Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
«Внимательно изучите проекты законов…»
(№6 [108] 02.05.2005)
Автор: Лариса Белянчикова
Лариса Белянчикова
(по материалам Круглого стола)


Законодательство, регулирующее отношения государства и журналистики, так же нуждается в адаптации к быстро меняющейся российской действительности, как и любое другое. По инициативе профильного комитета профессиональное сообщество вновь обратилось к этому вопросу в весеннюю сессию Госдумы.

Комитет Госдумы по информационной политике организовал круглый стол на тему «Государственная поддержка средств массовой информации: правовое регулирование, проблемы, перспективы». Участниками обсуждения стали депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Министерства культуры и массовых коммуникаций, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Гильдии издателей периодической печати, Ассоциации распространителей печатной продукции, Национальной ассоциации издателей, Союза журналистов, издательских домов, полиграфических комплексов и печатных СМИ.

Основную тему Круглого стола задал председатель Комитета Валерий Комиссаров, говоривший о необходимости создания рыночных механизмов перехода российских печатных СМИ на отечественную полиграфическую базу. Требуется комплекс налоговых мер, стимулирующих ввоз в Россию не производимого в стране полиграфического оборудования и расходных материалов. В результате возвращения издателей на отечественную базу за счет модернизации российских полиграфических предприятий рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит почти 100 млн долл. в год. Депутат Госдумы Валерий Комиссаров вносит изменения в Налоговый кодекс РФ: «Мною внесён проект поправок в Налоговый кодекс, направленный на освобождение от акциза ввоза типографских красок, содержащих в своём составе этиловый спирт. Какой-то умник в своё время приравнял краски к алкогольным напиткам и ввёл 90 % акциз, как на водку. Естественно, что типографские краски, равно как и бумага, имеют существенное влияние на конечную отпускную цену». Валерий Комиссаров привлёк внимание участников Круглого стола к новой редакции ФЗ «О рекламе», одним из авторов которого он сам является. «Этот законопроект позволит решить такие назревшие задачи, как отмена устаревших положений действующего закона, восполнение существующих пробелов правового регулирования рекламной деятельности. Фактически основа существования СМИ, особенно печатных, складывается из отпускных цен на печатную продукцию и цен на рекламу. Ряд положений нового закона существенно повлияют на развитие рынка печатной продукции в плане снятия дополнительных ограничений». Комиссаров рекомендовал руководителям ведущих СМИ внимательно изучить проект нового закона о рекламе.

Несовершенная система распространения изданий была отмечена многими участниками Круглого стола. Председатель правления АРПП Александр Оськин отметил, что «независимых национальных дистрибьюторов, то есть тех, для кого единственный путь бизнеса – дистрибуция сторонних изданий, не осталось ни одного». Российский рынок отличается низкими ценами на периодику и низкой прибыльностью. Чтобы спасти дистрибуцию, требуется перейти на европейские принципы работы, когда основные риски несёт не распространитель, а издатель.

Выступавшие критиковали ситуацию, сложившуюся в области бюджетного финансирования местных печатных изданий. Исполнительный директор ИД «Крестьянин» (Ростов-на-Дону) Ирина Самохина прямо сказала, что «регулирование рынка СМИ в России понимается не как обеспечение единых для всех правил игры, а как поддержка государственных СМИ». В итоге суммарные тиражи районных газет в десятки раз превышают тиражи федеральных изданий. Требуется прозрачность финансирования СМИ на всех уровнях. На заседании была представлена динамика расходов федерального бюджета на СМИ с 2002 по 2005 год. Расходы на периодическую печать и издательства сокращаются, начиная с 2003 года, когда было израсходовано 608013, 4 тыс. руб. В 2004 – на 15 %, а в 2005 ещё на 25 % меньше, по проекту – 387179,0 тыс. руб. Расходы на телевидение и радиовещание в 2005 году составят 10918307,2 тыс. руб. По сравнению с 2004 годом рост затрат составит 10 %. При этом удельный вес расходов на телевидение и радио в общем объёме федеральных расходов сократился с 2003 года от 0,5 до 0,4 процентов. Уверенно растут расходы на ИТАР-ТАСС, составившие 58 % от прошлого года, 626731,8 тыс. руб. Надо учитывать, что в связи с изменением бюджетной классификации РФ данные о расходах не вполне сопоставимы, так как с 2005 года в состав данных введены валютные средства (порядка 1,3 млрд руб. в эквиваленте), которые до этого отражались по другому разделу.

Тема, которая волновала многих присутствующих, – ставка НДС. С 1 января 2005 года налоговая нагрузка на качественную прессу, рекламные и эротические издания уравнялась, чего нет ни в одной стране мира. Этот факт противоречит принципам Флорентийского Соглашения, к которому Россия присоединилась в 1994 году. Самый высокий НДС на прессу в Восточной Европе введён в Польше, да и там он составляет всего 7 %. Настоятельно требуется возобновить обложение НДС по ставке 10 % для нерекламных и неэротических изданий, более того, распространить эту льготу на полиграфические работы.

____________________________
© Белянчикова Лариса Александровна
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum