Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Эффективность инновационных систем в науке. Эволюция тройной спирали
Статья посвящена процессу построения эффективных национальных инновационных сист...
№10
(328)
05.09.2017
Образование
Формирование личности будущего учителя музыки как гражданина
(№4 [322] 12.04.2017)
Автор: Виктор Богатов
Виктор Богатов

    «Специальность:  м у з ы к а; квалификация:  у ч и т е л ь  м у з ы к и». С этой краткой строки берут своё начало педагогические судьбы и дороги выпускников музыкально-педагогических факультетов пединститутов. С неё начинается ощущение причастности к профессии наставника, преподавателя, с неё начинается истинное  понимание значения учителя в современном обществе, о чём без запинки говорит студент на государственном экзамене, а – личное осознание ответственности за судьбы подрастающего поколения. В чём же состоит гражданский, профессиональный и человеческий долг тех, кто избрал профессию учителя музыки, кто своё призвание видит в служении детям и искусству?

    Учитель музыки общеобразовательной школы должен отчётливо осозновать не только цели, задачи, программу своей будущей деятельности, но и ту социально-культурную ситуацию, в которой осуществляется жизнедеятельность ребёнка.

    Центральное звено педагогической системы – цели воспитания личности. В них воплощаются философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества. Цель научно обоснованной педагогической государственно-общественной системы в условиях обновляющегося современного общества должна быть достаточно чёткой и гибкой, учитывающей интересы народа в целом и каждого ребёнка, отдельных социальных групп и слоёв населения.

   Строительство гуманистической школы предполагает её обращённость к человеческой личности, развитию её творческой индивидуальности. В то же время перемены, происходящие в нашей стране, в значительной степени изменили содержание и иерархию общественных ценностей, влияющих на становление и поведение личности.

   Новые социально-политические реалии, переход к рыночной экономике имеют как положительные, так и отрицательные последствия для образования и воспитания. Размываются патриотические и  гражданские  чувства, многие молодые люди проявляют бездуховность, связанную с пассивностью в усвоении нравственных ценностей, равнодушие, индивидуализм, скептицизм, в некоторых случаях – аморальность, преступность. Снизился общий уровень образованности, возросли демотивированность учебно-познавательной деятельности, тревожность, потребительство.

  Современное общество, находящееся в кризисной ситуации, нуждается в деятельной, мыслящей личности, которая ощущала бы ответственность за развитие страны, за происходящие события, в личности, которая не отделяла бы будущее своё и своих детей от перспектив государства. Именно «гражданственность должна стать базовым стержнем воспитания личности человека» [1, 11], так как наличие этого комплексного качества создаёт условия для формирования других положительных качеств личности.

Актуальным в этой связи представляется вопрос о воспитании педагога-гражданина в системе высшего педагогического образования. Сложность заключается в том, что осуществление этого процесса происходит в такой системе, где элементы гражданского общества только нарождаются и встречают на своём пути немало противоречий.

    Говоря о кризисе морали, гуманизма, культурности в нашем обществе, мы часто не понимаем, что эти явления происходят от одного корня – кризиса духовности. Речь идёт о профессиональной, национальной, идеологической, политической и религиозной разобщённости людей, являющейся фундаментом взаимного непонимания. Положение педагогов, работников государственной системы образования усложняется сегодня многими необъяснимыми и неприемлимыми с позиций шаблонов и догм сложившегося атеистического и антирелигиозного мышления и воспитания явлениями, обстоятельствами или фактами, которые либо запрещались, либо умалчивались, либо с пренебрежением отбрасывались. Игнорировалось и то обстоятельство, что лучшие произведения мировой художественной культуры были созданы под влиянием религиозных чувств и на религиозные темы. Говоря о культурологическом значении религии, следует помнить о её роли в сохранении культуры и искусства, развитии образования и духовного самосознания, в организации образа жизни и быта людей. Церковь дала обществу письменность, сохраняла летописи, поддерживала традиции, регулировала общественные, бытовые, личностные отношения. Сохранение всех духовных богатств и поддержание народных традиций, накопленных веками нашими предками – наш святой гражданский долг.

   Непосредственным объектом гражданского воспитания всегда и при всех обстоятельствах выступает конкретный человек; средством, субъектом воспитания, воспитательного воздействия могут быть люди, их деятельность и отношения, объектизированные результаты их настоящей и прошлой деятельности, материальная и духовная культура, прошлого и настоящего, социальные, нравственные, духовные идеалы и ценности будущего. Таким образом, гражданское воспитание представляет собой «органическое единство категорий времени и пространства, во взаимодействии которых перекрещиваются различные уровни и сферы воспитательного воздействия на людей, самовоспитание человека» [2, 95]. Воспитательный процесс – самый сложный и уникальный социальный феномен, связанный с формированием духовного мира людей, в равной степени затрагивает их прошлое, настоящее и будущее. «Большое значение для воспитания в формирующейся личности гражданских качеств имеют ощущение принадлежности к своей стране, чувство национального достоинства, причастность к государственным делам» [3, 258].

  Гражданственность – понятие, отражающее целостность гражданского сознания, гражданской активности и гражданской ответственности личности, включённой в социальное отношение  «гражданин – государство»; гражданственность – понятие, отражающее развивающееся нормативно-регулятивное качество личности, возникающее на основе интериоризации личностью требований (правовых, политических, нравственных) государства, и посредством которого осуществляется взаимодействие гражданина с государством.

   Данное определение, на наш взгляд, раскрывает гражданственность как определённую целостность в развитии, в единстве правового, политического, нравственного аспектов, характеризует проявление гражданственности на различных уровнях личностной структуры. Поэтому оно может иметь важное методологическое значение для частно-социальных исследований гражданственности  личности, ориентированных на углублённое рассмотрение конкретных аспектов  гражданственности. 

   При проектировании гражданских черт личности специалиста мы должны ориентироваться не только на работы и труды учёных-исследователей в области воспитания морально-нравственных и эстетических ценностных ориентаций личности, но и учитывать достижения последних лет в области педагогики и психологии, когнитивных технологий, этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, а также в области кибернетики и синергетики как теории управления в больших системах, определяющей базовые основы и векторы развития современного образования, науки, технологии и общества. Подчёркивая важность изучения новых научных технологий по теории управления и их прикладную значимость, по мнению заведующего кафедрой синергетики и процессов управления ТТИ ЮФУ, доктора технических наук, профессора А.А.Колесникова, системную синерго-кибернетическую доктрину... «должны усвоить все – от школьника и студента до члена правительства страны» [4, 40]. Формирование гражданственных черт личности происходит в процессе овладения основами педагогического мастерства.

   Проблема гражданственности личности органически вписывается в предметно-исследовательскую область этики, которая, описывая качественные границы нравственности, в гражданской деятельности выделяет собственно нравственный аспект, вычленяет нравственное в гражданском сознании и гражданском поведении людей. Поскольку мы рассматриваем личность будущего учителя музыки одновременно и как руководителя школьных вокально-хоровых коллективов, то проблема гражданственности личности вполне вписывается и в предметно-исследовательскую область эстетики, реализация воспитательной функции которой связана с обогащением мира духовной культуры личности студента, с формированием его эстетического сознания и деятельности, с приобщением его к высшим ценностям отечественного и мирового искусства. 

   Важным условием усвоения социального опыта, воплощённого в различных формах культуры и, в частности, в различных видах музыкально-эстетической деятельности является формирование личностной нравственно-эстетической культуры. Сочувствие и сопереживание, порождаемое искусством, расширяют границы человеческого опыта, создают уникальную возможность осознания через содержание искусства нравственных коллизий общества и человека, отношения человека к другим и самому себе. Без воспитания высокой нравственно-эстетической культуры граждан невозможно революционное преобразование нашего общества.

   Организация  педагогического руководства процессом приобщения личности к музыкальному искусству путём формирования умений и навыков восприятия и осмысления нравственного смысла музыкальных произведений, воплощение в деятельности  художественно-творческих коллективов нравственно-эстетических позиций, ценностных ориентаций каждого его участника, является важной задачей  музыкально-педагогических факультетов пединститутов. Недооценка собственно воспитательных задач, которые в немалой степени свойственны работе  педвузов, привела в настоящее время к возникновению противоречия между уровнем информированности, профессиональной подготовленности студенческой молодёжи и качеством его гражданской воспитанности, уровнем нравственно-эстетической культуры. Это противоречие нередко является характерным для многих учебных студенческих художественно-творческих коллективов, в частности, хоровых, которые в своей деятельности выдвигают на первый план прежде всего освоение эффектного репертуара, мало заботясь при этом о нравственно-эстетическом воспитании каждого участника и коллектива в целом. То же самое можно сказать и об индивидуальных занятиях по специнструменту, дирижированию, постановке голоса.

   Если вузовскую педагогику в области музыкального искусства мы стремимся создать как педагогику воспитания музыкальной культуры студентов, то на кафедрах специального инструмента, пения и хорового дирижирования она формируется прежде всего как наука и искусство культуры исполнительства будущего учителя музыки. Преподаватель каждого из этих предметов участвует в процессе формирования музыкально-эстетической культуры студента на факультете. Обучая студента индивидуально, он активно формирует его музыкальные взгляды и профессиональное мастерство. В поле его внимания должны находиться все стороны учебного процесса и общественной жизни студента. Преподаватель исполнительского класса не только направляет профессиональное развитие студента, опираясь на его музыкально-исторические и теоретические знания, но и осуществляет общехудожественное и общекультурное развитие будущего учителя музыки.  Он развивает у студента чувство ответственности, дисциплину, волю, самокри- тичность, и другие профессиональные качества учителя как достойного педагога - гражданина России,  наделённого высокой ответственностью перед обществом за воспитание и образование подрастающих поколений. При этом существенную роль в воспитании студента должен играть сам педагог высшей школы как личностный пример высокой гражданственности.

Литература:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся в учреждениях профессионального образования: сб. метод материалов / И. В. Багнюк [и др.]: под ред. О. С . Поповой,  А. Сезень. – Минск: РИПО. – 2007. – 96 с.
  2. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи: Дисс… д-ра пед. Наук/ А.В.Беляев.—Ставрополь, 1997. – 315с.
  3. Компетентностный подход к вокальной и дирижёрско-хоровой подготовке педагога-музыканта: монография / В. В. Богатов и др.; под ред. Л. И. Воробьёвой. -- Таганрог: Издатель Ступина С. А. , 2016. --  С. 258.     
  4. Колесников А. А. Синергетическая теория управления. --  Таганрог: ТРТУ, М.: Энегоатомиздат, 1994. – 344 с.

___________________________
© Богатов Виктор Васильевич

 

Печать НКВД. О реальности, которая страшнее мифов
Заметка из истории Спасского монастыря в Енисейске Красноярского края, который был в 30-е годы филиалом тюрьмы...
Мир в фотографиях и рисунках. Август, начало сентября 2017
Подборка фотографий и рисунков из Интернета. Авторам наша благодарность. Подписи наши.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum