Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
Таганрогский гидроавиаконструктор Георгий Бериев
(№12 [90] 12.04.2003)
Автор: Дарина Назаренко
Наверняка все помнят слова из песни группы "Браво": "Любите, девушки, простых романтиков, отважных летчиков и моряков"… Да, профессия летчика всегда считалась романтичной, и все мальчики уже с раннего детства мечтают стать летчиками или космонавтами. Летать высоко над землей, над облаками, покорять небо - поистине, чувствуешь себя героем! Но только почему-то редко кто вспоминает о создателях этих огромных "железных птиц", которые окутывают образ летчика романтическим ореолом. Редко кто вспоминает о тех конструкторах, которые всю свою жизнь работали над созданием проектов более новых и современных моделей.

Один из них - Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили), известный разработчик в области морской авиации. Хочу рассказать именно о нем, во-первых, потому что 13 февраля исполнилось 100 лет со дня его рождения, и, во-вторых, потому что его именем назван наш Таганрогский авиационный научно-технический комплекс.

Еще с юных лет, как и все мальчишки, Бериев страстно мечтал стать летчиком. Вернувшись из армии в родной город Тбилиси, он поступает в Политехнический институт. Тут же втягивается в деятельность Общества содействия обороне, авиации и химического строительства (можно проще - Осоавиахима). И появляется возможность пройти обучение в школе военных летчиков. Но желающих было больше, чем мест - таков закон жизни - и Бериев не попал в число счастливчиков. Это очень сильно огорчило студента, однако нисколько не пошатнуло его стремления попасть в мир авиации. Тогда он приезжает в Ленинград и поступает на авиационное отделение Политехнического института. Там он становится одним из активистов реорганизации отделения в самостоятельный авиационный факультет.

В 1930 году по окончании института Бериев получает диплом инженера-механика по самолетостроению и сразу попадает на работу в авиационно-конструкторское бюро, где он спроектировал свою первую летающую лодку - морской разведчик МБР-2. Этот проект стоил ему двух лет напряженной работы и волнений. Волнений - потому что до МБР-2 уже были отвергнуты три проекта одного из известных и опытных конструкторов, поэтому к предложению 29-летнего Бериева построить боевой самолет отнеслись очень настороженно. Но МБР-2 выдержал все испытания, оказавшись к тому же дешевым и несложным с точки зрения производственного процесса. Уже через два года, в 1934 году, самолет был принят в серийное производство для вооружения авиации Военно-морского флота. Было построено большое количество таких машин, применявшихся, кстати, во время Великой Отечественной войны и для разведывательных полетов, и для ведения спасательных операций на море.

В этом году Георгий Бериев становится главным конструктором того самого завода, где серийно строился МБР-2 и одновременно возглавляет конструкторское бюро морского самолетостроения, основанное в городе Таганроге. Хотя тогда этот комплекс еще нельзя было назвать бюро. Бериеву предстояло его создать.

Он подбирает себе команду, заботится о повышении квалификации своей и своих сотрудников. И уже во второй половине 30-х годов коллектив разработал для флота самолеты Бе-2 и Бе-4, которые были приспособлены для взлета с корабля. Представьте себе, что крылья этих гидросамолетов-разведчиков складывались - для того, чтобы их можно было хранить в отсеках подводных лодок.

Во время Отечественной войны Таганрог был захвачен фашистами. Понятно, что, когда страна терпит такое бедствие, создавать новую экспериментально-производственную базу для морского самолетостроения было не только невозможно, но и непрактично. Ведь основные сражения разворачивались на земле, и потому гидросамолеты не требовались. И тогда в Таганрогском конструкторском бюро осталась лишь небольшая группа авиаинженеров для того, чтобы заняться перспективными работами, а остальные силы были брошены на строительство колесных самолетов.

После войны, в 1946 году, той самой группой инженеров, руководимой Бериевым, был реализован проект, который разрабатывался в военное время - патрульная летающая лодка Бе-6. Самолет оснащался двумя мощными поршневыми двигателями воздушного охлаждения, а также оборудованием, необходимым для несения патрульной службы и ведения боевых операций в открытом море. И в 1947 году Г. М. Бериев был удостоен Государственной премии СССР за создание этой машины.

А в следующем году конструктор выпустил новый самолет-амфибию Бе-8, который предназначался в основном для аэрофотосъемки и санитарной службы. Именно на этой летательной лодке были установлены и впервые испытаны подводные крылья, которые позднее стали применяться на катерах и небольших судах.

Однако вскоре в гидроавиации, как и в других областях самолетостроения, возникла необходимость в гидросамолетах с реактивными двигателями. Начались совместные разработки конструкторского бюро Г. М. Бериева и ЦАГИ (Центрального Аэрогидродинамического института). Результат работы - реактивная летающая лодка, а точнее, гидросамолет с реактивными двигателями. Р-1 имел скорость полета до 800 км /ч! (Бе-6 - 415 км/ч) и максимальную высоту 11,5 тысяч метров. Эта модель была экспериментальной. При ее испытаниях тщательно изучались вопросы гидро- и аэродинамики морских самолетов, имевших скорость, близкую к скорости звука.

Много еще было разработано проектов Бериевым и Таганрогским конструкторским бюро. А в начале 60-х годов, в связи с развитием космических технологий, создается еще и крылатая ракета П-10. В 1968 году совершил свой первый полет "воздушный автобус" пассажирский самолет Бе-30, рассчитанный на 14 человек. Кстати, он и его более совершенная модель Бе-32 имели еще два варианта: транспортный и санитарный.

45 лет проработал Г. М. Бериев в Таганроге. И даже после смерти конструктора названный его именем комплекс продолжает выпускать гидросамолеты под литерами "Бе", которые уже выходят на мировой рынок. Последняя разработка Бе-200 очень заинтересовала американских специалистов. Осенью прошлого года уже был заключен контракт о продаже нескольких машин в США.

Мы поздравляем ТАНТК им. Бериева с наступившим праздником и желаем еще более интересных творческих решений и совершенствования научно-технического потенциала.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum