Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Реализация невозможности
В статье содержится всесторонний анализ общественной ситуации в связи с арестом ...
№08
(361)
25.06.2019
Наука и техника
Прогноз развития науки и практики образования на ближайшие десятилетия
(№12 [300] 05.10.2015)
Автор: Константин Корсак
Константин Корсак

 Подобным выбором названия статьи, ориентированной на русскоязычного читателя, автор надеется на устранение необходимости детального анализа поразительно большого количества значений существительного "образование" в его родном языке, направляя ожидания на средства, процесс и результаты обучения детей, молодежи и взрослых. Комплекс побуждений к созданию предлагаемого текста также очень широк, но среди основных – желание развеять у дорогих для меня людей и, во вторую очередь, у всех потенциальных читателей пессимистическое видение будущего в целом [7; 11], а также состояния и путей развития сферы образования [10].   

  Статья, конечно, футурологическая, имея главной целью достаточно обоснованное описание наиболее вероятного варианта образовательных систем 21 века, согласованных с потребностями рынка труда общества будущего. В советские времена его называли "коммунизмом", продвинутые западные ученые начала второй половины ХХ века – "постиндустриальным" (Д.Белл [2]), на рубеже тысячелетий его обычно обозначали "информационным" ([1; 3] и др.), а в наше время – "обществом знаний" (Knowledge Society) [12]. 

  По мнению автора, наиболее целесообразно называть его "ноообществом", так как оно будет опираться на экологически безопасные мудрые технологии – ноотехнологии. (уже существуют, но в слишком малом количестве). Сохраняя индустриальные технологии человечество гарантированно погибнет, перейдя на ноотехнологии – почти обязательно спасется [5].

  Главным в научной методологии автора является постоянный мониторинг всех новейших научных открытий и технологических достижений. В итоге удается быть не только в курсе разнообразных событий, но и опережать коллег в реагировании на них, в частности, в предсказаниях и планировании будущего. 

  Гораздо менее полезны для надежных прогнозов труды предшественников, игнорирующих технологические перспективы и увлекающихся привлечением "исторических параллелей". В избранной для данной статьи теме мы не можем указать ни одной по-настоящему полезной публикации футурологов и политологов (включая все исходящее от Р.Курцвейла, зацикленного на ИТ), до сих пор отождествляющих прорыв в сторону е-информации с "третьей цивилизационной волной" (Э.Тоффлер и др.). Они так и не поняли, что компьютеры и Интернет не изменили фундамент жизнеобеспечения, что индустриализм со всеми его экоубийственными производствами стремительно охватывает третий мир и приближает тотальный коллапс, что без перехода на ноотехнологии человечество и в самом деле не имеет шансов ни на "устойчивое развитие" (лучше бы – на нооразвитие), ни на банальное самосохранение. Короче – наши удаленные потомки выживут, если мы вместе со своими детьми и внуками организуем приход настоящей "третьей волны – нооволны". 

  В анализе обучения будем исходить из максимально широкого понимания термина "образование", вкладывая в его содержание вообще все средства, процессы и результаты подготовки любого биологического (т.е. "живого") субъекта к выживанию и продолжению рода в своей среде обитания. 

 Термин "образование-21" будет иметь гораздо более узкое значение и использоваться для обозначения воспитания, обучения, предоставления профессии и т.д. всех граждан того общества, которое начало формироваться на наших глазах и придет на смену "информатизированно-индустриальному" через 10-20-30 лет. Автор убежден, что это будет не "индустриально-знаниевое", а ноообщество.

  Воздержимся от экскурса в историю педагогики и ограничимся нетрадиционным напоминанием о тех неопровержимых фактах, что касаются нескольких вариантов "образований", сформировавшихся на Земле после спонтанного возникновения жизни как способа существования и быстрой эволюции биологических соединений на основе углерода и нескольких других распространенных элементов с малой и средней атомной массой.

  Примитивное "образование" №1 – генетическая программа реакций на факторы окружающей среды и осуществления биохимических и других процессов роста, размножения и усложнения первичных живых субъектов – предельно простых одно- и многоклеточных организмов, которые были и остаются биологическими автоматами.

  Вариант №2, очевидно, включает в себя №1, но отличается способностью уже гораздо более сложного субъекта накапливать и сохранять индивидуальный опыт благодаря собственной практике и наблюдению чужих действий. Обучение будущих поколений осуществляется не только генетически и эпигенетически (то есть, путем №1), но также демонстрацией младшим потомкам собственных действий.

  №3 – упрощенный вариант привычного нам образования для субъектов, которые достаточно развиты для использования обмена аудио- и другими сигналами, формирующими примитивный вариант "первичного языка", характерного для особей данного биологического вида (обнаружен и исследуется обмен сигналами у птиц, отдельных видов млекопитающих, приматов и т.п.). Варианты "образования" №1 и №2 существуют, но виды с групповым расселением дополняют его чем-то похожим на школьное обучение. Во время этого процесса опытные представители третьего возраста демонстрируют группе молодежи (подросткам) образцы воспроизводства и использования системы видовых сигналов. Подобные "школы" неплохо изучены для ворон и других развитых птиц, шимпанзе и части приматов и т.д.

  №4 – привычный для современных людей вариант официального образования в специально организованных учебных заведениях стандартизированных уровней – от яслей и детских садов до университетов и продолжающегося обучения взрослых. Распространенные на планете образовательные системы возникли еще в аграрных цивилизациях, но практически везде они являются следствием их совершенствования для удовлетворения потребностей индустриальных социумов и соответствующих рынков труда, вобрав в себя много открытий и полезного практического опыта. Это довольно совершенные творения, которые трудно существенно улучшить, так как в них объединены большие размеры, целесообразное разнообразие и эффективность. 

  В странах СНД очень даже неплохое "индустриально-советское" образование №4 за пару десятилетий перестало соответствовать весьма значительно изменившимся обществу и экономике. По этой причине оно подвергается резкой критике и обвинениям в "утере качества". Автор убежден в необходимости снижения градуса критики и в ориентации мышления на формирование предрасположенности к созданию "неиндустриальной" модели образования. 

  Новая модель не будет полностью и радикально отличаться от общераспространенного варианта №4. Нет причин уничтожать все имеющееся и строить "нечто" по заветам экзальтированных постмодернистов, имена которых не нужны в данной статье.

  Поэтому образование-21 будет, на наш взгляд, модернизированным вариантом современных систем, приспособленным к требованиям ноообщества и неиндустриального рынка труда.

  Несколько замечаний по поводу образования №5. Среди части современных ученых бытует убеждение в том, что примерно в 2040-х годах "усовершенствование" самого человека достигнет уровня его киборгизации. В их произведениях подчеркивается, что обучение-21-№5 редуцируется к практически мгновенной записи в модифицированный мозг необходимой для жизнедеятельности человека-21 информации. Нежелательные воспоминания можно будет уничтожить, старые программы действий – стереть, а новые – записать на освободившиеся места.

  Для полностью искусственного объекта с квантовым компьютером (КК) в качестве головного мозга это вполне вероятный вариант (в теме КК совершено открытие форсмажорной важности [9]), но этот объект не будет принадлежать к Homo Sapiens. Реальные люди останутся с той же самой физиологией и теми же программами своего индивидуального развития, сформировавшимися за миллиарды лет эволюции жизни на Земле. 

  Недавно установлено, что запись новой информации мозгом человека осуществляется вовсе не виде электрических сигналов, а через образование невероятной сложности сети биохимических контактов. Речь идет не об одном нейроне или их небольшой группе, а о значительных по размеру зонах с быстрым образованием небольших наноструктур, которые обычно называют "шипиками", на выростах большинства вовлеченных в процесс запоминания клеток мозга [8]. 

 Искусственными наноустройствами – без сомнения – удастся скорректировать деятельность мозга конкретного человека (искусственная сетчатка способна заменить слишком поврежденную у слепого человека и восстановить часть зрения в случае нормальной работы остальных зон мозга), но автор не видит оснований и возможностей для перехода от существующего процесса мышления в голове человека к искусственно организованному и управляемому. Полноценного "обучения №5" с мгновенной загрузкой или перезагрузкой зеттабайт информации в головы наших потомков в XXI в. не будет, потому что это запрещают законы Природы в аспектах молекулярно-физиологических механизмов деятельности головного мозга и нервной системы человека.

  Но вся совокупность подобных законов, в случае их глубокого изучения и мудрого использования, предоставит современной популяции людей шанс решить множество проблем, накопленных за время аграрного и индустриального развития, и достичь того состояния, которое наш известный предшественник В. Вернадский назвал "ноосферой" – пространством тотальной мудрости. Он не мог детализировать его черты, ведь в те годы можно было предлагать и славить только "коммунизм", но не побоялся предупредить будущие поколения об угрозе их полного исчезновения, если они не научатся "сами себе создавать пищу, не повреждая биосферу".

  Очевидно, что подобную проблему способны решить только и исключительно представители точных наук, изобретая и применяя совершенно новые технологии. Именно так и произошло – на рубеже 2013-го года интенсифицировался поток "прорывных" открытий, которые уже в ближайшие годы изменят основы жизнеобеспечения всего населения Земли в сторону практической реализации ноосферной мечты В.Вернадского в варианте ноообщества, нооэкономики, ноокультуры, ноообразования-21.

  Из сотен этих открытий нам достаточно объяснить всего три:

1) изобретен (М.Гретцель, Швейцария, 2013) первый пленочный тип технологически чрезвычайно простых солнечных нанофотоэлементов на перовските (СаТiO3), что сделает солнечную энергию такой же дешевой и доступной, как преимущественно лживая современная е-информация. Сотни миллионов людей и главные богачи, благополучие и сила которых имеют в основе монополизацию традиционных и экологически опасных источников энергии, не удосужились сразу же уничтожить открытие и изобретателя, но развернули кампанию лжи и радикально тормозят прогресс на Западе;

2) представители Китая были среди первых покупателей лицензии на изготовление пленки, даже пригласили М.Гретцеля для консультаций, но в дальнейшем их план обеспечить всю планету миллиардами солнечных киловатт встретился с неожиданными и еще не преодоленными трудностями. Китай, пожалуй, уже и сделал множество рулонов нанофотопленки, но не имеет возможности предлагать в комплекте с ней миллиарды аккумуляторов – ему, как и всем на планете, в данный момент не хватает лития.

Этот элемент существует на поверхности Земли, открыты и месторождения (в том числе – и в Китае), но развертывание массового производства лития потребует во сто раз больше времени, чем печать перовскитных фотоэлементов. Поэтому авторские надежды на быстрое преобразование солнечной энергетики на "почти бесплатность" связаны с другими новейшими открытиями – заменой дешевым алюминием лития в аккумуляторах с многократным улучшением их характеристик, а также с изготовлением сразу двух различных вариантов супернаноконденсаторов, значительно более перспективных, чем аккумуляторы ([6] и др.). Если Запад не сможет убедить Китай "отложить прогресс" до момента исчерпания "удобных" месторождений нефти, то солнечная энергия вскоре действительно будет практически бесплатной – серьезных препятствий здесь нет;

3) с весны 2014 года после 20 лет вынужденной стагнации из-за действия сотен так называемых "ограничительных патентов" получили свободное пространство создатели репликаторов, которые в СМИ чаще называют "3D-принтерами". В этой теме всего за год произошли сотни открытий, часто проходят выставки демонстраций достижений фирм-производителей. Но особое значение имеет уже частично реализованный путь усовершенствований, заключающийся в использовании в репликаторах бесплатных естественных веществ и материалов. Во Франции репликаторы "обучены" производить вещи и сооружения из вулканической пыли, пемзы или даже песка, в Нидерландах ученые близки к получению пищи из природных органических ингредиентов, японцы больше надеются на искусственный фотосинтез и др.

  Несомненно – это путь прогресса и никто не сможет остановить человечество. Дешевые репликаторы на природных веществах в сочетании с упомянутыми выше перовскитными или другими фотоэнергетическими источниками неизбежно сделают анахронизмом классическое современное производство. Оно исчезнет навсегда и будет заменено другим – сочетанием семейного и локально-общественного. Цепь изменений – почти бесконечна, а потому образование и науку следует ориентировать на их поддержку.

  Указанные изменения уже начались, хотя их признаки и масштаб дальнейшего развития все еще не осознается и не освещается даже в научных изданиях, где ощутимо влияние эффекта Лачинса (состоит в неприятии новой и неожиданной информации подавляющим большинство людей, слишком озабоченных своими текущими делами) и непрерывной дифференциации полей научных исследований.

  Из изложенного проистекают первые очевидные выводы – исчезновение угольных шахт и карьеров, скважин, различных распределительных сетей, крупного энергетического машиностроения прекращение использования двигателей внутреннего сгорания, полный переход на электромашины и тому подобное. Радикально изменится и обеспечение людей вещами бытового назначения – жильем, домашней утварью, одеждой и обувью, едой. Новые генерации репликаторов с совершенными лазерами смогут изготавливать чипы и другие необходимые для новейшей техники части и детали, что будет означать эволюцию репликаторов с созданием более совершенных и эффективных устройств. Все это должно облегчить и ускорить переход от индустриальных к экологически безопасным ноотехнологиям.

  Менее отчетливы и не совсем очевидны – но неизбежны – более отдаленные изменения и инновации, которые придут после появления почти бесплатной энергии и доступного производства, радикально изменив первый и второй сектора экономической занятости населения. Прекратится борьба за невозобновляемые природные ресурсы, для граждан бедных аграрных государств исчезнет потребность спасать свою жизнь путем рискованной миграции через пустыни и моря в развитые страны с высоким уровнем благосостояния. Самообеспеченность обязательно повысит автономность граждан и со временем ликвидирует необходимость "идти в слуги" к любым традиционным для нашего времени работодателям. Гигантизм и главные черты индустриальных производств исчезнут со многими различными последствиями (включая школьные классы с полусотней учеников). Радикально изменится политическая карта мира, но уточнение этой темы слишком далеко уведет нас от терминов "будущее" и "образование". 

  Полученные от советских времен и сохранившие свои видовые черты отчетливо индустриальные системы образования России, Украины и других стран СНГ имели своей целью обучение всех граждан грамоте и совокупности идеологических взглядов с максимально быстрой подготовкой наиболее способных для квалифицированного труда в сфере производства и обороны. Учет интересов и стремлений молодежи был подчинен высшим целям СССР. 

  Для образования-21 главной задачей мы считаем его ориентацию на человека и в целом, и во всех деталях. Речь идет о предоставлении детям и молодежи обширных и непрерывно обновляемых научных знаний о человеке во всех главных стадиях изменения его тела и законов деятельности мозга и других важных систем. Необходимы ноопедагогика и ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование ноомышления ([4] и статьи автора в альманахе www.relga.ru), приобретения фундаментальных знаний о антропосфере, биосфере, законах естественных наук, главных достижениях гуманитарных наук, национальной культуры и тому подобное. Не будут иметь права на существование воинственный патриотизм, подготовка к сведению счетов с действительными или придуманными обидчиками из всех предыдущих времен и т.д.

  Следует поглубже изучить десятки недостатков мышления и поведения Homo Sapiens, которые автор считает адаптационными приспособлениями для жизни в предельно опасной среде в условиях непрерывного соревнования с соседями за природные ресурсы. В совокупности они могут уничтожить авторскую надежду на "репликаторо-перовскитный технологический рай". Агрессивность и прочие черты человека вполне могут превратить эту мечту в "ад-21", если образование-21 вообще проигнорирует подобные опасности. 

  Поэтому – и в первую очередь – содержание образования-21 должно опираться на использование множества открытий молодых наук о человеке, возраст части которых удивительно мал, что и объясняет всеобщее невнимание к их открытиям. Мы имеем в виду этологию, нейромолекулярную биологию, когнитологию, теорию информации и др. Без достижений этих наук искоренить наихудшие последствия кризиса подросткового возраста или достичь реального успеха в половом воспитании совершенно невозможно. На мифах и лжи не удастся создать образование-21 и сформировать новые поколения с ноомировоззрением и нооповедением.

 Будущая энергетика и новые производственные орудия не потребуют значительных затрат времени и больших усилий для появления у человека умения использовать их должным образом. Уже в детском возрасте можно будет оперировать репликаторами и другими орудиями, руководить роботами и различными электрическими помощниками человека. Физико-математические и другие подобные предметы в школах и вузах необходимо направить не на удовлетворение кадровых потребностей крупных и агрессивных индустриальных государств (бесплатность энергии и материалов для производства устранит их с планеты не хуже, чем нашествие НЛО из более развитых звездных систем), а на постепенное формирование ученых и изобретателей, способных продолжить ноопрогресс человечества, на понимание различных природных опасностей и появление компетентности в их избежании.

  Наибольшей частью рынка труда-21 будет изучение человека, все виды помощи и поддержки, имеющиеся и потенциально возможные способы обслуживания, сопровождение, контакты и т.д. Люди будут соревноваться в знаниях и профессиональной компетентности, а не в грабеже и накоплении ресурсов для "себя и своих" в ущерб всем остальным.

  Значительно возрастет время пребывания детей в семье, хотя коллективные формы обучения в дошкольных и школьных учреждениях нельзя заменить ничем другим. Поэтому каждый будущий взрослый человек должен иметь хорошую подготовку для выполнения функций ответственного члена семьи и участника системы общественного самоуправления. Для этого образование-21 должно включать сегмент ноовалеологических и ноопедагогических знаний и обеспечивать появление соответствующей компетентности у молодежи и взрослых.

  Будут неизбежными основательные изменения в принципах деятельности учебно-воспитательных заведений, произойдет переход от тоталитарного управления наполеоновского образца к подобию современной нидерландской модели. Следовательно, возрастет влияние семей и специалистов (педагогических работников), исчезнет диктат государственных органов, которые, очевидно, сами испытают очень глубокую трансформацию.

  Что можно посоветовать организаторам и руководителям научно-образовательного комплекса Украины, России и других стран с индустриальными системами образования?

 По авторскому убеждению – необходимо в планировании, изменениях и управлении постоянно иметь в виду неизбежность общедоступности солнечной энергии а также производства "всего необходимого" из природных материалов. Надо считать приоритетом подготовку молодых создателей новых знаний и технологий, а для всего состава новых поколений пытаться сформировать ноомышление и способность строить ноообщество и жить в нем. 

Литература

1. Афанасьев С.Л. Будущее общество. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. – 568 с.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. – М.: Academia, 1999. – 956 с.

3. Иноземцев В.А. На рубеже эпох: Экономические тенденции и их неэкономические следствия. – М.: Экономика, 2003. – 730 с.

4. Корсак, К. В. Идея ноопедагогики – мечта или основа глобального мега-проекта? / К. В. Корсак // Вестник высшей школы (Alma mater). – 2013. – №4. – С. 26-30

5. Корсак К.В. Ноофутурология XXI века: условия спасения популяции Homo Sapiens Sapiens // RELGA. – 2015. – №1 [289] 25.01. (URL: www.relga.ru)

6. Маклаков А. Революция суперконденсаторов: первая жертва – Элон Маск (URL: http://www.ecolife.ru/infos/agentstvo-ekoinnovatsijj... (30-05-2015)) 

7. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя / Пер. с англ. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. – 342 с.

8. Узелки на память // Наука и жизнь. – 2014. – №1. (URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/23616/ )   31-01-2014

9. Физики построили квантовый компьютер в алмазе (URL: http://newsland.com/news/detail/id/1621273/) ; 11-10-2015

10. Хвыля-Олинтер Н. Образование – качественное или злокачественное? (URL: http://newsland.com/news/detail/id/1619584/)    8-10-2015

11. Эрнст Ульрих фон Вайцзекер. «Рио плюс 20» равняется нулю // Экология и жизнь. – 2012. – №8. – С. 27-29

12. Towards Knowledge Societies. UNESCO World Report / Matsura K., Riviere F., Bouchenaki M. and auth. – Paris, UNESCO, 2005. – 226 p.

____________________________

© Корсак Константин Витальевич

Современная украинская художница Ольга Кошелева
Творчество художницы Ольги Кошелевой необычно и по содержанию, и по форме. Она пытается отобразить глобальные ...
Технология блокчейн, её развитие и перспективы
Статья о сетевой технологии блокчейн, проблемах её внедрения и значении для коммуникации и финансовых операций...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum