Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Методика работы с детьми в музее
(№22 [76] 28.11.2001)
Автор: Наталья Ланкова
Наталья  Ланкова
Образование не дает ростков в душе, если оно
не проникает до значительной глубины.
Протагор


В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить детей в стенах музея, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить в него - выводит на анализ методов обучения детей.
Метод - это связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.

Классификация методов педагогического процесса

...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний...
под лавиной знаний могут быть погребены пытливость
и любознательность. Умейте открывать перед ребенком
в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В.А. Сухомлинский


Классификация методов - это упорядоченная по определенному признаку система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако современная дидактика гласит следующее: не следует стремиться устанавливать единую и неизменную номенклатуру методов.

Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Методы по преимущественному источнику получения знаний:
  • Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
  • Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
  • Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
  • Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
  • Объяснительно-иллюстративные - формы, направленные на передачу детям знаний "в готовом виде".
  • Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.
  • Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий. Рассмотрим каждое из этих положений.

Методы по преимущественному источнику получения знаний
Словесные методы. К ним относятся объяснение, рассказ, беседа. Эти методы направлены на формирование и усвоение понятий (опора на словесно-понятийный аппарат мышления) и на установление и восприятие чувственных образов (опора на конкретно-образное мышление дошкольника и младшего школьника и абстрактное мышление школьника среднего и старшего возраста, а также на чувственный личный опыт детей).

Основными показателями успешности применения словесных методов являются запоминание и воспроизведение детьми новых знаний.

Объяснение

Детям очень много можно объяснить, лишь бы
объясняющий сам понимал ясно предмет,
о котором взялся говорить с детьми,
и умел говорить человеческим языком.
Н.Г Чернышевский


Объяснение - форма овладения теоретическим учебным материалом.

Объяснение всегда предполагает постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития детей. Например, при изучении темы "Как жили люди в древности" необходимо выяснить, каким образом они могли сохранять мясо убитых животных (ведь охота не всегда была удачной).

Необходимо по ходу объяснения вводить детей в процесс обсуждения - в этом случае они успешнее усваивают материал. Существенным звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть ответные реакции детей в ходе объяснения (в данном случае, возможно, дети скажут, что мясо нужно заморозить, зажарить). Педагог может поставить краткие проблемные вопросы: "Что может сделать древний охотник с мясом, чтобы его дольше сохранить в том случае, если у него нет возможности развести огонь и нет возможности сохранить мясо в замороженном виде?" Попросить детей высказать свое понимание того, что и как делать, ненавязчиво подвести их к решению проблемного вопроса (мясо можно завялить). Обратная связь помогает совершенствовать объяснение, находить его слабые стороны, вносить необходимые поправки.

Педагогам нужно проявить терпимость к необычным объяснениям детей, всячески поддерживать их стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи.

Рассказ

Если мысль скачет с предмета на предмет,
перебрасывается, если главное постоянно преры-
вается, то такую речь почти невозможно слушать.
Л.Ф. Кони


Рассказ - монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

По целям назначения рассказы могут быть трех видов.

  • Рассказ-выступление, задача которого подготовить детей к изучению нового материала (например, на занятии "Тайна огня и металла" рассказ-легенда о строительстве храма).
  • Рассказ-повествование, который необходим для изложения намеченного содержания (на этом же занятии рассказ о работе кузнеца).
  • Рассказ-заключение, задача которого обобщить, подвести итоги (например, на том же занятии рассказ о возрождении народных промыслов).

Рассказ должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финальную часть. Если педагог заранее не продумал стиль и композицию рассказа, то на занятии уже поздно думать об этом. Рассказ станет невыразительным, малоинтересным, потому что далеко не каждый педагог может на ходу удачно придумать примеры, сравнения. Самый хороший экспромт - заранее продуманный и вовремя вставленный.

Каждый педагог, выбирая тот или иной рассказ, обязательно должен позаботиться о его эффективности. Кратко это можно сформулировать следующим образом:

  • рассказ должен быть ярким, воздействующим на мысли и чувства детей;
  • рассказ должен соотноситься с социальным опытом ребенка, с его возрастными особенностями;
  • обстановка и условия проведения рассказа должны соответствовать его замыслу и содержанию;
  • рассказ производит должное впечатление только тогда, когда он ведется профессионально. Неуверенность, косноязычие, неумение варьировать текст, отсутствие какой-либо реакции на вопросы по ходу рассказа не приносят успеха рассказчику;
  • рассказ обязательно должен переживаться детьми. Необходимо позаботиться, чтобы впечатление от него сохранилось как можно дольше
.

Беседа

Умение вести разговор - это талант.
Стендаль


Беседа - это разговор педагога с детьми, который отличается от бесед в повседневной жизни. В обычном разговоре мы задаем вопросы, на которые не всегда сами знаем ответ, между тем в дидактической беседе взрослый должен знать ответы на все задаваемые вопросы.

Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Беседы широко используются в музейной педагогике. Можно выделить три наиболее часто встречающихся вида бесед.

  • Катехизическая - вопросно-ответная, не допускающая возражений, с запоминанием ответов (даты, исторические события, факты, люди и т.д.).
  • Сократическая - мягкая, почтительная, допускающая со стороны детей сомнения и возражения (например, на тему "Как жили люди в древности").
  • Эвристическая - ставящая детей перед проблемами и требующая собственных ответов на поставленные педагогом вопросы.

По назначению выделяются беседы:
  • вводные, или организующие, цель которых выяснить, правильно ли дети поняли значение предстоящей работы, хорошо ли представляют, что и как нужно делать;
  • содержательные - сообщение новых знаний (катехизическая, сократическая, эвристическая);
  • закрепляющие - служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у детей знаний (на таких беседах широко могут использоваться творческие задания);
  • контрольно-закрепляющие - применяются в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у детей знания.

Достоинства беседы заключаются в том, что она заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Но с помощью беседы нельзя достичь всех дидактических целей, потому что она не дает детям практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования, поэтому беседа должна обязательно сочетаться с другими методами, формирующими систему знаний. Беседа часто оказывается малоэффективной, переходит в монолог взрослого в том случае, когда у детей нет предполагаемого запаса представлений и понятий.

В беседе важно правильно сформулировать и задать вопросы. Искусство правильно задавать вопросы - это, прежде всего, умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание ребенка. Вопросы в беседе не должны быть хаотичными, они должны представлять взаимосвязь главных, второстепенных и дополнительных вопросов, быть логически связанными между собой.

Не рекомендуется ставить длинные или "двойные" вопросы, а также чрезмерно легкие, так как они не стимулируют активной познавательной деятельности детей, серьезного отношения к знаниям и к самой беседе.

В настоящее время наиболее перспективная форма экскурсии - экскурсия-диалог, методика которой в каждом музее может быть разработана по-своему.

Широко используются и закрепляющие беседы. После осмотра экспозиции можно у детей спросить, что им особенно понравилось, какие слова и названия они запомнили, что они расскажут о музее дома. Рисунок - это единственный для ребенка способ фиксации окружающего(фото2.jpg). Его можно очень эффективно сочетать с закрепляющей беседой. Рисунки на тему: "Что я увидел в музее", сделанные сразу после осмотра экспозиции, по свежим впечатлениям, представляют собой своеобразную книгу отзывов детей, заполненную искренне и непосредственно. По ним можно с детьми составлять творческие задания.

Необходимо и очень важно знать технику проведения беседы.

Каждый вопрос задается всей группе детей. Только после небольшой паузы для обдумывания, если никто не ответил за это время, можно предложить кому-либо из детей ответить на этот вопрос. Не следует поощрять детей, "выкрикивающих" ответы. "Слабых" нужно спрашивать чаще, давая возможность им ответить па более легкий вопрос или на вопрос, направленный на повторение сказанного.

Если никто из детей не сможет ответить на вопрос или отвечают все неточно, нужно переформулировать его, задать наводящий вопрос.

Успех зависит от контакта взрослого с группой детей. Каждый внимательно выслушивается, при этом необходимо следить, чтобы дети выслушивали друг друга, не перебивая. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные дополняются, уточняются. Ребенку, ответившему неправильно, сначала предлагается самому обнаружить ошибку, задав ему один или несколько конкретизирующих и раскрывающих неточность вопросов, и лишь затем можно призвать на помощь других детей.

Наглядные методы

Это формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы всегда присутствуют при работе с детьми в музеях, экспонаты дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению.

Наглядные методы можно подразделить на следующие группы.

  • Демонстрация - сущность метода заключается в наглядно-чувственном ознакомлении детей с экспонатами в их натуральном виде.
    Прежде всего дается целостное восприятие объекта, а затем педагог переходит к рассматриванию отдельных свойств, внутреннего устройства, назначения, исторической ценности экспоната.
    По-настоящему эффективен этот метод тогда, когда экспонаты даются (по возможности) детям в руки, и они сами изучают их, устанавливают зависимость, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс.

  • Иллюстрация - предполагает показ и восприятие предметов в их символическом изображении с помощью плакатов, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей. Методы демонстрации и иллюстрации тесно взаимосвязаны, они дополняют и усиливают совместное действие. Когда экспонат воспринимается в целом, используется демонстрация. Когда же требуется осознать сущность, взаимосвязи между его компонентами, место в окружающем мире или в случае отсутствия какого-либо экспоната при раскрытии нужной темы, используются иллюстрации. Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.

  • Видеометод - использование кодоскопов, проекторов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров. Служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации.

В музейной педагогике видеометод зарекомендовал себя наиболее эффективно при изложении новых знаний, демонстрации различных видов деятельности. Например, в нашем музее на занятиях, лекциях по ознакомлению с природой нашего края широко используются слайды, а при знакомстве детей с разнообразным миром музеев - видеозаписи о музеях, детские передачи, среди которых особой популярностью пользуется передача "Детский уголок", записываемая телекомпанией ТВТ. На занятии "Волшебная глина" педагоги включают просмотр видеосюжета о работе гончара, а на занятии "Тайна огня и металла" - о работе кузнеца.

Использование видеометода в музейной практике очень перспективно, широкое свое применение оно найдет в детском творческом центре музея "Островок", в работе артстудии. В практику работы музеев широко входит использование компьютеров. Так, в нашем музее создается компьютерная программа, в рамках которой посетители смогут не только читать текст, но и участвовать в диалоге с компьютером путем создания и решения ряда заданий.

Практические методы


Недостаточно знания, необходимо также
применение, недостаточно хотеть, надо и делать.
И.В. Гёте


Практические методы - это формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ. Когда полученные знания находят применение на практике или дети эти знания приобретают через практические действия - тогда они глубоко и целенаправленно усваиваются.

Практические методы можно подразделить на группы познавательных упражнений, игры, инсценировки, погружение в прошлое.

Упражнения представляют собой планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения или повышения их качества. В музейной педагогике наиболее часто используются:

  • o комментированные упражнения, которые способствуют понятийному, прочному усвоению материала всеми детьми: педагог вместе с детьми комментирует выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются (например, назначение сельскохозяйственных орудий труда крестьян, предметов в русской избе, изготовление глиняного горшка на гончарном круге, устройство керосиновой лампы и т.д.);

  • практические упражнения, которые помогают овладеть какими-либо навыками.

Метод познавательных игр

Игра и есть естественное самовоспитание
ребенка, упражнение для будущего.
Л.С. Выготский


Этот метод предусматривает создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, из которых детям предлагается найти выход. Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающиеся целых ситуаций или отдельных музейных предметов. ("Тебе нужно сшить сарафан. Как ты это будешь делать, какие предметы будешь использовать? В твоем распоряжении есть лен"; "Наступила зима, найди предметы, которые тебе будут нужны для того, чтобы свалять валенки"; "Тебе нужно подковать лошадь, какие из предложенных инструментов кузнеца ты будешь использовать?") В таких игровых ситуациях главным моментом для самого ребенка выступают игровые действия и достижения игровой цели. Но одновременно он, сам того не замечая, овладевает новыми знаниями и навыками.

Достоинства игрового метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом, значительно меньше устают.

Условия игры требуют преобразования, трансформации знаний, поэтому при их воспроизведении в игре активизируется творческая деятельность детей. Они учатся оперировать знаниями, изменять представления в соответствии с новыми обстоятельствами.

Метод инсценировки

Важным фактором является создание детьми образа какого-либо героя, принятие на себя его роли. Исполнение той или иной роли означает подчинение системе правил, действие по правилам, которым следует герой. Этот метод может принимать различные формы.

  • Заранее подготовленный диалог. Например, на занятии "Русская свадьба" - диалог свахи и родителей невесты.
  • Дискуссии на определенную тему.
  • Театрализованное воспроизведение событий, некогда действительно имевших место или вымышленных. Например, колядование детей на занятии "Раз в крещенский вечерок". Можно включать в занятия отдельные моменты театрализации отрывков исторической драматургии, характеризующих определенное время, а также музыку, пение, танцы.

Погружение в прошлое, его реконструкция

Опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая как бы мысленное путешествие в прошлое. Во время таких путешествий вместе с ребятами педагог не должен ограничиваться лишь музейными предметами. Желательно, чтобы ребята представили в своем воображении мир глазами человека иного времени - древнего человека, знатного дворянина, бедного крестьянина или богатого купца. И пусть ребята представят, как выглядели в этом мире дома, что в них было и чего не было, как их герои относились к явлениям природы, к солнцу или ветру, какие у них были представления о прошлом и будущем.

Так, в ходе занятия "Как жили люди в древности", ребятам предлагается побывать у первобытных людей - как будто попасть в их жилище. Ребята узнают, на каких животных древние люди охотились, изготавливают орудия охоты, а чтобы охота была удачной, на стене воображаемой пещеры рисуют сцены охоты и метают в них "дротики". Девочки "ткут" холст на ткацком станке, перетирают зерно в муку, лепят посуду.

Также дети могут собирать диких животных из разрезных картинок, как бы по останкам реконструировать их внешний вид. Такая игра помогает лучше ощутить прошлое, познавая его с помощью музейных предметов.

Методы по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности


Объяснительно-иллюстративный метод

Его структура состоит из двух частей:

  • теоретическая - заключается в системе теоретических положений, сведений, доказательств, которые сообщаются детям;
  • иллюстративная - представляет собой систему фактов, описаний, разъяснений с помощью музейных предметов.


Иллюстративный фактический материал позволяет связать объяснения с личным опытом ребенка, делает объяснение доступным. Успешность применения этого метода во многом зависит от соотношения этих двух сторон: если преобладает теоретическое объяснение в ущерб иллюстративной части, то дети с трудом усваивают новые знания. Если преобладает иллюстративная часть, то обучение становится более легким и доступным. Однако дети, запоминая внешние эффекты, могут неглубоко усвоить объяснение, что снижает возможности умственного развития

Информационно-рецептивный метод

Сущность его в том, что:

  • знания детям предлагаются в "готовом виде";
  • педагог организует восприятие этих знаний различными способами;
  • дети осуществляют восприятие и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

Эти методы применяются в большей степени в рассказе, беседе, объяснении, описании доказательств. Успешное использование их основано на глубоком понимании психологических процессов и свойств памяти: запоминании, сохранении, узнавании, воспроизведении.

Репродуктивная деятельность детей предшествует творческой, поэтому совсем игнорировать ее нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Хорошо, когда методы сочетаются друг с другом, используются в комплексе.

Репродуктивные методы

Форма овладения детьми учебным материалом, преимущественно основанная на воспроизводящей функции памяти. Используется при закреплении, повторении, обобщении, систематизации и конкретизации ранее изученного материала.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

  • знания детям предлагаются в "готовом виде";
  • педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;
  • дети сознательно усваивают знания, принимают их и запоминают.

Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. Этот метод обеспечивает возможность усвоения значительного объема знаний за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть неплохой, но уходит интерес к посещениям музея.

Метод проблемного изложения

Образование - богатство, применение его - совершенство.
Арабская пословица


В основе умственной деятельности лежит развитие умственной способности и самостоятельности мышления. Ни дети, ни взрослые не приобретут ее путем одностороннего изучения готовой информации. Поэтому наряду с репродуктивными способами получения и закрепления информации необходимы методы, побуждающие детей к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических и практических проблем.

Метод проблемного изложения

  • является переходным от исполнительской к творческой деятельности;
  • отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения жизненных или учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активной деятельности детей.

Решая проблему, ребенок не только использует готовую информацию, но и. одновременно приобретает новые знания, полученные в результате ее решения. Таким образом, знания, полученные от взрослого, дополняются знаниями, которые он приобрел самостоятельно.

На этом познавательный эффект метода проблемного изложения не заканчивается. Он распространяется на сферу практической деятельности ребенка, когда дети из теоретических знаний извлекают соответствующую им пользу. Это требует преодоления трудностей двоякого рода.

Первые из них касаются обнаружения в теоретических знаниях возможностей их практического применения, вторые - умения использовать знания для рационального преобразования окружающей действительности.

Метод основан на непрерывном взаимодействии между взрослыми и детьми, целью его является пробуждение веры ребенка в себя, приобретение им убеждений, что он в состоянии решать все более трудные проблемы. В сознании ребенка формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск.

Этот метод помогает не только обучать, но и воспитывать интеллектуальную свободу и моральную независимость, способствует гармонии между тем, что ребенок думает, и тем, что он делает и как себя ведет. Это метод воспитывающий, подготавливающий к жизни в обществе.

Главное внимание уделяется формированию проблемной ситуации, которая строится как разрешение субъективно переживаемой ребенком проблемы, как ответ на познавательную задачу.

Часто педагоги отождествляют метод проблемного обучения с методом вопросов и ответов, что свидетельствует о непонимании существа проблемного обучения.

Метод основан не на вопросах педагога и ответах детей, а на искусственном создании или спонтанно возникших проблемных ситуациях. А отсюда - на самостоятельном или с помощью взрослого поиске детьми вариантов их решения, а также проверке правильности этих вариантов.
Ход решения проблемы, конечно, может направляться наводящими вопросами педагога, но они необходимы только для преодоления какой-нибудь значительной трудности, и тогда целью этого вопроса является снижение трудности, как бы уменьшение ее, но не исключение.

Вторая причина непонимания сущности данного метода основана на отождествлении вопросов с проблемами.

Прежде всего, проблема не должна быть сформулирована в виде вопроса, некоторые проблемы принимают вид заданий, выраженных с помощью рекомендаций (сделайте то и то, чтобы проверить), кроме того, если ребенок сам ставит проблему, ему никто не задает вопросов. Вопрос, на который ребенок должен найти готовый ответ, не должен иметь проблемного характера.

Примерами вопросов, являющихся проблемами, могут служить задания на определение значений того или иного предмета для выполнения какой-либо функции. Например, на занятии "О чем рассказала лучина": "Какое значение имеют отверстия на уличном свечном фонаре? А если их не будет, как тогда свече гореть и не гаснуть?"

Проблемной ситуацией можно назвать такую, при которой ребенок хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает сведений, и он должен сам их искать.

Создание проблемной ситуации и заинтересованность ею ребенка - необходимое условие решения проблемы. Стремление ребенка самому искать и предлагать варианты решения рождает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно, придает познавательной деятельности творческий характер. Проблемные задачи и ситуации могут возникать:

  • как самостоятельный поиск решения на основе известных данных;
  • на основе связи абстрактного содержания с конкретными представлениями, например: по заданному плану или чертежу сделать (в творческом центре) или представить конкретный предмет;
  • на основе использования загадок, задач на сообразительность и смекалку, шарад и других средств, включающих проблемные ситуации.

Правила создания проблемных ситуаций.

  • Чтобы создать проблемную ситуацию, перед детьми следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. Речь может идти об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
  • Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ребенка. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала и от степени его обобщения.
  • Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
  • Проблемными заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические задания.
  • Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  • Очень трудную проблемную ситуацию педагог направляет путем указания ребенку причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения тех или иных фактов. Например, на занятии "О чем рассказала лучина" ребята не смогли объяснить, почему газ продлевает жизнь электрической лампочке, потому что не знали физико-химических свойств газов.

Метод проблемного обучения имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам относятся:

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности,
  • высокий интерес к посещениям музея,
  • развитие продуктивного мышления,
  • прочные и действенные результаты.

К минусам относятся:

  • слабая управляемость познавательной деятельностью детей,
  • большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Исследовательский метод

То, что не ясно, следует выяснить.
Конфуций


Исследовательский метод предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ.

Сущность метода

  • Взрослый вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается ближайший отрезок времени.
  • Знания детям не сообщаются или сообщаются частично. Дети добывают их в процессе исследования проблемы, средства для достижения результата также определяются самими детьми.
  • Деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.
  • Полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

При использовании исследовательского метода форма овладения учебным материалом напоминает исследование, поэтому воспитывает у детей интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность.

Исследовательский метод дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний. Педагоги музея осуществляют руководство при написании рефератов по краеведению старшеклассниками, помогают им исследовать различные исторические отрезки развития нашего края.

Таким образом, система методов весьма разнообразна, она постоянно видоизменяется и пополняется, поэтому требует изучения педагогами их рационального применения в работе с детьми.

Ниже представлены сценарии занятий с детьми в краеведческом музее по программе "Путешествие по реке времени". Программа рассчитана на семь возрастных групп детей, каждая группа в течение учебного года посещает шесть различных тематических занятий. Это должно сформировать у детей потребность не только в получении знаний, но и в многократном посещении музея, что позволит воспитать гармонично развитого человека, разбудить его стремление к творчеству, к познавательной деятельности, сделать его жизнь эмоционально насыщенной.

В программе можно выделить следующие тематические направления:

  • история родного края (города);
  • быт, обычаи, праздники и пр. различных социальных групп населения дореволюционного города (в данном случае речь идет о Ставрополе);
  • характеристика народных ремесел: гончарного, кузнечного, ткачества;
  • изучение отечественной истории посредством знакомства с музейными коллекциями (нумизматика, фарфор, ордена, мебель и т. д.). Использование звуковоспроизводящей и другой аппаратуры;
  • экологическое образование;
  • знакомство с основными понятиями и терминами музееведения.

Помимо образовательных задач, программа предусматривает развитие познавательной, творческой активности детей, достигаемых при помощи современных психолого-педагогических методик, а также новых форм общения.

Все занятия строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Поэтому названия тем (особенно для младших школьников) носят порой образный, даже интригующий характер. Занятия предусматривают выполнение детьми творческих заданий.

Разумеется, классификация по возрастному принципу условна, и далеко не все сценарии занятий, предназначающиеся для младших школьников, рассчитаны на детей этого возраста (как, например, "Старая-старая книжка"). Из предлагаемых для данной группы сценариев педагог должен выбрать те, что наиболее соответствуют указанному возрасту. Это будет зависеть также от развития детей: интеллектуального, духовного. Кроме того, "модифицируя" сценарий, педагог или ведущий занятие может "приспособить" его к детям более младшего (или, наоборот, более старшего) возраста.

________________________________
© Ланкова Наталья Михайловна
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum