Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Общество
Формирование государственного имиджа в лице первой леди
(№11 [299] 10.09.2015)
Автор: Вероника Чекалюк
Вероника Чекалюк

  Имидж государства во многом зависит от имиджа первых лиц,  лидеров, а также от представителей элиты, деятелей искусства и спортсменов, в том числе и от неформальных лидеров. Супруга Президента – Первая леди играет определенную роль в политической жизни страны, она – воплощение женской аудитории  и может рассматриваться как образец для подражания и наоборот. В статье рассматривается роль первой леди в формировании имиджа государства.

  Жена Президента либо другая личность, которая имеет статус Первой леди в государстве (президент, королева, премьер-министр и так далее) играет значительную роль в политической жизни страны, она – воплощение женской аудитории и может быть образцом для подражания, усиливать положительный имидж страны или, наоборот, портить репутацию. Имидж первой леди дополняет имидж президента, что, безусловно, влияет на формирование имиджа государства. Имидж первой леди и восприятие державы - взаимосвязанные составные успеха единого имиджа. В статье учтено особенности формирования имиджа первой леди именно в Украине, потому что для каждого с государств, соответственно традициям,  восприятию женщины, методы формирования имиджа особенные, индивидуальные.  

  Имидж – это способ эмоционального воздействия на сознание, трактуется учеными как «образ», который объединяет совокупность материальных и психологических понятий. Определяя характеристику понятия имидж (англ. image, лат. imago, imitari — «имитировать») — штучная имитация или подача внешней формы какого-либо объекта, особенно личности. В журналистиковедении имидж трактуют как образное представление об объекте, который формируется в массовом сознании под влиянием СМИ [1, с.1]. Относительно первой леди – это результат ее работы над собой и придуманные действия команды высококлассных специалистов. Понятие охватывает внутренний образ и внешний – умение себя преподнести, публичное позиционирование в контексте существующих обстоятельств, времени  и политической ситуации, а также умение одеваться, общаться с людьми любой ступени социальной иерархии и так далее. Функции имиджа: познавательная (информационная), номинативная, эстетическая, адресная. Имидж все время пребывает в состоянии эволюции, адаптируется и приспосабливается к определенным ситуациям, в данном случае в контексте государственной политики страны. Имидж может быть разносторонним (несколько представлений об едином образе); и единый целостный, непоколебимый. В данном исследовании мы рассматриваем имидж как первый синтетический образ, который образуется в сознании людей относительно конкретной личности, организации или чего-либо другого…

  Используя данный термин относительно создания имиджа первой леди, мы можем трактовать его с точки зрения взаимодействия существующих личных качеств первой леди и их отображения в СМИ, а также в общественном сознании, на фоне ожиданий и представлений о первой леди. Имидж рассматриваем сквозь призму политических процессов, деятельность президента и других обстоятельств, которые влияют на среду. Мы просматриваем прямую взаимозависимость имиджа первой леди и имиджа страны.   

  Предлагаем типы имиджа первой леди: желанный (ожидаемый), реальный (действующий), традиционный, способствующий формированию положительного образа, идеализированный. Сюда возможно добавить инновационный, отражающий важную роль в жизни общества на уровне с мужчиной-лидером. 

  Перечисленные типы имиджа не противоречат друг другу, могут складываться и сочетаться в раздичных вариациях, а при определенных обстоятельствах переходить от одного к другому. Профессиональный подход к формированию желаемого имиджа базируется на тщательном, всестороннем изучении среды, в которой находится объект имиджа и аудитории, которой этот имидж адресованный.

  Желаемый результат команда имиджмейкеров и пиарщиков получает не случайно, а только при условии согласованной работы и продуманной стратегии. Первая леди – также инструмент для усиления имиджа государства. Позиционирование публичных шагов первой леди в прессе, можно обозначить как имидж-отображение

  Принцип достижения успеха первых личностей государства ради усиления государства в целом методологически близок к военной стратегии. Подобно ей имидж состоит из определенных принципов и тактик взаимодействия государства и СМИ, программ и событий, ориентированных на внешний и внутренний рынки, и в конечной цели направленных на победу.

  Изучая опыт исследователей-предшественников, можно сделать вывод, что политтехнологи, ученые-практики исходили из разных представлений о сущности имиджа, о роли первой леди в формировании государственного имиджа, её влиянии на СМИ и восприятия информации, формирования общественного мнения. В течение ряда лет нами проводились наблюдения за деятельностью и формированием первых леди ведущих государств мира. Эти исследования основываются также на персональных интервью, непосредственно на мониторинге и анализе материалов в деловых и информационно-аналитических СМИ о первых леди, опросе среди специалистов имиджмейкеров и журналистов, PR технологов об имидже первой леди.

  Вопрос имиджа первой леди государства актуален и подлежит научному изучению в динамике создания имиджа женщины–созидательницы, жизнь и деятельность которой направлено на благополучие семьи и государства. Акцентируем внимание на вопросе имиджа первой леди, её влияния на имидж государства. Не существует единого алгоритма создания образа, но есть видение, что мы желаем достичь, есть много факторов (традиции государства, политические, экономические и социальные аспекты, возможности и первоначальный имидж леди, история её жизни, образование и внешние данные): имидж требует тщательного создания, важна каждая деталь, каждый шаг.

Образ определенной страны часто напрямую ассоциируется с портретом первых личностей, правящего режима в целом, и одну из ключевых ролей в формировании представления о государстве играет Первая леди. Прежде всего это официальная жена президента либо другая яркая женщина-политик высокого ранга, она может быть даже неформальным лидером без официального политического статуса. Имидж нужно создавать, формировать, сохранять и делать популярным с помощью инструментов медиа.  

  На наш взгляд, для формирования положительного имиджа государства Первая леди должна отвечать таким принципам поведения и целевым установкам.

1) Первая леди должна отстаивать интересы общества, а именно: беспокоиться о проблемах культуры, здоровья и образования нации, экологии, социальной защиты, отстаивать права женщин и детей, интересоваться различными направлениями развития страны.

2) На собственных примерах демонстрировать основные постулаты, заложенные в Конституции (заботится о сохранении традиций и законов государства).

3) Должна соблюдаться синхронность действий первой леди с программами государства. А именно – на собственных примерах поддерживать действия Президента  (например, если в СМИ правительство акцентирует внимание на поддержке отечественного производителя, то первая леди «ненавязчиво» демонстрирует свою симпатию отечественным производителям).

4) Способствовать налаживанию международных связей государства. Соответствуя правилам дипломатического этикета, выступая в роли дипломата, усиливая своим имиджем авторитет президента на международной арене. 

5) Ведение здорового способа жизни, соответствующего критериям жизни женщины высшего общества. 

  Исследователи считают, что характер, внешние данные поведения первой леди остаются неизменными, в то время как всё остальное – результат работы над собой объекта имиджа и профессионализма команды. Первая леди – это роль, которую надлежащим образом нужно искренне сыграть: роль хранительницы очага-государства, верной жены и подруги-соратницы, матери, эталона женственности для граждан страны, в меру часто появляться на страницах СМИ с целью усиления имиджа мужа. Личные черты: стойкость, терпение, самоотречение, дипломатичность. Примером этого являются Лора Буш, Маргарет Тэтчер, Наина Ельцина, Мишель Обама.

  Первую леди не надо любить, задача имиджмейкеров – достичь уважения и доброго отношения к ней среди общества, - убеждают специалисты политической рекламы Тим Белл и Бернард Ингем [2], которые за свою успешную деятельность с М. Тэтчер получили статус сэров. Тим Белл: проблема политиков в коммуникациях в том, что они, кроме М. Тэтчер, не  делают отличий в информировании и  убеждении. Несомненно, Тэтчер – яркая представительница первой леди, «железной леди», имиджу которой завидуют даже политики-мужчины. Сдержанная и жесткая, она яркая представительница типа имиджа-женщины-мужчины. СМИ называли её «мужчина в юбке», этот образ усиливался удачной профессиональной деятельностью жесткого принципиального лидера. В свое время она стопроцентно отвечала запросам общества, страна стремилась иметь именно такого лидера. Стилю «железной леди» следовали, ей подражали претендентки на звание мировых женщин-лидеров, в частности, экс-госсекретарь США Кондолина Райс, которая в СМИ акцентировала, что «в браке с работой» и в то же время пыталась не привлекать внимание прессы. 

  В работе с медиа важным является и эмоциональность женщины-политика, её риторика, поведение, стиль общения с медиа, внешность и выражения лица – совокупность инструментов, которые формируют имидж.

  В каждой стране Первая леди государства – это наиболее загадочная личность. Это не просто жена лидера, при определенных обстоятельствах, она может уверенно занять одно с ведущих мест в политической жизни государства, стать воплощением девичье-женской, детской его половины и образцом для подражания, эталоном женственности и красоты, мудрой правительницы и подруги всех граждан. Соответствие статусу зависит от желания самой леди, её стремлений, ума и, как ни странно, вкуса и команды профессионалов. Часто имиджмейкеры для создания нужного имиджа Первой леди предлагают набор качеств, которые успешно апробированы известными женщинами мира.  Образцом для подражания можно считать имидж Первой леди США Жаклин Кеннеди: изысканная, умная, свободно владеющая несколькими европейскими языками, всегда безупречно выглядящая – эталон стиля и красоты для всех женщин мира. Хотя в СМИ неоднократно критиковали её излишнее пристрастие к дорогой одежде, в частности, леопардовое манто вызвало волну протестов, после появления пани Кеннеди в этом манто у всех возникло желание носить именно такое, и это в общественном сознании превратилось в реальную угрозу уничтожения животных. Мода влияла на Жаклин, но еще более Первая леди влияла на моду. Её стиль и чувство вкуса, и другие приемы внешнего имиджа и сейчас используют имиджмейкеры в своей работе с женщинами. Её розовые брюки стали хитом и вызвали фурор на страницах таблоидов. Необходимо вспомнить, как во время знаменитого официального приема супружеской пары Кеннеди во Францию в 1962 г. Президент Шарль де Голль сказал: «Пани Кеннеди – слишком большая драгоценность даже для президента США!». Жаклин пленила Париж, её манеры и безупречный вкус пленили сердца модниц и мужчин, она стала главной светской львицей в СМИ в лучшем понимании этих слов. Её имидж усиливал статус Президента США. По подсчетам биографов семьи Кеннеди, во время пребывания в Белом доме Жаклин заказала у известных Кутюрье более 300 платьев. Под пристальным взглядом папарацци были счета с бутиков, поэтому счета за одежду Жаклин оплачивал её тесть – Джо Кеннеди-старший, чтобы исключить вопросы, якобы Жаклин разоряет плательщиков налогов США. 

  Полная противоположность Жаклин Кеннеди – Лора Буш, сдержанная и скромная. Она выходила в свет в обычной одежде. Стиль и вкусы вызывают замечания со стороны американских Кутюрье, что нашло отражение в СМИ, они критиковали излишнюю скромность миссис Буш. Несмотря на это, с точки зрения политического имиджа Лора Буш сделала правильный выбор, её скромность сокращала расстояние к пьедесталу – ближе к людям. Её выбор давал возможность стать популярными малоизвестным дизайнерам, которые производили недорогую одежду, доступную массам. Благодаря Лоре Буш скромность Первых леди стала трендом начала 21 века.

  Ориентир для имиджмейкеров – Хиллари Клинтон. Задолго до того, как супружеская пара переехала в Белый Дом, она была своеобразным резонатором для своего мужа. Они вместе учились в Ельском университете, она всегда поддерживала и стимулировала к карьерному росту и развитию Билла Клинтона, принимала участие в политических кампаниях мужа и фактически исполняла роль партнера в преодолении карьерных ступенек. 

  Вспоминая мировых Первых леди, исследователи не могут не уделить внимание Королеве Великобритании Елизавете, женщине-легенде, которой уже около 90 лет и она занимает трон более шести десятилетий. Во время празднования бриллиантового юбилея своего пребывания на престоле королева подчеркнула, что навеки обязана народу и умрет Королевой. Елизавета по сроку правления – вторая среди живых монархов в мире. Она, в соответствии с возрастом, пребывает в великолепной форме, не вмешивается ни в какие правительственные решения или дела национального значения. Имидж её безупречный благодаря поддержанию постулатов конституционного монарха в современном демократическом государстве. Стабильность её положительного имиджа в четком соблюдении Конституции и задач королевы: слушать, радоваться, предупреждать. Королева – воплощение национальной идентичности и исторической монархической традиции (монархии в Англии более тысячи лет с краткой переменой правления Оливера Кромвеля). Несмотря на почтенный возраст, королева старательна и трудолюбива, пунктуальна и сдержана. Большинство современных жителей Британии знали в своей жизни только одного монарха - королеву Елизавету ІІ.

  Наиболее распространенный метод психологического воздействия на аудиторию с использованием медиа-инструментов. С точки зрения современных коммуникационных процессов, чтобы произвести положительное впечатление, первая леди не должна произносить речи и быть среди медийных личностей. Ей достаточно быть духовной и и четко следовать профессиональным советам имиджмейкеров и пиар-, политтехнологов, решая проблемы общественности. Для быстрой и выраженной реакции на общественные вопросы для первой леди открывают благотворительные организации, общественные приемные, где специалисты оперативно фиксируют обращения граждан и правильно реагируют на запросы аудитории, подготавливая первую леди к появлению на публике, что принесет положительный результат для её имиджа. Согласно мудрости, как узнать человека? Мудрец ответил: «Важно не то, как человек говорит, не то, какая у него внешность, а то, какая атмосфера создается в результате общения с ним. Только сильный,  уверенный в своих ценностях человек способен создать атмосферу соответствующую его духу». [3, c.1]. Первая леди – это атмосфера, особенное настроение доброты и духовности, величия и великодушия.

  Имидж женщины-политика безусловно включает: уверенность, сдержанность, привлекательную внешность, в меру активность и бодрость, энтузиазм, оптимизм, иногда решительность, силу воли. Все эти качества соответственно обстоятельствам и культурным традициям окружения, национальным и этническим особенностям места и времени. Как подчеркивает Г.Г. Почепцов, [4, с. 32-38] имиджмейкеры выделяют невербальную коммуникацию, правильный выбор прически, макияжа, одежды и аксессуаров. Бренд страны воспринимается через восприятие первых лиц;  имидж первой леди ученый характеризует,  четко ассоциируя с личностью королевы Франции, украинкой Анной Ярославной, мы уверены, что воспитание, атмосфера в семье, внешняя красота и манеры, дипломатичность и мудрость, - главные качества первой леди страны, всё остальное – работа команды профессионалов.

 Положительный имидж Первой леди напрямую не гарантирует увеличение электората ее мужа, поднятия его рейтингов и усиления государственного имиджа в мире. Дополнением к внешнему имиджу должны быть конкретны результаты деятельности Первой леди, отображение в СМИ: участие в социальных проектах, продвижение программ с реформирования  отдельных образовательных, медицинских, социальных инициатив.  Позиция и публичные шаги первой леди способны влиять в первую очередь на пассивную (аполитичную) аудиторию, на тех, кто имеет право голоса на выборах: женщин-домохозяек, людей старшего возраста, с ограниченными физическими возможностями и другими физическими недостатками, а также молодых граждан, которые не определились с политическими взглядами.

 Методы работы над имиджем первой леди

  Относительно усиления положительного имиджа женщины, жены лидера страны автор предлагает собственные методы: 

- метод ответственности - адаптация относительно запросов аудитории существующих характеристик объекта имиджа;

- метод созвучности - взаимосвязанность публичных шагов позиционирования первой леди со стратегией развития страны; 

-  метод усовершенствования  - усиление сильных сторон личности и ее навыков, 

- метод прямой рекламы - работа команды относительно тиражирования необходимого образа в СМИ;

- метод трансформации успеха - ориентиры на иностранный и исторический опыт позиционирования мировых первых леди;

- метод быстрого реагирования - мониторинг ситуации и оперативный эминг;

- метод зеркала, когда имидж первых личностей отображается на имидже государства и, наоборот, динамика государственных событий имеет прямое влияние на имидж Президента и первой леди в ее публичных действиях и проявлениях, комментариях ситуации в СМИ;

  Разработкой имиджа жен политиков занимаются политтехнологи, имиджмейкеры, социологи, пиарщики. Некоторые имиджмейкеры склоняются к тому, чтобы имидж. Первой леди был эмансипированным, близким к мужскому. Проф. Г.Г. Почепцов не поддерживает эту теорию, поскольку, по его мнению, мужественным должен быть все-таки президент, её муж. Миссия  первой леди – быть контрастным фоном для своего мужа, не ослаблять его мужество, а усиливать. Если президент -  женщина, то, безусловно, в имидже политика доминируют мужские черты (решительность, жесткость, принципиальность, отсутствие украшений, брючный стиль, строгие костюмы и сдержанные прически), разрешается незначительная женственность, однако, в целом, в мире принято, чтобы высокопоставленная дама выглядела, в первую очередь, строго и элегантно, сдержанно, но ни в коем случае не сексуально. В гардеробе большинства женщин-политиков преобладают суровые костюмы, которые, зависимо от ситуации, могут быть пастельных или неярких темных оттенков и прежде всего элегантными, но могут сопровождаться юбками ниже колена, обувью на невысоких каблуках и сдержанными аксессуарами. Следует обратить внимание, что аксессуарам уделяется особенное внимание, они могут быть символическими, связанными с вероисповеданием или тематическими праздниками – иногда маленькая деталь способна изменить на лучшее невзрачный костюм политика. Детали любят глянцевые таблоиды, которые больше наблюдают за формой чем за содержанием. Рваные чулки могут быть более сенсационной новостью, чем подписание договора государственного значения. Тема женщины – наиболее интересная для имиджмейкеров, потому что это пространство для  фантазий и кропотливой работы. 

  Женщина в политике – это прежде всего чиновник, а уже потом женщина [5]. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт всегда выделялась эффектными украшениями, элегантно наброшенными на плечи платками и эксклюзивными аксессуарами, которые подчеркивали её утонченное чувство стиля. В политике играют по мужским правилам. Женщина должна адаптироваться или выйти из игры. Современный политический спектакль предлагает несколько женских амплуа, которым соответствует образ: великолепная женщина, муза для президента и страны, сдержанная невзрачная первая леди, тень мужа, самостоятельный политик, лидер-феминистка, женщина духовный лидер, хранительница (Мать Тереза).

  Безусловно, одежда и внешний вид «первых леди» наиболее подлежит модным влияниям. В нем закодирована мысль, жена – зеркало успеха мужа. Имидж первой  леди – отображение амбиций президента, его  ум и вкус, талант  и другие преимущества. 

  Правильный подход – залог успеха, и как результат – положительный имидж. Персональная страница в общественных сетях, личный сайт первой леди и её организации – неотъемлемые источники информирования СМИ о деятельности, эффективность которых определяется данными мониторинга относительно тенденции роста или падения рейтингов первой леди, президента и государства в целом.

  В данном исследовании предложено направления разработок для эффективной деятельности первой леди и женщины-политика в современном информационном пространстве, что влияет на формирование имиджа государства.   Красота для первая леди  не имеет значения, задача команды создать для масс иллюзию её привлекательности и заставить всех поверить в это. Когда женщина находится в помещении, присутствующие реагируют на её энергетику, а не на внешнюю красоту. Поэтому настоящие профессионалы прежде всего заботятся о содержании, а уже потом о форме и приводят объект к совершенству.  

Как быть первой леди «для своих»: советы имиджмейкера обычным женщинам 

  Первая леди, не только первая по статусу, но и по содержанию. Первая – это знак высшей пробы и качества женщины. Эта статья посвящается прекрасной представительнице рода человеческого – ЖЕНЩИНЕ. Первой женщину делают мужчины, без любви и уважения мужчины женщина не будет чувствовать себя настоящей. Именно мужчины создают леди. Мужчина влюбляется не в рост или вес, не в формы, а в естество, природу женщины, внешние качества важны, но лицо и фигура, волосы вызывают восхищение уже после этого. Художники, писатели и поэты, воспевающие изысканность женщин, тонкий стан, пухлые губы, шелковые волосы, роскошные длинные ресницы, описывают отражение её духовного света на внешности женщины. На первом месте – это энергетика, её поступки и действия, её отношение к людям.  Ощущая поддержку супруги, влюбленный мужчина готов на многое, если он окрылен любовью женщины, он непобедим. И не столь важно – худенькая или полненькая, высокая или миниатюрная, воздействует на мир и наполняет женщину светом и привлекательностью её энергетика. Незримое отличие заключается в качествах, присущих настоящей леди, первой леди, музе лидера и хранительнице стабильности и доброты не только в доме но и в стране. 

  Многие наверняка неоднократно замечали, что в присутствии одних женщин окружающие ведут себя «как попало», а при других – стараются быть на высоте. Мы сегодня говорим о тех женщинах, в присутствии которых каждому невольно хочется быть лучше, воспитаннее, умнее, мудрее, статуснее, привлекательнее. Мы говорим о тех, кто задает настроение и моду, кто вдохновляет лидера и является национальным достоянием, символами нации, - речь о великих леди, исторических женщинах. 

  Первая леди. Кто она? Изначально «Леди» был дворянским благородным титулом, соответствовать которому было большой привилегией и ответственностью. Такие представительницы прекрасного пола всегда и при любых обстоятельствах вели себя сдержанно, благородно, с самоуважением и достоинством. Первая леди определяется не столько статусом супруга или семьи её родителей, не столько материальными качествами и возможностями, а в первую очередь воспитанием, мудростью, личными качествами, и прочими характеристиками, результатами работы над собой.

Предлагаем пять основных качеств истинных леди: 

1) Благородство в том смысле, что женщина благородна уже тогда, если она живет ради других, готова отдавать больше, чем у нее попросят, причем бескорыстно с пользой для страны и общества, во благо имиджа её супруга. Благородная женщина дипломатична и воспитана, умеет любую ситуацию принять с достоинством, стремится понять и простить, рассудить и поступить мудро.

2) Целеустремленность тактичность и демократичность. Первая леди обязана соответствовать правилам этикета, быть демократичной, но, в то же время, держать уважительную дистанцию. Она уравновешена и тактична, но ни в коем случает не бестактна, заносчива или высокомерием. Она с каждым говорит тепло и дружелюбно, соблюдая при этом дистанцию. Принцип истинных леди, способный обезоружить без лишних слов и действий – это мир – зеркало, уважая общество и окружение, она вызывает восхищение в ответ и таким образом растет её рейтинг и имидж Президента.

3) Дисциплина и образование. Невозможно быть требовательной в том, чего не можешь исполнить сама. Первая леди никогда не позволит себе задержаться на встречу более, чем на 15 минут, однако она и сама не станет ждать, это непозволительно. Первая леди отвечает за свои слова и знает, что даже в пустой комнате есть «глаза и уши».  Безупречное поведение первой леди подразумевает не только знание манер и этикета, но и тактичность по отношению к другим. Она не допустит, чтобы кто-то нервничал по мелочам только потому, что у нее меняется настроение и она Первая леди. 

4) Внешность и обаяние – это козырные карты первой леди.

  Спорт, здоровый вид и позитивное мышление, внешний вид – как дань уважения к окружающим, она всегда на высоте. Скромна и роскошна одновременно, балансируя между женственностью и сдержанностью. Вкус – вот критерии леди. Так же первая леди умеет расположить к себе без слов, впечатлить взглядом, выражением лица, великолепной осанкой. Грация, элегантность и прямая спина является признаком достоинства и открытости обществу. Наряд и образ леди всегда будут к месту, и соответствовать времени и ситуации. Стиль в одежде первой леди мы характеризуем «спокойная классика». Она соответствует месту и обстоятельствам, женственна и излучает уверенность, позитив и благополучие. Ораторские способности важны: её манера речи – грамотная, внятная, разнообразная речь в сочетании с поставленным голосом.

5) Работа над собой и общение с прессой. Публичная дипломатия. Она чтит традиции и относится с уважением к обществу. Её деятельность охватывает все сферы жизни страны. По-женски опекая спорт, культуру, искусство…  Популярность в СМИ – это обязанность и повседневный труд. Публичность как пример для подражания, а не самолюбование.  В её поведении нет пассивности и апатии – леди всегда интересуется тем, что происходит вокруг нее. Это может быть помощь детям, благотворительность, участие в жизни близких и тех, кому нужна помощь. И это не роль, это не игра – это её истинное лицо. Первая леди должна набраться смелости и быть собой.

  Имидж, созданный профессионалами, маскирует личные качества, информируя только о социально значимых качествах первой леди, удовлетворяя ожидания широкой аудитории: обязанность, верность принципам, сила воли, женственность и порядочность, служение государству и обществу. Сейчас СМИ – это наиболее эффективный инструмент формирования государственного имиджа. 

Список литературы

1. Імидж [электронный ресурс] // Википедия. – режим доступа: http://uk.wikipedia.org/wiki/

2. Бинитон М. [электронный ресурс]  //Тыждень : журн., / Майкл Бинион, Тыждень, К. : 2013, 17 фев.   – режим доступа –   http://tyzhden.ua/World/72422

3. Cуфийская мудрость //Оберег [электронный ресурс]  http://oberig.ucoz.net/forum/2-2-2

4. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г.Г.Почепцов. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Алетейя, 2001. — C. 256

5. Пащенко Е.В. Мадлен Олбрайт - Политический портрет, - МГУ, Москва 2007, режим доступа  http://www.worldpolit.ru/index.php?option=com_conten...;task=view&id=71&Itemid=63 

_____________________________

© Чекалюк Вероника Васильевна


Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum