Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Триумф силы
Заметки по поводу выступлений москвичей 27 июля 20019 г. и неадекватной реакции ...
№10
(363)
20.08.2019
Естествознание
Российские лекарства на пути к рынку
(№2 [355] 10.02.2019)

Мария Котова

https://www.kommersant.ru/doc/3850018?utm_source=newspaper&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter

Газета "Коммерсантъ" №2 от 10.01.2019

Российские лекарства не находят себе места

 Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий (АПФ) пожаловалась руководителю фракции «Единая Россия» Сергею Неверову на то, что аптечные сети вымывают из ассортимента российские лекарства в пользу иностранных. В Госдуме обсуждается инициатива ограничить размеры бонусов, которые аптеки получают от производителей. В продовольственной рознице такая практика уже введена.

    АПФ (объединяет 30 компаний, в том числе «Микроген», «Эвалар», «Озон», «Канонфарма продакшн») в конце 2018 года направила письмо главе фракции «Единая Россия» Сергею Неверову с просьбой провести в Госдуме обсуждение сложившейся, по мнению ассоциации, дискриминационной ситуации на аптечном рынке по отношению к российским производителям лекарств. Из-за нежелания фармритейлеров расширять ассортимент за счет российских препаратов доля иностранных в стоимостном выражении составляет 70%, отмечают авторы письма (его копия есть у “Ъ”). По их мнению, это связано с низкой маржинальностью российских препаратов и невысокой наценкой по сравнению с импортными.

    Кроме того, в ассоциации недовольны условиями доступа лекарств в аптеки, которые розница выставляет производителям: они должны выплачивать сетям бонусы в размере от 30% до 60% от объема поставки. Эти условия практически невыполнимы для российских компаний и приводят к вымыванию доступного по цене для населения ассортимента, сообщается в письме. В нем также подчеркивается, что по итогам трех кварталов 2018 года на 20 аптечных сетей приходилось почти 50% всего товарооборота розничных продаж лекарств.

   В аппарате господина Неверова “Ъ” подтвердили получение письма, добавив, что по поводу указанной в нем проблемы депутаты фракции уже провели ряд совещаний с участием производителей и представителей аптечных сетей. Об этом же сообщил в среду первый заместитель руководителя фракции по законопроектной деятельности Андрей Исаев в преддверии первого пленарного заседания весенней сессии. По его словам, совместно с правительством фракция планирует разработать нормативный акт, направленный на облегчение доступа на рынок российских лекарств, а также на усиление контроля над ценообразованием в аптеках.

    Между тем еще в декабре Сергей Неверов сообщал, что «Единая Россия» разработала законопроект, направленный на расширение ассортимента аптечных сетей лекарствами отечественного производства. В среду в его аппарате конкретизировать эту информацию не смогли. По данным источника “Ъ”, знакомого с ходом подготовки законопроекта, документ может ограничить размер максимально допустимого бонуса аптечным сетям от поставщиков. Те же ограничения действуют в продовольственной рознице, представители которой могут получать от производителей вознаграждение, не превышающее 5% от объема поставки.

      По словам совладельца одного из крупнейших российских производителей недорогих лекарств «Озон» Виталия Алейникова, возможность платить аптекам бонусы в размере 60% есть только у компаний, продающих дорогие лекарства, а это, как правило, иностранные корпорации. В случае ограничения максимально допустимого бонуса аптекам от производителей доля российских лекарств, по его оценке, может увеличиться с нынешних 30% до 60%. Также, считает господин Алейников, такая мера будет способствовать снижению стоимости лекарств.

    Гендиректор аптечной сети «Неофарм» Евгений Нифантьев, напротив, считает, что названные ограничения приведут к повышению цен на препараты, не входящие в список ЖНВЛП,— их доля составляет 60% от объема реализации в аптеках. «Кроме того, если уравнять размер максимально допустимой выплаты аптечным сетям, то зарубежные компании получат конкурентное преимущество перед российскими, так как их лекарства стоят дороже, и, соответственно, бонус будет выше»,— рассуждает он. По его словам, чистая прибыль большинства аптечных сетей сегодня и так не превышает 1% от объема продаж: «То есть у нас нет сверхдоходов, которыми можно пожертвовать при ограничении бонусов от производителей».

https://www.kommersant.ru/doc/3860139?utm_source=newspaper&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter 

Аптекам прописали принять Ozon

Заблокировать онлайн-продажи лекарств не удалось

Газета "Коммерсантъ" №10 от 22.01.2019 

Крупным аптечным сетям не удалось заблокировать Ozon.ru из-за онлайн-продажи лекарств. Московская прокуратура и Роскомнадзор не нашли нарушения в деятельности интернет-компании, потому что ее курьеры доставляют препараты по поручению покупателей. Это дает возможность любой компании при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность продавать лекарства в интернете, несмотря на то что соответствующий законопроект до сих пор не принят.

    Прокуратура Москвы не нашла оснований для блокировки сайта Ozon.ru, который с октября 2018 года осуществляет дистанционную торговлю лекарствами. Об этом говорится в ответе надзорного ведомства (копия есть у “Ъ”) на направленное в октябре 2018 года обращение Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО; включает аптечные сети «Ригла», «Неофарм», «Эркафарм»). Союз требовал заблокировать сайт Ozon.ru, потому что продажа препаратов через интернет законодательно запрещена. Аналогичное обращение организация направляла в Роскомнадзор.

    ООО «Интернет решения», управляющее Ozon.ru, осуществляет отпуск препаратов, информация о которых представлена на сайте в разделе «Лекарственные средства», через аптечный пункт в Москве на основании полученной в сентябре 2018 года лицензии, следует из ответа прокуратуры. В ведомстве также отметили, что доставка лекарств происходит из этого аптечного пункта курьером на основании договора, подписанного между клиентом и неким ООО «Вестовой», которое совершает действия от имени заказчика, в том числе по ознакомлению с заказанным товаром, покупке и передаче.

   Такое объяснение давали в самой компании после того, как представители аптечных сетей обрушились на нее с критикой. По словам представителя Ozon.ru Марии Заикиной, в конце 2018 года компания получила несколько запросов по поводу механики тестирования доставки лекарств, в том числе и от прокуратуры.

    После предоставленных разъяснений дополнительных вопросов у ведомств не возникло, добавила госпожа Заикина. Связаться с представителем прокуратуры Москвы Людмилой Нефедовой в понедельник не удалось.

   В ответе Роскомнадзора (копия также есть у “Ъ”) перечислены основания для внесудебного ограничения доступа к информации в интернете, в числе которых дистанционная торговля алкоголем. Онлайн-продажи лекарств в перечне нет. Роскомнадзор также отметил, что контроль в сфере здравоохранения осуществляет Росздравнадзор, в связи с чем обращение СПФО было перенаправлено туда. В обоих ведомствах на запросы “Ъ” не ответили.

   В СПФО не удовлетворены позицией прокуратуры Москвы и Роскомнадзора, сообщила “Ъ” его представитель Олеся Полянская. По ее словам, в союзе теперь надеются только на скорейшее принятие законопроекта о дистанционной торговле лекарствами, который ее урегулирует. Разработанный Минздравом нормативный акт в конце 2017 года был принят в первом чтении, после чего движения по нему не происходило. В течение всего 2018 года его скорейшее принятие активно лоббировала Ассоциация компаний интернет-торговли, направлявшая соответствующие письма в Госдуму и даже вице-премьеру Максиму Акимову с просьбой включить этот вопрос в госпрограмму «Цифровая экономика». Только в декабре 2018 года глава профильного комитета по охране здоровья Госдумы Дмитрий Морозов принял решение продолжить работу над законопроектом в январе 2019 года.

    По мнению гендиректора сети «Ригла» Александра Филиппова, официальный ответ прокуратуры и Роскомнадзора о том, что повода для блокировки Ozon.ru в действиях сайта нет, дает возможность любой компании при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность продавать лекарства в интернете по аналогичной схеме. Впрочем, некоторые представители аптечного сообщества и так занимаются доставкой лекарств: в их числе — Eapteka.ru и Piluli.ru бывших акционеров сети А5 Романа и Антона Буздалиных (см. “Ъ” от 21 ноября 2018 года).

   Между тем в Ozon.ru сообщили “Ъ”, что компания получила более десяти обращений от региональных аптечных сетей, желающих поучаствовать в проекте в связи с низкой доступностью ряда лекарств.

https://www.kommersant.ru/doc/3874634?utm_source=newspaper&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter 

Лекарства не успевают отметиться

Фармпроизводители опаздывают с маркировкой 

 Газета "Коммерсантъ" №21 от 06.02.2019

Получив в 2018 году несколько отсрочек для внедрения маркировки, производители лекарств для высокозатратных нозологий по-прежнему не спешат подключаться к системе мониторинга. Обязательной для них она станет уже с октября 2019 года, но около половины компаний до сих пор к ней не готовы. Для них это может обернуться невозможностью продолжать поставки препаратов, предупреждают эксперты.

   На 30 января из 112 производителей препаратов для программы 12 высокозатратных нозологий (ВЗН) к системе маркировки подключились только 59 компаний, следует из материалов оператора системы Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), предоставленных Росздравнадзору (есть у “Ъ”). По данным центра, из 53 не подключенных к системе мониторинга производителей у 29 нет даже оборудования для маркировки. В их числе — подконтрольный владельцу «Фармстандарта» Виктору Хариторину «Генериум», швейцарская Novartis и входящая в «Р-фарм» Алексея Репика «Технология лекарств». Между тем многие компании из тех, что уже подключились к системе, внедрили в нее не все препараты для ВЗН. Так, например, производитель «Биокад» промаркировал только два международных непатентованных наименования, тогда как всего их у компании восемь (данные госреестра лекарственных средств).

    45 миллиардов рублей составил объем госзакупок Минздравом препаратов в рамках госпрограммы «Семь нозологий» в прошлом году 

    Маркировка лекарств должна была стать обязательной для всех участников рынка с 2019 года. Но после длительных споров между производителями, заявлявшими о неготовности оперативно подключиться к системе мониторинга, и регуляторами срок ее введения был отложен на один год. В то же время предполагалось, что препараты для ВЗН должны быть промаркированы раньше остальных, чтобы избежать обращения на рынке фальсификата.

  Исходно обсуждался срок до 31 марта 2018 года, но он не устроил производителей. Затем его предлагали продлить до середины года, но и этого времени оказалось недостаточно. 

    В результате власти приняли решение обязать производителей лекарств для ВЗН промаркировать свою продукцию до 1 октября 2019 года.

   Соответствующее постановление подписал в декабре премьер Дмитрий Медведев.

   По мнению заместителя гендиректора Stada CIS Ивана Глушкова, до сих пор не установившие оборудование компании рискуют не успеть внедрить систему в установленные сроки и, соответственно, потеряют возможность поставлять лекарственные препараты. Процесс поставки и установки оборудования занимает до 18 месяцев, пояснил господин Глушков. Гендиректор «Генериум» Дмитрий Кудлай сказал “Ъ”, что компания уже провела техническое оснащение производственных мощностей и внесла соответствующие изменения в макеты упаковки, рассчитывая успеть внедрить в систему все свои препараты для ВЗН вовремя. В настоящий момент компания готовится к валидации программного обеспечения для оборудования.

     В Росздравнадзоре на запрос “Ъ” не ответили.

     Заместитель гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов, в свою очередь, указывает, что в 2018 году из 112 площадок препараты для ВЗН на отечественный рынок выпускали только 15 предприятий в РФ и семь за рубежом. Из российских предприятий сейчас оборудованы 12, отмечает господин Юсупов. Иностранные производители, продолжает он, поставляют препараты в разные страны, где требования к маркировке отличаются друг от друга, поэтому в высокой степени готовности к работе с российской информационной системой мониторинга движения лекарств находятся пока пять предприятий.

    Тем не менее в ЦРПТ признают, что в целом по фармацевтической отрасли с готовностью к маркировке наблюдается сложная картина. Так, по данным центра, из 498 компаний-лицензиатов закупили и запустили оборудование около 70, еще 198 — в стадии заказа и поставки. Ряд компаний продолжают занимать выжидательную позицию, отмечает Реваз Юсупов, несмотря на принятие всех необходимых нормативно-правовых актов и приближающиеся сроки внедрения.

Популизм как явление в современном мире
Три статьи на тему популизма, который, по мнению автора, является реакцией на коренные изменения экономической...
Зaписки политзaключeнного
Документальная повесть советского и американского ученого А.А.Болонского с описанием своей судьбы с длительн...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum