Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
"Я убит подо Ржевом". Поэтическая правда Твардовского
Военная тема в поэзии Твардовского. Отношения между людьми, память, гуманитарные...
№05
(395)
05.05.2022
Коммуникации
Дефицит и избыток информации в медиа
(№10 [298] 15.08.2015)
Автор: Андрей Мирошниченко
Андрей Мирошниченко

 Избыток, а не бедность – вот социальная характеристика, способная свергнуть капитализм и учредить коммунизм. Нынешнее устройство общества возникло в буквальном смысле в эпоху голода. С тех пор и поныне социальные иерархии и экономические системы были основаны на распределении дефицита. Авторитарные режимы управляют дефицитом, демократические режимы управляют его насыщением; но все они нуждаются в дефиците. В этих обществах статус человека или организации зависит от способности организовать дефицит или его насыщение. Строго говоря, этот миропорядок заинтересован в наличии дефицита.

 Однако в условиях избытка дефицит утрачивает ценность. Включается противоположный механизм – sharing, умение эффективно и красиво делиться (в русском языке подходящего слова пока нет, видимо, шэринг и приживется). Возникает совершенно другая экономика, где люди оплачивают не право пользования чужим товаром, а собственную эмоцию участия. Возникает другое общество, где политические бонусы приносит создание социальных сервисов, делающих sharing более удобным и заметным, престижным.

 Фактор престижа, очевидно связанный с желанием статуса, играет в шэринге важную роль. Шэринг, как ни странно, вырастает из престижного потребления. Престижное потребление – высшая форма потребления, потому что оно не связано с материальными нуждами. Престижное потребление отделяет социальную ценность потребления от материальной потребности. В условия избытка статусное потребление неизбежно превращается в статусный шэринг. В результате, скажем, знаменитости, то есть люди, профессионально зарабатывающие на своем социальном статусе, уже не могут не участвовать в благотворительности. Чем ближе общество к избытку, тем выше в нем роль контрибуции, а не консумации.

 Однако избыток довольно трудно достижим в материальном мире. Поэтому черты будущего общества избытка проступают в благополучных группах немногих благополучных странах. Но избыток - а именно избыток контента - уже достигнут в Интернете.  Поэтому любое государство - противник Интернета. У любого институционального режима, основанного на дефиците, возникают непримиримые, причем даже не идеологические, а морфологические разногласия с сетевой средой, самостоятельно производящей избыток своего основного продукта. Создавать ценность путем ее раздачи – это неслыханно; это даже не очень понятно в парадигме дефицита.

 У информации есть очень важная черта, отличающая ее от ценностей материального мира: тот, кто делится информацией, не лишается ее. Информация остается с ним и поступает к другому, обрастая отношением. В результате каждый акт шэринга умножает количество информации. Больше того: тот, кто делится, не только ничего не лишается, но еще приобретает – статус. В этом процессе срабатывает эффект позитивной обратной связи: избыток контента вызывает конкуренцию шэринга (кто больше делится, тот и молодец), а шэринг приводит к избытку. Все общественные и экономические практики, основанные раннее на дефиците, в сетевой среде обречены.

 Первой социальной практикой, столкнувшейся с этим феноменом избытка, стала журналистика. Все старые бизнес-модели медиа в Интернете обречены, потому что они были построены, как выясняется, вовсе не на информации, а на отсутствии информации у публики, - то есть на дефиците. Теперь нет дефицита ни информации, ни площади, ни каналов доставки. Нет также дефицита качества, потому что в интернете представлена информация любого качества, какое только может быть выработано человечеством, включая, кстати, качество информации, вырабатываемое журналистами, которые в числе наиболее активных авторов Сети сами подрывают былую монополию СМИ. А далее уже вирусный редактор http://www.chaskor.ru/article/sushchestvo_interneta_... отбирает и распространяет лучшее, обеспечивая каждому пользователю персональную настройку релевантного качества доставляемой информации.

 Если нет дефицита контента, то бизнесом будущих медиа должны стать сервисы шэринга, фактически – сервисы селфи, сервисы социализации, помогающие людям удобно и заметно делиться своей информацией. Если нет дефицита места для публикации, то бизнесом будущих медиа будет продажа не пространства, а времени, точнее, сервисов акселерации времени – навигация, агрегация, кураторство, компиляция и т.п. 

 Иными словами, в условиях избытка ценностью становятся заметность и время.

 Проблема для старых СМИ лишь в том, что они входят в эту среду на общих основаниях со всеми. Они участвуют в общем производстве избытка, пытаясь при этом торговать собственным дефицитом, не всегда понимая, что его больше нет. 

__________________

© Мирошниченко Андрей 

Андрей Мирошниченко, медиа-футурист, автор «Human as media. The emancipation of authorship» http://www.amazon.com/dp/B00HLT7H0E 

http://www.chaskor.ru/article/o_roli_defitsita_i_izb... 

Нильс Бор: принцип невойны
О принципе дополнительности великого датского физика Нильса Бора.
Мир в фотографиях из электронных сетей
Фотографии, опубликованные в марте-апреле в электронных сетях и на сайтах.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum