Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
«Золотые мои росписи…»
(№12 [114] 15.08.2005)
Автор: Марина Демидова
Марина  Демидова
Когда Владимир Степин приобрел первую книгу, посвященную Владимиру Вы-соцкому, он и не знал, что со временем его увлечение превратится в целую коллек-цию. Уже 20 лет он собирает все, что связано с его любимым поэтом. Сегодня его коллекция насчитывает 600 наименований редких отечественных и зарубежных книг, пластинок и дисков. 25 июля, в день памяти поэта в Отделе искусств Биб-лиотеки Автограда, открылась экспозиция коллекционера «Золотые мои россы-пи…». У коллекционера возникло желание показать эти раритетные издания ши-рокой аудитории, поскольку многие из них были доступны лишь людям, всерьез увлеченным творчеством Высоцкого.

- Владимир Александрович, какая книга положила начало Вашей коллекции?

- Первая книга о Высоцком вышла в 83-м году. Ее автор Ирина Рубанова - кинокритик. Она дала обзор его театральных и киноработ, не касалась музыкально-го творчества. Ведь в то время он был еще опальным поэтом. Приобрести это издание было практически невозможно – только на черном рынке. Мне удалось его получить.

- Какие издания еще появились в этот период, ведь Высоцкий особенно в начале 80-х пользовался огромной популярностью?

- До этого выходили «Нервы». Первая книга вышла в 81 году, затем в 82-ом. Но их достать было нельзя. Я приобрел их в коллекцию, но гораздо позже. В то время ходили легенды, что вагон с тиражом этого издания был украден, поскольку все знали заранее, что достать книгу будет невозможно.
В 88-м году вышло очень интересное издание в Нью-Йорке – трехтомник о Высоцком. На то время это было самое полное издание. Издали малым тиражом, до нас дошло только несколько экземпляров. В то время за эту книгу давали 3 тысячи рублей, когда автомобиль Жигули стоил 7 тысяч, - то есть это гигантские были деньги.

- Вы пополняете коллекцию и сегодня?

- Конечно, последнюю книгу «Владимир Высоцкий. Избранное», опублико-ванную в 2005 году, приобрел буквально две недели назад. Для меня творчество Высоцкого очень важно. Мне Высоцкий помогает и в жизни. Когда у меня что-то не получается, я слушаю его песни. Они меня как-то вдохновляют. Многие из них я слушал раз сто, но от них до сих пор меня в дрожь бросает. Ну, надо же, например, было сравнить свою жизнь с конями… Они вдохновляют меня и в минуты отчая-ния, помогают продолжать что-то делать дальше... Я не могу на эту тему говорить красиво…

- Вы увлекаетесь творчеством Высоцкого уже 20 лет, как это увлечение возникло?

- Да как только я услышал голос Владимира Семеновича, он меня сразу пора-зил. Мне тогда было лет 7 - 8. Но осмысление его песен пришло, конечно, позже. Лет в 12-13 я начал целенаправленно собирать его записи. У друзей, знакомых вы-искивал маленькие пластиночки. Потом меня стало интересовать все, что связано с Высоцким, – и его актерская, и режиссерская деятельность.

- Расскажите поподробнее о режиссерской деятельности Высоцкого. Когда он пробовал себя в этой роли?

- Он очень хотел сам снять кинофильм. Кстати, после больших трудов, его ут-вердили на должность режиссера фильма «Зеленый фургон», и он должен был при-ступить осенью 80-го года к съемкам. Еще до этого, снимаясь у Говорухина в «Месте встречи изменить нельзя», он знал, что хочет сам снимать фильм. Говору-хин рассказывал, что когда уехал на фестиваль на две недели, то оставил Высоцкому пленку, обговорили какие-то сцены. Он все снял за пять дней! Эти сцены вошли в кинофильм, среди них сцена - «Допрос Фокса». Как сам Говорухин отмечал в ин-тервью, если бы у него было достаточное количество пленки, он бы за две недели доснял бы весь фильм! Кстати, он много работал над кинофильмом «Зеленый фургон». Когда его не стало, фильм предложили Петру Павловскому, который целый год от этого отказывался. Причина отказа: как бы я ни снял его, люди скажут, что Высоцкий снял бы лучше.

Конечно, я сразу могу сказать, какой автор неверно трактует биографию Вы-соцкого, - продолжает свой рассказ Владимир Степин. - Просто, есть авторы, кото-рые пишут о разных людях. Необходимо более тщательно подходить к творчеству поэта. Те, кто очень массово это воспроизводит, достаточно не вникает, делает много ошибок. Мне больше нравятся первые издания о нем, там есть несколько ва-риантов стихов, тогда более серьезно относились к его творчеству. А сейчас это просто делают массово. 300-400 стихов, по сути, одних и тех же. У нас в городе много поклонников Высоцкого, как и по всей стране. Но так серьезно в городе больше не занимается никто.
В Москву я всегда езжу один. Мы, коллекционеры, общаемся, даже по име-нам знаем многих, но все точно знают, кто из какого города. Очень большая кол-лекция в Самаре. Там есть музей, культурный центр Высоцкого, большая группа людей, которая много делает. Они добились того, что в Самаре назвали улицу его именем, открыли памятник, мемориальную доску, издали три компакт-диска с куй-бышевскими записями. Он дважды был в Куйбышеве, они нашли эти записи. Они постоянно проводят вечера памяти Владимира Семеновича. В Туле издают журнал «Горизонт», который полностью посвящен жизни и творчеству Высоцкого. Еще, конечно, Москва. Там этими вопросами руководит сын Высоцкого, Никита Владимирович. Я с ним общался, чтобы создать музей - культурный центр. Он, конечно, с вниманием отнесся к моей идее, обещал дать какие-то личные вещи. Тогда бы у нас появились действительно музейные экспонаты.
Я обращался в департамент культуры, мне обещали помочь. Пока ничего не происходит. Я обращаться не стал больше, не такой человек. У меня нет возможно-сти арендовать помещение.
Хочется организовать фестиваль, но это еще нереальнее. Рядом с городом проводится Грушинский фестиваль, съезжаются барды. Для каждого барда Высоцкий… важен в творчестве. Можно даже сделать всероссийский конкурс имени по-эта, поскольку наш город известен бардам. Но для меня это осуществить нереаль-но, этим должен заниматься департамент культуры. В художественной галерее был, видел скульптуру «Высоцкий и дармоеды». Понравилось. Не все нравится, а это понравилось. Своеобразно скульптор изобразил.
Мне все помогают, кто-то меня считает сумасшедшим, потому что действи-тельно уделяю этому очень много времени. За всеми же материалами не уследишь. Поэтому все они у меня по файлам разложены, по годам, чтобы удобно было найти. Человек 10-15 любителей творчества ко мне приходят. Я не рискую все это от-дать в библиотеку, потому что боюсь, что через некоторое время на многие изда-ния будет жалко смотреть. Культура у читателей не такая…
Нет, сам я не пою его песни. У меня раньше вообще было предубеждение: считал, что песни Высоцкого может петь только сам Высоцкий. Любой исполни-тель это сделает хуже. Можно спародировать его хрипоту, но его мощный голос спародировать невозможно. У него был не только хриплый, но еще и мощный го-лос, с тем особым надрывом… Поэтому я предлагал слушать фонограммы. Но сей-час я понимаю: чтобы жили его песни, их нужно, конечно, петь. Как бы ни пели другие исполнители, по-своему, все же их нужно петь.
Я считаю, пусть не пародируют, а поют по-своему. Он сам еще говорил, что не любит, когда эстрадные певцы его поют. «Они, может, поют лучше, но не так, как я». Поэтому я думаю: пусть поют не так, как Высоцкий, но пытаются вложить душу.
Сейчас на молодежь обрушилась и попса, и шансон. Они запутались. Но все это отлетит, как шелуха. Они придут к настоящим песням - просто позже.
Высоцкий как был, так и останется неотъемлемой частью 20 века. Ведь сейчас трудно представить 19 век без Пушкина, Лермонтова. Я не хочу делать параллели, но, тем не менее… 20 век все же сложно представить без Есенина, Булгакова, Пастернака и, думаю, без Высоцкого. Не одно поколение выросло на его песнях. Он был одним из самых популярных людей в стране. И это было заслуженно… Поэзия его будет жить долго!
Возникает вопрос: а самому Высоцкому понравилось, если бы его назвали классиком? Ну, у него есть строки: «не поставят мне памятник в сквере, где-нибудь у Петровских ворот». В Москве памятник поставили именно там, вопреки его песне… Думаю, он знал цену своему творчеству. Из воспоминаний матери: однажды ему отказали в публикации в одной из редакций - по телефону. Он положил трубку, отвернулся к окну и сказал: «Я знаю, меня все равно будут печатать. Хоть после смерти, но будут печатать!» Он серьезно работал над стихами, считал их самым важным своим занятием. И мультфильмы он озвучивал, но стихи – были главным.
Нажмите, чтобы увеличить.
Скульптор А.Кузнецов. Высоцкий и дармоеды

Потом стали выходить другие издания, которые тоже можно было приобрести только на черном рынке. Так и стал я собирать коллекцию. Дело в том, что в то время многие увлекались его творчеством, собирали книги о нем, его творчестве, пластинки. Но с годами у многих интерес как-то угас. У меня же не угас, а, наобо-рот, с годами все возрастает. Я каждый год езжу в Москву, только в этом году у меня не получилось. Думаю, его песни всегда будут актуальны.
Последняя книга в коллекции вышла в 2005 году: «Избранное. В. Высоцкий» в серии «Мировая классика».


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum