|
|
|
В последнее время на прилавках киосков появилось множество журналов для женщин. Эти яркие иллюстрированные издания мало чем напоминают некогда безумно популярные среди советских читательниц "Работницу", "Крестьянку", "Советскую женщину". Совсем другая цветовая гамма, разнообразные приемы монтажа, высокий оформительский уровень. Кажется, что ни номер - то художественное произведение. Да и рынок женской прессы, представленный в 80-е годы менее чем десятком журналов, сегодня насчитывает их уже более ста. Часто издания совсем не похожи друг на друга ни внешне, ни содержательной структурой, ни ориентацией на конкретный тип читателя.
Иллюстрированный ежемесячный журнал "Она" (издатель и учредитель которого ЗАО "Издательство "Апрель") появился на рынке женской прессы около трех лет назад. Как тип издания рассматриваемый ежемесячник может быть отнесен к так называемым "элитарным" журналам. Журнал выходит тиражом сто восемьдесят тысяч экземпляров, отличается относительно большим объемом (сто сорок пять страниц), высоким качеством полиграфии ("Она" печатается в DONNELEY POLISH AMERICAN PRINTING COMPANY), насыщенностью иллюстративным материалом, большим процентом рекламы. Цели и задачи рассматриваемого издания, общие с целями и задачами женских журналов в целом, полностью определяются читательскими интересами: - формирование личности женщины; - личная жизнь женщины; - помощь женщине в сложных жизненных ситуациях; - обмен житейским опытом; - взаимоотношения полов; - улучшение здоровья и настроения; - предоставление возможности эмоциональной разрядки; - удовлетворение специфических интересов женщины. На аудиторию издания указывает уже его название. Однако "Она" - это не абстрактный образ женщины без возраста. Это вполне конкретная читательница: девушки и женщины со средним и высоким уровнем дохода (журнал "Она" - достаточно дорогая продукция: рекомендуемая цена - 47 рублей). Средний возраст читательниц "Она" - двадцать-двадцать пять лет, не больше: до многих жизненных мудростей, которые сообщает "Она" на своих страницах, любая женщина доходит к годам тридцати. Она уже попробовала то и это - и сделала выводы. Поэтому было бы странно в этом возрасте (старше двадцати пяти) черпать советы, рекомендации и способы решения проблем из журнала для двадцатилетних. Кроме того, женщина, читающая этот журнал, отнюдь не опытная замужняя дама, круг интересов которой лежит в семейно-бытовой сфере. Образ читательниц журнала "Она" - это привлекательная современная молодая женщина, озабоченная "поиском своей второй половинки", вечно находящаяся "в ожидании принца", только начинающая осваивать "правила пользования мужчиной", но уже стремящаяся стать "идеальным секретарем". Основные шесть разделов издания (любовь, секс, стиль, мода, красота, здоровье) имеют постоянную рубрикацию: - хроника (информация о новых модных коллекциях, различных конкурсах, фестивалях, выставках); - репортаж (в основном, с сезонных показов модной одежды различных домов мод); - наука красоты (советы по косметическим процедурам плюс рекомендации соответствующих средств); - почта (письма читательниц и комментарии редакции. Рубрику ведет кандидат психологических наук Мария Митина); - тема (объемные материалы, посвященные таким "глобальным" вопросам, как поиск своей второй половинки); - проблема (само название рубрики указывает на содержание - проблемы женского мироощущения, или как дождаться принца); - жизнь (этика совместной жизни); - карьера (рекомендации деловым женщинам); - ракурс (новые повороты, необыкновенные перспективы довольно-таки банальных ситуаций: например, почему мужчины скупы на комплименты); - презент (рубрика содержит призыв раскошелиться на подарки своему любимому - такие милые мелочи, как пепельница от Valentino, домашние тапочки от Kenzo); - будуар (экзотика и эротика); - взгляд (чем-то рубрика напоминает "ракурс", за исключением небольшого отличия: "взгляд" неизменно проводит классификацию мужчин по тому или иному условному критерию. Мужчины, как и женщины, делятся на настоящих и ненастоящих. Настоящие мужчины в прошлой жизни были собаками, ненастоящие - угрями… С настоящим мужчиной женщина чувствует себя женщиной, с ненастоящим - матерью, причем его) ["Она", июль 2001, №6, С. 68.]; - история (развлекательное чтиво из области фантастики); - портрет (очерки о жизни популярных личностей); - городской романс (последние тенденции в области моды); - красота (секреты женской красоты); - здоровье (советы специалистов); - фитнес (комплексы упражнений); - путешествия (подаются как форма наслаждений); - дизайн (новинки в квартирном оформлении); - меню (рецепты различных кулинарных изысков); - а также всегда в номере гороскоп, кроссворд + конкурс, мозаика, адреса и телефоны магазинов рекламируемой продукции. При рассмотрении внутренней структуры журнала сразу бросается в глаза отсутствие образовательных просветительских материалов, развивающих интеллектуальные способности прекрасного пола. Может быть, это связано с тем, что многие видят в женщине не очень разборчивого читателя, для которого хорошо любое чтиво. Но это не так. Женщине далеко не безразлично, какую информацию ей преподносят. И игнорирование журналом подобных тем не представляется оправданным. А между тем некоторые рубрики ежемесячника практически дублируют друг друга ("Ракурс" и "Взгляд") и содержат довольно антимужские настроения (представители сильного пола часто именуются не иначе как "игрушками", "примитивно устроенными существами", "зверями", а также уподобляются бытовой технике, товаром в коробке, снабженным значком "не кантовать"). Стиль и структуру журнала "Она" во многом определяют иллюстрации. Их здесь не просто много - практически 50% номера. Часто они имеют самостоятельное значение, воспринимаются как девиз, используются как психологический фактор для того, чтобы приковать внимание читателя к отдельным разделам выпуска. Около 40% содержания издания занимают рекламные объявления. Здесь преимущественно представлена реклама элитной косметики и парфюмерии (ESCADA, BOURJOIS, NIVЕА, Золотая линия), одежды и обуви (S. OLIVER, KENZO, GLENFIELD), услуг по улучшению внешности и здоровья (Центр древнекитайской медицины, салон красоты SPA), лекарственных препаратов (Фарматекс, Регейн), бытовой химии ("Ласка", PERSIL), имиджевая реклама средств массовой информации (журнал "XXL", радио "Наше время"). Кроме того, используется косвенная реклама: целью рубрики "Она рекомендует" является продвижение на рынке товара особого рода - периодического издания (например, "TV - Парад"). Ежемесячнику "Она", как и женским изданиям вообще, при общении со своим читателем приходится учитывать особенности женской психологии: - основные личностные черты женщин - это, как правило, эмоциональность и тревожность; - у женщин больше, чем у мужчин, развито правое полушарие мозга, что выражается в фантазировании, образности восприятия и мышления, богатой интуиции; - женщины эмоциональнее мужчин, обидчивее, болезненно реагируют на критику и личные оскорбления. Поэтому тон публикаций журнала стремится к мягкости, доверительности. Минимум откровенной дидактики, назидательности с лихвой компенсируется ненавязчивыми советами, рекомендациями, воспринимающимися не как прямое руководство к действиям, а скорее как информация к размышлениям. Язык публикаций образный, эмоциональный, насыщенный афоризмами, которым позавидовал бы сам Ларошфуко: - "как и прочая бытовая техника, мужчина нуждается в профилактике"; - "мужчина думает о том, чтобы не выглядеть идиотом, а женщина - о том, как она выглядит вообще". Стилистика и интонация издания сказывается также на его жанровой политике. Задушевные тона в общении с читателями, теплая эмоциональная стилистика предполагают преобладание в журнале таких жанров как диалог, беседа и интервью. Популярны эпистолярные жанры, переписка с читателями. Распространены также информационные жанры: заметка, репортаж. Объем публикаций разный. Довольно редко используются малые жанровые формы. В основном, материалы занимают целую полосу, многие две. Но такой объем не загружает усталое внимание женщин: серьезные рассуждения грамотно разбавляются яркими колоритными иллюстрациями, несущими дополнительную смысловую нагрузку. В целом, не принимая во внимание некоторые недостатки и упущения издания (например, отсутствие материалов познавательного значения), можно утверждать, что рассматриваемый ежемесячник оправдывает свое непосредственное назначение - обслуживание главным образом женской аудитории. Хотя не исключено, что журнал "Она" пользуется спросом и у мужчин, молодежи. Но от этого ежемесячник не перестает быть именно женским по своим типологическим признакам. А широкий тематический диапазон, продиктованный целиком женскими интересами, свидетельствует об универсальности современного российского журнала для женщин "Она". _________________________________ © Лужняк Наталья |
|