Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Художник кино Виктор Оковитый
(№12 [300] 05.10.2015)
Автор: Владимир Сергеев
Владимир Сергеев

6-го августа исполнилось бы 70 лет одному из выдающихся российских кинематографистов, известному также и на Западе, художнику, специалисту комбинированных съёмок и компьютерной графики Виктору Оковитому. Это может показаться невероятным, но Оковитый принял участие в создании почти 160-ти фильмов. А зрители, читавшие в титрах указания «комбинированные съёмки: художник В. Оковитый» или «режиссёр комбинированных съёмок В. Оковитый», но не представлявшие в полном объёме, о чём речь, восхищались результатами его труда. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Виктор Кириллович Оковитый

Комбинированные съёмки – это получение изображения путём разнообразного изменения режима работы киноаппарата, дорисовка и домакетка кадра, все виды графического оформления, включая эскизы кадров. Это макеты зданий, горы и ущелья. А ещё взрывы кораблей и самолётов, извержения вулканов и наводнения в павильонах киностудии. Комбинированные съёмки позволяют сделать безопасными обычные съёмки рискованных трюков. Виктор Кириллович прошёл путь от ассистента художника до художника комбинированных съёмок высшей категории. Достаточно назвать хотя бы несколько кинокартин из его фильмографии, где видна рука этого мастера: «Тень» (первая экранизация; реж. Н. Кошеверова), советско-американская «Синяя птица», «Крах инженера Гарина», «Открытая книга», «Телец», «Гадкие лебеди», «Преступление и наказание» (вторая экранизация; реж. Д. Светозаров), «Трудно быть Богом»...

Нажмите, чтобы увеличить.
«Гадкие лебеди». Оковитый и ведущий специалист Ленфильма по спецэффектам и комбинированным съёмкам Игорь Плаксин. Картина сложно-постановочная. Были изготовлены макеты затопленного города. С помощью компьютерной графики выполнены многочисленные пожары и дожди. Результат оценён критикой, фильм получил 6 наград на разных фестивалях.

На «Ленфильм» Виктор пришёл в январе 1968-го, и работал два года постановщиком декораций в цехе декоративно-технических сооружений. Строил декорации для картин, ставших классикой отечественного киноискусства и высоко оценённых за рубежом. Это и «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша, и «Старая, старая сказка» Надежды Кошеверовой, и «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, и «Король Лир» Григория Козинцева, и «Начало» Глеба Панфилова. Помню его интересный рассказ о съёмках «Белого солнца…», где он начинал как плотник-постановщик, устанавливая берёзы для прохода Катерины Матвеевны, а закончил ассистентом художника, нанося карандашом вмятины от пуль на макете нефтяного бака. 

Наум Бирман, экранизируя в 1979-м повесть «Трое в лодке, не считая собаки», не ожидал, что его задача выполнить вступительную часть фильма, показав Лондон второй половины 1890-х, будет выполнена так великолепно. Город в тумане, несущиеся в разные стороны авто в облаках выхлопных газов, пышущий паровоз, летящий над крышами дирижабль – всё это было сделано (кроме сборных моделей автомобилей) и срежиссировано Виктором Оковитым. И идеально иллюстрировало закадровую песню на стихи Кима Рыжова «Бедный наш Лондон! / Стал он для жизни совсем непригодным / Смрадом, туманом, дымом зловонным / Дышит теперь человек». 

Оковитый был и талантливым живописцем, нередко выбирался с этюдником в окрестности Ленинграда, к Финскому заливу, на родную Псковщину под Великие Луки. Когда Игорь Масленников в 1982 г. захотел перенести на экран полный текст «Пиковой дамы», всецело создав иллюзию погружения в ту эпоху, Оковитый помог создать эту иллюзию, выполнив оригинальные акварельные заставки, стилизованные под XIX век. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Одна из картин Оковитого. 
«Морской пейзаж»; холст, масло 50х60 см.

Английский режиссёр Салли Поттер была в восторге, увидев как Оковитый с помощью макетных съемок воссоздал для её фильма «Орландо» (1992) часть Лондона XVII в. с замёрзшей Темзой, по которой катались на коньках персонажи фильма. 

И, наконец, о самом, пожалуй, главном фильме в судьбе Виктора Кирилловича – 11-серийном цикле картин о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Оковитый придумал и выполнил с помощью оператора Виталия Волчанского интереснейшие и, как сказали бы сегодня, эксклюзивные титры (взять хотя бы решётку для тайнописи), которые пришлись по душе не только зрителям СССР и соцстран, но поразили и немцев, и англичан. 

Рукописи, письма, записки Холмса, рисунки Ватсона, фотографии, вырезки из газет, чековые книжки, карта Гримпенской трясины, надпись на трости доктора Мортимера – его работа во всех сериях. В холмсониаде Оковитый создавал элементы декораций, а подчас и декорации в целом (Вестминстерский дворец, причал на Темзе, сельский вокзал, летящий самолет, дом с движущимся под его аркой поездом метро, силуэт Холмса на фоне луны, Баскервиль-Холл для начальных титров, да и… саму собаку Баскервилей). О мучениях с собакой Виктор Кириллович рассказывал неподражаемо. 

– Игорь Масленников говорит: «Начинать фильм без точного художественного решения образа собаки невозможно, хотя она и появится только в финале. Давайте, думайте!» Стали изучать крупные породы, такие как дог, мастифф, кавказская овчарка. Кто-то предложил загримировать и снимать телёнка. Но начали с чёрного дога. Обклеили его полосками из светоотражающего материала, повторяющими скелет животного. Пёс был спокойный, с чувством собственного достоинства, смотрел на меня с любопытством и недоумением. Его хозяина одели в чёрный бархатный костюм и поставили на фоне черного же бархата. Тут и начались чудеса. Мужик позвал пса, а тот не видит хозяина. И дог, выглядящий скелетом, начал искать по запаху. Нашёл, но не может поверить, что этот чёрный мешок и есть хозяин. Животное нервничает, прыгает, лает, а мы всё это снимаем под хохот киногруппы. Показываем результат съёмок режиссёру – снова общий смех и ни намёка на необходимый ужас... 

Игорь Фёдорович решил ограничиться только светящейся маской на морде, и она в итоге произвела с экрана нужное впечатление. Маску я делал дома на основе намордника с использованием бархатной ткани и той же светящейся плёнки «скотч-лайт». Домашние смотрели на меня с некоторым подозрением, чем это, мол, взрослый человек занимается?.. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Эскиз Оковитого к «Собаке Баскервилей». По этому эскизу изготовлен макет для съёмки в павильоне. Отличие лишь в том, что в фильме Холмс стоит анфас - лицом к зрителям, и его фигура - вырезанный из бумаги силуэт, а не Ливанов. А вместо луны в кадре - осветительный прибор. Ветка на фоне луны настоящая, прикреплённая к рисунку. Как говорил Виктор, телефильм был малобюджетным, поэтому, мол, приходилось так вот выкручиваться.

Отличник кинематографии СССР, Почётный кинематографист России, преподаватель Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Виктор Оковитый давно уже должен был стать заслуженным художником, но по чьей-то вине документам не дали ходу, всё тянули и раздумывали (так и вспоминается подобная история с Риной Зелёной, скончавшейся в день присвоения ей звания народной артистки СССР). Собирая материал для статьи к юбилею «Шерлока Холмса…», я решил рассказать читателям о труде Виктора Кирилловича. И когда в июне 2009-го статья была опубликована в «Комсомольской правде», то чиновники от кино вдруг узнали, что 30 лет страна видит в кадрах с появлением надписей от пламени свечи, с помощью утюга и других средств руки не Василия Ливанова, а Виктора Оковитого. И что вообще его акварели, графические работы и эскизы к фильмам находятся в частных коллекциях за рубежом. И уже 9 августа Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении Виктору Оковитому звания «Заслуженный художник РФ». Виктор Кириллович даже поблагодарил меня и газету. 

Вообще он был вежливым человеком, думающим, с созерцательным умом. Переживал уход из земной жизни своих коллег, переживал за будущее «Ленфильма», разваливаемого претендентами на руководство. Радовался, когда выходила из печати очередная детская книжка его дочери. Несмотря на высокий уровень своего мастерства, постоянно его повышал. Сотрудничал с Санкт-Петербургской студией документальных фильмов. Помогал друзьям. Например, сделал для Александра Сокурова рекламный буклет, чтобы заинтересовать немцев съёмками «Фауста», когда Сокуров отправился с Владимиром Путиным в Германию. Помог с изображением паровозных гонок и преодоления полуразрушенного моста в фильме «Край». 

Умер Виктор Оковитый внезапно в ночь на 21 января 2012-го… Мы не были близкими друзьями – жили в разных городах и встретились пару раз, а потом перезванивались, но с его уходом стало меньше на одного хорошего человека, которого я мог с чем-то поздравить, и который искренне поздравлял меня. 

________________________

© Сергеев Владимир Евгеньевич

Нажмите, чтобы увеличить.
Кадр из заключительной части холмсониады «ХХ век начинается». Дома, мост, поезд метро, рельсы - всё, что мы видим на экране как настоящие строения, – макеты Оковитого. «Поезд» при съёмке тянули за трос, проложенный вдоль «рельса».

Нажмите, чтобы увеличить.
Фамильная бумага Баскервилей (1742 г.), содержащая легенды о семейном проклятии.

Нажмите, чтобы увеличить.
Макет для сцены наводнения в фильме "Гадкие лебеди" по Стругацким.

Нажмите, чтобы увеличить.
Фильм «1814» (2007) о первом наборе Царскосельского лицея (Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Горчаков...) Макет Казанского собора.

Нажмите, чтобы увеличить.
Кинокартина Игоря Масленникова «Продление рода» (1988); Виктор Оковитый и художник-постановщик Наталья Кочергина. Фильм о древнем монастыре, пострадавшем в советские годы.
Макет в павильоне, где снималась сцена «пролёта» над монастырём. Площадь макета 200 кв.м. На экране мы видим съёмку «с воздуха», «с самолёта».  

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum