Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
О тенденциях формирования высокотехнологического образования
(№10 [298] 15.08.2015)
Автор: Евгений Брындин
Евгений Брындин

  Знания стали самым выгодным товаром, а также самыми эффективными инвестициями в будущее. Продаются патенты на технологии, получают гонорары на основе авторских прав, оплачиваются тренинги и лекции повышения квалификации и т.д. Направление развития инновационной экономики знаний в настоящее время определяют нано-, био-, инфо-, электронные и когнитивные технологии. 

 Образование становится главным движущим фактором эволюции производственных сил общества. Одной из функций вузов должен быть мониторинг количественных и качественных потребностей в специалистах с высшим образованием для национальной экономики и формирование исходя из этих показателей стратегии опережающего высокотехнологичного обучения. Инновационное развитие предполагает глубокую модернизацию сферы образовательных услуг.

  Основными препятствиями для опережающего высокотехнологичного образования в настоящее время  являются дефицит компетентных профессиональных кадров с фундаментальными знаниями и неэффективный механизм управления. Данные барьеры возникли из-за отсутствия системы качественной подготовки кадров для работы в инновационных сферах. Качество обучения является основным критерием эффективности опережающего высокотехнологичного образования.

  Стратегия развития государства до 2030 года выделяет  повышение качества образования и собственные научные разработки и внедрения как основу увеличения производительности и повышения темпов инновационного технологического развития на долгосрочную перспективу. Поэтому важная задача для учреждений высшего профессионального образования – обеспечить новый уровень качества развития производительных сил общества. Решением этой проблемы может стать внедрение стратегии опережающего обучения в ВУЗах. Опережающее обучение – наиболее эффективный способ поднятия конкурентоспособности выпускников, а в следствии и поднятие конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей. Образовательный сектор услуг в целом и, в особенности сектор услуг высшего образования, является важным фактором инновационного развития страны.

  Показателем положительной динамики изменений является повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВВП. К высокотехнологичным относят продукцию фармакологической, электронной и радиоэлектронной отраслей, производство вычислительной техники и летательных аппаратов. Данный показатель в России за 2009-2011 года составил лишь 0,9%, в развитых странах более 2%, в Корее более 5%. Наукоемкие отрасли направлены на формирование экономики знаний: образование, научные исследования и разработки. Этот показатель в развитых странах составляет более 10% от ВВП, в России 6,8. Низкие показатели развития данных отраслей обусловлены кадровым дефицитом, а так же несоответствием уровня подготовки высшего профессионального образовательных тенденциям и потребностям современного рынка труда высококвалифицированных специалистов. Поэтому необходимо реализовывать стратегию опережающего обучения.

  Важной функцией опережающего обучения является постоянный мониторинг со стороны высших учебных заведений состояния рынка труда и высокотехнологичных производств и внесение корректировок в процесс образования.

  Тенденцией высокотехнологичного образования является подготовка специалистов для улучшения качества жизни населения и обеспечения обороноспособности страны. Обществу все больше требуются специалисты с высшим уровнем образования и интеллекта с технологической инициативой, предприимчивостью, мобильностью и адаптивностью к быстро меняющимся экономическим, производственным и социальным требованиям. Высокотехнологичное образование должно опережать текущий уровень производства и состояния общества. Для этого нужно опираться на фундаментальные знания, научные исследования и технологические знания о способах производства, которые формируют способности применять их в практической деятельности.

  В системе опережающего образования значительная часть учебного времени должна быть посвящена изучению новых фундаментальных знаний, процессов и технологий, которые исходят от научных исследований. Поэтому важное место в системе опережающего образования должны занимать научные исследования и изучение практического использования их результатов.

 Опережающее образование должно быть непрерывным. Опережающее непрерывное высокотехнологичное образование успешно обеспечивает существование и развитие общества постоянным творческим обновлением, развитием и совершенствованием каждого человека на протяжении всей жизни.

 Динамизм современной цивилизации, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологий требуют формирования опережающего непрерывного высокотехнологичного образования, которое должно становиться нормой общества. Опережающее непрерывное высокотехнологичное образование формируется на основе трех основных принципах:

- фундаментальное обучение;

- деятельная направленность;

- профессиональная компетентность.

 Его можно организовывать в вузах в рамках консорциумов технологических платформ за счет прибыли высокотехнологичных предприятий. 

  Чрезвычайно актуальным и важным принципом непрерывного опережающего высокотехнологичного образования является креативность его организационных форм. Его основным креативным фактором является глубокая интеграция учебного процесса и высокотехнологичной производственной деятельности. Одним из таких подходов является система дуального образования. Согласно Международной стандартной квалификации ЮНЕСКО дуальная система образования – это организованный учебный процесс реализации образовательных программ, сочетающих частичную занятость на производстве и обучение.

 Принципы дуального образования базируются на идеях взаимосвязи науки, образования и производства, что формирует основу прогнозирования и дальнейшего развития предприятия и отрасли в целом. Опережающий характер дуального образования способствует активному подключению будущего специалиста к прикладным научным исследованиям и практическому внедрению социальных, экономических, научно-технических, профессионально-технологических изменений в образовательную систему и производство. 

 Вместе с тем, дуальное образование – это не просто практикоориентированная образовательная технология, а иной, более мобильный способ взаимодействия двух систем: образования и производства, позволяющий сократить дисбаланс между классическим образованием «на перспективу» и актуальными требованиями высокотехнологичной отрасли. При этом меняется сам подход: внедряется система с элементами дуального (практикоориентированного) обучения, предусматривающая баланс теории и практики, развитие института наставничества. Знания студент получает в учебном заведении, а навыки и компетенции – на высокотехнологичном предприятии, где планирует работать в будущем. Все виды практик выстраиваются под реальное производство, обеспечивая учебно-производственный процесс подготовки техников доступом к современным технологиям изготовления высокоточных изделий непосредственно на рабочих местах. Открывается возможность для повышения качества обучения и сокращения периода последующей адаптации выпускника – будущего специалиста – к месту работы.

 Обучение в рамках системы дуального образования будет способствовать формированию широкого диапазона навыков и профессиональных компетенций, которые позволят будущим специалистам успешно осуществлять различные виды профессиональной деятельности в рамках профессии/специальности непосредственно на рабочих местах с целевым ориентиром на изготовление высокоточных изделий на высокотехнологичном оборудовании с ответственностью за выполняемую работу. Ответственность за результаты новой системы обучения, удовлетворяющей промышленных лидеров высокотехнологичного сектора производства, в рамках системы дуального обучения будет распределяться между профессиональной образовательной организацией и предприятиями, включенными в систему дуального образования.

 В настоящее время, в высокотехнологичных отраслях используются самые передовые технологии, обеспечивающие интенсивные темпы роста наукоемких процессов. В связи с этим при подготовке кадров для данной отрасли необходимы высококвалифицированные специалисты нового поколения – специалисты, выдвигающие новые идеи, реализующие новые проекты на практике, работающие с новыми технологиями, новыми типами оборудования, владеющие междисциплинарными знаниями, способные постоянно повышать свой профессиональный уровень. 

 К высокотехнологичным сегментам рынка труда, согласно долгосрочному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. относятся такие отрасли экономики, как авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, информационно-коммуникационные технологии. 

 Предприятия высокотехнологичных отраслей переходят к использованию нового поколения техники, новых материалов, новых технологий, новой оснастки, инструментов, новых информационных систем. Они заинтересованы в наращивании кадрового потенциала работников с аналитическими и творческими способностями, инициативой, а также социальной ответственностью за результаты выполняемой работы на рабочих местах, оборудованных современной техникой. 

 Познавательный процесс подготовки кадров с аналитическими творческими способностями строится на основе фундаментально-прагматического метода компетентными профессиональными исследователями высокотехнологичных предприятий консорциумов технологических платформ. Фундаментальные знания формируют креативное мышление. Культурологические знания фундаментально формируют человеческие духовно-нравственные качества. Прикладные знания формируют компетенцию и профессионализм. 

 Фундаментальные знания способствуют молодым специалистам включиться в научные исследования. В исследовательскую деятельность они включаются  на основе междисциплинарного подхода к разработке технологий и проектов развития с ориентацией на технологический уклад текущего или следующего уровня, на конкурентный результат, на рыночный спрос, на получение прибыли. Навыки фундаментальных междисциплинарных исследований помогают им  участвовать в высокотехнологичных проектах развития. На основе полученных знаний высокотехнологичной исследовательской деятельности осуществляется совершенствование системы опережающего дуального высокотехнологичного образования. 

 Опережающее дуальное высокотехнологичное образование вузов в рамках консорциумов технологических платформ будет эффективно развивать технологическую инициативу междисциплинарных научных исследований с выходом на коммерциализацию проектов развития. 

_________________________

© Брындин Евгений Григорьевич


Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum