|
|
|
Невидимая стрелка
(О стихах Виктора Шостко) Поэзия многообразна и многогранна, как и сама жизнь. Поэтому и ее понимание, толкование, анализ, восприятие - бывают самыми разными. Одни ценят в стихах гражданское начало, открытую публицистичность, способность поэзии возбуждать и воспитывать патриотические, нравственные чувства, другие - мысль, помогающую читателю в постижении сложности и противоречивости бытия, третьи - подчеркивают первостепенность эстетических, художественных качеств, образных средств языка, четвертые - формальные признаки, прокладывающие новые поэтические пути… У них, как правило, больших поэтов, нередко все это бывает органично слито. У других - встречаются разные сочетания названных качеств. Но есть, на наш взгляд, одно свойство поэзии, которое, собственно, и делает ее поэзией, независимо от форм стиха: классического (рифмованного), белого, свободного… Это та лиричность, то выражение энергии души и сердца, которые высказаны не прямо, а в подтексте, иносказательно, образными средствами поэзии. Вот это-то и составляет тайну поэзии, ее чудо. Когда в описанной ситуации деталью, метафорой раскрывается глубина, погружение в которую и есть открытие чуда поэзии. Такое восприятие поэзии требуют и сопереживание подготовленного читателя, его ожидания настроя на встречу с удивительным миром лирики, говорящей о самых главных, "болевых" точках поэзии: любви и смерти. В огромном потоке современных стихов, часто заряженных громогласной патетикой, примитивным графоманством, чисто формальными изысками, истинная поэзия, увы, встречается редко. Такую радость несут в себе стихи Виктора Шостко. Одну из своих книг он назвал "Четвертая стрелка", объясняя это название так: на циферблате часов у нас три стрелки, но есть еще одна - внутреннее время, наше собственное переживание текущих событий, истории, отношение к будущему. Оно-то как раз точнее всего и "измеряется" поэзией. Невидимая стрелка нашего отношения к миру и высчитывает масштаб, глубину личности поэта, его умение (если это слово можно употребить, рассматривая истинное творчество) раскрывает свой внутренний мир и через него - мир окружающий. Внешне неброские, даже скупые стихи В. Шостко таят в себе большое внутреннее напряжение. Оно сопряжено с мыслью и чувствами автора, облученными непреходящими тревогами бытия. За его строками возникает сложный, драматический мир глубоких переживаний. Они воздействуют на читателя, будят его воображение и делают его соавтором поэтических строк. А дальше… А дальше все зависит от глубины и масштаба души самого читателя. Это все о нас с тобой, мой дорогой читатель. Нас с тобой везут на погост, где "напряглись кони" в ожидании очередного "дара", от нас уходит женщина, наша жизнь "так трудна, словно жаль ей дня, бесплодно прожитого". В поэзии каждое слово, а особенно их сочетания, должны нести смысл, усиливающий главную мысль стиха и, в свою очередь, усиленный всей целостностью произведения. Обратимся к первому стихотворению предложенной подборки. Здесь языковая деталь, звук, цвет, движение, противопоставление "работают" на создание целостного образа. Слова "похороны", о чем идет речь, здесь нет вообще, но как глубоко выражена печаль, скорбь переживаемого…. Многозначность концовки "горит" главной краской и завершается недосказанностью уходящей куда-то в глубину тайны и смерти. Не будем заниматься подробным литературоведческим анализом стихов В. Шостко. Искушенному читателю они обо всем расскажут сами. Отметим лишь главную особенность его творчества. "Репродукция" - так назвал автор подборку своих стихов. Название многозначно. Это и картина, нарисованная настоящим зрелым автором, который подмечает в ее изменчивых переливах вечное начало и вечное струение, и передает это вечное струение тонкими, психологически верными штрихами. К сожалению, ростовским любителям поэзии имя Виктора Ивановича Шостко известно еще недостаточно. Член Союза писателей России, автор трех поэтических сборников, он сравнительно недавно живет на Дону, приехал к нам из Казахстана, перенесенный волной перемен последнего десятилетия. Я думаю, его прекрасные стихи доставят еще немало радости ценителям поэзии. Владислав Смирнов, доктор филологических наук Р Е П Р О Д У К Ц И Я * * * Улетит и обратно вернется Скорбной медью подхваченный стон. За толпою подлесок плетется, Подступая с обеих сторон. К вековечной привыкшие дани, Где-то корни земли напряглись. О, как медленно движутся сани! О, как быстро проносится жизнь! Что же ей не жилось в человеке?.. Опустевшая маска лица Отчужденьем, застывшим навеки, Потрясает людские сердца. Конь ступает походкой несмелой. А на всем их печальном пути Снег лежит удивительно белый, Словно целая жизнь впереди. * * * Когда мороз звенит, как сталь, И солнце позднее багрово, Душе так трудно, словно жаль Ей дня, бесплодно прожитого. Не видит взгляд, лишенный сна, Не слышит слух, блуждая где-то, За что душа осуждена Опять сживать себя со света. Ей ночь покоя не сулит, Тщетой издерганной в итоге. И воздух тягостно скрипит Под каждым шагом на дороге. * * * В черном инее стынет ограда, Тяжела и стройна. А за ней Светлый обморок зимнего сада, Остановленный танец ветвей. Стынет ветер, упавший с разбега. Он в изгибе сугроба притих, И лавина летящего снега На ветвях задержалась на миг. Варлам Шаламов Вступил Шаламов в храм Господень, Всей плотью пропуская свет, И стал угодникам угоден Обличьем, высохшим на нет. О чем он думал в гулком храме, Где нарисованный Господь Мог видеть в ямах под глазами Давно растаявшую плоть?.. Стоял он с думой потаенной, Ни в чем сограждан не виня. Струился свет, осуществленный Из духа, мрака и огня. Парад святых в неслышном слове Сулил страдальцу благодать. Он был пред ними невиновен, А вот они пред ним - как знать. Но враг гордыни и холуйства Среди настороженных лиц Не снизошел до богохульства И не упал пред ними ниц. Он вспомнил нары, пепелище, Рудник, грохочущую клеть... И долго шел в свое жилище, Чтоб дверь открыть и умереть. * * * В глубине печальных глаз Падает звезда. Ты уходишь каждый раз В звук и в никогда. Ни в пожатие руки, Ни в потухший взор, Ты уходишь вопреки И наперекор. Обезличенный подъезд. Люди на бегу. Ты мой самый грешный крест На моем веку. Ты уходишь, за собой Обрывая нить. Мне концы ее судьбой Не соединить. В глубине печальных глаз Падает звезда. Ты уходишь каждый раз В звук и в никогда. Репродукция В годы иные, в иной стороне В сельском музее случайная встреча Не оттого ли волнует вдвойне, Что тиражом не размыта предтеча. Как он пробился, взыскующий взор, Робко подчеркнутый тенью опаски, Сквозь изнурительно-вязкий раствор И нестерпимо-вульгарные краски? Таинство, будучи схвачено вдруг И заключенное в форму овала, Веет повсюду свободно, как дух, Сквозь тесноту и поверх матерьяла. В это лицо, как в небесную твердь, Что просияло от вещего слова, Можно и должно смотреть и смотреть И не желать откровенья иного. |
|