Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Неожиданная история гражданской авиации на Дону. 1912–1924 г... | Антон Аверьянов

К 100-летию гражданской авиации на Дону (1925–2025) публикуем выде...

№05
(407)
21.07.2023
Творчество
Симфония для человека соло
(№1 [304] 25.01.2016)
Автор: Наталия Барскова
Наталия Барскова

   Интересно, как наш мир отражается в сознании человека, воспринимающего его преимущественно через звук. Ещё есть тактильные, пространственные и запаховые ощущения, но звук – главный. Ведь человек во всех его проявлениях – тоже музыка. Однако, что есть музыка? В какой момент высокое музыкальное искусство превращается в беспорядочную сумму звуков? А может быть, музыка не имеет границ?

  Каждый человек отвечает на эти вопросы по-своему: одни готовы слушать только эстрадные новинки, другие не принимают ничего, кроме классической музыки, третьи открыты к самым неожиданным экспериментам авангардистов, а четвёртые омузыкаленно воспринимают такие привычные  вещи, как шум дождя или звуки оживлённого перекрёстка. Так или иначе, сознание - это инструмент, и вся эта фантасмагория состояний – тоже музыка. Может быть, когда-нибудь с помощью звуков музыки люди научатся слышать и понимать психику друг друга.

  Данная статья посвящена конкретной музыке – направлению музыкального искусства, возникшему в середине XX века и основанному на записи и обработке звуков реальной жизни.

   Итак: Конкретная музыка. Опыт характеристики двух сочинений 

  15 марта 1948 года. В эфире французской радиостанции прозвучали, пронеслись, прошуршали и прозвенели произведения рядового парижского инженера-акустика. Это всего лишь 3 этюда, объединённые весьма оригинальным названием «Шумовой концерт». Но что это – скандал, сенсация, бомба?.. 

  Если бы сейчас один из этюдов мог заполнить анкету на самого себя, то она выглядела бы примерно так: 

АНКЕТА №1482

– Возраст - 67 лет.

– Родители - Пьер Шеффер, окружавшая его реальность и немного фантазии.
– Род занятий - вызов шока, порождение дискуссий, пародий и сенсационных газетных заголовков.
– Среда бытования - зависит от отношения к авангарду.
– Жанр - этюд (как хотите, так и понимайте).
Форма - не знаю, сами определяйте, вы же у нас музыковеды и главные ругатели всея музыки.
– Основная идея - какие недогадливые! она во мне самом!
– Мелодия - А-А-А-тсутствует начисто.
– Тональность, ладовая система - о чём вы говорите?! О таком даже не слыхала!
– Звуковой материал - всё подряд, без разбора.
– Музыкальные инструменты академического типа - рядом не лежали.
– Состав исполнителей - один человек и последние достижения современной электроники.
– Время звучания - зависит от прихоти исполнителя.
– Реакция публики - а мне всё равно (вы меня каждую минуту слышите, а ещё критикуете).

   Ах, да! Чуть не забыла – название, прошу любить и жаловать, – «Этюд с железной дорогой».
  Музыкальное направление – хотите конкретного ответа – пожалуйста: КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА собственной персоной. И вообще, хватит уже спрашивать, а то у меня скоро плёнка кончится, а новую ещё не записали.

   Вот такое своенравное, эпатажное произведение.

[Музыкальная вставка 1: Этюд с железной дорогой]

    А вот ещё одно. Название – ну просто школа мастерства для начинающего креативщика. Вслушайтесь только: «Симфония для человека соло» – плод совместных мук электронного творчества Пьера Шеффера и Пьера Анри. Пожалуй, такая Симфония способна породить не меньше сильных эмоций, чем Четвёртая Брамса, например. И не важно, что брамсовская по продолжительности выйдет раза в два дольше человеческой.

   «Симфония для человека соло» – двадцать одна  минута потрясений! Послушайте – не пожалеете. А уж ежели не хотите слушать её сейчас, так хотя бы представьте себе. Вы давно откладывали поход на концерт современной академической музыки, и вот (о чудо!), вы решились на это! Подвиг, достойный ордена мужества. 

   Итак, вы сидите в партере одного из крупных концертных залов нашей страны. Конферансье произносит нежным усыпляющим голосом: «Пьер Шеффер. «Симфония для человека соло». Исполняет… (вот досада! Опять забыл в сценарии исполнителя указать! Ладно, уволюсь завтра же!) Исполняет человек соло». А вы в это время разочарованно думаете: «Фу-у-у! опять какое-нибудь вокальное нечто в духе «Лунного пьеро» Шёнберга, минут этак на сорок». Но вот промелькнула искра лёгкого удивления: человек-то, оказывается, не один, а с магнитофоном, да и не вокалист вовсе! Тааак, кажется, что-то интересненькое намечается... И действительно, на первой секунде вы слышите будто стук в дверь, странноватые удары, вскрики… а далее - шквал эмоций и ассоциаций.

– 35-я секунда: музыковедческий шок! «Что это – музыка? Да, я в коридорах консерватории эти звуки каждый день слышу!» 

– 71-я секунда: вы еле сдерживаетесь от приступа смеха: «Нет, нельзя! Я же интеллигентный человек, а вокруг сплошь профессора собрались. Надо держать себя в руках!» 

– 134-я секунда: в жутком потоке звуков мелькают знакомые ритмы: «Есть счастье на свете!» 

– 178-я секунда: «Как-то скучновато - одни эффекты и никакого содержания! Сколько это может продолжаться?» Кстати, время при прослушивании такой музыки течёт чрезвычайно медленно. 

– На 300-й секунде задаёшь себе сугубо философский вопрос: «Кто же всё-таки сошёл с ума - композитор или слушатели?» 

– 319-я секунда: «Ну прямо звуки деревни, согласитесь?» 

– 419-я секунда: «Я что-то никак не пойму: это попытка пения или молитва?» 

– 451-я секунда: «если эту музыку соединить с каким-нибудь хорошим мультфильмом, неплохое сочетание получится. М-м-м! что это за пародия на моё домашнее пианино? Ах, да! Приготовленный рояль! Ну, неплохая кулинария получается».

– К 666-й секунде приходишь к глубокомысленному музыковедческому умозаключению: «Симфония построена по принципу контраста». 

– 754-я секунда: «Похоже на сцену драки из фильма «Весёлые ребята»: всё разлетелось в щепки, но часть рояля, по-видимому, ещё цела». 

– 800-я секунда заставляет задуматься о дефектах из области психиатрии: «Спутанность сознания, неясность мыслей, галлюцинации…». 

– 844-я секунда: «Нет, всё-таки это слишком длинно для моего нежного слуха!» 

– 885-я секунда: «О-о-о! Какая неожиданность - звуки, напоминающие челесту!» 

– 902-я секунда: «Плёнку что ли у них там заело?!»

– 1011-я секунда: в голову приходит умная терминология: «Кажется, это называется оркестровое crescendo, не правда ли?» 

– 1098-я секунда: «Интересно, сумею ли я понять, что произведение закончилось?» 

– 1130-я секунда: «Ух ты! Минорный секстаккорд - что он здесь делает?! О, боже! Он повторился целых 5 раз!» 

– 1188-я секунда: фу, какая невоспитанность! Кажется, кто-то из зрителей не отключил телефон… Или это… Ну, конечно! Это же музыка такая!» 

– 1210-я секунда: «Звук идёт прямо на меня: ширится, растёт, близится!.. Изображается распиливание металла, а мне кажется, что это пилят мой мозг!» 

– «А конец всё-таки ощутим. Значит, драматургия тут налицо» .

[Музыкальная вставка 2: Симфония для человека соло]

  Спустя 15 минут после прослушивания понимаешь, что человеческое сознание порождает шедевры не хуже, чем Симфония Шеффера-Анри. Ведь каждый вечер, перед сном, хотим мы этого или нет, мы прокручиваем образы и звуки уходящего дня. Они проникают и в наши сновидения – своего рода странноватая реальность. И если человечество когда-нибудь научится записывать звуки сновидений, то получится выдающееся творение конкретной музыки. А пока композиторы-конкретники вооружаются дорогостоящей студийной аппаратурой, искажая и по-своему комбинируя звуки нашей жизни.

  А может быть, сейчас кто-нибудь из присутствующих включил диктофон и записывает всё происходящее. И завтра миру откроется новоиспечённый шедевр конкретной музыки. Ну что же, ждём с нетерпением! 

_______________________

© Барскова Наталия Сергеевна

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum