Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Исаакиевский собор накануне перемен
Дискуссия о передаче Исаакиевского собора Русской православной церкви
№01
(319)
25.01.2017
Наука и техника
Понятийная карта «Авторская культура песен бардов»
(№15 [318] 30.12.2016)
Автор: Сергей Орловский
Сергей  Орловский

   Как развернуть содержание любой темы? – Как минимум, нужно знать некий опорно-понятийный базис, с помощью которого рассматриваемая тема «схвачена» вниманием культурно-исторического потока. Нужно получить доступ к пространству информации, где тематические линии культурного пространства приобретают свойство «быть культурно-историческим конспектом».

   Изучая много лет тему «Бардовская песня», мы уже опробовали процесс разворота (сжатия) её глубокого содержания несколькими разными способами, а именно: поле акцентных ключей понимания [1]; известные модели культурной трансляции [2]; специальная компактология [3]. Но читатели требуют от нас поиска новой формы их представления, чтобы она «начиналась, помещалась и заканчивалась на одной ладони руки». Некий пальцеобъяснительный образ быстрого входа и понимающей деятельности внутри темы. Именно с результатами такого поиска мы и хотим познакомить читателя в этой статье.

   Поиск понятийной карты. Какой бы способ компактного схватывания содержания мы ни искали, нам не избежать того, что носит название «понятийное схватывание». Мы, так или иначе, обязаны выстроить некий образ, выполняющий роль «понятийной карты». В такой карте, кроме используемых понятий, должен присутствовать формализм движения от одного понятия к другому. Например, это может быть отражение принципа иерархии понятий.

   Известно много разных типов «понятийной карты», например: 1) поле дискурса, 2) конструктор (маршрутизатор), 3) трассировка «Ключи», 4) персоны дискурса, 5) конфигуратор, 6) исследовательские подходы, 7) культурная компактология, 8) поток размысливания и др.

   Наш многолетний исследовательский процесс, по отношению к происходившему здесь понятийному творчеству, можно условно подразделить на пять разнокачественных частей: 

   1) Первичная рамка и классификация.  Определения общей рамки для поля песенной практики – репрезентативное множество (18000 песен). Определение рамки оригинальности поля песенной практики – референтное множество (1000 песен). Коэффициент сжатия информации равен 18 (18000 : 1000 = 18). 

 2) Метамоделирование. Покрытие содержательного пространства песенной практики множеством эмпирических обобщений. Множество моделей с названием «Синтопоэтика» – 36 моделей. Коэффициент сжатия информации «Феномены практики исполнения песен»  равен 500 (18000 : 36 = 500).

 3) Поиск исходной понятийной корзины темы и процедуры её идеального выжимания. Результат поиска получен на основе методологического размысливания темы и оформлен как альбом схем «Компактограм», из которого выделена понятийная карта «Тезис» (рис. 1), предполагающая опору на 42 разных понятия (21 – тезис и 21 – противоположный тезис). Началом процесса послужил вопрос: «Что является тайной песенной культуры бардов?». Ответ был заведомо пойман в исходную понятийную корзину, которую предстояло сжимать, как некий понятийный объем, до тех пор, пока достаточно не проявится ответ на начальный вопрос. Характер сжатия был задан оригинальным деятельностным исследовательским подходом – песня изучалась сквозь деятельность её хорошего исполнителя. При этом шаг сжатия опирался на процедур методологической рефлексии и диалектики лектического ряда. 

 4) Выход на предельный конспект. Опробовано 6 разных вариантов конспектирования: текст (художественный, научный, Учение), схемы (плоские, объемные, смешанные), схемо-поток (лектический, гармонический, функциональный, интегральный, универсальный), понятийные карты (статические, процедурные, смешанные)  и рядом. 

  5) Построение итогового образа «понятийной корзины». Такой образ передаёт понятийная карта, показанная на рис. 2. В ней собрано 24 взаимно связанных понятия, четыре их которых (затенённые) были угаданы нами первоначально. Эти понятия можно считать стержневыми. Здесь же и ответ на вопрос: «Что является тайной песенной культуры бардов?» (см. ниже содержание понятийной трассы в Примере №4). 

  Наши попытки построения «понятийной карты» показали, что нам нужна собственно не одна, а несколько таких карт – связка таких карт. Речь идёт о таких «понятийных картах», как: «понятийный конструктор» и «исследовательские походы».

Уровень

схемо-потока

                              Вовлеченные понятия

0

Целевой вопрос: «Тайна песен бардов?»

1

Личная натурфилософия

Наша пecня

Авторская культура песен

Деятельностный подход

Мыслесенсорика

Полная методологическая культура мышления

Профессиональная культура песен

 

Народная культура песен

Песни саморазвития человека

Песни бардов народов мира

Самодеятельная культура песен

Культурная синкретика

Подход "изнутри песни"

 

Типология песенной деятельности

 

Натурфилософская самодеятельность

 

Путь саморазвития человека

 

2

Песенная синкретика

Деятель песни

 

Зрелый синтез

 

Синтопоэтика

 

3

Внутренняя  песня

 

 

 

 

Рис. 1. Понятийная карта «Тезис». Половина понятий «понятийной корзины». Затенены понятия, совпадающие с понятиями понятийной карты на рис. 2. 

  Карта «Понятийный конструктор». Это – понятийная карта (см. рис.2), которая представляет содержание темы как некий сборочный процесс. Содержание собирается здесь из разных понятий, как из неких кубиков.

  Давайте посмотрим, как можно читать карту, не забывая, что имеем дело с аналогом двух процессов: сборки целого из его частей и разборки целого на составные части. При этом, существует множество трасс сборки понимающего внимания, опирающихся на тот или разумный выбор читающей карту персоны.

  Левый верхний и правый нижние углы рассматриваемой карты выделены жирными линиями и затенены. Это означает, что карта «вынимает» (фокусирует) понятийную структуру из позиции «Исполнитель песни» и обязательно возвращает свою понятийную умозрительность в эту же позицию, всемерно обслуживая её теоретические и практические потребности. То есть, главной фигурой исследовательского процесса есть исполнитель песни, а не просто песня сама по себе. Именно его деятельность обслуживает здесь любой ход теоретической деятельности – любой ход понимания и выстраивания идеалов такой деятельности. 

Исполнитель

песен

01

02

03

04

05

01

Песенная практика

Архив «Опыт исполнения песен»

Авторская культура песен

Культурология песни

Новая наука о песне

02

Архив песен

Деятельностный подход

Саморазвитие исполнителя песен

Хронология [4] (малая и большая) 

Новая хронология

03

Вложенные множества [5]

Внутренний компас [6]  

Песенная синкретика [7]

Энциклопе-дия [8]

Новое понятие «Песня» [9] 

04

Акцентное гнездо песни [10]

Путь песенного слуха [11]

Аутентичная самоидентификация 

Учение бардов «Сибард»

Неостановленное саморазвитие человека

05

Акцентированные множества песен [12]

Табель о рангах [13]

Бардовский поединок [14]

Исполнитель

песен

Рис. 2. Карта «Понятийный конструктор». Затенены ячейки с понятиями, совпадающими с понятиями из исходной «понятийной корзины» на рис. 1.

Пример №1. Цель - определить целевую направленность всей карты. Ход мышления – соединить левый верхний угол с правым нижним через информацию об исследовательском походе. Трасса – (00 - 11- 22 - 55). Ячейка с адресом «00» – «Исполнитель песни», далее ячейка с адресом «11» – « Песенная практика», потом «22» – «Деятельностный подход», затем ячейка с адресом «55» – «Исполнитель песни». Результат: « Карта описывает изучение практической деятельности исполнителя песен и возвращает результат изучения в эту же деятельность ».

Пример №2. Цель – раскрыть содержание понятия «Аутентичная самоидентификация исполнителя песен».  Ход мышления – нужно построить трассу, чтобы опосредованно соединить ячейку 21 «Архив песен» и ячейку 43 «Аутентичная самоидентификация». Трасса – ( 21 - 31 - 41 - 43). Она берёт начало в ячейке 21 «Архив песен», далее следует ячейка 31 «Вложенные множества», потом следует ячейка 41 «Акцентное гнездо песни», завершает трассу ячейка 43 «Аутентичная самоидентификация». Результат: «Аутентичная самоидентификация исполнителя песен происходит на основе специальных множеств песен (самодеятельное, бардовское, авторское, равноакцентное), где каждая песня маркирована состоянием акцентного гнезда песни». 

Пример №3. Цель – раскрыть содержание понятия «Бардовский поединок». Ход мышления – соединить опосредованно ячейку  с адресом «54» «Бардовский поединок» с ячейкой «53» «Табель о рангах».  Трасса – (54 - 43 - 51 - 53). Началом трассы является ячейка 54 «Бардовский поединок». Далее следует ячейка 43 – «Аутентичная самоидентификация», потом ячейка 51 «Акцентированные множества песен», завершает трассу ячейка 53 «Табель о рангах». Результат: «Чтобы подготовиться к соревновательному поединку, каждому его соискателю желательно выполнить процедуру самоидентификации попадания в русло «Авторская культура песен», обратившись к своим возможностям исполнения песен из множеств «Акцентированные множества песен» и уровням «Табель о рангах»». 

Пример №4. Цель – получить короткий ответ на вопрос «Что такое бардовская песня?». Ход мышления – нужно сориентировать понятие «Песня» в пространстве феноменов культуры и  деятельности. Основная трасса – (00 - 22 - 13 - 45), две уточняющие трассы – (13 - 33), (22 - 32). Основной результат: «Бардовская песня – это песня из «Авторской культуры песен бардов народов мира». Она есть результатом деятельности исполнителя песен, вошедшего в поток «неостановленное саморазвитие»». Уточнение: 1) важным фокусом «Авторской культуры песен бардов народов мира» является понятие «Песенная синкретика»; 2) важным фокусом деятельности исполнителя есть его ориентация пространстве своей психики на основе понятийной опоры «Внутренний компас».

Конечно, можно было бы к нашей понятийной карте дать специальную таблицу соответствия важнейших фокусов темы и наших авторских вариантов соответствующих трасс, конструирующих понятийное содержание таких фокусов. Но нам показалось это излишней детализацией, отягощающей наше исходное устремление к построению одной простой понятийной карты.

Карта «Исследовательские подходы». Это – понятийная карта (см. рис. 3), которая показывает отношение всех использованных в теме исследовательских подходов, по отношению к мейнстриму тематического дискурса. Носители особенных походов названы пофамильно.

 

01

02

03

04

05

Изучение явления по частям [16]

Изучение явления в целом [17]

Мейнстрим

Другое

Иное [18] 

01

Филология

(49)

Культуро-логия [19]

(9)

 

Искусство-знание

(3)

Социо-

логия

(1)

Социотехника песенных потоков (Ланцберг В.И.)

02

Педагогика

(5)

Языкознание

(4)

История

(2)

Фило-

софия

(1)

Философская лингвистика песенной речи ( Мирзаян А.З.)

03

Социальная философия

(2)

Иностранные языки

(1)

Социальная психология

(1)

Фолькло-ристика

(1)

Оригинальный деятельностный поход 

( Орловский С.П.)

04

Этнография, этнология и антропология

(1)

 

 

 

 

Рис. 3. Понятийная карта «Исследовательские подходы»

 В скобках указана частота встречи подхода конкретной науки [20] в общем списке уже защищенных 80 диссертаций в сегменте науки «Авторская песня» [21], во всём мире. Наш подход помечен затененной ячейкой, имеет на сегодня максимальную длину цепочки [22]  культурного легендирования темы и её культурно-методологической оформленности [23].

  Здесь необходимо отметить тот факт, что методологическая осведомленность  многих ученых имеет весьма фрагментарный характер – только лекции для аспирантов по организации научно-исследовательского труда ученого (Философия науки, Диссертационные нормы  и т.п.). Раздел «Исследовательский подход» диссертации многие соискатели ученой степени выполняют как некую навязчивую обязанность, всячески его затуманивая и выводя за границы точного и ясного понимания. Поэтому выделение исследовательского похода диссертанта превращается нередко в специальную, трудоемкую и даже бесцельную процедуру [15]. Поэтому, в построенной нами карте мы вместо названия исследовательского подхода указываем название сегмента науки, в котором было выполнено научное исследование.

  Из содержания рис. 3 видно, что существует немалый разрыв современного потока научно-исследовательской практики в сегменте современной науки «Авторская песня» и того, что уже сделано «бардами – мыслителями» для глубокого понимания своей родной темы. Налицо совершенно разные потребности в понимающем объяснении, размахе и направленности теоретических моделей. Если наука изучает всё в рамке регламента «диссертационная практика» [24], то барды – мыслители работают без такого ограничения [25].

  Кроме того, «барды–мыслители» выполняли процедуру изучения темы с двух сопряженных сторон (изнутри и извне), в то время как наука разрешает исследователю быть только «беспристрастным наблюдателем извне» – позиция «комментатор явлений».

  Есть ещё один важный штрих. Наука работает только с релевантными данными. В нашей теме это означает, что весь массив песен, попадающий в зону внимания исследователя, должен быть культурно оформлен и опубликован. У каждого из «бардов – мыслителей» есть свой личный немалый архив песен и им не надо ждать их опубликования. Фактом здесь является то, что песня сочинена и хотя бы один раз спета. 

  Главным содержанием этой карты является то, что читатель видит исследовательскую деятельность в данной теме как деятельность в трех секторах: мейнстрим, другое, иное. 

  Особенные ключи понятийной сборки. Ключом мы называем то, что как бы отпирает непосредственный доступ к до времени скрытому глубокому содержанию. Такие ключи мы обозначим с помощью вопрос-ответной текстовой формы. 

Вопрос 1: «Что значит сконцентрироваться на теоретическом уровне?». 

Ответ 1. Теоретик песни – это тот, по крайней мере, кто держит в чистоте [26] акцентированные  множества песен (ячейка 51 понятийной карты рис. 1) – так называемая «база сравнения» уже известного с предлагаемым как «пробный камень» [27]. Такие множества есть опорой для процедурных понятий, таких как: «Аутентичная самоидентификация», «Бардовский поединок», «Аутентичный бардовский концерт».

Вопрос 2: «Что значит сконцентрироваться на практическом уровне?». 

Ответ 2. Хороший практик песни – это хороший исполнитель «Авторской культуры песен бардов народов мира», вовлекающий в свою песенную деятельность, в идеале, все процедурные понятия понятийной карты «Понятийный конструктор», например, содержимое ячеек с адресами: 32, 33, 42, 43, 51, 53, 54.

Вопрос 3: «Что значит сконцентрироваться на Учении бардов «Сибард»? ». 

Ответ 3. Учение представляет собой текст, в который нами организован ряд культурных условностей и выстроены опоры процесса понимания, а именно: 

- методологическая полнота. Мы не можем любой текст назвать Учением, не выполнив известные здесь требования методологической нормы [28]; 

- познающая вертикаль [29];   

- три слоя понимания (языковой, культурный, метакультурный) [30]; 

- ориентированность всех теоретических маршрутов на облуживание потребностей исполнителя песни: настрой на русло «Авторская культура песен бардов народов мира», внутренний маршрут песни, опыт разворота гармонии песенной и гитарной речи.

- высокий уровень связности базовых понятий. Это позволяет начать процесс разворота процедуры понимания с любого места текста. Но всё же самый простой способ знакомства с Учением есть использование процесса разворачивания понимания от понятия «Бардовский поединок».

- глубокое понимание невозможно без личной практики исполнения песен хотя бы из учебного множества песен (содержание ячейки 31 карты «Понятийный конструктор»).

Вопрос 4: «Как автор, так и исполнитель песен, используют теоретические представления и формализм не прямо, а косвенно. Что можно сказать точнее о влиянии теории песни на её практику?».

Ответ 4. Обратите внимание, что культурное развитие человека происходит, как минимум, двумя путями: как расширенное понимание и как расширенное восприятие. Расширенное понимание – это путь использования кругового процесса: «построение формализма –> отрицание формализма –> построение нового формализма» или «путь нормального человека». Расширенное восприятие – это движение по контуру «психосостояния» или «путь гениев». Теория поддерживает нормального человека, передавая ему понимания того, что сделано гением. Но сам творческий процесс происходит как опора на теорию с отрицанием её формализмом. Теория даёт ступеньку, на которую можно опереться для того, чтобы устремиться к идеалу, который она же и маркирует. Тем самым, теория – это представление о направленном отрезке «начало -> идеал». Однако все её элементы теории находятся в сознании человека, которое является только частью пространства его психики. Но теория придаёт сознанию дополнительную оптику понимания как внешних явлений, так и самоё себя. Такая прибавка умозрительности имеет не только сугубо формальный уровень, но метафизические продолжения. 

Резюме

В статье представлены две оригинальные понятийные карты – «Понятийный конструктор» и «Исследовательские подходы», ориентированные на компактное понимание темы «Авторская песня» как «Авторская культура песен бардов народов мира». Данное направление понимания отнесено к сектору «иное», имея в виду позиционно-секторную классификацию всего исследовательского поля «Авторская песня» как: мейнстрим (49 диссертаций), другое (31 диссертация), иное (рукописи трёх кардинальных исследователей из культурного следа «Клубы самодеятельной песни»). Автор статьи относит себя к сектору «иное» и противопоставляет подход и результаты своих исследований подходам и результатам исследований сообщества ученых вокруг темы «Авторская песня», как иной исследовательский подход, самая полная в мире цепочка теоретического легендирования из 11 фаз [22], прицельная практико-ориентированная теория.

Примечание 

1. См. нашу статью «Ключи к пониманию темы «Бардовская песня»». Релга №9 [282] 05.08.2014,. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w... authors&userid=1096.

2. Текст, схема.

3. Компактограм – альбом схемопотока сущностного размысливания темы.

4.. Малая – в русской культуры второй половины 20 века, сегодня около 250 имен. Большая – историческая цепочка «Барды народов мира» (27 стран, 30 последних веков истории человеческой цивилизации), сегодня около.200 имен.

5. Репрезентативное (18000, 40000), Референтное (1000, 5000), Учебное (70, 150). Цифры указаны соответственно для малой и большой хронологий.

6. Синкретика, полюса Красоты, фольклорная рамка, бесконечная песня.

7. Неразрывное единство элементов акцентного гнезда песни.

8. Ряд томов с общим названием «Авторская культура песен бардов народов мира».

9.  Как сложное  и глубокое явление мировой культуры и эволюции человека.

10. Самодеятельное, бардовское, авторское, равноакцентное.

11. Верхний, срединный, нижний, фольклорный. Подробнее см. нашу статью « Бардовский песенный  слух и его метаморфозы» (Релга №10 [298] 15.08.2015). 

12. Самодеятельное, бардовское, авторское, равноакцентное. Эти множества поддерживаются теоретика песни в актуальном состоянии. С допустимыми или минимальными повторениями песен, соответствующих одному и тому состоянию песенного акцентного гнезда. Мощность каждого множества измеряется десятками и сотнями песен. 

13. Все авторы песен расставлены здесь по рядам песенной качественности. В настоящее время здесь около 250 имен, упорядоченных по вертикали и горизонтали. Подробнее в массиве наших публикаций в сетевом журнале  «Релга».

14. Потенциально может включать в себе примерно 10 соревновательных позиций. В практике применяются усеченные варианты, например: песенная речь, песенный голос, песенная гитара. Подробнее в нашей статье «Понятие «Бардовский поединок» и его структура» в сетевом журнале «Релга».

15. Мы применяем здесь оригинальную авторскую процедуру восстановления схемо-потока процесса размысливания фокусного предмета исследования. Строим то, что мы называем «Компактограм». Если бы господа диссертанты делали это сами, то это существенно бы сэкономило бы время на понимание использованного научно-исследовательского похода. 

16. Сегодня здесь изучено песенное наследие таких бардов русской культуры как В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Галич. Частично изучен песенный мир А. Городницкого, А. Дольского, Ю. Визбора, Ю. Кима, Ю. Кукина. В перспективных планах: А. Дулов, В.Долина, В.Ланцберг, М.Щербаков. 

17.  В обращении исследователей находятся массивы песен от 18000 до 40000 песен. Не только русской культуры, но и с расширением в область мировой культуры.

18. Кардинальные теоретики песни из культурного следа «Клубы самодеятельной песни» бывшего СССР и его культурных продолжений.

19. Есть попытки использовать здесь «системный подход». Но это только затуманивает главное противоречие – разрыв процесса и его результата, человека и воспроизводимой им песни. Песня сама себя не оживляет, даже песня, записанная качественно на видео или аудио. Человек и его песня есть один живой организм, гармонически сочетающий внутреннее и внешнее содержание. Песня – это сложная тема, которая не преодолевается накоплениями системного подхода. Поэтому мы и выбрали деятельностный подход, который глубоко учитывает связку «процесс-результат» и не отрезает человека от его детища «песни». Потому на переднем крае у нас песенное психосостояние человека, а сама песня выступает как вторичный участник-оформитель этого состояния. Песня сначала есть результат особенной деятельности человека, а потом уже становится элементом художественной культуры. Мы изучаем первоисточник песни, а вся наука – только вторичный элемент «художественный результат».

20. Мы не вводили здесь разделение науки на «научные дисциплины».

21. Такое официальное название имеет сегмент, куда относят синонимы: бардовская песня, самодеятельная песня, гитарная песня, гитарная лирика, песни поющих поэтов и др. Нами обнаружено здесь примерно 60 синонимов.

22. Легендирующая цепочка из 11 фаз:  погружение в практику исполнения песен –> выход в метапозицию и статейное осмысление –>диссертационная рукопись –> монография –> энциклопедия –> учебник –> Учение –> справочник –> программы компьютерной поддержки исследователя –> музей –> аутентичная песенная практика «Музейный бард». 

23. См. материалы нашего авторского сайта:  http://orlovskyysa.wix.com/muzeumbm.

24. 3-5 лет на подготовку диссертационной работы. Потом разрешено менять тему исследования, что и делают большинство диссертантов, считая кандидатскую работу просто выполнением некой обязаловки «могу быть самостоятельным исследователем в науке». Не столько развивают рассматриваемую, сколь используют её в своём социальном становлении.

25. Счет времени для бардов-мыслителей идет десятками лет заинтересованной практики.

26. Одно и то же акцентное гнездо могут  иметь не более 3 песен.

27. Попание в русло, новое, оригинальное повторение.

28. Такая норма требует, чтобы текст имел определенную структуру (разделы: Онтология, Феноменология, Эпистемология, Аксиология и др.) и устремленное к фундаментальному уровню содержание.

29. Нисхождение от общего к менее общему (дедуктивное снисхождение) и восхождение от частного к более общему (индуктивное метавосхождение).  

 30. Известная вывернутая наизнанку герменевтическая процедура понимания текста.

___________________

© Орловский Сергей Павлович


Психотравмы в жизни человечества
Если травмы управляют поведением одного человека, то психотравмы способны программировать поведение как отдель...
Эпистолярный пуантилизм
Статья о новом направлении в искусстве живописи конца 19 - начала 20 веков - пуантилизме и оригинальные матери...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum