Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Эффективность инновационных систем в науке. Эволюция тройной спирали
Статья посвящена процессу построения эффективных национальных инновационных сист...
№10
(328)
05.09.2017
Общество
Крушение черного карлика
(№10 [328] 05.09.2017)
Автор: Александр Запесоцкий
Александр Запесоцкий

http://echo.msk.ru/blog/echomsk/2043540-echo/

Почему рухнула медиаимперия Арама Габрелянова

   В Москве объявлено о прекращении телевещания канала «Life». До этого в Петербурге был закрыт телепроект «Life-78». По сути речь идет о крушении карьеры менеджера Арама Габрелянова, еще недавно считавшегося уникальным самородком, ярчайшей из новых звезд медиасообщества. В мире СМИ данное фиаско воспринимается событием экстраординарным, хотя освещается, мягко говоря, скупо. И не случайно. Произошедшему, по моим наблюдениям, рады безмерно. Но, признаться, стесняются. И дело даже не в том, что с рынка ушел конкурент. Арама Ашотовича не любили значительно больше, чем обычно не любят коллег — баловней удачи. Думается, потому, что никто не нарушал писаные и неписаные правила журналистики более дерзко, масштабно и пренебрежительно, чем Габрелянов.

  В первую очередь не любили потому, что новоявленная звезда наплевательски относилась к неписаным правилам корпоративной этики, принятым сегодня в медиасообществе. Скажем, нельзя «мочить» коллег. Но Арам Ашотович про это не просто не знал, а не хотел знать. Насколько мне известно, отвечать на его выпады боялись даже руководители влиятельнейших СМИ, предполагая, мягко говоря, неадекватную и несимметричную реакцию. Его попросту боялись, предполагая и наличие опаснейших покровителей.

   Была и вторая причина. Сегодня многие исповедуют в журналистике принцип «рейтинг превыше всего», спекулируя на самых низменных инстинктах массовой аудитории. Но есть в этом деле некая грань приличий и непристойности, которую никто не рисковал переходить. Кроме сотрудников Арама Габрелянова. Его подчиненные копались в фекалиях, публиковали омерзительные подробности сексуальной жизни людей, фото погибших в ходе терактов, инструкции для студентов по применению сильнодействующих препаратов, пособия для школьников по обману родителей… Если не было шокирующей информации, ее выдумывали без малейших колебаний. Как будто бы закон о СМИ не для них писан.

   Временами казалось, куда уж дальше? Однако для Лайфа пределов не существовало. Стало очевидным: медиаимперия взяла на вооружение иной, экстремальный лозунг: «Рейтинг любой ценой». Дошло до того, что в Петербурге журналистов Лайфа обвинили в доведении до самоубийства одной из интервьюируемых, Анастасии Солтан, дочери погибшего в автокатастрофе заместителя председателя местного Законодательного собрания.

      До поры до времени концепция «медийная империя, работающая ниже пояса» приносила большие барыши, создавая ауру звездности вокруг её идеолога. Так что же случилось? Политические аналитики придумали публичное объяснение: будто бы все дело в том, что Лайф перестал быть нужен российскому государству. Якобы, выяснилось, что «задачи Кремля можно решать более дешевыми способами». Да еще из аппарата Президента РФ в Госдуму переместился влиятельный руководитель, будто бы благоволивший Ашоту Арамовичу.

    Другое объяснение (непубличное) – Габрелянов зарвался и не справился с управлением своими структурами. Якобы, напринимал массу неразумных решений под влиянием амбиций, связанных с восточным характером и провинциальным происхождением.

    Лично мне обе версии представляются сомнительными. Москва – место, где успех человека определяется его деловыми качествами. И ни восточный характер, ни  региональные корни никому не мешают. Не думаю, и что Лайф когда-либо был особенно нужен нашим руководителям высокого ранга. Другое дело, что после превращения габреляновских структур в игрока, заметного на медийном поле, какие-то деловые контакты чиновников с их владельцем были неизбежны. Деловая практика просто не предполагает игнорирования властью влиятельных медиаструктур.

   Однако далее произошло примерно следующее. На сравнительно ранней стадии, еще до того, как от габреляновской деятельности пошел столь сильный душок, на талантливого и успешного менеджера обратили внимание мощные бизнес-структуры, обладающие своими СМИ и заинтересованные в их развитии.

  Арам Ашотович не скупился на громкие обещания: «Сделаю вам радио, сделаю телевидение, сделаю газету – будет просто российский вариант Wall Street Journal». Вроде бы – человек абсолютного успеха. Реальный волшебник. Не поверить в его дальнейшие свершения, вроде бы, не было оснований. И взрослые люди поверили, как дети.

    Габрелянов набрал крупные кредиты и, закусив удила от счастья, пустил их по ветру в самый короткий срок. Сногсшибательные эксперименты на чужие деньги следовали один за другим, да такие, что у настоящих профессионалов брови от удивления лезли на затылок. Не известно, кем возомнил себя этот человек: Биллом Гейтсом телевидения, Стивом Джобсом, Марком Цукербергом, но оказался он, по-моему, безответственным прожектером-растратчиком. Все деловые начинания провалились.

     Сам того не желая, Габрелянов поставил и удивительный эксперимент в сфере культуры. Никому не был известен предел возможностей эксплуатации низменных инстинктов людей в мире СМИ. Просто потому, что при всей безумной свободе современного российского медийного сообщества никто не осмеливался доходить до этих пределов. Габрелянов дошел.

И тут вдруг массовая аудитория от него отвернулась. У Лайфа оказалась самая маргинальная, малокультурная часть аудитории, которая скукоживалась похлеще шагреневой кожи. А такое в конечном счете перестает манить рекламодателя. Да и кремлевским чиновникам лузеры не интересны. 

    Создать же Wall Street Journal Арам Ашотович не мог в принципе. Здесь не провинциализм и кавказский характер подвели, а отсутствие малейших признаков образования и культуры. Нельзя создать СМИ для слоев общества, абсолютно неведомых и непонятных руководителю проекта.

   В итоге вслед за интересом аудитории улетучилось доверие большого бизнеса. Новые кредиты получить стало невозможно в силу утраты доверия. Медийная звезда рухнула с небосклона. Пользуясь терминологией астрономов, светило превратилось в черный карлик. И вряд ли в России кто-то, кроме больноватых «любителей клубнички», об этом пожалеет.

__________________________

© Запесоцкий Александр Сергеевич

Печать НКВД. О реальности, которая страшнее мифов
Заметка из истории Спасского монастыря в Енисейске Красноярского края, который был в 30-е годы филиалом тюрьмы...
Мир в фотографиях и рисунках. Август, начало сентября 2017
Подборка фотографий и рисунков из Интернета. Авторам наша благодарность. Подписи наши.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum