Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
Об опасности неолиберальных идей в реформировании медицинского образования
(№12 [300] 05.10.2015)
Автор: Ирина Тимченко
Ирина Тимченко

  Если взглянуть на общую эволюцию всей совокупности тех сложных феноменов, обозначающихся на русском языке понятием "науки", то для наших национальных условий становится очевидным значительный упадок очень большой их части, в советские времена обслуживавшей промышленно-оборонный комплекс СССР. Нельзя отрицать также факт отступления сектора естественно-математических наук и инженерии в системе высшего образования Украины и выход на первые позиции экономических, юридических, социальных и других гуманитарных наук.

  В окружающем мире картина довольно пестрая. Многие развивающиеся страны (Южная Корея, Сингапур, Китай, Бразилия и многие другие) достигли впечатляющих успехов именно благодаря копированию в образовании советской модели преподавания естественно-математических и инженерных наук, а в производстве выбравших путь современной индустриализации с акцентированием продукции высоких технологических укладов. Государства-лидеры Запада (США, ФРГ, Великобритания, Франция и др.) имеют более уравновешенный образовательно-научный комплекс, в котором сохранены средства качественной подготовки ученых-исследователей и инженеров-конструкторов, но в выборе главных приоритетов они все же существенно отличаются от указанных и других стран третьего мира.

  С наступлением нового века величайшим вниманием и целенаправленным использованием всех возможных ресурсов пользуется комплекс наук, изучающих самого человека во всей его сложности и имеютщих целью обеспечения его жизнедеятельности и здоровья ([12] и др.). В отдельных развитых государствах эта тенденция очень выразительна, как в Израиле, где общее ежегодное количество научных медицинских публикаций превышает совокупные показатели всех естественно-математических наук и инженерии [10]. Выход наук о человеке на лидирующие позиции дополнительно ускорился после завершения известной программы "Геном-2000" и появления нового поколения компьютеризированной медицинской аппаратуры, включая первых роботов-хирургов с высокой точностью позицирования.

  В независимой Украине из-за перманентного политическо-экономического кризиса высшее медицинское образование и сектор здравоохранения населения в целом вынуждены с трудом сохранять унаследованную от СССР систему. Руководители государства в подобных условиях выбирали преимущественно административные меры и накануне каждых важных выборов или сразу после них провозглашали новый цикл очередных реформ и усовершенствований [7]. Не углубляясь в эту тему, сконцентрируемся на философии и стратегии запланированных изменений, в частности, их истоках и корнях заимствований

  В анализе научных трудов наших предшественников, посвященных решению проблемы, в первую очередь обратим внимание на значительную активизацию в Украине научных исследований по теоретическим вопросам достижения как можно более качественной профессиональной подготовки медицинских работников. Это частично обусловлено именно недостатком средств на фундаментальные улучшения здравоохранения, но больше - формированием общего стремления стать частью Европейского Союза. Второй фактор особенно заметен в создании нового поколения государственных стандартов, в частности, рамки квалификаций и в формулировке профессиональных компетентностей.

  Из большого количества уже опубликованных работ о важных составляющих профессиональной компетентности специалистов различных специальностей (А. Бражникова, А. Дубасенюк, Р. Гейзерский, А. Кретчак и др.), в том числе и медицинских (Ю. Вороненко, Г. Василенко, В. Лазоришенца, В. Москаленко и др.) отметим новейшие исследования Я. Кульбашной [3-5] и результаты деятельности научной группы действительного члена НАПН Украины В. Лугового, важная часть которых вошла в коллективную монографию [6].

  В. Луговой и его научная группа главное внимание обратили на теоретические и практические достижения государств Европейского Союза в модернизации образования и науки и направлении их на выполнение так называемого "Лиссабонского проекта" - плана вывода Европы на новый уровень мировой конкурентоспособности и качества жизни населения. Для этого страны-члены ЕС прилагают значительные усилия не только в сфере фундаментальных и прикладных научных исследований, но и в высшем образовании, осуществляя Болонский и несколько других проектов. Цитируем В.Лугового:

  "В Европе результатная парадигма в высшем образовании начала активно формироваться в 2000 г., когда Европейская комиссия дала старт крупному проекту «Настройка образовательных структур в Европе» (англ. Tuning Education Structures in Europe), который продолжается до сих пор и охватил многие европейские страны, включая Украину. По этому проекту в основе упомянутой парадигмы - императивность результата образования (учебного результата), который определяется в терминах компетентностей и является системообразующим фактором: ему подчиняются соответствующие методы преподавания и способы оценки успеваемости студентов. Поэтому идентификация сущности и содержания, состава и структуры компетентностей, формирующихся в образовании, является критически необходимым. По содержанию и роли компетентности по проекту Тюнинг делятся на общие (ключевые) и специфические (предметные) [11]. Впоследствии результатная парадигма в Европе получила дальнейшее развитие и практическое применение. В 2005 г. при учете Болонского процесса была принята Рамка квалификаций Европейского пространства высшего образования (РК ЕПВО), а в 2008 году одобрена Европейская рамка квалификаций для обучения в течение жизни (ЕРК ОВЖ)" [6, с. 16]. На этой богатой информационной основе В. Луговой и его коллеги создали уже принятую в Украине Национальную рамку квалификаций [6; 7].

  Поддерживая эти и другие подобные исследования, мы обращаем внимание на то обстоятельство, что результаты попыток воплощения в жизнь созданных в развитых государствах образовательных и профессиональных стандартов и перенесенных к нам с минимальной адаптацией или без нее желательно предусмотреть заранее хотя бы в общих аспектах. Подобный анализ мы проведем в этой статье.

 Цель статьи - исследовать первые результаты внедрения в Украине заимствованных на Западе моделей реформирования и модернизации системы подготовки специалистов-профессионалов - медиков, педагогов, юристов и других. Нас интересует влияние на высшую школу внешних факторов - социально-экономических, культурных и других подобных.

 Обращение к истории развития привычного для нас европейского производственного и культурного мира предоставляет много доказательств того, что система общих моральных образцов и совокупность желаемых личностных черт всегда ценимой в обществе когорты врачей определялась сочетанием национальных архетипов поведения, заимствованных от родителей и ближайшего окружения, и более быстро меняющейся совокупности внешних политических и экономических стандартов жизнедеятельности. Не будем детализировать эти очень интересные процессы, но напомним, что они представляли собой сочетание положительных достижений христианства, изобретенного и усовершенствованного в Европе гуманистического мировоззрения и соответствующей моральной основы ежедневной деятельности врачей, а также довольно жесткого прогресса в точных науках и инженерии, постепенно осуществлявших все более сильное и противоречивое влияние на весь мир теоретической и практической медицины.

 В лоне самой медицины наиболее заметным стал дрейф от целостного взгляда на больного человека во всей сложности его эмоций, различных реакций нормального и патологически-болезненного характера к максимально точному и тщательному инструментальному исследованию пораженной болезнью системы, органа, мини- и даже наночастицы человеческого тела. Углубилась классификация по названиям болезней и патологий, пациенты дифференцировались на "астматиков", "шизофреников" и немало подобных. Независимо от политической системы государства или других подобных общих факторов внутри медицинской сферы в течение последних двух сотен лет постепенно возрастала дегуманизация и уменьшались влияние и роль альтруистических основ, с такой экспрессивной силой присутствуют в Клятве Гиппократа.

 Этот общий поток развивается и сейчас, свидетельствуя о сложности всех антропологических явлений - от экологически деструктивного влияния человечества на среду своего обитания во время вынужденных попыток получить из нее ресурсы для собственного физического выживания, до логических попыток выявить скрытые признаки и причины множества уже известных болезней и отклонений для лечения человека, точнее, для поддержания его способности жить. Дегуманизация является минусом, но плюсом является, например, возможность быстрого и точного получения информации о месте появления и о количестве первых раковых клеток, что резко увеличивает шансы врача на победу над этим общечеловеческим врагом.

  Уже в названии этой статьи мы провозгласили направление всего анализа не на внутренние факторы влияния в медицинской сфере и на противоречия вроде "инструментализация - дегуманизация", а на не менее мощные внешние воздействия. Больше всего нас интересует влияние идеи перехода всего общества от "планового" к "рыночному" состоянию на всю нашу медицинскую сферу, на поведение граждан и врачей, на их взаимодействия в медицинских учреждениях, в конце концов - на систему приоритетов и основы гражданского поведения детей и молодежи, с которыми они начинают путь обучения от начальной школы до ординатуры.

  На наш взгляд, факт направления всех трансформационных процессов в Украине после 1991 года на полный отказ от советского наследия и попытка быстрого заимствования "лучших западных рыночных образцов" стал едва ли не главной причиной несостоятельности общества и всей экономики хотя бы восстановить показатели качества жизни граждан, характерные для "несовершенной Советской Украины конца 1980-х годов, в которой всего не хватало, а бытовые товары распределялись по талонам ...".

  Организаторы и реализаторы движения к свободной рыночной экономике независимой Украины сначала испытали идею в розничной торговле, затем - в легкой промышленности и в секторе переработки сельскохозяйственной продукции, а позже везде, где можно было хоть каким-то боком применить словосочетание "предоставление услуг населению". Неудивительно, что уже с самого начала 1990-х годов рыночные принципы распространились и на образовательную сферу в форме возникновения большого количества средних, средних специальных и высших учебных заведений негосударственной (преимущественно частной) формы собственности. Первые два образовательные уровни не встретили значительную поддержку населения, а вот частные вузы победили все трудности утверждения и роста и стали неотъемлемой частью системы образования современной Украины.

  Есть основания оценивать этот факт положительно, а вот явление "рынковизации" в гораздо большем по ресурсам и контингентами государственном секторе высшего образования мы считаем явлением отрицательным. За доказательствами обратимся не к украинским источникам - у нас как-то эта тема попала в разряд "малодискуссионных", - а к российским. Мы руководствуемся не столько большим количеством статей и книг, сколько лидерством Российской Федерации в заимствовании "западного" опыта и гораздо большей активностью на ее территории различных советников и фондов, подобных Фонду Джорджа Сороса. Наиболее красноречивым из найденных нами источников является анализ изменений в этосе и практике высшей школы РФ, проведенный научной группой Вифлеемского А.Б. - декана, проректора и специалиста по экономике [1].

  Сразу же поражает важная для нас констатация россиянами негативной общественной роли "рынковизированных" и освобожденных от государственного контроля СМИ. Журналисты, а еще больше - обладатели СМИ, по финансовым и личностным амбициозным причинам издавна в темах "образование" или "медицина" предпочитают описывать не тысячи примеров благородного и самоотверженного труда профессионалов с гуманистическим мировоззрением, а практически уникальные случаи извращений или аномального поведения. У читателей быстро формируется полностью рефлексивное и неправильное убеждение о низости моральных взглядов всех медицинских или педагогических работников. Вифлеемский А.Б. больше акцентирует особенно хорошо известные ему факты вынесения судебных приговоров за получение преподавателями вузов денег от студентов за повышение экзаменационных оценок, усилиями СМИ превращенных в почти тотальную образовательную коррупцию.

  Хуже всего в этой ситуации то, что журналисты отвели студентам роль жертв, хотя вполне очевидно, что большая их часть финансовыми расходами пыталась удержаться в вузе, достичь хороших или хотя бы удовлетворительных оценок после пропусков занятий и невыполнения других обязательных частей учебных планов. В результате полностью исчезало осуждения лени и неуважения плательщиков взяток к честному пути движения к получению квалификационных удостоверений и формированию совершенно необходимой профессиональной компетентности.

  Усилиями СМИ в России и в Украине достаточно быстро стало распространенным убеждение общественности в особо высокой склонности к коррупции не только судей и других подобных жадных чиновников, но и представителей особенно гуманных профессий - медицинских и педагогических работников. Ситуация стремительно ухудшилась не только из-за снижения покупательной способности средних зарплат указанных профессионалов, но и из-за сокращения объема государственных бюджетов. Этот фактор вместе с особенностями индивидуальных потребностей членов правительства и высших администраторов очень стимулировал их изобретательность в переложении как можно большей части финансовых расходов на образование из бюджетов на семьи студентов. Было не только разрешено зачислять студентов на платное обучение в государственные вузы, но и разработана система стимулирования именно этого вида обучения. В результате еще до наступления нового века не только в России, но и в Украине более половины всех студентов вузов III и IV уровней аккредитации обучались за свой счет, хотя Конституция гарантировала и гарантирует возможность бюджетного и бесплатного обучения для каждого молодого гражданина.

 В этой ситуации мы считаем необходимым изучить позицию титулованных представителей разных наук по указанному нарушению конституций и движению высшего образования к позиции типичного товара на рынке с полностью свободной конкуренцией. Даже при минимальных потерях времени каждый из нас может убедиться в том, что море аргументов в доказательство высокой полезности и даже неизбежности дегуманизации и "рынковизации" высшей школы они находят в США, акцентируя пример этой страны. Мы нашли очень мало работ тех ученых, которые бы обращались к практике Великобритании, Германии, Франции, стран Скандинавии или других членов Европейского Союза.

  Этот факт отнюдь не следует считать парадоксом. Наоборот - он особенно ярко свидетельствует о высоком уровне непригодности американских образцов и достижений не только в бедной и разоренной Украине, но и в богатой и успешной Европе. Из США активно распространяется не только реклама "свободного рынка" и примитивизированного варианта "глобализации", а так называемая "неолиберальная идеология". Сокращая изложение, используем научные достижения профессора А. Сбруевой в изучении неизбежных последствий применения неолиберализма для осуществления общественных изменений, в частности, в сфере образования. О его определяющих основах она выражается следующим образом:

  "Общие принципы либеральной идеологии образовательных реформ:

• ограничение функций государства в области образования;

• распространение на сферу образования рыночных механизмов конкуренции;

• распространение теорий социального выбора на отрасль образования (выбор форм образования как один из видов выгодного обмена);

• методологический индивидуализм: человек как свободный, рациональный, автономный, самозаинтересованный (заботится в максимизации собственного блага) индивид - homo economicus, который живет в условиях определенной социальной организации, созданной для охраны его естественных прав и содействия выгодным обменам с другими индивидами;

• развитие «нового менеджеризма», то есть распространение принципов и механизмов управления, характерного для сферы частного бизнеса, на социальную сферу, в частности на отрасль образования. Трактовка образовательных учреждений как квазиавтономных, самоуправляющихся структур малого бизнеса;

• разгосударствление образования, приватизация образовательных услуг, их «контрактуализация», «консьюмероцентризм»;

• трансформация форм контроля: от контроля политического, бюрократического, к контролю рыночному, потребительскому; от концентрации внимания на контроле входных параметров, то есть количества вложенных ресурсов, к предоставлению приоритета контролю результатов, эффективности, производительности «школьного производства»;

• «маркетизация демократии». Понятия «равенство», «справедливость», «солидарность», составляющие основные ценности демократического общества. рассматриваются на экономическом, а не на политическом уровне. Человек является прежде всего потребителем, а не гражданином;

• децентрализация, дэволюция управления образовательной системой: передача властных полномочий и ответственности из центра в регионы, из регионов на места. Поощрения частного и неформального секторов к приумножению «социального капитала»;

• «культурная реконструкция», «маркетизация общественного сознания», формирование «предпринимательского общества», в котором происходят преобразования школ на конкурирующие между собой институты малого бизнеса и введение «курикулума конкуренции и предпринимательства»;

• низкий уровень экологического сознания, воспитания «зеленого консьюмеризма», предпочтение рыночным способам решения экологических проблем;

• глобальное распространение неолиберальной образовательной парадигмы такими международными институтами, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация» [8, с. 12].

  По нашему убеждению - это информация страшной обличительной силы, с которой должен быть знаком каждый наш старшеклассник, студент и взрослый самостоятельный гражданин любого возраста. Сопоставление этой умело скрытой по привлекательными словами программы зомбирования всей планеты для преобразования ее населения в восторженных потребителей разнообразной американской продукции и сторонников соответствующего образа жизни с украинскими национальными стереотипами гуманного поведения, скромности, взаимоподдержки, альтруизма дает, на наш взгляд, шанс на избежание перехода всего украинского народа от прежнего подчиненного положения в духовно-виртуальную американскую зависимость

  Заметим, что не только А. Сбруева и многочисленные европейские ученые, но и отдельные американцы (Д. Рифкин, Д. Белл и др.) справедливо считают, что нельзя вводить активную рыночную конкуренцию в сферу воспитания, образования и подготовки тех специалистов, для которых соблюдение принципов гуманизма и принципов мировых конвенций о правах человека и защите детей является ультимативным требованием в их ежедневной деятельности.

  Из изложенного легко сделать вывод о необходимости поиска успешных примеров реформирования и других зарубежных образцов не только за океанами, но и среди европейских соседей. Следуя теме статьи, мы предлагаем внимательно изучить пример Финляндии, образование которой после начала нового века стало не просто хорошим, а образцовым. Одна из причин - отказ финнов от разгосударствления высшего образования, приватизации имеющихся и финансирования появления значительного количества негосударственных заведений. Даже сейчас в Финляндии нет ни одного частного вуза, поэтому все образование, если пренебречь индивидуальным репетиторством, остается бесплатным и финансируется из бюджета.

  Вполне возможно, что из-за этой поддержанной всем населением образовательной политики в Финляндии так и не распространились в политической и экономических сферах неолиберальные американские идеи. Причиной мы считаем не только очень успешный пример соседнего "шведского социализма", а убежденность в том, что свободнорыночные экономики индустриальной эпохи являются полностью отсталыми, поскольку будущее принадлежит "обществу знаний". В нем вместо конкуренции индивидуальных производителей будет господствовать общественная организованность, забота об обучении и как можно более высокой профессиональной подготовке всей молодежи, активное применение научных методов управления и постоянного увеличения современного "человеческого капитала".

  Заботясь о скором решении именно этой проблемы, финны прежде всего ликвидировали все базовое профессионально-техническое образование, усилили профобучение в средних школах и создали большую сеть особых "политехнических институтов", в которых готовят "почти инженеров". Нецелесообразно даже напоминать о общеизвестном - уровень информатизации и интернетизации в Финляндии очень высокий, а государство более всего стимулирует преподавание точных наук и создание нано-, био- и других ультрановых производств при активном сотрудничестве правительственных инстанций и частного бизнеса.

  Вывод из проведенного нами анализа однозначен - следует сознательно затормозить заокеанское влияние на образование и культуру Украины. Существует достаточно доказательств антигуманной сущности и целей американского проекта мирового распространения неолиберализма с акцентированным преобразованием медицинского, педагогического и многих других секторов высшего образования в поле ничем не ограниченной конкуренции, использования всех известных средств эксплуатации клиентов, пропаганды глубокого индивидуализма и подъема на пьедестал не Клятвы Гиппократа, а долларового объема ежегодных заработков.

  Мы против появления ужасной и почти ежедневной ситуации для каждого врача - стоять перед выбором искренней помощи любому больному с ожидаемой радостью от собственных усилий и результата, или начинать свои действия с точного определения его финансовых ресурсов ...

 Литература

1. Вифлеемский А.Б. PR образования // PR образования. – 2003. - №6. – С. 18-36. 

2. Концептуально-методологічні основи проектування методів і засобів діагностики освітніх результатів у вищих навчальних закладах: монографія / За заг. ред. В. І. Лугового, О. Г. Ярошенко. - К.: «Педагогічна думка», 2014. - 234 с.

3. Кульбашна Я. А. Формування професійно значущих якостей у майбутніх стоматологів –  невід'ємна складова розвитку професійної компетентності. // Вища освіта України. – 2013. – № 2. –  Додаток 1. – Київ, 2013. – С. 111-118

4. Кульбашна Я. Формування професійної компетентності майбутніх фахівців у галузі стоматології: міжнародний аспект // Вища освіта України. – 2014. - №2. – С. 67-73

5. Кульбашна Я. Інтернаціоналізація вищої медичної освіти: проблеми і перспективи // Вища освіта України. – 2015. - №3. – С. 59-84

6. Луговий В. І. Національна рамка кваліфікацій: розуміння і реалізація [Текст] / B. І. Луговий, Ж. В. Таланова // Професійно-технічна освіта. - 2010. - № 1. - С. 5—9

7. Постанова Кабінету Міністрів України від 23 листопада 2011 р. № 1341 «Про затвердження Національної рамки кваліфікацій» ()

8. Сбруєва А.А. Ідеології освітніх реформ кінця ХХ - початку ХХІ ст.: конвергентні тенденції // Гуманітарні науки. – 2003. - №2. – С. 11-16. 

9. Устінов О.В. Олександр Квіташвілі про кроки, які мають змінити українську медицину // Український медичний часопис. - 2014. - №6(104) - ХІ-ХІІ. (URL: http://www.umj.com.ua/article/82689/oleksandr-kvitashvili-pro-kroki-yaki-mayut-zminiti-ukrainsku-medicinu)

10. Ruth Arnon on the challenges facing Israeli science // Planete Science. – 2012. – №3. – Р. 18-20

11. Turning Education Structures in Europe [Electronic resource]. - URL: http:// tuning.unideusto.org

12. UNESCO Science Report 2010. The Current Status of Science around the World. – Paris, UNESCO Publishing, 2010. – 520+VIII p.

_______________________

© Тимченко Ирина Николаевна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum