Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Наука и техника
Зарубежный опыт использования конструкционных и эстетических качеств железобетона в архитектуре автопаркингов
(№14 [302] 05.12.2015)
Автор: Станислав Черевко
Станислав Черевко

  Наш собирательный образ многоэтажной автостоянки ассоциируется с массивными бетонными часто структурированными формами. Такой образ стал формироваться у жителей крупных городов Европы и Америки еще в середине ХХ в. 1950-е и 1960-е гг. отмечены в западных странах стремительным развитием видов и типов сборных железобетонных панелей ограждения автопарковок. В это время архитекторы очень активно начинают использовать структурные, конструкционные и эстетические возможности этого материала. Пластичность бетона используется для создания спиральных структур подъемных рамп и пандусов, а также наклонных уровней – палуб. Монолитные конструкции таких парковок создают однородную форму и цельный образ всего сооружения [5]. 

  Габариты автотранспорта диктуют размеры и, как следствие, структуру паркинга. Наиболее распространенная конструкция – каркас с регулярной сеткой колонн с шагом до 7,2 м из бетона без предварительного напряжения. Одним из первых проектов паркинга со сложной геометрией рамп является проект инженера Э.М. Хури, который представляет собой инновационную модель непрерывной поверхности, состоящей из четырех квадрантов гиперболического параболоида в центре плана сооружения. Плавные соединения уровней позволяют непрерывно двигаться автомобилям с одного этажа на другой [5]. Самыми оптимальными по расходу материала показали себя на практике конструкции с консольными рамами и большепролетными балками.

  Важную роль в формировании архитектурного образа сооружения играет способность бетона иметь различную фактуру и характер поверхности. Архитекторы использовали различные материалы опалубки, способы обработки поверхности и облицовочные и окрасочные материалы. В зарубежной практике имеется немало примеров строительства выразительных по архитектуре отдельно размещенных гаражей и автостоянок. Одним из примеров этому является открытая шестиярусная автостоянка «Temple Street Garage» в Нью-Хейвене, США, построенная по проекту архитектора Пола Рудольфа. Отличительными особенностями этого брутального сооружения являются скульптурность форм и грубая фактура поверхности (рис. 1). 

Нажмите, чтобы увеличить.
Общий вид парковки «Temple Street Garage» в Нью-Хейвене, США. 1959-63 гг. [2]

  В 1972 г. испанский архитектор Мигель Фисак разработал метод так называемой «гибкой опалубки», изготавливаемой  из разновидности пластика. Этот метод позволил придавать поверхности бетона, находящегося в опалубке,  причудливые фактуры при помощи обработки струей воды, воздуха или песка. Нельзя не отметить изменение внешнего вида и структуры бетонных поверхностей с течением времени под воздействием погодных условий. Неизбежно появляются микротрещины, изменение цвета, откалывание кромки. Однако изменение поверхности в результате эрозии и выветривания далеко не всегда ухудшают эстетические качества всего сооружения паркингов, создавая новый оттенок, рисунок или узор. В настоящее время сохранить железобетонные фасады зданий помогает обязательная обработка водоотталкивающими составами. 

  В 1980-е гг. и в определенной степени сегодня приверженцы архитектуры постмодернизма и экологической архитектуры выявили ранее непризнанную и невостребованную характеристику автопарковок: что можно было бы отделить внешний вид от структуры и функции. Другими словами, автостоянка может быть сконструирована так, чтобы не выглядеть автостоянкой и органично вписываться в любую городскую среду [3; 5]. Так возникает комбинирование железобетонного каркаса сооружения с кирпичной кладкой сплошных фасадов, а также стальных решеток, перфорированных панелей. Многоуровневые крупные автостоянки стали выглядеть относительно легкими. Замечательным примером использования кирпичного фасада служит семиуровневый гараж «Хиллман» в Бремене (1983-84) арх. бюро «Von Gerkan, Marg&Partner»:

Нажмите, чтобы увеличить.
Фрагмент фасада гаража «Хиллман» в Бремене, Германия, 1983-84 гг. [4]

  В конце ХХ, начале ХХI вв. широко используются новые композитные и поликарбонатные строительные материалы. Благодаря светопропускной способности поликарбонатных ограждений архитекторы создают автопарковки, освещение которых близко к естественному, что исключает ощущение архитектуры сжатия и частичного ограждения горизонта, как раньше. Один из интересных примеров – парковка на крыше супермаркета «Kirchpark» в г. Люстенау, Австрия арх. бюро  «Marques+Zurkirchen Architekten». Дешевое покрытие из поликарбоната превращается в потолок с одним огромным светильником и оживляет простую композицию интерьера благодаря контрасту с характером бетонных поверхностей. 

  В отличие от экстерьера сооружений автопаркингов, где у конструкторов и архитекторов имеется достаточно средств архитектурной композиции и возможностей создавать образ благодаря новым строительным материалам, для улучшения эстетических качеств интерьеров этих сооружений таких возможностей гораздо меньше [3]. Примером оригинального решения этой задачи может служить интерьер подземной автопарковки отеля «Puerta de America» в Мадриде (2005 г.) итальянского архитектора Терезы Сапи: 

Нажмите, чтобы увеличить.
Автопарковка отеля «Puerta de America» в Мадриде, Испания, 2005 г. [1]

  Композиция интерьера привлекает противопоставлением монохромной гаммы бетона яркой многоцветной окраске стен и парковочных мест. Оранжево-красные стены оживляют пространство, а символичные и очень графичные рисунки людей, вызывают у автомобилистов положительные эмоции [1]. Этот интерьер – уникальный пример сплава радикального цвета и функциональной составляющей технического пространства.

  Уже столетие архитектура автопарковок во всем мире развивается  по пути улучшения эстетических и функциональных качеств, совершенствования инженерных систем, поиска экономически оптимального сочетания строительных материалов и технологий строительства. И все это время железобетонные монолитные и сборные конструкции остаются самыми востребованными а архитектуре этих сооружений. Учитывая огромный отечественный опыт проектирования и строительства железобетонных конструкций гражданских и промышленных зданий, изучение зарубежного опыта, по нашему мнению, имеет важное значение в поиске новых решений в строительстве современных, экологически безопасных, экономически эффективных и эстетически привлекательных автопаркингов.

Источники 

1. Отель Puerta America в Мадриде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://guide. travel.ru/spain/124440.html.

2. Пол Рудольф. Многоэтажный гараж, называемый Temple Street Garage [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://synthart.livejournal.com/145663.html?page=1.

3. Экопарковки  Электронный ресурс]. – Режим доступа: hyyp://s-impuls.ru/proektirovanie-avtostoyanok.

4. GMP – Фон Геркан Марг & Партнер  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: archii.ru/architects/worldstudios/1/gmp-fon-gercan-marg-partner.

5. Henly, S. The Architecture of parking [Текст]/ S. Henly. –New York.: Thames&Hudson, 2007 – 256 с. 

___________________________

© Черевко Станислав Николаевич

Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum