Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
Экономика вымышленных миров: как три поросенка продавали волшебный зуб Змея Горыныча
(№5 [338] 12.05.2018)
Авторы:
 Ольга Губарь, Валерия Дмитриева

1. Сказка, рассказанная на ночь

Многие взрослые ошибочно полагают, что детские книжки – это бесполезные сказки, которые подходят лишь для развлечения. Однако, как говорится, сказка – ложь, да в ней намек. Иногда эти намеки явные, а иногда и совсем незаметные. Мы переживаем и следим за судьбой главного героя, но совершенно не в состоянии идентифицировать его и происходящие в ходе повествования события с реальными ситуациями. 

Например, все мы знаем повесть А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», которая, по своей сути, является пересказом сказки Ф. Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» (The Wonderful Wizard of Oz). Заимствование сюжета и персонажей привело к искажению смысла произведения, носящего интересный политический и экономический подтекст. За десятилетия существования сказки предлагались самые разнообразные интерпретации, среди которых наиболее распространена религиозная аллегория, согласно которой Дороти, следуя по Желтой дороге, попадает в Изумрудный город, т.е. на небо. 

Идея определения экономического смысла этой сказки принадлежит американскому школьному учителю Генри Литтлфилду (Henry Littlefield), который обратил внимание на то, что произведение прекрасно описывает ситуацию в американской экономике начала 1900-х гг.: безудержная безработица, засуха, которая заставляла фермеров брать займы, и страна, стоящая перед выбором нового курса монетарной политики.

Согласно теории Литтлфилда, подбор персонажей в сказке далеко не случаен. Девочка Дороти (главная героиня повествования) и ее семья представляют типичных фермеров со Среднего Запада начала 1900-х гг. Они жили «в маленьком домике посреди огромной канзасской степи. <...> Домик был маленький, потому что доски для его постройки пришлось везти на повозке издалека. В нем были четыре стены, крыша, пол и одна-единственная комната, в которой стояли старая ржавая плита, буфет, стол, несколько стульев и две кровати» [15]. Само путешествие Дороти демонстрирует, к чему может привести рост благосостояния государства в целом [14]. И уж тем более неслучайно, что ее путешествие начинается со Страны Жевунов (munchkins), которые живут в западной части вымышленной страны Оз (в реальности – на востоке страны, но карта Баума зеркально отражает стороны света) и символизируют богатство и процветание.

Во время своего захватывающего путешествия Дороти встречает Страшилу, Железного дровосека и Трусливого льва. Каждый их них иллюстрирует целый социальный слой. Так, Страшила представляет тех самых фермеров, пострадавших от засухи и задолжавших банкирам. Железный дровосек – промышленников и рабочих, ощутивших на себе всю силу безработицы в конце XIX – самом начале ХХ вв. Его суставы заржавели так, что он не может двигаться. «Если меня смазать, я снова буду в полном порядке», – говорит он Дороти. И, наконец, Трусливый лев, по мнению экономистов, – это американский политик Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Bryan), который известен тем, что трижды баллотировался в президенты, но проиграл Уильяму Мак-Кинли. Кроме того, он выступал за биметаллическую денежную систему с целью увеличения предложения денег за счет ввода серебряных монет. Как полагают исследователи, сама дорога, вымощенная желтым кирпичом, это непосредственно золотой стандарт, а серебряные туфельки Дороти, каблуками которых она стукнула, чтобы попасть домой, – это символ того, что могло бы случиться с государством, если бы биметаллизм был введен.

Страна Оз – весьма процветающее государство. Ее столица - Изумрудный город, куда и ведет Дороти ее Желтая дорога. Почему Изумрудный город изумрудный? Потому что это Вашингтон, где все вокруг зеленое как американский доллар. Ведьмы Востока и Запада ассоциируются с Гровером Кливлендом (22-й и 24-й президент США) и  Уильямом Мак-Кинли (25-й президент США), которые, по мнению экономистов, «мало что сделали, чтобы помочь экономике». Имя самого волшебника – Оз (Oz) – является аббревиатурой меры веса золота, т.е. унции, хотя за его личностью, возможно, скрывается Марк Алонзо Ханна – американский бизнесмен, сенатор-республиканец, успешно руководивший президентской кампанией Уильяма Мак-Кинли.

Таким образом, одна из самых детских сказок оказывается хрестоматией по истории экономики. Однако «Удивительный волшебник страны Оз» – это далеко не единственный пример.

Профессор Гарвардского университета Эдвард Л. Глейзер (Edward L. Glaeser) однажды задумался, о чем же те сказки, что он читает своему ребенку? По его мнению, большинство сказок не затрагивает серьезных экономических проблем, но учат нас бережливости («Джек и бобовое зернышко», «Сказка о рыбаке и рыбке»), трудолюбию («Крошечка-Хаврошечка», «Веретенце, челнок и иголка», «Двенадцать ленивых разбойников», «Двенадцать месяцев»), важности кооперации и обмена («Бременские музыканты»), а также тому, что лучше не экономить при строительстве своего дома («Три поросенка»), или тому, что разумные инвестиции («Конек-Горбунок», «Гусыня, которая несла золотые яйца») или высокий риск (снова «Джек и бобовое зернышко») могут дать высокую отдачу [4]. 

Мыслить рационально крайне важно: такие сказки, как «Удачная торговля» (Братья Гримм) учат не обманывать своих партнеров и инвесторов, ведь в противном случае можно вернуться к изначальному состоянию крайней нищеты. С другой стороны, бедность – не порок, и истории наподобие «Счастливого Ганса» (который, к слову, оказался совершенным неудачником в торговле) демонстрируют, что за деньги можно купить все, кроме истинного счастья.

Э. Глейзер поднимает еще одну очень интересную проблему. В своей статье «Парадокс Золушки решен» [3] он задумывается над вопросом: почему во многих сказках типа «Золушки», «Ослиной шкуры», «Крошечки-Хаврошечки» и т.п. родители инвестируют только в двух из трех своих детей?

Известный экономист Гэри Бэккер указывал на то, что в традиционных обществах (в коих и живут сказочные персонажи) родители обычно распределяют доход равномерно между всеми своими детьми, действуя весьма альтруистично [16]. Золушка является печальным исключением из этого правила: живя в довольно обеспеченной семье она бедна, работает в собственном доме горничной, в то время как ее сестры наслаждаются жизнью. 

Традиционное объяснение данного феномена, как поясняет Э. Глейзер, состоит в так называемой «гипотезе злой мачехи»: в качестве объекта инвестиций родители предпочитают родных детей приемным, а потому Золушке, Крошечке-Хаврошечке и др. выпала сложная судьба. Что касается Золушки, то ее ситуация намного сложней, ибо брачный рынок в ее стране совершенно конкурентный, прекрасный принц всего один, а остальные действующие лица – мыши, голуби и тыквы [4]. Отсюда вывод: сверхинвестиции в «испорченных детей» не всегда окупаются. У детей формируются ожидания неких альтруистических поступков их родителей в будущем, а потому они начинают больше потреблять, бездельничать в школе и т.д. [16]. Поведение родных дочерей злой мачехи полностью соответствует ситуации, когда высокие расходы родителя оказываются совершенно неэффективными в силу того, что он не может рассчитывать на аналогичный поступок со стороны своих детей в будущем.

Отсюда еще один вывод: иногда и взрослым полезно перечитывать детские сказки.

2. Хоббиты, гномы и эльфы: богатые и знаменитые

Сказки сказками, но некоторые фэнтези-произведения настолько эпохальны и грандиозны, что вот уже целые десятилетия продолжают поражать умы своих читателей. Одними из таких знаковых произведений являются «Хоббит» и «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена. Книги, а после и обе кинотрилогии, сделали этот воображаемый мир хоббитов и эльфов одним из самых привлекательных для жизни. Книги и фильмы сами по себе оказались успешными коммерческими проектами. Так, книга «Властелин колец» является вот уже более 50 лет бестселлером всех времен и народов, была продана общим тиражом более 150 млн. экземпляров. Что касается обеих кинотрилогий, то в общем итоге они принесли своим создателям 19,827 трлн.долларов [7]. А учитывая тот факт, что все фильмы снимались в Новой Зеландии, нельзя не упомянуть об эффекте, оказанном на экономику этой небольшой страны. В 2001 г. на экраны вышел первый фильм из трилогии «Властелин колец», в результате чего приток туристов в Новую Зеландию увеличился на 150%, причем 1% приезжих указывали на влияние фильма на их выбор места путешествия. И что немаловажно, этот 1% приносит стране ежегодно в среднем 27 млн. дол. [13]. Однако кинотуризм – это совсем другая область исследований. Нас же интересует описание самой экономики вымышленного мира.

Средиземье – часть вымышленного мира Толкиена, в котором происходят все события «Хоббита» и «Властелина колец».

Экономика этого мира напрямую не описывается, нет ни одного упоминания об акте купли-продажи, ни слова о местной валюте, а если присмотреться повнимательнее, то все транзакции происходят через дарение [12]. Но это отнюдь не значит, что в этом мире нет экономики. 

Начнем с населения, основную массу которого составляют гномы, эльфы и орки, люди и хоббиты, хотя не стоит забывать и о других расах. И в этой иерархии народов высшее место занимают эльфы и люди или, как рассказывает «Сильмариллион», Перворожденные и Пришедшие следом. Они получили множество даров и талантов от своего создателя Илуватара. 

Эльфы являются искусными врачами, музыкантами, кузнецами и ювелирами. Задача эльфов – преображать мир. Три кольца эльфов – Нарья, Нэнья и Вилья – были выкованы для того, чтобы понимать, созидать и лечить, а не накапливать богатства и владычествовать. По сути, эльфы иллюстрируют собой науку и высокую культуру, противостоящую инновациям и техническому прогрессу. 

Люди Запада – умелые воины, проживающие свое время в войнах друг с другом. Свои семь колец они не только наследовали, но и продавали. 

Хоббиты, «живущие в норе», «любят тишину и покой, тучную пашню и цветущие луга <...>, однако терпеть не могли – да не могут и поныне – устройств сложнее кузнечных мехов, водяной мельницы и прялки» [16]. Так, хоббиты предстают как весьма удачливые фермеры и строители всяких хозяйственных построек и сооружений. Как отмечают некоторые исследователи, хоббиты «наследуют черты респектабельного англичанина викторианской эпохи», ведя размеренный и спокойный образ жизни в своем Хоббитшире [21]. 

Гномы, как считается, созданы из камня, а потому стойки, выносят тяжкий труд. Они – прирожденные рудокопы, каменщики, строители и оружейники.

Орки – злой народ, выведенный в насмешку и подражание эльфам завистливым Мелькором. Орки составляли основу армии Мелькора, а затем и Саурона. Несмотря на отпугивающий внешний вид, они обладают инженерным мышлением, строят боевые машины и фортификационные сооружения, а потому орки являются воплощением самого технического прогресса, ненавистного эльфам и хоббитам.

Кольцо всевластия же выковано эльфами «по технологии» Саурона, и именно оно, по словам Айзека Азимова, является символом индустриальных технологий мира Средиземья, сравнимых по своей мощи с современными нанотехнологиями, генетикой или робототехникой [2]. Теодор Шик (Theodore Schick) утверждает, что «эльфы создали кольца, потому что хотели преобразить мир. Нанотехнологии обещают нам такую же силу» [11]. Однако, в отличие от нанотехнологий, оцениваемых обществом скорее как положительные, кольцо всевластия развращает своего владельца, а потому общество согласно дать власть лишь тому, кто не будет ей злоупотреблять. 

Надо признать, что институциональная среда этого мира мало изменчива, а технологические инновации не имеют смысла, особенно если вспомнить, что кольцо всевластия и орки со всем, что они успели построить, были уничтожены. Политический режим, по сути, тоже неизменен. Монархическая форма правления распространена практически повсеместно, за исключением, возможно, Хоббитшира. 

Хоббитшир – оплот демократии в Средиземье, хотя пережитки феодализма в нем еще встречаются. С одной стороны, Хоббитшир – это традиционное общество, в котором не наблюдается научно-технического прогресса, частично присутствует крепостная зависимость, общественная жизнь устойчивая и неизменная. С другой стороны, это – рыночная экономика, права собственности здесь четко определены, а информация доступна всем (ведь все хоббиты все знают о своих соседях) [5].

Остальные регионы Средиземья – это абсолютно традиционные общества, не готовые ни к политическим, ни к технологическим инновациям. Права собственности распределены нечетко, особенно у людей и гномов, информация весьма ограничена, и лишь избранные (=эльфы и волшебники) владеют ей.

Можно ли было уничтожить Саурона и не уничтожать кольцо? Возможно. Однако, если бы гномы или люди нашли способ воссоздать технологию действия кольца, то гордые эльфы скорее предпочли бы его уничтожить, чем позволить превзойти себя. Однако, с другой стороны, тщеславные эльфы могли бы сами модифицировать кольцо, очистив его от зла Саурона. Очевидно, в этом не было необходимости. Модификация кольца привела бы к дальнейшим нововведениям, что в обществе, борющемся с любым проявлением научно-технического прогресса, совершенно бесполезно. 

3. «Мы не сеем»

Еще один пример традиционного общества с низкой склонностью к инновациям – мир романа «Игра престолов» Дж. Мартина. При этом «Игра престолов» – наверно один из самых дорогих проектов киноиндустрии. Только продюсерская компания Showtime заработала 692 млн. дол., в то время как ежегодно франшиза приносит своим создателям более 1 млрд. дол. [6]. 

В отличие от «Хоббита» и «Властелина колец», в которых экономика вымышленного мира практически не описана, «Игра престолов» рисует полноценный мир, застывший на стадии феодальной формации. Здесь процветает рабство и крепостная зависимость, все жители этого мира – вассалы короля, восседающего на Железном троне. 

Семь королевств Вестероса представляют собой достаточно развитую денежную экономику, хотя многие институты рынка в ней отсутствуют, в частности, центральный банк. Однако при короле есть тот, кто занимается всеми финансовыми вопросами государства, в т.ч. эмиссией денег, – мастер над монетой. Но даже здесь экономисты отмечают высокое сходство с реальным миром: корона редко удачлива в денежно-кредитной политике (особенно если вспомнить экономическую историю средневековой континентальной Европы), а потому постоянно стремится к гиперинфляции, чтобы понизить стоимость своего долга [10]. 

В Семи королевствах в обращении  находятся разнокачественные монеты: 

  •  золотой дракон – самая крупная и ценная монета, ее стоимость определяется тем, что золото всегда можно переплавить;
  •  серебряный олень;
  •  медный пенни (или грош).

Позже автор книги «вводит в оборот» и другие медные монеты: полугрош, полугроут, гроут и звезду. Сам автор неоднократно утверждал, что в основе его вымышленной денежной системы лежит реальная средневековая английская двенадцатеричная система. Золотой дракон оценивается примерно в 210 серебряных оленей, а один серебряный олень равен 7 медным звездам или 56 пенни [9]. 

Характерно, что экономика Вестероса сталкивается с той же проблемой, что и Европа XVI–XVII вв.: в ходу обрезанные монеты. Однако вымышленное государство не проводит перечеканку и не изымает испорченные деньги из обращения, разницу в стоимости можно покрыть монетами другого качества.

Отсутствие центробанка не означает отсутствия банковской системы как таковой. Вестерос – дефицитная экономика, ей постоянно нужны вливания извне. И здесь на помощь приходят частные банки. «В каждом из Девяти [вольных] Городов есть свой банк, порой и не один; за каждую монету они бьются, как собаки за кость, но Железный богаче и могущественнее их всех вместе взятых. Когда правители отказываются платить другим банкам, разорившиеся владельцы продают в рабство своих жен и детей, а себе режут вены. Когда правители отказываются платить Железному банку, их троны, словно по волшебству, занимают другие правители» [22]. Кроме правителей государств, Железный банк ссужает деньги и торговцам, но если и простой торговец не возвращает долги, банк посылает убийц. Ведь всем известно, что «Железный банк всегда получает свое».

Почему экономика Вестероса столь дефицитна? Потому что она по своему характеру хищническая, захватническая и паразитирующая. Профессор экономики Университета Манчестера Мэттью МакКэффри указывает на девизы домов, которые обладают определенной символичностью и верностью военному делу. Характерный пример – дом Грейджоев, чей девиз – «Мы не сеем». Экономическая модель в данном случае основывается на извлечении богатства посредством применения силы: «мы пожинаем плоды, которые сеют другие» [8]. 

Экономисты утверждают, что экономика Вестероса проходит в своем развитии те же этапы, что и реальная средневековая: те же социально-экономические проблемы, те же климатические и экономические циклы. Продолжительные войны, как реальные, так и вымышленные (например, такие как Война Пяти Королей), или эпидемии (как черная смерть) приводят к тому, что спрос на деньги увеличивается, а человеческий труд обесценивается. В реальности следствием подобных событий является еще большее сокращение спроса на зерно как основной продукт хозяйства. В результате экономика оказывается в стадии депрессии, дворяне сдают свое имущество в аренду, а простолюдины оказываются в наиболее выгодных условиях [9]. 

В общем и целом, вымышленный мир Дж. Мартина служит наглядной иллюстрацией средневековой экономики государства с достаточно неблагоприятными климатическими условиями и специфическим отношением к труду.

4. Весь мир - театр, игра

Не каждый взрослый признает чтение сказок достойным занятием, но этот же среднестатический взрослый человек вряд ли откажется признаться в том, что он играет в онлайн-игры. 

По данным аналитической компании Newzoo, занимающейся маркетинговыми исследованиями игровых и мобильных рынков и e-спорта, в мире насчитывается около 2,2 млрд. геймеров (четверть населения Земли) [25]. В отчете компании за 2016 г. размещен рейтинг стран по объему игрового рынка. Так, Россия занимает в нем 11 место, а объем ее игрового рынка оценивается в 1 414,4 млн. дол., а численность ее онлайн населения составляет 110,1 млн. чел, т.е. примерно 77% реальной численности населения [1]. 

Жизнедеятельность человека (=его аватара) в виртуальном мире компьютерной или мобильной игры формирует виртуальные социально-экономические отношения. Все большее число людей получает доход от обслуживания потребностей, возникающих только в виртуальных мирах, например, создают виртуальную недвижимость, организуют деятельность виртуальных ночных клубов и т.п., а также оказывают услуги другим игрокам [20]. 

Возникают стихийные рынки. И даже если разработчик и не предполагал существование внутриигрового аукциона или рынка, то эти институты прекрасным образом возникают за пределами игры на базе интернет-площадок по размещению объявлений о купле-продаже (avito, Юла и т.д.). Однако, в отличие от реальной экономики, где благо становится товаром, если на него предъявлен спрос, в виртуальном мире благо становится товаром, если оно является наградой и обладает свойством сохраняться во времени (не исчезать с короткой периодичностью, при отключении от сервера или при завершении игровой сессии и т.д.). При этом границы этого мира пересечь невозможно: если обычные товары могут перемещаться из одной национальной экономики в другую вслед за своим владельцем, то виртуальные товары навсегда остаются в игровом мире своей игры [18]. 

В сфере онлайн-игр преобладают товары, удовлетворяющие потребности игроков. Например, копья, мечи, доспехи и персонажи, тренированные одними игроками, предлагаются для продажи другим игрокам. Так, японский студент китайского происхождения Ванг Юэ Си зарабатывал деньги на проживание в чужой стране, продавая артефакты игры World of Warcraft. Ванг развивал своего персонажа, добывал уникальные игровые предметы и продавал их на различных аукционах. По закону он не имел права заниматься торговлей на территории чужой страны, и во время очередной сделки был пойман с поличным. Он показал, что заработал около 50 тыс. долл. Эти деньги были изъяты, а студент возвращен в Китай. Но на его банковский счет в Китае продолжали поступать многочисленные переводы в сумме около 1,3 млн долл., изъять которые не удалось [17]. 

Стоит отметить, что в отличие от большинства вымышленных миров, созданных кропотливым трудом писателей-фантастов, онлайн-миры – это демократические или полудемократические государства с рыночной экономикой и изменчивой институциональной структурой и постоянной инновационной деятельностью. Мир на бумаге живет по однажды заданным законам, в то время как виртуальный мир меняется от обновления к обновлению. Демократичность этого мира проявляется в том, что изначально признается равенство всех участников перед законом (реальным и запрограммированным), предоставляется равенство возможностей, отсутствует расовая, возрастная и половая дискриминация, притеснения и полицейский аппарат.

Функции надзора, контроля, защиты прав, обеспечения безопасности, эмиссии денег выполняет «государство», т.е. игровая программа, разработчик и служба технической поддержки. 

Так, исландский разработчик игры EVE Online (многопользовательский космический симулятор) имеет в своем штате эксперта по хозяйственной деятельности доктора экономических наук Э. Гудмундссона. В одном из своих интервью он затронул вопрос работы игровых институтов в EVE Online: «… это [EVE Online] огромная виртуальная песочница, в которой игроки придумывают правила игры почти без всяких ограничений со стороны создателей. Мы просто предоставили площадку из нескольких тысяч звездных систем. Моя команда выполняет функции Центробанка, федерального агентства статистики и министерства финансов, мы владеем всем объемом информации об экономической активности игроков, но не всегда можем предсказать экономическую ситуацию в Eve. Очень похоже на реальную жизнь» [19]. 

В результате геймеры создали в игре, по отзывам исследователей, «гиперкапиталистическую экономику, которая могла бы явиться плодом совместных фантазий комитета экономистов из Института Катона и боссов русской организованной преступности» [23]. В Eve Online возникли крупные структуры, стремящиеся монополизировать рынки основного сырья, которое используется для производства промышленных изделий и вооружения. Для этого они используют промышленный шпионаж, диверсии, мошенничество, не гнушаются заказных убийств. Правообладатели игры стараются не вмешиваться в отношения между игроками, считая самым ценным ресурсом в экономике EVE доверие [18]. 

Другим ценным ресурсом виртуального мира выступает время. И очевидно, что 2,2 млрд. человек готовы тратить его не в этом «лучшем из миров», а в каком-то ином. 

Литература

  1. 2016 Global Games Market Report: An Overview of Trends and Insights /https://cdn2.hubspot.net/hubfs/700740/Reports/Newzoo_Free_2016_Global_Games_
  2. Market_Report.pdf (дата обращения 26.08.2017)
  3. Bassham G., Bronson E. The Lord of the Rings and Philosophy: One Book to Rule Them All. - Chicago and La Salle, Illinois: Open Court, 2003
  4. Glaeser E.L. The Cinderella Paradox Resolved // http://www.jstor.org/stable/2138613?seq=1#fndtn-page... (дата обращения 17.08.2017)
  5. Glaeser E.L. The Economics of Fairy Tales // The New York Times 2009.9.1 https://economix.blogs.nytimes.com/2009/09/01/the-economics-of-fairy-tales/?mcubz=0 (дата обращения 17.08.2017)
  6. Gramajo A. Teaching Institutional Economics with The Fellowship of the Ring // http://www.academia.edu/1123544/Institutional_Econom... (дата обращения 17.08.2017)
  7. How Much Money Has Game of Thrones Made for Its Producers? // https://www.quora.com/How-much-money-has-Game-of-Thrones-made-for-its-producers (дата обращения 17.08.2017)
  8. http://www.statisticbrain.com/lord-of-the-rings-tota... (дата обращения 17.08.2017)
  9. Letzter R. An Economist Explains What’s Really Going on in “Game of Thrones” // http://www.businessinsider.com/game-of-thrones-is-al... (дата обращения 17.08.2017)
  10. Mondschein K. Down and Out in Westeros, or: Economy and Society in George R.R. Martin’s Song of Ice and Fire // http://www.freelanceacademypress.com/pdf/EconomyArti... (дата обращения 17.08.2017)
  11. Ozimek A. Came of Thrones Economics: Why Doesn’t Westeros Have a Central Bank? // Официальный сайт журнала Forbes / https://www.forbes.com/sites/modeledbehavior/2015/04/18/game-of-thrones-economics-why-doesnt-westeros-have-a-central-bank/#45e7a16e5b09 (дата обращения 17.08.2017)
  12. Schick Th. The Crack of Doom: The Threat of Emerging Technologies and Tolkien’s Rings of Power // The Lord of the Rings and Philosophy: One Book to Rule Them All. - Chicago and La Salle, Illinois: Open Court, 2003
  13. Sedlacek T. Economics of Good and Evil: The Quest for Economic Meaning from Gilgamesh to Wall Street. - Oxford, the UK: University Press, 2011
  14. The Impact (Economic and Otherwise) of Lord of the Rings/ The Hobbit on New Zeland // Официальный сайт журнала Forbes 2012.12.14 / https://www.forbes.com/sites/carolpinchefsky/2012/12/14/the-impact-economic-and-otherwise-of-lord-of-the-ringsthe-hobbit-on-new-zealand/#34c2be0531b6 (дата обращения 17.08.2017)
  15. The Wizard of Oz: An Economic Fairy Tale? // http://americanmonetaryassociation.org/the-wizard-of... (дата обращения 17.08.2017)
  16. Баум Ф. Удивительный волшебник из страны Оз. Перевод С. Белова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998
  17. Бэккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. – М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2003 
  18. Губарь О.В. Симулятивная экономика как новый объект экономических исследований // Экономическая наука современной России. 2013. № 2 (61) 
  19. Губарь О.В., Дмитриева В.Д. Симулятивная экономика как объект политэкономического исследования: Монография. – Ростов н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2014 
  20. Гудмундссон Э. Счет по игре http://esquire.ru/games-96 (дата обращения 25.07.2013)
  21. Дмитриева В.Д. Монетарная и фискальная политики в симулятивной экономике // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 2
  22. Лузина С.А. Логика сказочного образа (Символика «кольца» в эпопее Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин колец») // Семантика слова и семантика текста, М., 1994
  23. Мартин Дж. Игра престолов. Кн.5. Танец с драконами. Любое издание
  24. Парлофф Р. Доллары из мегабайтов // http://transinkom.ru/archive/12/256/ (дата обращения 22.11.2012) 
  25. Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец. Любое издание
  26. Сайт аналитического агентства NewZoo // https://newzoo.com/insights/markets/games/ (дата обращения 17.08.2017)

________________________________________________________

© Губарь Ольга Владимировна, Дмитриева Валерия Дмитриевна

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum