Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Мировое образование XXI века: перспективы использования неогуманистической декларации 102 ученых
(№11 [299] 10.09.2015)
Автор: Тамара Кирик
Тамара Кирик

Необходимость преодоления большой группы экологических проблем в условиях обострения межгосударственных отношений последних лет повышает актуальность усилий ученых, ищущих новые пути для всего человечества, заботящихся о благополучии не только современников, но и отдаленных потомков. Третий мировой экологический форум в Рио-де-Жанейро в 2012 году с участием большинства руководителей стран принял важное заключительное решение [5]. В нем для сферы образования поставлена задача "обучения для обеспечения устойчивого развития" (этот рефрен повторяется много раз), но в целом, на наш взгляд, недостаточно акцентированы вопросы мировоззренческого и морально-поведенческого плана, о чем свидетельствует полное игнорирование понятия "гуманизм" или других подобных. Следовательно, эта тема является открытой и актуальной, интересной для исследования и определения перспектив учета идеи гуманизма в деятельности образовательных систем XXI века.

В данной статье предпринимается попытка проанализировать состояние мировой и национальной образовательно-воспитательной сферы в аспектах активизации использования гуманистических идей в новых условиях, оценить вероятность повышения их значения и влияния, в частности, рассмотреть стремление американца Пола Куртца и его многочисленных коллег применить для движения к обществу будущего созданный ими вариант неогуманизма.

Важно отметить, что использование понятия "гуманизм" как синонима "человеколюбия" произошло не в те древние времена, когда шли почти непрерывные войны и доминировало непреодолимое разделение людей на «мы» и "они", а после многих столетий совершенствования и распространения на континенте Европы христианской религии. На наш взгляд, это учение отличалось бесспорным и большим интернационализмом и человеколюбием в том смысле, что все миряне были равны перед Божьей милостью в полной независимости от своего национального или любого другого происхождения. 

Нельзя сказать, что эти представления сразу же ликвидировали все старые распри и прекратили войны во всей Европе, но нет оснований отрицать тот факт, что сформировалось обобщенное понятие "человек" и основатели итальянского варианта гуманизма указывали на его "промежуточное положение" между Богом и всеми другими живыми существами на Земле. Эта идея в своем развитии подняла самоуважение человека к себе и наконец завершилась христианским протестантским учением, смысл которого сводится к тезису: «Бог даровал человеку разум и тело для плодотворного ежедневного труда и больших свершений». Если во времена возникновения религий верующие больше занимались не своим бытием, а подготовкой к загробной жизни, то европейский гуманизм и усовершенствованное христианство впервые акцентировали именно реальную жизнь - возведение жилых зданий и крупных сакральных сооружений, строительство мельниц, кораблей, изготовление орудий труда и тому подобное.

Поэтому не стоит удивляться тому, что качество и безопасность жизни стали быстро расти в тех европейских странах, где наибольшее влияние имели идеи гуманизма и протестантское отношение к труду. В странах-лидерах, в частности, в Германии в XIX веке сформировался наиболее совершенный вариант гуманизма, получивший название неогуманизм. К сожалению, преступная роль Германии в военных конфликтах первой половины ХХ в. оказалась настолько значительной, что мир "отвернулся" от идей неогуманизма и "довольствовался" учениями и трудами итальянцев, французов, британцев, американцев.

К счастью, подобное забвение оказалось не слишком продолжительным. В конце ХХ века давление на человечество со стороны глобальных экологических и других проблем стало настолько велико, что ведущие интеллектуалы мира начали все активнее искать выход из ситуации движения к полному распаду цивилизации, к началу "последнего Армагеддона" как заключительной войны всех против всех.

В период максимального обострения "холодной войны" представители точных и технических наук вместе с выдающимися бизнесменами и отдельными политиками организовали Римский клуб как свободное от правительственных действий и нежелательных политических страстей собрание аналитиков и футурологов [3; 4; 6]. Эта организация прославилась точными прогнозами экономических и других изменений, позже подтвердившимися и в целом, и в деталях, а ее основатель и многолетний руководитель А.Печчеи оставил всем в наследство два важных понятия - глобальное мышление и новый гуманизм

Обобщая его деятельность, сделаем два замечания: в целом организация руководствовалась мировоззрением развитых государств Запада, а во время вычислений и прогнозов всегда делала акцент на состояние и достижения материального производства, открытия точных наук и их воплощение в машинах и механизмах. Однако нас гораздо больше интересует участие гуманитариев, усилия представителей философии, социологии, педагогики, психологии и всех гуманитарных наук в поисках обновленного видения и самого человека, и кодекса его поведения, и моральных качеств в условиях глобальных кризисов и угроз. Особое внимание, конечно, привлекают не отдельные интеллектуалы, а эффективные организации и их научные достижения. Среди подобных довольно известным на Западе стало очень своеобразное воззвание под названием "Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных", поддержанная многими десятками представителей гуманитарных наук и искусств из разных стран мира (текст [1] имеет 102 подписи). 

Среди многих факторов, побудивших таких разных людей объединиться вокруг сложного и весьма неоднозначного общего дела, доминировали глобальные проблемы и вызовы, объем которых исключал надежду на локальные или какие-то другие подобные усилия и требовал всепланетного объединения. Лидером рассматриваемого варианта неогуманистического движения стал проф. Университета штата Нью-Йорк П.Куртц (1925-2012), а сама Декларация является следствием деятельности созданного им Института науки и человеческих ценностей и заключительным вариантом многих других книг, статей и предложений (жизненный путь и достижения кратко указаны в [2]). 

Американский философ Пол Куртц не слишком известен в Украине, его имя не вошло в Оксфордский философский словарь, где упомянут только его научный наставник С. Хук. Укажем, что его интерес к коммунизму и социализму не был распространенным явлением среди университетских преподавателей в США. За короткое время своего участия в военных действиях в Западной Европе Пол успел сформировать очень негативное отношение к обоим тоталитарным режимам - и гитлеровскому, и сталинскому. Впрочем, он не углублялся в политику и практически всю жизнь искал пути предотвращения тех социальных и других катаклизмов, которые еще при его жизни стали следствием человеческих несовершенств. Поэтому в своих научных предпочтениях П. Куртц двигался от изучения этики к формированию новой концепции образования и воспитания, имея научные труды по теории знания, критическому мышлению, методологии научных исследований, проблемам религии и паранормальных учений, а главное - философии гуманизма. Он убедился в том, что гуманизм потерял влияние и превратился в часть истории педагогики и философии, а не в эффективное средство решения через образование социальных, политических и даже экономических проблем.

Следствием этого убеждения стали попытки объединения коллег из США и других стран вокруг задачи создания нового гуманизма. Уже в начале своей постоянной работы в Университете штата Нью-Йорк (г. Буффало у Ниагарского водопада) Пол Куртц основал успешное и известное в США издательство Прометеус Букс, само название которого говорит о направлении большинства изданий на развитие прогрессивной научной мысли, предназначенной для блага людей. Он стал известным в США защитником и популяризатором наук, организатором многочисленных научно-исследовательских, образовательных и медиа-программ по критическому мышлению, светскому гуманизму и другим темам. Он весьма прославился также успешной борьбой с лженаукой, шарлатанством, паранормальными верованиями, невежеством и предрассудками [2].

В потоке подобной деятельности Пол Куртц пришел к логическому выводу, что для получения более весомых результатов необходимо прежде всего создавать союзы единомышленников и привлекать все больше сторонников. Он основал Международный гуманистический и нравственный союз и стал соавтором гуманистического манифеста II (1973), а позже несколько раз совершенствовал этот свой проект до уровня создания в конце жизни заключительного документа с названием "Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных" (2010) [1]. Именно это большое достижение американского философа-неогуманиста мы и рассмотрим достаточно подробно.

Назовем для краткости этот документ "Декларация-102" в знак того, что воззвание сразу же поддержали своими подписями 102 ученых из многих стран (к сожалению, среди них не было украинцев, поскольку П.Куртц взаимодействовал преимущественно с факультетом философии Московского университета). Декларация-102 состоит из преамбулы и девяти разделов: 1) Один шаг вперед; 2) Светский гуманизм; 3) Наука и скептицизм; 4) Человеческие ценности; 5) Личная нравственность и добрая воля; 6) Неогуманизм - это прогрессивный гуманизм; 7) Планетарный гуманизм; 8) Политическая активность; 9) Новые транснациональные институты. В преамбуле подчеркивается, что в данный момент человечество имеет достаточный научный и технологический потенциал для решения большого количества накопленных за последние два века проблем (в длинном перечне сделан упор на задачах медицины, медицинского образования и здравоохранения). Однако, есть унаследованные идеологические и культурные предубеждения, что делает особенно актуальным призыв авторов Декларации-102 к созданию и распространению неогуманистических взглядов. Именно этой мыслью завершается Преамбула:

"Мы заявляем, что науку и технику следует использовать во благо человечества. Мы должны быть готовы пересмотреть человеческие ценности и изменить собственное поведение в свете этих выводов. В быстро меняющемся мире необходимы новые идеи и подходы, чтобы обеспечить прогресс человечества. Мы сталкиваемся с необходимостью пересмотреть архаичные традиции и отношения, чтобы благополучие и счастье стали доступны для всех, кто стремится к достойной жизни для себя и для других. Мы ввели термин «неогуманизм», означающий новый смелый подход к решению общих проблем. В соответствии с этим подходом, утверждение светских принципов и ценностей неогуманизма предлагается нами как конструктивный вклад в планетарное сообщество" [1].

Уже само название начальной части основного изложения - «Первый шаг вперед» - подчеркивает важность ее ориентации. Если отказаться от излишней дипломатичности, то речь идет о критике теизма не только в старинных вариантах, но и всех современных. В Декларации-102 подчеркивается, что количество различного происхождения религиозных учений значительно превышает 4000, а различий между ними несравненно больше, чем количество общих черт. Это обстоятельство гарантировало религиозную непримиримость в прошлом, обеспечивает ее активность в наше время, наверняка будет создавать значительные проблемы для сплочения человечества и в будущем. 

Авторы Декларации-102 используют для этой темы обсуждения словосочетание "архаичные взгляды", хотя было бы более справедливым назвать их консервативными, антипрогрессивными и откровенно деструктивными. Именно в США Пол Куртц и тысячи его коллег-ученых имели дело с массовыми и фанатичными действиями верующих, требовавших ликвидировать память об эволюционной теории жизни Ч. Дарвина, изъять из школьных и других курсов естественных наук то, что не согласуется с текстами христианского Священного Писания по поводу божественного творения всего сущего. Напомним, что высшие органы США не выдержали этого влияния, ввели запреты на часть научных исследований, чем затормозили важные сектора американской науки (клонирование, выращивание органов из отдельных клеток и пр.) на период более десяти лет.

Пол Куртц и его коллеги полностью осознали, что в сфере верований приходится бороться не с идеей создания мира из ничего всего за неделю, а с огромным айсбергом или даже горой личностных представлений и убеждений индивидуального и коллективного характера. Эта мысль высказана следующим образом: "Чувство религиозной идентичности глубоко входит в человека с раннего детства, так что оно может целиком определять личность. Бывает трудно сказать, что человек более не является ирландским католиком или евреем или греко-православным, даже если он не считает себя верующим и больше не разделяет присущие данной религии догмы. Религии включают в себя не только набор убеждений. Это образ жизни, приверженность культурной традиции, моральной и ритуальной практике. Критика религии может быть сфокусирована только на самом вероучении, которое толкуется буквально, тогда как многие верующие интерпретируют его метафорически или символически или применяют его в жизненной практике ради каких-то нужд, которые оно по-видимому удовлетворяет".

Поэтому огромному множеству архаичных религиозных мировоззрений Пол Куртц и его сторонники предлагают противопоставить универсальное для всего населения Земли учение неогуманизма, которое является логическим развитием достижений Европы эпохи Возрождения и Просвещения. Европейский гуманизм оказался чрезвычайно важным переходом от первичных религиозных надежд на приход к людям по Божьей милости царствия мира и согласия, от ориентации каждым человеком всех своих сил и действий на получение права на эту милость на Земле и на Небе, к формированию в головах отчаявшихся и обездоленных верующих понимания того, что они просто обязаны прожить десятки лет в своем окружении и оставить после себя потомство. Гуманисты советовали современникам и будущим поколениям отыскать смысл бытия на Земле, направить усилия на достойное существование, бороться за равенство и социальную справедливость.

Авторы Декларации-102 предлагают новые философские основы для изобретенного ими понятия "светского гуманизма" (хотя здесь вполне целесообразен и термин "атеизм"). Вот как это выглядит: "Светские гуманисты совершенно не религиозны и придерживаются натуралистического мировоззрения. Они не считают свою позицию религиозной в принципе, полагая, что термин «религиозность» запутывает существо вопроса; этим они отличаются от либеральных религиозных гуманистов. Они черпают свои убеждения главным образом из современных источников, в основном из новейших достижений науки, но также и философии, этики, светской литературы и искусства. Поэтому многие могут желать присоединиться к светским гуманистическим группам и центрам, чтобы повысить уровень общения и обмена ценностями единодушия и дружбы. Термин «неогуманизм» наилучшим образом описывает этот новый подход, который должен глубже и полнее соответствовать задачам сотрудничества в рамках широких общественных связей" [1].

Именно в этом месте изложения происходит резкий и частично неожиданный поворот в тексте Декларации-102. В дальнейшем он опирается исключительно на перечень 16 главных черт и особенностей неогуманизма. Попробуем каждую их них выразить одним предложением с последующими комментариями.

Декларация-102 призывает объединяться вокруг идеи неогуманизма на следующих принципах:

1. Полная открытость неогуманистов к позитивному сотрудничеству. Это означает ориентацию на плодотворную совместную деятельность для спасения человечества на основе использования научных знаний и полезных технологических достижений. Неогуманисты категорически отвергают воинствующий атеизм, но одновременно "настроены критически к заявлениям об истинности религиозной точки зрения". Похоже, что Пол Куртц и его коллеги уже давно на собственном опыте убедились в том, что мировоззренческие дискуссии с убежденными верующими являются пустой тратой времени.

2. Сомнения в целесообразности и применимости традиционного теизма в XXI в. Для подтверждения правильности этой фразы в Декларации подчеркивается полная архаичность религий и их целесообразность в примитивных аграрных обществах, но не в обществе знаний образца XXI века.

3. Положительная настроенность на сотрудничество, а не на конфронтацию или соперничество. В тексте Декларации-102 содержится специальное объяснение, уточняющее, что неогуманисты отказываются от действий "против кого-то или чего-то", надеясь только на согласие. Интересно, в какой момент их терпение может окончательно исчерпаться, если будет нарастать сопротивление несогласных или ярых оппонентов до уровня, на 100% ликвидирующего надежду на осуществление задач Декларации-102 ?

4. Использование критического мышления и доверие к научным фактам. Прекрасные формулировки, которыми пользуются даже верующие в случае, когда они заботятся о жилье, благополучии и безопасности семьи, сохранности средств передвижения и тому подобное.

5. Критически-уважительное отношение к этическим принципам и ценностям. Это утверждение уже гораздо ближе к философии, что предполагает значительную работу для неогуманистов. Если в вопросе доверия к научным фактам проблем и сомнений нет, то множественность религий и даже научных вариантов гуманизма уже давно привела к разнообразию культур, основ морали, комплексов приоритетов и ценностей. Остается надеяться на полную победу предложений неогуманистов во всех 16 пунктах.

6. Поддержка ключевых цивилизационных ценностей и принципов поведения. Это еще один потенциальный источник разногласий "других" с неогуманистамы. Декларация-102 является произведением "западной" мысли с учетом принципов христианства. Присоединится ли к ней Восток без оговорок или коррекций - увидим позже.

7. Признание необходимости и незаменимости общественной жизни. Здесь возникают определенные размышления, ведь последовательное применение этого утверждения означает ориентацию сторонников Декларации-102 только на то, что реально "возможно" в данном обществе, а не на "желаемое". Это заметно противоречит высказанному ранее намерению трансформировать мир и вывести все человечество в "совсем другую общественную жизнь".

8. Защита права на неприкосновенность частной жизни. Точная формулировка выглядит так: "Это центральный постулат демократического общества. Индивиду должно быть предоставлено право принимать самостоятельные решения и реализовывать свои ценности в той мере, в какой это не ущемляет права других". История человечества и открытые этологами истоки законов индивидуального и коллективного поведения существ из вида Homo Sapiens свидетельствуют об исключительной сложности осуществления этого тезиса. Если индивиды будут вполне самодостаточными, то совместные действия кризисного и общего плана становятся практически невозможными (потому что "каждый имеет право... "). Достижения желаемой цели очень облегчается лишь при "послушании" людей, их податливости на пропаганду произвольной природы. Но движение масс к общей цели, очевидно, в этом случае контролирует "власть". Остается надеяться на то, что она будет придерживаться не только неогуманизма, но и лучших религиозных предписаний.

9. Поддержка демократии, справедливости, свободы. Прекрасные пожелания, которые весьма нелегко реализовать в полном объеме. Авторы Декларации-102 не только надеются, но и убеждены в их существовании: "Гражданские добродетели демократии прошли долгий путь развития и сегодня они вполне укоренены в общественной жизни, обеспечивают принципы терпимости, справедливости, примирения различий и готовности к компромиссу". Здесь снова очень ярко проявляет себя упомянутое "западное" происхождение текста, а нам в Украине в условиях мощной агрессии остается надеяться на чудо или милость Божию, ибо эти "демократии" прекрасно настроены "на компромиссы".

10. Неогуманисты признают важное значение персональной воспитанности, доброй воли и порядочности. Содержание этого тезиса в Декларации-102 звучит так: "Исторически сложилось так, что многие неверующие, люди светского мировоззрения, атеисты и агностики недооценивали важность личной нравственности, поскольку они отказывались обсуждать поведение людей в терминах греха, наказания и воздаяния, или апеллировать к полиции нравов. Они предпочитали рассматривать вопросы нравственности как проблему социальных преобразований. Но ясно, что это было заблуждением, ибо неразумно избегать вопросов добропорядочности и моральной честности отдельных лиц, которые и составляют общество. Нам нужны просвещенные индивиды, достигшие должной степени этической зрелости и моральной добродетельности. Соответственно с этим нравственное воспитание детей и молодежи имеет особое значение для родителей и общества. Это справедливо также и для взрослых, которые имеют семьи, рабочие отношения с другими людьми и участвуют в жизни общества".

У нас есть очень много предостережений относительно подобной формулировки, которая "слегка" и ненавязчиво обвиняет в полном невнимании к основам морали и поведению "многих неверующих, людей светского мировоззрения, атеистов и агностиков" только потому, что они "не стали обсуждать...". По нашему убеждению, на самом деле во всех странах мира указанная группа состояла из очень порядочных людей, которые из внутренних убеждений автоматически и почти неосознанно действовали высокоцивилизованно, относя при этом к невоспитанности восхваление себя или пространные разглагольствования на темы морали. 

11. Признание верховенство права, равенство перед законом. К такой краткой формулировке у нас возражений нет, а вот в пояснениях авторы Декларации-102 чрезмерно восхваляют либерализм, свободный рынок и тому подобное. Здесь уже не очень спасают и такие красивые сентенции: "Неогуманисты поддерживают прогрессивный гуманизм, то есть точку зрения, согласно которой необходимо гарантировать, насколько это возможно, равные возможности для всех членов общества. К этим гарантиям относятся право на образование, всеобщее здравоохранение, право, там, где это возможно, на оплачиваемую работу и получение  достаточного дохода, с тем, чтобы могли быть удовлетворены основные потребности человека". В дальнейшем изложении создатели Декларации-102 признали эти планы нереальными, но в конце отметили, что в случае объединения настойчивости и мужества все же можно достичь устойчивого развития.

12. Неогуманисты являются активными защитниками окружающей среды. Здесь все хорошо, но требование авторов Декларации-102 о запрете для любого "чрезмерно потреблять богатства природы» не захотят выполнять граждане стран Запада. Слишком они привыкли к комфорту и частным самолетам.

13. Признание необходимости ограничения или регулирования численности населения планеты на научных принципах. Этот пункт нам откровенно не нравится, потому что его выполнение будет не только грубым вторжением в частную жизнь, но и просто антигуманным. Слабость этого своего тезиса П. Куртц и его коллеги вполне осознавали, поэтому не пожалели места для приведения количественных данных о росте численности населения Земли в наше время. Почему-то написали о "вредности" возрастания процента людей третьего возраста в составе населения, игнорируя их способности своим интеллектом эффективно поддерживать экономику общества знаний (они были "лишними" только в архаических обществах). Жаль, что провозглашая высокое уважение к точным наукам, авторы Декларации-102 полностью проигнорировали креативный потенциал нанотехнологий и ноотехнологий, не вредящих окружающей среде и способных в будущем обеспечить устойчивое развитие.

14. Неогуманисты принимают активное и позитивное участие в политической жизни. Этот пункт частично повторяет №7, мы его комментировать не будем, отметив, что задачей средней и высшей школы является формирование достаточной гражданской компетентности, в частности, "позитивности" участия в политической жизни.

15. Неогуманисты критически настроены к идее неограниченного потребления и факта отсутствия границ для индивидуального обогащения. Приятно, что здесь авторы Декларации-102 обратили внимание на вредность жадности и попыток многих лиц превзойти соседей если не по уму, то хотя бы в объеме накопленных вещей. Мы не нашли очень необходимого предложения создать и принять мировую конвенцию "Об обязанностях человека», но в тексте этого пункта находим следующее окончание: "Хотя валовой национальный продукт является важным критерием экономического прогресса, мы должны также стремиться к тому, чтобы повысить уровень валового национального качества жизни. Мы должны поощрять людей к радостному восприятию жизни, совершенствованию, осознанию собственного достоинства; мы должны убеждать их, посредством образования, развивать свой эстетический, интеллектуальный и нравственный уровень и таким образом повышать качество своей жизни" [1, раздел 8]. Задачи для образовательной системы сформулированы правильно, но почему-то остались без внимания современные СМИ, вклад которых в эволюцию человечества становится все более негативным. А ведь они могли бы обучать хотя бы "радостному восприятию жизни".

16. Преодоление эгоцентрического индивидуализма и искоренения шовинистического национализма как препятствий для движения к устойчивому развитию человечества. Это очень важный пункт, который можно активно приветствовать. Вот только пример его возможного применения выбран неудачный: "Новой реальностью XXI века является тот факт, что никто на планете не может жить в изоляции, и все части мирового сообщества взаимосвязаны. Это в равной степени справедливо и в отношении национальных государств, пользующихся случайными преимуществами, предопределенными событиями прошлого. Неудача Копенгагенского конгресса в декабре 2009 г., на котором 192 государства не смогли прийти к соглашению по противостоянию глобальному потеплению, указывает на насущную необходимость создания новых международных институтов" [1, раздел 9]. 

Позиция авторов Декларации-102 по "глобальному потеплению" не имеет, к сожалению, достаточно обоснованного научного доказательства. Ситуация остается сложной, но с каждым годом накапливается все больше неожиданных научных данных. Они, как минимум, ликвидируют актуальность этой угрозы на интервал 30-50 лет, как максимум, доказывают отсутствие радикальных изменений климата и подчиненность его традиционным природным циклам. Напомним, что в 1920-1930-х годах было потепление, в 1950-1960-х похолодание. Современное потепление уже начало переходить в похолодание.

Если философские основы неогуманизма Декларации-102 не вызывают у нас особых возражений или критики, то операционные предложения требуют именно критического подхода (т.е. применения пункта №4). Можно, конечно, предложить создание очень мощной глобальной экологической полиции, но одновременно необходимо предусмотреть формирование приличных вооруженных "эколсил" с новейшей техникой для принуждения тех, кто будет загрязнять окружающую среду не только на территории соседних государств, но и на своей собственной.

Следовательно, поддерживая Декларацию-102, мы можем предложить использование этого документа в системе высшего образования как пример характерного для наших бурных времен проекта решения многих мировых проблем только через воспитание, формирование нового мировоззрения, высокого качества и мощного по влиянию морального комплекса и др. у каждого человека, которому посчастливится жить в XXI веке.

А этот век действительно будет трансформационным, ведь не случайно же он начинает третье тысячелетие. 

 

 

Литература

1. НЕОГУМАНИЗМ: декларация светских принципов и ценностей –  личных, социальных и планетарных (Российское гуманистическое общество. (Url: http://www.humanism.ru/neohumanism.htm 11-04-2015)

2. Памяти Пола Куртца (Url: http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=001006)

3. Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Д.М.Гвишиани. - 2-е изд. - М: Прогресс, 1985. - 312 с.

4. Похресник А. Вища освіта і Римський клуб: минуле і майбутнє // Вища освіта України. – 2014. - №4. – С. 23-28

5. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 июля 2012 года. 66/288.   Будущее, которого мы хотим  (Url: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/1...)

6. Римский клуб / Сост. Д.М. Гвишиани, А.И. Колчин, Е.В. Нетесова, А.А. Сейтов. – М.: УРСС, 1997. — 384 с.

Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum