» ведут блоги не только профессиональные журналисты, но и деятели искусства, политики и общественные активисты.

  Таким образом, можно сказать, что Интернет-СМИ рассматриваются как платформа для деятельности гражданских журналистов. Являясь людьми с активной жизненной позицией, гражданские журналисты осуществляют деятельность, направленную на привлечение внимания к социально-значимым проблемам. Интернет-СМИ, в отличие от традиционных медиа, становятся инструментом активизации социума, созданием условий, при которых именно широкая аудитория будет занимать активное положение в обществе.

 

Литература

  1. http://www.mediascope.ru/node/896
  2. Березина, И.А. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом / И.А. Березина, А.В. Пустовалов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2013. - №1. – С 40-51. 
  3. Бобрышова, А.С. Гражданская журналистика в Интернете: теоретические подходы и эффективные практики / А.С. Бобрышова // Медиа и межкультурная коммуникация в европейском контексте. - Материалы Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский федеральный университет, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, 2014.- С. 79-81.
  4. Венедиктов, С.В. Медиакоммуникация в гражданском обществе / С.В. Венедиктов // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. – 2013. - № 3. – С. 80-92. 
  5. Ворожейкина, Т.Е. Гражданское общество: что дальше? / Т.Е. Ворожейкина // Отечественные записки. – 2014. - № 3 (60). – С. 8-24.
  6. Государство и гражданское общество в России: новые практики взаимодействия / Коллективная монография. – Волгоград : 2013. – 780 с.
  7. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М., 2006.
  8. Дзялошинский, И.М. Концептуальные модели гражданских коммуникаций // Гражданские коммуникации и гражданское общество / Науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский. М., 2009.
  9. Зритнев, В.В. К вопросу о становлении гражданского общества в современной России / В.В. Зритнев // Вестник Северо-кавказского Федерального университета. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет. – 2013. – № 1(34). – С. 151-154.
  10. Красноярова О.В. Гражданская журналистика как стимул развития профессиональной журналистики / О.В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики . - 2013. - № 1. - С. 121-125.
  11. Пузенцова Ю.А. К вопросу о прогнозах развития гражданского общества в современной России / Ю.А. Пузенцова // Известие высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – Пенза : Пензенский государственный университет, 2013. - № (25). – С. 40-49.
  12. Уваров, А. Средства массовой информации как институт гражданского общества / А. Уваров // Человек и закон. – 2014. - № 10. – 9-16. 
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum