Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Умер Сергей Юрский
Публикации в российских СМИ в связи со смертью великого артиста Сергея Юрского.
№02
(355)
10.02.2019
Образование
О состоянии и проблемах образования в современной России
(№1 [354] 20.01.2019)
Автор: Петр Филиппов
Петр Филиппов

http://kaknado.info/home/%EF%BB%BFdoroga-v-nikuda/ 

Дорога в никуда 

Дайджест по материалам прессы 

     У входа в Стеленбосский университет  (ЮАР) висит следующее обращение:

«Уничтожение любой нации не требует атомных бомб и ли использования ракет дальнего действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана на экзаменах учащимися.

Пациенты умирают от рук таких врачей.

Здания разрушаются от рук таких инженеров.

Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.

Крах образования – это крах нации.» 

           Кризис школьного образования и социал-дарвинизм

    В списке из 153 стран по расходам на образование Россия занимает 98-е место с показателем 4,1%. Выше России – Болгария, Хорватия, Румыния. Алжир, Мавритания. Рядом с Россией – Парагвай, Таджикистан. Тринидад и Тобаго.

     Высокое место по уровню знаний мы исторически занимаем, начиная с конца 1950-х годов. Но с того момента Россия, пятясь назад по уровню образования, с 3-го места в мире, которое занимала, опустилась до 33-го. (Академик А.Г.Аганбегян. "Экономические стратегии", № 3/2017)

  Реформа образования в России в последние десятилетия строилась вокруг  мировоззренческой установки, лучше всего выраженной бывшим министром образования А.Фурсенко: «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

   В плоть российского общества внедряется социал-дарвинизм, система образования в России перестаёт быть гуманитарной, человечной, всё более строится на принципах жесткого отсева и отбора: к высшему образованию будут допущены только сильнейшие, конкурентоспособные и платёжеспособные. Мер, которые позволили бы успешно развиваться школьникам с особыми наклонностями не принимается.

      Результаты кризиса в система образования предсказуемы. Нелепые ответы в проверочных работах – это верхушка айсберга. В глубине таится равнодушие к предлагаемым методам познания со стороны учеников. Школьников заваливают информацией, предлагая на выходе проверить свои знания на манер игры «Кто хочет стать миллионером», с помощью теста. Ребенок должен просто выбрать один из четырех вариантов ответа. Так экзаменуют и на ЕГЭ, и на промежуточных контрольных работах в процессе обучения. Не знаешь – ткни наугад, вдруг повезет. Учителей в свою очередь заваливают отчетностью, бесконечными аттестациями, рабочий процесс засушивается, формализуется, оставляя педагогам меньше времени на самое главное – общение с детьми

    Учителя в России,  не являются высокооплачиваемыми уважаемыми  специалистами, как в Финляндии. В государственных школах это чаще всего  посредственности, заваленные отчетностью, чья нищенская зарплата зависит от отношения к ним руководства. Они с готовностью исполняют противозаконные указания, например предупреждают школьников  не ходить на митинги сторонников Навального. Безропотно участвуют в избирательных комиссиях, послушно делают вбросы бюллетеней и подделывают  фальшивые  протоколы.

     По результатам оценки качества преподавания, проведенной Рос­обрнадзором, многие педагоги сами путаются в том предмете, который преподают! – Некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий, – рассказывает бывший глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. – Например, 10 процентов учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2 процента учителей математики не смогли решить уравнение.

    За последние годы в стране закрыто более 25 тыс. школ, 8,5 тыс. больниц и 5 тыс. поликлиник. Такие меры ведут к тому, что малые города и села просто брошены на произвол судьбы и вымирание. Это говорит о том, что существующая система государственного образования себя дискредитировала и уверенно идет к общему краху, уступая место частным школам. А все ли имеют возможность устроить своего ребенка в частную школу, за учебу в которой необходимо платить огромные деньги? Безусловно – НЕТ! Тестирование выпускников школ показывает, удручающую картину.

          "Школы должны приносить прибыль"

     Падение цен на нефть, гонка вооружений, вывоз олигархами миллиардов в развитые страны и, как следствие, недостаток бюджетных средств вынудили руководство страны потребовать, чтобы школы перешли на самоокупаемость. Подготовлена программа школьной реформы и проект нового закона о платном школьном образовании.

    Все школы предполагается разделить по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. Базовые предметы пока останутся бесплатными в необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию.

     Естественно, каждый родитель понимает, что подобные факультативы дают более глубокие знания, позволяющие успешно сдать ЕГЭ, поэтому спрос на них, по прогнозам экспертов, будет высоким. Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными. Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму.Будут введены так называемые платные профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Российские школы превратятся в некие организации, приносящие прибыль властвующим казнокрадам

    Введение платных школ с 2017 года было отложено в связи с президентскими выборами. Впрочем отложено на год-полтора. Ясно одно: нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, тогда как полезных «свойств» у закона катастрофически мало. Напомним, что в Финляндии, Швеции, Китае, Сингапуре школьное образование бесплатно!

        Отток детей в частные школы

  Вместе с тем интерес состоятельных людей к частным школам и репетиторству подтверждает факт тяжелого  кризисе государственной системы образования. Она себя дискредитировала и движется к полному краху. Об этом говорят общественники, эксперты и сами учителя.

   В 2017 году продолжился отток школьников из государственных школ в частные параллельно с ростом популярности репетиторства. Устаревшие замшелые методы обучения, консервативный подход к совершенно новым детям с иными целями и запросами – это заставляет неравнодушных родителей искать для детей альтернативные форму обучения. Главным препятствием на этом пути является стоимость обучения. Многим просто не по карману отдать ребенка в частную школу и даже нанять репетитора. И все равно – популярность и того, и другого огромна.

         ЕГЭ

     ЕГЭ  не учитывает  особенности умственного устроения детей, предъявляя ко всем предельно жесткие одинаковые требования. Но ведь есть люди, склонные к математике и точным наукам, а есть прирожденный гуманитарии! И не факт, что будущему прекрасному хирургу потребуется знание тригонометрии. Мы уже отмечали, что в Финляндии, чье школьное образование признано лучшим, оценок не выставляют вообще, а преподаватели, работая с каждым школьником индивидуально, дают им разные по трудности задания. Система ЕГЭ жестко отсекает школьников определённого склада, вовсе не глупых и бесталанных, и ввергает детей в состояние стресса, не оставляя права на ошибку.

   Согласно исследованию экспертных мнений, проведённому Центром научной политической мысли и идеологии в сентябре 2015 г., с введением ЕГЭ существенно снизился уровень подготовки школьников и студентов, эффективность системы образования в целом упала более чем в два раза. Красноречиво об этом свидетельствуют и результаты последних школьных олимпиад: в международном зачёте количество медалистов среди российских школьников резко снизилось. Таким образом, лучшие российские школьники стали сильно уступать своим сверстникам из других стран. Это весьма информативный и тревожный показатель, который говорит, конечно, не об отсутствии рвения и талантов у ребят, а о кризисе системы их подготовки. 

      Разве в образовании человека получение знаний — главное? А как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?! В итоге мы плодим зубрил, исполнителей и загоняем в угол творцов и изобретателей! Сами знания не дают абсолютно ничего, если нет возможности применить их с пользой. Умный человек отличается от глупого не количеством  знаний (человек, который много знает, не всегда является умным – часто он всего лишь просто эрудированный), а умением находить нужные знания и применять их с  пользой и эффективностью.

    Задача обучения не вбить в голову ребенку кучу всякой ерунды (хотя и это тоже) а повысить его культурный и интеллектуальный уровень до приемлемых для общества величин. Именно приемлемых для общества. Нужно было обществу в 60-х годах освоение космоса, так кружки юного техника и юного радиолюбителя были чуть ли не в детских садиках. А потом обществу вдруг потребовались гуманитарии, последствия этого мы сегодня и наблюдаем. А студенты маленькой Голландии и Китая, который еще недавно был неграмотной аграрной страной, строят роботов и проводят серьезные исследования. А что делает большинство наших студентов? И не надо говорить, что мы занимаем первые места в олимпиадах по программированию. 5-6 человек, которые составляют команду-победителя это очень мало в масштабах нашей страны. Это практически ничего. И еще интересно, сколько из них после окончания вуза останутся работать в России?

   «Со знанием должно быть обязательно связано умение…, — писал А. Дистервег — Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». 

     Философ Г. Спенсер решительно заявил: «Великая цель образования — это не знания, а действия». Он попал в точку. Там, где образование завершается усвоением некоторой суммы знаний-сведений и только, оно вырождается в бесплодную науку схоластики. Это особенно видно в наш информационный  век, когда любые уже известные и вам  необходимые данные можно найти в интернете. Знания человеку нужны не сами по себе, а лишь для того, чтобы жить, успешно действовать для-ради жизни, ее продолжения, повышения ее качества и количества.

     Еще в середине 60-х годов россиян поражало отличие экзаменов в вузах Чехословакии и России. У нас студент должен был вызубрить несколько десятков  фактов и  формул, написать их на доске по требованию экзаменатора и получить оценку.

     В Чехословакии экзамен по такому  предмету как усилители радиоприемников» длился целый день. Можно было пользоваться учебниками и справочниками. Но студент получал реальную задачу, например, спроектировать каскад радиоприемника под заданные параметры. Рассчитать необходимые параметры и выбрать элементы, создать принципиальную схему и даже предложить, как создать плату  каскада «в металле». По сути, от него требовали знаний, которые потребуются ему, когда он будет работать в КБ.

  Попытки перенять опыт чехов в СССР тогда с треском провалились, студентов, призывающих к реформе – наказали. Но и сегодня в школах и вузах в отличие от развитых стран нет тяготения обучить молодых практике применения полученных знаний. Вызубрил, сдал и забудь!

_____________________

©  Филиппов Петр Сергеевич

Соцмедиа создают свой мир: сначала информационный, а потом — и физический
Статья посвящена резкому увеличению потока информации в связи с развитием социальных медиа, что привело к дина...
История с заражением ульяновских курсантов опасной инфекцией
Курсанты Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации зар...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum