Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
День поминовения: в мире отметили 100-летие окончания Первой мировой войны
Репортаж с церемонии международной встречи по поводу 100-летия Первой мировой во...
№18
(351)
20.11.2018
Творчество
Урок черчения. Рассказ-воспоминание
(№14 [347] 10.09.2018)
Автор: Алексей Мережкин
Алексей Мережкин

 …Автор этих строк до сих пор подробно помнит первый урок черчения в политехнической школе, которая находилась неподалеку от большого завода. 

    В седьмой класс после звонка заходит пожилой, давно поседевший учитель с большой коробкой. Это был инженер СКБ в чистой рабочей спецовке. Он здоровается с классом, представляется Владимиром Петровичем, достаёт из коробки большую красивую модель паровоза и ставит её на стол. 

      Пацаны и девчонки были поражены такой большой красивой игрушкой и таращили глаза. Учитель разрешил всем подойти поближе, потрогать, и даже немного покатать паровоз по полу, у которого внешне всё работало, как у настоящего. 

  – Ребята! А давайте-ка теперь сядем по своим местам и попробуем быстренько нарисовать на бумаге этот паровоз, только не цветными карандашами, а одним простым. Рисовать будем толстыми линиями по внешнему контуру и главным частям паровоза, – говорит Владимир Петрович через пару минут и устраивает паровоз повыше и таким образом, чтобы всем было хорошо видно. – Главное, не надо долго разрисовывать все мелкое на паровозе, просто внешний контурный вид и главные части на нём.

   В классе тут же закипела работа. Ученики минут десять рисуют, как получается, на листах плотной бумаги этот привлекательный паровоз с блестящими металлическими плоскими колёсами и высокой чёрной трубой. Учитель ходит по проходам между партами и посматривает на торопливые рисунки учеников, делая замечания по рисункам и подсказки. Мол, следует  просто очертить линией внешний контур и основные части паровоза таким образом, чтобы его техническое изображение внешне было похоже на реальную модель паровоза, при этом надо не забыть написать в правом нижнем углу своё имя и фамилию.

    Через некоторое время Владимир Петрович отобрал несколько готовых рисунков, что-то пометил в своей специальной тетради и просмотрел листы остальных учеников. 

     –  Ну вот, ребята, у вас уже получилась первая попытка технического рисунка полезной для людей МАШИНЫ!  

 Класс пока плохо понимает учителя; и ученики начинают переглядываться и перешёптываться между собой. Мол, какая же это машина, если это паровоз; наверно с дедушкой что-то не то и он случайно забрёл в школу со своим паровозом...

     – Да, да, не удивляйтесь, паровоз – это тоже машина из металла, которую можно сделать на машиностроительном заводе. Все машины – и автомобиль, и паровоз, и танк, и трактор, и трамвай, и электровоз, и даже самолёт – это всё именно машины! Они не могут быть сделанными сразу целиком, а делаются по частям, а потом все готовые части собираются в ОДНО и получаются на машиностроительных заводах готовые машины, полезные людям. Просто люди давно привыкли называть машинами только технику, на которой сами ездят или перевозят груз. 

   До конца разобранные части машин называют ДЕТАЛЯМИ, а рисуют их специальным экономным стилем на технических рисунках, где изображена их форма и указаны в цифрах все размеры так, чтобы было и понятно, и достаточно для их изготовления.

      Владимир Петрович внимательно смотрит на притихших учеников и продолжает:

  – На уроках Черчения Вы, ребята, и будете учиться Черчению – умению делать технические документы для изготовления деталей и частей машин. Такие документы называют Чертежами, если они делаются с помощью чертёжных инструментов. А если они делаются только одной умелой рукой с карандашом и внимательными глазами, то такие готовые технические документы называют Эскизами. Кто из Вас будет достаточно внимательным и терпеливым на уроках черчения, тот и сможет стать настоящим инженером машиностроения. Или – квалифицированным рабочим. Поздравляю с началом учебного года, и с первым уроком черчения в вашей жизни!

     – Спасибо! – отвечает дружно класс и ждёт чего-то необычного.

     – А сейчас мы попробуем сразу же начертить круглую деталь от этого паровоза, немного разобрав его. 

   Четверо учеников, кто уже успел отличиться, тут же были призваны учителем на разборку паровоза и под его руководством через пару минут частично разобрали паровоз на части. Горка из колёс, осей, болтиков, винтиков, гаек, шайб и других деталей быстренько выросла на столе. Учитель берёт одно колесо, надевает его на ось и сильно раскручивает рукой, приподнимая вращающееся на оси колесо, чтобы всем было видно. Он обращается к классу, задавая вопрос: 

      – Что видим?  

       – Круг, который крутится, – почти хором отвечает класс.

       – А так? – учитель поворачивает колесо на 90 градусов.

     –  Колесо с дырочкой, которое тоже крутится на круглой железяке! –  замечают несколько пацанов.  

      – Правильно! Колесо с невидимой круглой дырочкой, которое крутится вокруг своей оси. Только в технике принято говорить не крутится, а вращается, и не дырочка вовсе посередине колеса, а круглое отверстие, в которое вставляется ось. Но внешние очертания колеса, если смотреть спереди, выглядят как прямоугольник! Так? 

           – Да! – отвечают почти все. 

        – Так давайте-ка сразу и начертим это колесо, как отдельную круглую деталь паровоза, которая может вращаться вокруг своей оси вращения и в виде прямоугольника, и рядом – в виде круга.   

        Учитель подходит к доске и аккуратно чертит от руки осевую линию, затем – жирной контурной линией вид спереди в сильном увеличении – прямоугольник и рядом вид сбоку – круг; в круге небольшой кружок вокруг точки – центра вращения. 

  – Похоже? – спрашивает учитель, показывая ученикам колесо боковой стороной, приблизив его к начерченному на доске большому кругу. 

   – Да! Похоже! Но круг на доске намного больше колеса! – замечают вслух многие пацаны. 

       – А это неважно! – говорит Владимир Петрович. –  В увеличенном виде таким образом можно начертить даже любую малюсенькую круглую деталь машины или механизма – болтик, винтик, шайбочку или гаечку. Главное, чтобы техническое изображение круглой детали было похоже на реальную деталь. Просто так удобно для глаз человека при техническом изображении даже самой маленькой детали на её Чертеже. У меня сейчас в руках деталь паровоза –  колесо. Если смотреть на него не спереди, а сбоку, то видим круг большой и кружок поменьше, да? А как же нам начертить невидимое отверстие на прямоугольнике, тоже изображающем наше колесо? Мы ведь его не видим, когда смотрим на колесо спереди. И кто догадается? –  Владимир Петрович обращается к классу, показывая колесо видом спереди  и приближая его уже к большому прямоугольнику на доске.  – Ну же, давайте, давайте, думайте, ребята!.. 

    –  Наверно специальной линией, которая невидимая! – отвечает Лёша с последней парты, который всегда любил зарабатывать пятёрки за ответы с места.   

   – Раз она невидимая, зачем её чертить, её же всё равно не видно, – возражает наша круглая отличница Наташка за первой партой – первая красавица с длинной русой косой. 

    – Да это у неё наверно просто название такое – «невидимая», а на чертеже мы эту линию всё равно должны видеть, ведь отверстие в колесе всё равно есть, хоть его и не видно в таком положении, – заспорил Лёша с Наташкой, привстав даже с задней парты. 

   – Владимир Петрович, пускай Лёха сам начертит невидимое отверстие невидимой линией, раз такой умный, –  обращается всегда активная Наташка к Учителю Черчения, явно желая утопить конкурента в борьбе за «пятёрку». Тут надо бы заметить, что красивая, спортивная и бойкая  Наташка всегда на уроках была суперактивной. Она вообще любила поспорить с кем угодно из пацанов, и всегда выделялась из всего класса круглыми пятёрками по всем предметам – вот и попробуй только такую Наташку дёрнуть за косу… 

       – Ну, давай, смелей! – говорит старый учитель, протягивая мел. –  Действуй! 

    – А можно я ещё раз сам покручу колесо? – спрашивает Лёша, а в классе почему-то сразу наступила мёртвая тишина… 

    – Ну, конечно же, можно! Это же колесо от паровоза! – Владимир Петрович терпеливо ждёт, чуть усмехаясь. – Оно ведь всегда должно быть готовым вращаться!.. 

     Лёха берёт колесо, одевает его на ось и перед классом сильно раскручивает правой рукой, потом внимательно смотрит то на вращающееся колесо – спереди и сбоку, то на доску, где начерчен прямоугольник и круг…

     И тут вдруг он соображает, что крутить колесо совсем необязательно;  он тормозит колесо, снимает его с оси, подходит к доске, опять вставляет в колесо сбоку ось и ещё раз внимательно рассматривает Эскиз, сделанный на доске Учителем. Прицелившись, он проводит мелом две тонкие линии на прямоугольнике, рядом с осевой линией. 

    – А–а, всё равно видны линии! – довольная провалом Лёхи усмехается Наташка-отличница и даже встаёт со своего места.

       –  Правильно, да не совсем, – говорит Владимир Петрович. – Лёша, конечно, попал туда, куда именно надо было попасть, и поэтому он, всё-таки, молодец! Но линии невидимые, обозначающие скрытые от глаза внутренние границы поверхностей отверстий немного не такие; они должны быть не только тоньше контурных линий Чертежа, но и должны быть прерывистыми. Вот примерно такими, –  учитель берёт мел  и чертит в сторонке от круга небольшой отрезок «невидимой» линии. Далее Он в столбик на доске вверху пишет: 

ЛИНИИ ЧЕРТЕЖА:

1. Осевая: 

2. Контурная: 

3. Тонкая:

4. Невидимая:

    Затем Учитель рядом с каждым названием аккуратно чертит мелом образцы соответствующих линий; а после названия и невидимой для глаза линии – её чёткий образец:   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 

 

     – Владимир Петрович! А можно я сам исправлю свою ошибку, просит всё ещё стоящий у доски ученик, внимательно разглядывая на доске и эскиз учителя, и названия линий, и соответствующие им образцы линий чертежа. 

      – Ну, конечно же, можно, Лёша! – учитель одобрительно улыбается, протягивая мел. 

     Лёша стирает свои тонкие линии, затем чертит вместо них невидимые по названию,  и… кладёт мел.

  – Ты молодец, Лёша! И сегодня уже заработал честно свою первую «пятёрку» по черчению! Иди на своё место.

   – Владимир Петрович! А можно вопрос? – Наташка снова тянет руку, не собираясь сдаваться…

     –  Не только можно, но и нужно! Класс слушает твой вопрос, Наташа. 

     – А почему написано «Линии Чертежа»? Ведь Вы чертили без чертёжных инструментов, значит, это не Чертёж, а Эскиз ДЕТАЛИ паровоза – КОЛЕСА. – Наташка, встав из-за парты, напряжённо ждёт от учителя ответа, а в классе вдруг вновь воцарилась мёртвая тишина. Повышенное внимание остальных учеников к учителю, к доске, к предмету, да и к самой Наташке оказалось, видимо, совсем не случайным…  

     – Молодец, Наташа! Ты сегодня тоже внимательная и задаёшь очень хорошие вопросы! Значит, «пятёрка», можно сказать, уже и в твоём кармане, а ваша борьба с Лёшей за отличную отметку закончилась вполне спортивной «ничьёй»… Но вот интересно, кто твои родители? Наверно, папа и мама очень любили друг друга (по-настоящему), раз Наташа уродилась не только красивой и спортивной, но и умной!.. 

    Наташка, тут же немного смутившись и слегка покраснев от устремлённых на неё взглядов всех влюблённых в неё пацанов, продолжает стоя ждать ЧУДА… 

     А Владимир Петрович берёт мел и пишет на доске вверху крупными буквами слово «КОЛЕСО». Затем Он обращается уже к классу, отходя от доски. 

    – Дело в том, что линии на технических рисунках – и на чертежах, и на эскизах – применяются одинаковые и по названию, и по начертанию, а «Эскиз» – это всего лишь второе название Чертежа, если он выполняется только с помощью руки и внимательных глаз, то есть без чертёжных инструментов, кроме простого карандаша или мела. Есть ещё специальные линии для чертежей, но давайте изучение их оставим на второй урок. 

       А сейчас в оставшееся время (учитель смотрит на часы) у нас будет самостоятельная работа около десяти минут, а если останется  время –  примерно минут пять – для всех успешных и внимательных учеников приготовлен небольшой сюрприз.

      – Наташа, раздай всем ученикам их первые технические рисунки, – Владимир Петрович отдаёт Наташе листы со своего стола, и скоро весь класс напряжённо ждёт чего-то опять необычного. 

     – Ребята, слушайте мою команду! Берём листы и… переворачиваем их! 

Теперь внимательно смотрим на доску и… простым карандашом списываем с доски всё, что там есть!!!.. 

     В классе небольшое оживление и рабочий шум. Владимир Петрович  похаживает по проходам между партами, посматривая на самостоятельные работы учеников, и иногда делает небольшие замечания, подсказки тем, кому это нужно.

    Лёша и Наташа почти одновременно тянут руки и докладывают, что у них эскизы колеса паровоза уже готовы. Учитель подходит сначала к Наташе, кое-что поправляет сам на её эскизе, гладит её по головке, ставит «5» на её аккуратную работу; и разрешает подойти к паровозу и внимательно осмотреть все его детали. На эскизе Лёши Он тоже делает незначительные исправления и ставит отметку «5» рядом с фамилией. Далее от Учителя Лёше достаётся приятное похлопывание по плечу и… пожатие руки. Плюс персональная команда: «К ПАРОВОЗУ!»…  

     Примерно через семь-восемь минут после начала самостоятельной работы у паровоза оказывается почти весь седьмой класс. Владимир Петрович разрешает Лёше с Наташей первыми собрать колёсную пару паровоза, подсказывая и помогая им. 

   Остальные ученикам разрешено внимательно рассматривать все оставшиеся детали, наблюдать за сборкой колесных пар и следующими парами принимать участие в сборке паровоза. За три минуты до конца урока все детали паровоза были собраны в ОДНО – ПАРОВОЗ; и Владимир Петрович разрешил Лёше и Наташе испытать его на ходу. За минуту испытаний паровоза выявились некоторые недостатки его сборки; и учитель подсказал, как их быстро исправить. Далее паровоз опять оказался на столе, а ученики – за партами. 

     – Ребята, на следующий урок через неделю не забудьте простые карандаши, линейку, треугольник и циркуль. Будем чертить Эскиз другой детали машины, а следом – её Чертёж.

            Задание на дом:

 1.  Запомнить названия линий Чертежа, которые уже есть на ваших 

      технических рисунках, их назначение и начертание.

 2. Никогда не терять свой первый технический рисунок – Эскиз. 

         –  Спасибо, ребята! Вы оказались способными и умелыми учениками на своём первом уроке Черчения! Я уверен, что многие из Вас скоро захотят стать настоящими инженерами машиностроения. До свидания!

           – До свидания! – класс дружно встаёт. Звонок. Перемена.  

    …Лёша с Наташей помогают Владимиру Петровичу уложить красивый паровоз в большую коробку, вдвоём выносят её из класса вслед за Учителем и несут по школьному коридору...  

       На школьном дворе они же осторожно укладывают коробку с паровозом в багажник старенького «Москвича» Владимира Петровича, а когда машина трогается с места, дружно машут Учителю вслед, провожая на большой электровозостроительный завод. 

      В конце перемены, когда учитель следующего урока ещё не зашёл в класс, смелая Наташка предложила приклеить к Владимиру Петровичу кликуху «ПАРОВОЗ». Все дружно поддержали предложение классного заводилы…

________________________

© Мережкин Алексей Григорьевич 


На руинах рухнувших иллюзий
Смешались в кучу быт и психбольница... / Не время ль жить на водах и на видах / вдали от потребительской корзи...
Страна мечты в сетях пиара, пропаганды и технологий
Пять статей Г.Г.Почепцова о формировании пропаганды, основанной на политическом пиаре в СССР и дальнейшем ее ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum