Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Сотрудничество в педагогике и в природе: опыт краткого сопоставления
(№8 [296] 01.07.2015)
Автор: Лариса Селезнева

   Над чем нужно размышлять, чтобы продвинуться в решении своих педагогических проблем? Что я могу сказать такого, что поможет действительно кому-нибудь из учителей?

 Мы говорим: «педагогика сотрудничества». А что такое — сотрудничество? Чувствуем, что среди моря разнообразных взаимодействий сотрудничество — редкий цветок. Но нужно учиться распознавать его. Древо сотрудничества — как его растить? Как отличить для себя — на построение сотрудничества направлены мои действия, помыслы?

 О сотрудничестве сказано много ценного учеными и философами. О нем можно говорить как о труднодостижимой ступени развития. Можно говорить как о направлении, пути развития.

  Казалось бы, знаем его признаки, и отличим его безошибочно, но, как часто бывает, при размышлении возникает больше вопросов, чем ответов.

Действие

  В основе слова — корень «труд», и труд, действие — в основе сотрудничества. Значит, оно невозможно без активной деятельности. Но достаточно ли одного действия? Конечно, должна быть последовательность действий, значит, эффективней — создать определенный ритм. Сотрудничество может быть ограниченным во времени, если связано с выполнением конкретной задачи. А какой должна быть задача, чтобы сотрудничество было пожизненным? Видимо, и цель должна быть достаточно масштабной. Но это уже высший пилотаж в сотрудничестве…

Действие при сотрудничестве проявляется не обязательно в физической сфере: вспомним духовных подвижников. Например, их участие в исторических событиях могло проявляться в горячей молитве. Верить или нет эффективности такого участия — это уже дело веры каждого, и, может быть, внимательности…

Поэтому будем считать реальностью внутреннюю работу учителя, его душевные «муки» над облагораживанием образа ученика. Для учителя не будет фантастикой, что так тоже проявляется его помощь.

Какие действия, происходящие в природе, скажут нам о сотрудничестве? Один из наглядных примеров — забота о потомстве, обычное явление даже у насекомых. Выкармливание потомства — не редкость и среди самых низших — беспозвоночных животных.

Нажмите, чтобы увеличить.
Самка клопа-щитника, обитателя латиноамериканских островов, охраняет личинок [2, с. 18]

Согласованность

Приставка слова «сотрудничество» говорит о согласованности, сонаправленности действий. На основе каких законов она устанавливается? Видимо, на основе резонанса, созвучия. Вспомним закон «подобное — подобному». В психической сфере это означает, что Высшее в учениках будет отзываться на Высшее в учителе, но и низшее отзовется на низшее. Отсюда необходимость самодисциплины учителя, слежения не только за действиями и словами, но и за мыслями, настроем.

Как же начать строить такое созвучие? — задаю я себе вопрос, начиная работать со своими взрослыми (15-17 лет) учениками. Большинство принесло из школ неверие в себя, неумение строить мысль, отсутствие мотиваций к учебе и познанию. Чему содействовать? Не может быть, чтобы развивающие силы в ребенке уже прекратили свою работу! Ученики отвратились от уроков, как от чего-то мертвого, безразличного для их взросления. Значит, думать, как содействовать развивающим силам.

Но сначала, мне кажется, — показать, что они могут быть интересны для учителя — как люди. «Мне важно, что ты сейчас хотел сказать, что подумал…»

Мы удивляемся согласованной работе клеток в организме, единому ритму жизни колоний морских животных и поразительной согласованности действий у общественных видов. Но любые ли согласованные действия можно назвать сотрудничеством?

Нажмите, чтобы увеличить.
Строительство арки термитами [2, с. 373]

Направленность действий

Есть ведь примеры чётко согласованных действий, которые ведут к разрушению, направлены против общества! Из природных явлений особенно поучительны примеры паразитизма на поведенческом уровне: видов-захватчиков, грабителей, рабовладельцев. Чему учит нас природа?

Если какой-то вид муравьёв основывает свои гнезда за счет других видов, убивая хозяйку–царицу и пользуясь тем, что уже создали муравьи другого вида в своих целях, то он теряет способность к независимому образованию новой семьи.

Если представители вида становятся профессиональными грабителями, как некоторые тропические пчёлы, то они теряют приспособления для сбора пыльцы и нектара и уже не могут самостоятельно собирать корм (2, с. 326). 

Рабовладение у видов муравьев ведет к быстрой утрате нормального независимого поведения. Представители рабовладельцев теряют способность собирать и перерабатывать твёрдую пищу. 

Давно подмечено вырождение видов, вставших на путь паразитизма. Лишая себя возможностей развития, они тормозят и развитие другого вида, их принявшего, у которого происходит упрощение иерархических связей их «государства». 

Вернёмся к педагогике. Следовательно, сотрудничество — эволюционно; оно стимулирует развитие каждой из сторон. Всё, что унизит ученика — не в целях сотрудничества.

Что именно будем стимулировать, учась строить сотрудничество? Ведь оно возможно в разных сферах. Например, сотрудничество в сфере ментальной будет развивать интеллект. Куда же направлять действия, чтобы выстраивать сотрудничество в более высокой сфере? 

Попытаюсь рассуждать на знакомом для учителей-биологов примере — на теме по генетике, о законах Грегора Менделя. Если мы хотим добиться от учеников понимания генетических законов — будем развивать исключительно интеллектуальный уровень. Если хотим постепенного осознания достижений Грегора Менделя как учёного — появляется необходимость осознания его новаторства, предложенной им научной идеи. Если хотим показать подвиг его как подвижника науки, который работал без надежды на понимание и признание, то главная идея уроков приобретает духовную окраску. А если строить разговор, исходя из трудностей, которые встречает любое продвижение научной мысли? Думается, именно тогда школьники задумаются о цене каждого достижения в познании, цене наших сегодняшних научных знаний.

Имена выдающихся учёных, конечно, в школе произносятся, но она нуждается в их живых образах, в силе их мысли и идей. 

Естествознание имеет широкие возможности для одухотворения содержания своего материала для школы. Высшее во всём проявляет себя в Природе, по крайней мере, это очевидно человеку хоть сколько-нибудь верующему. Любая биологическая система — клетка, организм, сообщество — развиваются под воздействием Тонких и Высших влияний, в том числе и со стороны человека, а биосфера — всего человечества.

Кто же получит плоды сотрудничества?

Общее благо

Удивительная черта есть у истинного сотрудничества: его результат даст преимущество не только для сотрудничающих сторон, но и будет иметь общий смысл. Мы всегда можем найти и третью сторону, получающую пользу: в случае сотрудничества учителя с учениками — это класс, школа, общество, в которое они выйдут. В случае сотрудничества муравьев и растений третьей стороной будет всё лесное сообщество, и т.д. Сотрудничество выгодно всему окружающему. Плоды его проявляются в том, что мы называем «Общим Благом».

Старшеклассники подходят к тому возрасту, когда «ум тяготиться конкретным, уступая место философским вопросам». Это время «смутных стремлений» и складывания своей философии. Наступает критическое время для мировоззренческих представлений: хорошо, если выстраивается какая-либо позитивная система, но что делать, если мы ощущаем разрушительные влияния (а ими, к сожалению, сегодня всё пропитано)? Думаю, учитель здесь не должен лицемерно говорить о «свободе мнений», не должен оставлять детей в мировоззренческом вакууме. Но искусство педагогики проявится и в том, как учитель без навязывания, к которому ученики очень чутки, сумеет строить отношения.

Каковы же сами плоды сотрудничества, в чём их отличие от плодов другой деятельности?

Новый уровень возможностей

Умноженные усилия преодолевают то, что одному не под силу. Не случайно сотрудничество возрастает в периоды напряжения жизненных сил. Даже «низшие жизни» — одноклеточные — переживают тяжелые времена, соединяясь в одно целое.

Должно появляться нечто принципиально новое, невозможное для каждой из сторон в отдельности. Каждую из сторон сотрудничество поднимает на новую высоту. Сотрудничество в учении «поднимает выше того уровня трудностей, которые в силах преодолеть один» (4). 

В результате каждое звено, участвующее в сотрудничестве, приобретает новый уровень возможностей. Никакой клетке недоступен тот уровень жизни, которым обладает даже примитивный организм. Никакое существо не может так защитить себя, как это сделает колония или семья.

Эти новые возможности будут возникать в той сфере, в которой проявляется сотрудничество. Поддержать смелость мысли, усилия к размышлению — значит дать возможность проявления более высокого уровня мышления учеников.

Взаимность

Сотрудничество невозможно без движения сотрудничающих сторон навстречу друг другу, без взаимности. Значит, для уроков недостаточно просто «выступлений» учителя и проверок того, как ученик это запомнил. Мне кажется, учитель дожжен создать такие обстоятельства, при которых у ученика будет необходимость постоянно проявлять себя как личность. С другой стороны, возникает важная проблема внутренней мотивации ученика к учебе, его готовности трудиться. Мне представляется, что сегодня в отношении к школе в обществе сложился некий перекос: все дети имеют право на образование, но обязанности учиться при этом как будто нет.

Настоящее сотрудничество будет стимулировать к творчеству, любое проявление насилия в отношениях будет творчество подавлять. 

При взаимности «результаты работы одних служат стимулом для последующей деятельности других» (2, с. 374). Это цитата из описания поведения муравьёв, где приводится пример так называемого феномена «присоединения к успеху».

Нажмите, чтобы увеличить.
Принцип «присоединения к успеху» в деятельности муравьев-портных: рабочие присоединились именно к тому муравью, который достиг наибольшего успеха на вершине листа [2, с. 374]

Таким образом, при сотрудничестве происходит стимуляция к деятельности не только для двух сторон, но и для окружающих. Можно сказать, что сотрудничество по природе своей склонно разрастаться! Если, конечно, сотрудничающие стороны готовы работать сплочённо. Тогда сотрудничество может развиваться, если перед ним ставятся всё более сложные цели.

То нечто общее, что существует и развивается при сотрудничестве, конечно, имеет психическую природу. Назовём его «общее ядро». Оно будет зависеть от того представления о сотрудничестве, которое живёт в сознании сотрудничающих сторон. Другими словами, идеал сотрудничества, который мы создаём в своём сознании, влияет на это ядро. Поэтому будем создавать идеал сотрудничества настолько высокий, насколько мы к этому способны. Будем помнить, что этим закладываем Будущее.

 

Литература:

  1. Лалаянц И.Э. Коллективные амебы и иммунология. //Биология 44/2003, с. 32.
  2. Кипятков В.Е. Мир общественных насекомых. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. 408 — с.
  3. Брайен М. Общественные насекомые. Экология и поведение. — М.: «Мир», 1986, 398 с.
  4. Амонашвили Ш.А. Талант и мужество. /Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М.: Новая школа, 1996, с. 12.
  5. Владимир Вернадский: жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современнноков. Суждения потомков. /Сост. Г.П. Аксенов. — М.: Современник, 1993, с. 606 .
  6.  Бернар Клод. Жизненные явления, общие животным и растениям. (Лекции, читанные в Музее естественной истории в Париже). — СПб, 1878. — С 45 рис. и 1 табл.

_________________________

© Селезнева Лариса Викентьевна

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum