Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
История
Он звал нас к любви и терпимости. К 80-летию со дня рождения Александра Меня
(№6 [309] 01.06.2016)
Автор: Герман Цверианишвили
Герман Цверианишвили

     Выдающийся православный проповедник протоиерей Александр Владимирович Мень с исключительным уважением относился ко всем существующим в мире религиям. Никогда не противопоставлял христианство другим конфессиям, более того – сумел навести связующий мост между самыми распространёнными мировыми религиями – христианством и магометанством.
Нажмите, чтобы увеличить.

     Не до конца изжитой ещё межконфессиональной неприязни он противопоставил следование культуре межрелигиозных отношений. Параллельно этому он проповедовал и гармонию в межнациональных отношениях. И подкреплял свои призывы мудрыми поступками. 

    В 1989-м, предпоследнем году своей жизни, он организовал дружескую встречу с виднейшим мусульманским деятелем России Расулом Магумаевым. Встреча происходила в Большом зале московской библиотеки иностранной литературы. Она привлекла огромное внимание интересующихся проблемами взаимоотношений разных вероучений. Зал был переполнен. 

  Открывая эту встречу-диалог, отец Александр поделился впечатлениями от пребывания в многонациональном и поликонфессиональном дагестанском городе Дербенте. В этом городе мирно сосуществуют два православных храма – русский и грузинский, мусульманская мечеть, еврейская синагога и протестантские молитвенные дома. А жители Дербента исключительно уважительно относятся друг к другу вне зависимости от исповедания той или иной веры.

   К этим словам отца Меня можно было бы добавить ещё более впечатляющую веротерпимость жителей Тбилиси, в котором также мирно сосуществуют аж три православных храма – грузинский, русский и греческий, католический костёл, лютеранская кирха, молитвенные дома баптистов и других ветвей протестантизма, мечеть, синагога и капище язычников-огнепоклонников - при полном отсутствии какой  бы то ни было религиозной неприязни.

  Одним из доводов, прозвучавших в речи русского протоиерея, было осознание всеми последователями основных мировых религий того, что бог христиан и бог мусульман  вовсе не два враждебных друг другу существа, а одно и то же лицо. Творец мира и людей един, - напоминал всем слушавшим его отец Александр.

  В последовавшей после выступления проповедника-христианина речи муллы Расула Магумаева было подтверждено, что и ислам, и христианство исходят из веры в единого бога. Обе эти мировые религии призывают любить ближних и, как следствие этой любви, проявлять милосердие и сострадание к людям, проповедовать идеи братства людей и дружбы народов. Этими идеями пронизаны священные книги как мусульман, так и христиан – Коран и Библия. И ещё он добавил, что подлинный ислам ничего общего не имеет с проявлениями так называемого исламского радикализма, сеящего межконфессиональную рознь и нетерпимость.

     В затронутых двумя проповедниками мировых религий вопросах прослеживается общность не только двух названных выше конфессий, но и третьей мировой религии – иудаизма.

   Снова взяв слово, отец Александр пояснил, что настоящий диалог представителей разных конфессий ставит перед собою цель не создания единой религии для всех верующих, а научить людей мирно сосуществовать и пусть каждый исповедует своё мировоззрение. А ещё он особо отметил, что исламский мир породил величайших деятелей культуры – поэтов Омара Хайяма и Алишера Навои, философа и врача Ибн-Сину (Авиценну), энцикопедиста Бируни и многих других. Далее Мень советовал людям больше узнавать друг о друге и пробуждать любовь друг к другу, как к тому призывает общий и единый для всех Бог.

    Расул Магумаев добавил к словам отца Александра, что каждый верующий, будь то последователь Магомета, Христа или Моисея, имеет право исповедовать свою веру, также как и неверующий имеет право быть атеистом. Но обязательным для всех является уважение религиозных чувств и потребностей человека и терпимость к инакомыслию.

   Несомненно важной заслугой Александра Меня является его деятельность по сближению христиан с последователями ислама и замена конфронтации между ними конструктивным диалогом . Он умело объединял миролюбивые силы против сеятелей зла и раздоров на межрелигиозной и межнациональной почве.         

  Для протоиерея Меня характерны были  сочетание широкой эрудиции с открытостью к светской культуре и науке (его не раз приглашали выступать с лекциями перед студентами университетов). Он оставил огромное и убедительное литературное наследие. Особого упоминания заслуживают его «История религии» в семи томах и книга об Иисусе Христе «Сын Человеческий».

 Мень был одним из основателей Российского Библейского общества, Общедоступного православного университета и журнала «Мир Библии».   

    А.В.Мень трагически погиб в полном расцвете творческих сил и возможностей. Ему было всего 55 лет. Как много мог бы он ещё успеть сделать, если бы не судьба...

  В 2015 году ему исполнилось бы 80 лет. Эта дата, на мой взгляд, если  и не прошла незамеченной, то во всяком случае незаслуженно мало отмечалась... 

________________________________

© Цверианишвили Герман Константинович

 

Справка из Википедии

Главный труд отца Александра — «История религии» в семи томах, состоящая из серии «В поисках пути, истины и жизни» (т.1-6, Брюссель, 19701983; 2 изд. — М., 19911992) и книги об Иисусе «Сын Человеческий», (Брюссель, 1969, 2 изд. М. 1991, т.7); в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.

Отец Александр — также автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель, 1980, 2 изд. М. 1991) (первое издание под названием «Небо на земле» (Брюссель, 1969), «Откуда явилось всё это?» (Неаполь, 1972), «Как читать Библию?» (Брюссель, 1981), Библиологического словаря (ок. 1840 терминов), Москва, 2002) и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.

Отец Александр Мень — один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом за границей под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов, (псевдонимы даны зарубежными издателями без согласования с автором). Мень был духовным наставником, а часто и крёстным отцом многих диссидентов 1970-х и 1980-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.

С середины 1980-х годов отец Александр Мень — один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году,[11] Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии». Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.[12] 

Сочинения о. Александра:

История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)

История религии (учебник в 2 томах) (Москва, 1997)

  • Том 1. В поисках Пути, Истины и Жизни
  • Том 2. Пути христианства
  • Том 1. А-И
  • Том 2. К-П
  • Том 3. Р-Я

Литература об отце Александре[править | править вики-текст]

Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum