Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Структура профессии журналиста и анализ ее составляющих
(№12 [114] 15.08.2005)
Автор: Александр Калмыков
Александр  Калмыков
Для современного специалиста важно умение эффективно действовать в реальных ситуациях. Владение суммой абстрактных знаний, подтвержденное соответствующим квалификационным документом, например, дипломом, в процессе развития реальных рыночных отношений все меньше становится содержательной целью получения образования. Сказанное в полной мере относится к профессиональной журналисткой деятельности.
В этой связи полезно привести цитату из документа, разработанного МинТруда России в 1997 г., в котором утверждается, что «традиционное для российского менталитета понимание профессии как определенного положения (социально-делового, а в прежние времена и идеологического) в западном менталитете практически отсутствует. Профессия определяется как совокупность конкретных работ. На рынке труда рабочая сила как товар обменивается на деньги (зарплату) именно в форме выполнения конкретных видов работ, а не в форме занятия того или иного социально-делового положения или должности (инженер, научный сотрудник, начальник отдела и т.д.). Виды работ, пользующиеся спросом на рынке труда, каждая компания прогнозирует, инициирует, стандартизирует»[1].
Работодателю важно не то, что знает выпускник вуза или курсов повышения квалификации, а насколько успешно он сможет работать на конкретном участке, исполняя конкретные функции. Профессионализм в значительной степени определяется профессиональной образованностью, то есть высшим образованием, которое базируется на модели специалиста как норматива планируемых качеств выпускника. Модель специалиста является образом и аналогом его деятельности, представленной через характеристики условий функционирования и существования совокупности соответствующих специалистов и должна определять систему задач, которые встают перед специалистом после окончания обучения.
Допустимо также рассматривать модель специалиста с точки зрения, при которой успешность деятельности специалиста определяется возможностями адаптации к профессиональной среде. [2] При этом модель деятельности специалиста будет включать в себя и характеристики профессиональной среды, и характеристики деятельности, и профессиональные задачи, среди которых будет присутствовать специфическая задачей изменения и управления самой профессиональной средой. Думаем, что нет необходимости доказывать, что в журналисткой деятельности работа с собственной профессионально средой является едва ли не главной составляющей профессиональной деятельности.
В качестве элементов модели специалиста при таком подходе могут выступать «функциональные единицы деятельности – обобщенные типовые действия, интегрирующие в себе и знания, и умения, и определенные качества личности» [3].
В профессиографии известен общеметодологический подход Н.Ф. Талызиной, основанный на предположении, что можно выделить некоторые общие требования, предъявляемые к специалисту его деятельностью[4].
Эти требования можно описать, воспользовавшись перечислением необходимых знаний и умений или же описанием видов деятельности (типовых задач).
Они группируются следующим образом:
1. Виды деятельности, соответствующие цивилизационным и общекультурным нормам специалиста соответствующего уровня:
Усвоение и соблюдение этических норм и авторского права. Взаимодействие с представителями других культур и наций, предполагающее знание иностранных языков, способность находить взаимопонимание, восприимчивость к другим точкам зрения, отсутствие национальных, расовых и религиозных предубеждений. Обеспечение «эколого-психологической чистоты», информационно-коммуникативной деятельности, в том числе противодействие появлению коммуникаций с «вредными» информационными источниками. Работа в телекоммуникационной среде (Интернет), в том числе: навигирование, общение, публикации своих материалов, создание собственных Web страниц. Работа с компьютером, работа с текстом и графикой, архивация и транспортировка информации, освоение новых и обновляемых программных продуктов на уровне пользователя. Нравственные и мировоззренческие задачи, связанные с национальной, отечественной, культурной, религиозной идентификацией, а также личностной самоидентификацией.
2. Виды деятельности, связанные с решением нравственных и мировоззренческих задач, национальной, культурной, религиозной идентификацией, а также личностной самоидентификацией:
Противодействие негативным нивелирующим интеркультурным воздействиям, с которым могут быть сопряжены некоторые информационно-коммуникативные технологии, разрушающие национальную, культурную и религиозную идентификацию, а также личностную самоидентификацию. Представительство в информационно-коммуникативном пространстве своей личностной, культурной, национальной и религиозной задачи и позиции. Самообразование, развитие в себе способностей к творческой деятельности и к освоению новых видов деятельности. Универсионализм (транспрофессиональность).
3. Виды деятельности, специфичные для журналистской профессии:
Сбор, обработка и представление (публикация) информации с целью достижения максимального эффекта, в достижении задач, соответствующих политики издания или личных задач журналиста.
Подобное представление, подчеркнем, носит достаточно общий характер и требует дальнейшей конкретизации и детализации, осложняемой универсальным характером журналисткой деятельности. Причем, во всей журналистской универсальности лежит принцип деятельности как онтологического основания журнализма. Поэтому «при изучении журнализма необходимо исходить не из отдельного профессионала и описания актов его индивидуального поведения, а из форм социальной деятельности и социальных отношений, присущих всей общественной системе в целом» [5]. Принцип деятельности как общеметодологический принцип разрабатывался известным отечественным психологом А.Н. Леонтьевым, который писал: «Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является "деятельностью индивида", это не "индивидуальная деятельность» [6].
Социальная среда не просто формирует личность благодаря деятельности в процессе деятельности, но сама предметность как конституирующее свойство деятельности имеет социальную природу. Поэтому социальная функция журнализма выступает, по мнению Л.Г. Свитич, как «идеальная модель и ориентир для целевых установок журналиста»[7]. Вместе с тем, как отмечал А.Н.Леонтьев: «любая попытка непосредственно вывести личность из общества столь же беспочвенна и бесперспективна, как и обратное стремление – представить общество как производное от личности» [8]. Более того, «для правильного понимания проблемы социальности личности необходимо включить в анализ категории общественных отношений и деятельности людей, в которой реализуются и актуализируются эти общественные отношения. Конечно, личность есть совокупность (или" ансамбль") общественных отношений; но она является таковой поскольку, поскольку выступает как деятельная личность»[9].
Сказанное в полной мере относится к журналисту, который есть "деятельная личность", представляющая собой не просто субъект, осуществляющий индивидуальную деятельность, а субъект деятельности, имеющий социальную природу (основная функция журнализма). При этом она имеет способность внешне проявляться в индивидуализированной форме, которая приобретает конкретные формы в соответствии с особенностями того или иного профессионала.
При этом следует обратить внимание на тот факт, что эта "социальная природа" деятельности журналиста не носит универсально-абстрактного характера. Она коренится в исторически конкретной форме журналистской науки и в практике: в удовлетворении при помощи средств массовой информации потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества, связанные с оптимизацией, регулированием политической, экономической и социальной жизни.
Результаты отечественных исследований в области профессиографии и психологии труда, развивающиеся в рамках системного подхода, дают основания рассматривать профессиональную деятельность в качестве целостного системного объекта. Выявление взаимосвязей между миром профессий, многообразием интересов и человеческим потенциалом легло в основу современных принципов психологической классификации профессий, разработанной Е.А. Климовым [10]. Ее основными признаками и структурными компонентами являются предмет труда, цель, орудия и условия труда. Причем, как считает автор, «системообразующим фактором признается предмет труда, определяемый как система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать: распознавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их» [11].
Интересный подход предлагает Г.В.Суходольский, который выделяет три основных требования к психологическому изучению профессиональной деятельности. Это: психологическая адекватность описания содержания, полнота психологического отображения реальной действительности, требование конструктивного описания деятельности [12].
Таким образом, для современного развития науки, изучающей профессиональную деятельность, характерны тенденции формирования теории системного исследования профессиональной деятельности и реализации системно-структурного подхода в решении научно-практических задач. Системный подход к профессии журналиста позволяет выделить три группы детерминант, задающих требования к специалисту:
1)     внешние относительно профессиональной среды детерминанты – требования государства, требования социума, требования рынка;
2)     внутренние – требования профессиональной среды, профессионального сообщества, профессиональной школы;
3)     личностные – удовлетворение потребностей в образовании, в самореализации, в социальном статусе.
Эта схема позволяет детально проработать различные аспекты профессиональной деятельности как формы специфической коммуникации с различными социальными субъектами и увидеть структуру личностных детерминант, которые и определяют, почему тот или иной человек занимается журналистикой, и как журналистика помогает ему реализоваться в качестве личности. Выделенные нами компоненты одновременно характеризуют позицию профессиональной журналистской деятельности в общественной деятельности в целом, а также дают возможность охарактеризовать собственно профессиональную среду журнализма. Рассмотрим их подробнее…

Внешние детерминанты профессии журналиста

1. Требования государства

Журналистику никак нельзя назвать независимой от политики и государственной идеологии. Журналистика всегда либо поддерживает государство, либо напротив оказывается в оппозиции к власти. Случай, когда возникает различие понимания государственных интересов у журналиста и чиновников, включая чиновников самого высокого ранга, мы рассматриваем, как частный. Хотя справедливости ради следует сказать, что журналистская критика подчас оказывалась гораздо более государственной и позитивной, чем замалчивание этой критики со стороны власти.
Ясно также, что государство всегда должно отстаивать свои интересы, регулирую отношения, как со своими приверженцами, так и со своими критиками. В правовом государстве эти отношения регулируются с помощью юридических законов [13] и норм, в тоталитарном государстве с помощью силовой системы ограничений информационно-коммуникативной деятельности, в частности с помощью института цензуры и репрессивного аппарата. В реальном государстве складывается определенный баланс между правовыми и неправовыми регуляторами журналисткой деятельности. К последним можно отнести также использования экономических рычагов управления прессой через прямое участие государства в изданиях, использование государством своего организационного ресурса и т.п. В самом деле, было бы странно, если бы власть полностью отошла от такой важнейшей для себя сферы деятельности и управления как информационно-коммуникативная.
Кроме того, государство, по крайней мере, так сложилось в России, берет на себя обязательство по профессиональной сертификации специалистов, то есть устанавливает такие параметры профессии, как требуемый формальный уровень образования, определение специальности, квалификацию, общее предназначение специалиста, функциональное предназначение специалиста, содержание деятельности, тип учреждения, в котором может работать специалист, функционально-уровневый приоритет деятельности, характеризующий возможности диверсификации деятельности.
Конкретизировать эти параметры мы здесь не будем, отметим только, что журналистика интегрирована в общий процесс государственного строительства, цивилизационного и культурного прогресса. Степень управления этими процессами, как и степень ответственности государства за их протеканием, зависит от конкретной социально-экономической и политической ситуации. В зависимости от этого государство либо пытается сделать из прессы свой инструмент управления, либо предоставляет ей право развиваться самостоятельно, рассматривая ее деятельность как форму обратной связи, позволяющую корректировать управляющие воздействия. Последнее чаще всего возможно в условиях достаточной политической и социальной устойчивости. В ситуации развития социальных и экономико-политических конфликтов ограничения «свободы слова», как правило, является следствием риска потери управления обществом со стороны государства, а отнюдь не риска потери управления не прессой, а обществом. Вместе с тем, СМИ всегда необходимо искать компромисс между своими интересами и интересами государства, даже с той точки зрения, что журналисты живут не на Луне, а в условиях определенного общественно-политического строя.

2. Требования социума

Более сложными и многоплановыми являются отношения журналистики и общества (социума).
Во-первых, потому, что журналистика является социальным институтом, возникшим не по чьей то индивидуальной прихоти или политической воли, а являющегося следствием объективного социально-культурного развития.
Во-вторых, потому, что журналистика как социальный институт имеет четко определенные функции, права и обязанности перед обществом;
В-третьих, – потому, что общество формулирует, а журналистика выполняет определенный социальный заказ, точно также как это делают социальные институты науки, здравоохранения, образования, и т.п.
Последнее и является ключом к пониманию того, что должна журналистика обществу, и что она вправе ждать от него. Здесь было бы полезно вместо термина социум использовать термин «народ», подчеркнув тем самым, исторический и духовный аспект данного образования, и одновременно отграничиваясь от понятий «толпа», «масса», «публика», «аудитория» связанных с ситуативными, актуальными, только «сейчас» существующими факторами, определяющими функции информационно-коммуникативной деятельности.
Социум как «народ» включает смыслы выходящие за рамки повседневности, и в этом плане требования социума являются более общими и фундаментальными, чем требования государства.
Социум требует от журналиста осуществления определенных видов деятельности и долженствования, предоставляя ему место в общей системе разделения труда, определяет условия и ограничения его деятельности в профессиональном поле, а также закрепляет за журналистикой определенную сферу ответственности и диктует необходимость формирования видения своей миссии..
Профессиональная информационно-коммуникативная деятельность обеспечивает каждому человеку возможность понимания того, в каком мире он живет, и что ему надо делать завтра и послезавтра, то есть дает информацию для принятия решений. Она призвана расширять жизненное пространство индивидуума и социума, позволяет членам общества находится в состоянии событийствования с современностью.
Исходя из модели органопроекции, СМИ, подобно органам чувств человека, определяют границы его восприятия действительности. Коммуникативные аспекты СМИ проецируют уже не только органы чувств, но и инструменты деятельности, то есть играют роль манипуляторов.
В соответствии с этим строятся и те требования, которые предъявляются социумом, народом и обществом к СМИ. Сверхзадача - изменение, развитие элементов культуры, создание ценностно-нормативных координат, "культурное оснащение" социальных процессов.
Операционно задачи журналистики, поставленные обществом, реализуются через массовую коммуникацию, которая:
- осуществляется в больших социальных группах;
- обладает специальными каналами;
- оперирует определенными знаковыми системами;
- отличается "отсроченным" характером обратной связи.
Массовая информация включает: источники сведений, журналиста, сообщения, каналы передачи информации, аудиторию, а процесс массовой коммуникации - социальную действительность, коммуникатора, издателя, текст, аудиторию, преображенный образ реальности, преображенную на основании полученной информации действительность.
Под текстом, здесь и ранее, мы подразумеваем не только письменную грамоту, составленную из букв и слов, а более сложное массмультимедийное и гипертекстовое образование. Текст может обозначать публикацию в прессе, теле- и радиопередачу, сообщение, переданное по компьютерной сети, специально-организованное событие, а также быть неким конгломератом всего перечисленного, включающего самого автора и читателя, культурный контекст в котором это все разворачивается.
Несмотря на подобное многообразие, журналистские тексты должны соответствовать:
- форматам канала коммуникации,
- критериям профессии,
- социальной реальности и действительности,
- творческому кредо автора,
- форме и содержанию источника информации
Содержание текста-сообщения остается социальным в том смысле, что обладает актуальностью и новизной, включает: анализ социальной действительности, постановку общественно значимых проблем, презентацию идеалов и социально-политических ориентиров. Следовательно, социум ждет и требует от журналистики текстов, которые становятся элементами гипертекста социума, то есть частью информационно-коммуникативной реальности. Журналистские тексты возвращаются в действительность (интериаризуются), вызывая изменения в ценностной сфере и в поведении людей и групп.
От журналистского профессионализма общество требует также умения прогнозировать события. Профитационная (пророческая) функция характерна для всей интеллектуальной деятельности. Общество должно знать свое будущее, актуализируемое через средства массовой информации. Хорошим примером являются книги известного советского журналиста Эрнста Генри (С. Ростовского) "Гитлер над Европой?" (1934) и "Гитлер против СССР?" (1936): в них публицисту удалось достаточно точно предвидеть не только события, но и ряд точных деталей. Предсказания на основе научного анализа и интуитивного видения социальных процессов являются неотъемлемым свойством публицистического жанра в журналистике.
Другой важный аспект ожиданий социума заключается в адекватности стиля, формы и языка журналистских материалов языку массовой аудитории. СМИ, как и любое коммуникативное средство, проходит этапы кодирования и декодирования информации, следовательно, для обеспечения понимания необходимо использовать такие культурные коды, которые соответствуют актуальному состоянию общества. Авангардные литературные изыски имеют весьма ограниченное применение в журналистике, так как ориентированны на создание и изменение кодов культуры через достаточно узкий круг читателей. Великий английский писатель, публицист и редактор Даниэль Дефо считал совершенным литературным стилем тот, с помощью которого автор, обращающийся к сотням читателей (различным по своим способностям и положению в обществе), может быть понят всеми. Способность создавать текст, понятный аудитории, - один из критериев профессионализма. Это невозможно без понимания того, чем живет аудитория, и без применения особых усилий по созданию рапорта для своих читателей, без заботы по преодолению так называемого коммуникативного диссонанса. Необходимо не только уметь отбирать факты, но и переводить информацию о них на адекватный язык общения.
Все это означает, что журналистское произведение должно быть частью эпистемы целевой аудитории, эпистемы «здесь и сейчас» общества, эпистемы народа в его исторической перспективе.
Ориентированность на аудиторию органично встраивается в структуру материала, придавая тексту одновременно интегративный и целенаправленный характер, так как в них содержится не только образ факта, но и образ читателя-потребителя текста. При этом тексты могут быть нейтральными или, напротив, рассчитанные на соответствующую реакцию у социальных институтов и массовой аудитории.
Естественно, что создание текста требует знания языка той системы информации, в которой этот текст будет существовать, поэтики журналистики, следования эстетическим традициям. Журналистика находится в силовом поле законов художественного творчества, но ее производственное серийное бытие приводит к возрастанию роли клише, стандартов, обеспечивающих производство и потребление текста. Серийное производство подчиняется законам общественного производства и, прежде всего, законам рынка (об этом далее) и соответственно стандартизует формы участия журналистов в общественном разделении труда, определяя стандарты долженствования (должностные инструкции, штатные расписания, заработную плату).
Характеризуя журналистскую деятельность с позиций требований социума необходимо определить основные виды деятельности, условия и ограничения этой деятельности.

3. Требования рынка

Нельзя забывать о том, что продукция журналистской деятельности является товаром, то есть должна обладать не только потребительской ценностью, но и целым рядом параметров, обеспечивающих саму возможность присутствия этого товара на рынке. К таким параметрам относятся, например, ряд коммуникативных характеристик: бренд, имидж, позиция в секторе рынка и т.п. Также товаром являются и профессиональные компетенции журналиста, позиционирующиеся на рынке вакансий. Они определяются в первую очередь спецификой работы. Наиболее важной специфической чертой журналистской профессии является ее универсальность, то есть сочетание узкопрофессиональных качеств, связанных с подготовкой журналистских материалов со способностью быстро осваивать разнообразные профессиональные области. К числу узкопрофессиональных требований сегодня добавляется умение уверенно использовать в своей деятельности телекоммуникационные и компьютерные технологии.
Важную роль играют тенденции развития профессии. Журналистика продолжает оставаться одной из наиболее престижных профессий, вместе с тем наметились тенденции изменения форм ее осуществления за счет включение коммуникативных компонент, появления смежных профессиональных сред (например PR), трансформаций профессии в связи со становлением интернет-журналистики.
Наконец, важно расширение видов ответственности, которые берет на себя журналистика. К ним относятся:
- подготовка информационно-аналитических текстов, (а также ауди-видео-материалов) редактирование, рецензирование и другие виды работы с текстом;
- освоение новых методов, средств и технологий информационно-коммуникативной деятельности;
- проектирование, создание и управление событиями, сценирование и режиссура;
- управление персоналом редакций;
- организация коммуникаций с источниками информации, оценка качества информации;
- аналитика, экспертиза, консалтинг, журналистские расследования;
- участие в научной деятельности в том числе конференциях, семинарах.
Журналистика продолжает универсионализироваться и одновременно специализироваться, открывая специалистам широкие возможности для профессионального карьерного роста.

Внутренние профессиональные детерминанты

1. Требования профессиональной среды

Более подробную характеристику профессиональной среды и ее требований к журналисту приведем в следующем параграфе, здесь ограничимся следующим определением.
Профессиональной средой журналиста является компонент системы массовых коммуникаций (СМК), включающей редакционные системы, медиарынок, профессиональное медиасообщество, аудитории, и т.п. в качестве своих подсистемы. Эта профессиональная среда порождает события, заключающиеся в создании новых коммуникаций и изменении структуры коммуникаций. Система медиа-коммуникаций представима в форме гипертекста, по свойству которого медиа среда системно подобна глобальной СМК. Следовательно, она проявляет свойства полионтологичности и виртуальности и подвержена процессу спонтанного повышения уровня своей организованности и сложности. Каждая отдельная коммуникация в ней является одновременно и средством коммуникации, и самим сообщением. В какой-то степени среда моделирует и поддерживает социально-коммуникативную сферу будущего, то есть практически будущую социокультурную реальность. [14].

2. Требования профессионального сообщества

Профессиональное сообщество журналистов, как и любое профессиональное сообщество, предъявляет к собратьям по цеху достаточно определенные, но далеко не всегда зафиксированные требования.
Эти требования касаются в основном двух моментов:
1) наличие профессионализма;
2) принятие и исполнение этических норм и правил в отношениях с коллегами, в отношениях с аудиториями, в отношениях с рынком.
Трудно сказать, какая из этих групп требований важнее. Скорее всего, вторая. Конечно, нельзя быть журналистом, не обладая профессионализмом, но профессионализм можно приобрести в опыте. Зато нарушение моральных и этических норм, неблаговидное поведение, беспринципность - может навсегда вывести даже талантливого журналиста из цеха. За этим последует потеря доверия к нему публики и издателей.
Эти группы требований определяются как письменными документами, этическим кодексом, например, так и неписанными законами, выработанными журналистским сообществом, постигнуть которые можно, только включившись в это сообщество.
Что касается требований профессионализма, то они пересекаются с требованиями профессиональной школы. Кроме того, в профессиональном сообществе формирует структуры, которые проводят всякого рода профессиональную сертификацию своих коллег. Например, в сообществе институализируются профессиональные организации (например, союз журналистов) прием в которые означает определенную степень признания со стороны коллег. Проводятся также различные конкурсы и фестивали, в том числе и международные, где журналистское мастерство оценивает жюри, состоящее из признанных профессионалов. Существует также система званий и наград. Все это способствует самоорганизации профессионального сообщества и создает условия для возможности карьерного роста.

3. Требования профессиональной школы.

Профессиональная школа журналистики является многоступенчатой структурой. Журналист – это, как правило, человек с высшим образованием - специалист, бакалавр или магистр, а также тот, кто имеет диплом о высшем образовании другого профиля и прошел профессиональную переподготовку по журналистике.[15] Существует также система подготовки специалистов высшей научной квалификации по журналистике, готовящая кандидатов и докторов филологических наук.
Профессиональная школа готовит специалистов в соответствии с требованиями, которые предъявляют к журнализму социум, государство и профессиональное сообщество. Эти требования оформляются в систему многоуровневых квалификационных характеристик. Но если система сертификации в профессиональном сообществе основывается на оценке результата деятельности журналиста, то в профессиональная школа обращает внимание прежде всего на необходимый знаниевый компонент. Иными словами, школа отвечает за то, чтобы журналист обладал необходимым набором знаний, умений и навыков, что отражается в государственном образовательном стандарте. Этот стандарт вырабатывается при участии государственных органов, а также компетентных ученых, специалистов, преподавателей отрасли.
Отметим здесь некоторые качества, специфичные для современного журналиста:
- способность использовать преимущества гипертекстовой структуры представления знания в целях повышения эффективности своих сообщений;
- умение адаптировать свои материалы к возможностям используемых коммуникативных средств и способностью формулировать технические требования к развитию этих средств;
- способностью определить рыночные характеристики, социальный статус, культурное значение своего информационно-коммуникативного продукта;
- умением организовывать коллективные формы работы в Интернете;
- способностью инициировать и поддерживать процессы освоения незнакомых знаниевых областей;
- умением определять цели и ценности своих аудиторий и аудиторий изданий;
- знакомством с правовыми основами своей деятельности;
- знакомством с философскими проблемами развития коммуникаций, информационного общества, современного цивилизационного и культурного процесса, отечественной историей и культурой;
- представлением о месте ноосферного сознания в структуре личности и его роли в социальном и профессиональном поведении человека, основах виртуалистики, синергетики, психологии массовых коммуникаций;
- знакомством с креативными технологиями работы со знанием, основами методологии мыследеятельности и системного анализа;
- знакомством с основами психологии безопасности информационной безопасности, и экологии информационных пространств;
- компьютерной и телекоммуникационной грамотностью на уровне пользователя.
Личностные детерминанты
Личностные детерминанты проявляются потому, что не только профессия выбирает человека, но и человек профессию. Человек ждет от профессии, что занятие ею будет не только приносить ему средства к существованию, но и обеспечивать его развитие как личности, будет делать жизнь его полнее, да и просто будет ему нравиться.
Иными словами, существуют еще и требования, предъявляемые специалистом к своей профессии. Они сводятся в основном к трем:
1. Требование постоянного повышения своего образования, выступающего здесь в роли не условия, а цели деятельности, то есть одной из личных ценностей.
2. Требование реализации в профессиональной деятельности своих личностных качеств.
3. Требование достижения определенного социального статуса и материального положения.
Легко убедиться в том, что журналистика все эти требованиям вполне способна удовлетворить.

1. Требования образованности как личностной ценности

Журналистский опыт актуализирует и развивает широкий спектр компетентностей и тем самым заставляет журналиста постоянно самообразовываться.
В частности можно выделить следующие накапливаемые с опытом качества:
- профессиональная компетентность и ответственность
- умение работать с информацией с применением телекоммуникационных средств
- поисковая исследовательская активность
- самостоятельность и креативность
- системное мышление
- умение работать с текстом
- умение организовывать коллективную деятельность
- проектирование, прогнозирование, планирование
- комплекс качеств менеджера
- эрудиция
- и др.
Причина - уникальное сочетаний тенденций специализации и универсионализации в журналистике. При общей тенденции к универсионализации существует не менее мощная тенденция увеличения многообразия журналистских специализаций и ролей.
Каждая журналистская специализация соотносится со структурой личности и требует определенной совокупности качеств. Например, для репортера особое значение приобретают такие качества как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый "репортерский нюх" на интересную информацию, широкая информированность, выносливость и мужество.
Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, умение рассматривать отдельные явления в связи с другими, диалектизм, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.
Публицист немыслим без яркой индивидуальности, умения привлечь внимание аудитории, убедить ее. Ему нужны эрудиция, ярко выраженные литературные способности, аналитические способности, нестандартность и независимость суждений. Интервьюер немыслим без коммуникабельности, умения слушать и умения "разговорить " собеседника, быть интересным собеседником. Этот перечень можно продолжить и дополнять, так как большинство из перечисленных качеств взаимно зависимы и в большинстве своем взаимно дополняемы.
Смена специализации, которая является достаточно частым явлением, естественно приводит не только к необходимости получения новых знаний и навыков, но к формированию новых личностных черт.
Наличие разнообразных типов журналистских специализаций – общеизвестный факт, но проблема, вызывающая у практиков постоянные споры, состоит в том, как в условиях все усложняющихся задач, возникающих, прежде всего, у газетчиков, совместить универсализм со специализацией. Руководители одних изданий не ограничивают своих подчиненных "штатными" ролями. В других редакциях журналистов ориентируют на гармоничное сочетание универсализма со специализацией. "Индивидуальность журналиста выявляется в профессиональной специализации, - отмечает В.М. Горохов. – При этом специализация журналиста, работающего в общеполитической прессе, не обладает той жесткой предметной замкнутостью, которая присуща, скажем, инженерной, агрономической или врачебной деятельности. Специализация журналиста своеобразна: глубокое освоение предмета сочетается с интересом к социальным, нравственным, психологическим проблемам, в которые этот предмет так или иначе включен. Журналистская специализация позволяет свободно ориентироваться в определенном круге явлений и одновременно преодолевает "флюсоподобную" ограниченность профессионального знания. Универсализм и специализация органически сливаются в журналистике. Это позволяет не только оперативно откликаться на злобу дня, воздействовать на массовую аудиторию, но и преодолевать "стертость" мыслей, возникающую от частого решения однотипных задач, избегать "амортизации" чувств добиваться свежести и остроты взгляда на мир"[16].
С другой стороны тенденция к универсальности обусловлена изменчивостью профессиональных ролей. В журналистском сознании процесс обновления знаний, приемов деятельности, переосмысление взглядов на отдельные аспекты профессии очень мобилен. С.М.Гуревич пишет: "Возрастают требования к уровню профессионального мастерства журналиста. Речь теперь идет не только о необходимости уверенного владения большинством жанров публицистики и других типов публикаций, о сочетании оперативности информации с уровнем провести ее масштабный и глубокий анализ. И не только в сочетании универсальности журналиста с его специализацией. В современных условиях его универсальность все чаще оборачивается необходимостью соединять несколько специальностей"[17].
В условиях усложняющихся задач, стоящих перед журналистами, совместить универсальность со специализацией становится все труднее. Сегодня, в общем случае, судя по результатам социологических опросов, нужны не просто пишущие журналисты, а профессионалы, хорошо разбирающиеся в определенной теме или проблеме. Данное положение касается не только специализированных изданий, которые остро нуждаются в журналистах, хорошо разбирающихся в экономических, правовых, психологических и других проблемах, но журналистов, которые избрали для себя специфические сферы деятельности по их информационному сопровождению.
Таким образом, всякий человек, занимающийся журналистикой, имеет возможность постоянно развивать свои профессиональные и личностные компетентности не только в пределах многофункциональной журналисткой деятельности, но и любой другой деятельности, к которой в настоящий момент приковано его внимание. Постоянно балансируя при этом, между беспредельностью авторского креатива и жесткой формой редакционного задания.
Вероятно другой такой, столь же многогранной, как и многомерной профессии просто не существует.

2. Требование самореализации как личностной ценности

Возможность самореализации является следствием многокомпонентности и многомерности профессии. Действительно трудно назвать способность, которая не могла бы быть реализована в журналистике. Если человек обладает литературным талантом то он реализует его, готовя тексты, если музыкальными способностями, то это позволит ему стать редактором или ведущим музыкальных передач. Если он занимался спортом, то у него появляется шанс стать спортивным журналистом и т.д., и т.п. Если он имеет математические способности, то это может позволить ему стать хорошим аналитиком или заняться научной журналистикой. Это было сказано про профессиональные задатки, но и личностные человеческие свойства здесь также легко могут быть реализованы. Принципиальность сформирует позицию. Доброта – внимание к больным вопросам бытия. Храбрость – позволит работать с опасной информацией или в горячих точках. И так далее. Так что возможность самореализации в журналистике очевидна. Вместе с тем, нужно сказать, что ярко выраженный талант в какой то одной области до конца не сможет быть раскрыт в журналистике. Журналистика требует комплексности, и вследствие этого слегка поверхностна. И литературные, и музыкальные, и математические способности для нее - всего лишь средство для решения своих информацинно-коммуникативных задач. Так что, если Вы хотите заниматься математикой, а не использовать математику для журналистики, идите в математику, а не в журналистику.
Впрочем, и то и другое в некоторых случаях можно совмещать.

3. Требование обретения социального статуса как личностной ценности

Одно из существенных преимуществ выбора профессии журналиста является ее относительно высокий социальный статус. Престижность профессии объясняется не только ее многокомпонентностью и сложностью, но и тем, что журналист обязан присутствовать в центре событий. Это создает у него имидж хорошо информированного человека, а также открывает возможности установление связей с элитами.
Что касается материальной стороны вопроса, то профессия журналиста остается одной из самых высокооплачиваемых.

Профессиональная среда журналиста

Профессиональная среда - это совокупность (точнее система) объектов и отношений возникающих в результате осуществления профессиональной деятельности. Для журналиста его профессиональная среда - достаточно сложное образование, далеко не ограниченное редакционными коллективами, источниками информации, а также «средствами производства», к которым можно отнести всё - от авторучки и диктофона, до печатного станка, Останкинской башни и Интернета.
Особенностью журналиста является то, что для его эффективной работы ему то и дело приходится внедряться в различные профессиональные и социальные среды как с целью получения информации, так и для того, чтобы освоить язык своих потенциальных аудиторий. Следовательно, элементами профессиональной среды журналиста становятся профессиональные среды, непосредственно к журналистике отношения не имеющие, но требующие от журналистов компетентности не только в предмете освещения (например, в спорте или экономике), но и в профессиональных отношениях, специфичных для этих сред. От того, признают ли журналиста за своего милиционеры или металлурги, зависит, в конечном счете, успех и качество материала. Следовательно, профессиональной обязанностью журналиста в рамках его тематических специализаций является освоение этих профессиональных сред и даже сознательное формирование вокруг себя круга людей, компетентных в интересующей журналиста теме, своего рода «грибницы». Вовсе не обязательно эти люди будут являться героями журналистских материалов, чаще они выступают в роли экспертов и консультантов, а также позволяют журналисту почувствовать атмосферу деятельности, особенности языка и отношений, то есть всего того, что невозможно узнать из учебников и справочников, и что открывается при непосредственном общении.
Думается, излишне доказывать, что подобная «грибница» формируется на основе неформальных отношений и является следствием многолетних дружеских связей. Следовательно, успех здесь непосредственно зависит от личных человеческих качеств журналиста, от его способности быть ненавязчивым слушателем, принимать и соблюдать нормы отношений различных социальных групп и т.п., а также от его личной и профессиональной судьбы, биографии. С другой стороны, эта самая грибница оказывается в роли и профессиональной среды журналиста, и объекта его профессиональной деятельности, и важнейшего «средства производства».
Роль этого ближнего круга особенно важна для журналистов, позиционирующих себя на информационном рынке вне зависимости от изданий, с которыми они сотрудничают. В «грибницу» в таком случае неизбежно должны входить и представители издателей, а также представители власти (государства), профессиональных сообществ.
Следует отметить, что подобная форма профессиональной деятельности журналиста, при которой он сам выбирает издание и тематику работы, становится все более распространенной, конкурируя с формальным присутствием в штате редакции. Очевидно, что при этом важнейшей профессиональной задачей становится формирование и «раскрутка» своего собственного имиджа. Его важнейшими составляющими являются не только журналистское мастерство, компетентность в теме и умение добывать эксклюзивную информацию, но и присутствие ясно обозначенной позиции, то есть «лица необщим выражением». Откуда следует, что личность самого журналиста и его образ (имидж) также должны рассматриваться как элементы профессиональной среды. Их введение заставляет включить в профессиональную среду также инструменты управления имиджем, элементы из инструментария PR и другие коммуникативные средства.
Профессиональной средой, но уже внешнего плана, является информационно-коммуникативное пространство в целом, а точнее - опосредованная СМИ актуальная действительность. Создаваемый журналистом образ частной ситуативной действительности, включается в общий ее образ, формируемый, чем дальше, тем в большей степени, именно средствами массовой информации. А так как журналист - тоже человек, то есть, тоже является членом аудитории СМИ, то и его представления формируются на основании тех же СМИ. Речь здесь идет о вкусовых предпочтениях, выборе значимого и незначимого, оценках и тому подобных вещах, осуществляемых под мощным давлением массовых представлений. Это явление, с одной стороны, можно рассматривать, как функцию самоорганизации информационно-коммуникативного универсума, а с другой - как порочный круг, приводящий к формированию сглаженного и искаженного образа реальности (лакировке), предлагаемому СМИ своим аудиториям. Подобная опасность действительно реализуется, особенно в тоталитарных обществах, однако именно это обстоятельство возлагает на журналиста особую ответственность и заставляет его время от времени выполнять роль источника возмущения информационно-коммуникативного универсума[18], то есть сознательно разрывать обозначенный выше порочный круг. Это требует от журналиста определенных волевых качеств, нонконформизма, способности противостоять диктату социальных групп, личной смелости, трезвости, ясности, аналитичности суждений и, конечно, креативности.
Однако этим особенности информационно-коммуникативного пространства как профессиональной среды журналиста не исчерпываются. Интеграция СМИ в систему массовых коммуникаций, а особенно развитие Интернет как массмультимедийного образования ставит новые проблемы и требует качественно новых подходов. Так, анализ профессиональной среды деятельности журналиста, использующего Интернет и как средство поиска информации, и как средства общения, и как площадку для публикации своих работ, затруднен неустойчивостью и изменчивостью ее характеристик. Эта среда носит сущностно виртуальный характер, а пребывание в ней сопряжено с проявлением особых психологических эффектов, исследуемых в новейшей области психологической науки – психологии виртуальных реальностей. Иными словами, журналистика предстает как процесс, реализующийся в виртуальной реальности не только потому, что Интернет именуют подчас виртуальным пространством, что не совсем точно, а потому, что путешествие по всемирной паутине вызывают у пользователя особые психологические состояния, подобные переживанию так называемого виртуала, то есть является виртуальным событием.
Выделяется [19] восемь признаков – характеристик виртуального события.
Первую группу составляют признаки, характеризующие виртуальное событие как внешнее, но наблюдаемое его участником. Это “объективные” признаки:
Непривыкаемость, т.е. повторение события не снимает эффекта необычности и непривычности.
Спонтанность – нет временной границы довиртуального и виртуального режима. Виртуал возникает неожиданно и непреднамеренно. Происходит непрерывный переход в виртуал, без участия воли и желания человека.
Фрагментарность – отделенность частей своего тела (а если обобщить, то и функциональных подсистем субъекта деятельности) от целого Я. “Виртуал есть отражение в сознании характера актуализации лишь данной текущей деятельности”.
Объективность – точнее, потеря субъективности (асубъективность) – процесс деятельности в целом отрывается от своего субъекта, который описывает ее в терминах отстраненных.
Легко убедиться в том, что объективные (первые четыре) признаки виртуала характеризуют особенности самого процесса, и это подтверждает мысль Н.А. Носова об онтологичности виртуала и о необходимости рассматривать виртуал как особую философскую категорию наряду с материей, идеей и т.п.
Четыре других выделенных признака составляют группу, характеризующую виртуал изнутри, – как человек чувствует себя, находясь в этом режиме, – это “рефлексивные” признаки виртуала.
Измененность статуса реальности – в виртуале человек выходит из обычной реальности в другую, необычную реальность, фактически это есть обретение другой телесности. В гратуале реальность, в которой человек действует, расширяется и переживается как весьма привлекательная, аттрактивная. В ингратуале человек замыкается на каком-то отдельном фрагменте собственной деятельности, переживая эту реальность как неприятную.
Измененность статуса личности – в гратуале при сверхэффективной и чрезвычайно легко текущей деятельности у человека появляется чувство своего могущества. В ингратуале же при очень трудно текущей деятельности появляется чувство бессилия, ощущение подавленности.
Измененность статуса сознания – в гратуале расширяется сфера деятельности – человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале сфера деятельности уменьшается. Находясь в ингратуале, говорят о сознании сузившемся, темном; мышление становится вязким, внимание рассеянным и т.п.
Измененность статуса воли – в гратуале деятельность происходит без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой, деятельность становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий, деятельность “не идет”, “сопротивляется”, тело человека “не слушается” его и т.п.
Эти свойства являются следствием особых форм бытия виртуальной информационной машины, которой является Интернет. Термин «виртуальная машина» применен здесь в том смысле, что Интернет, как и настольный компьютер, становится тем, что пользователь в нем желает увидеть, и существенно меняет не только содержание, но и его структуру под действием воли пользователя (оператора), которым в данном случае является и журналист и его читатель.
Таким образом, первой проблемой при описании профессиональной среды являются трудности, возникающие при попытке ее объективации и фиксации каких- либо устойчивых характеристик. В этой среде устанавливается свое время, пространство, законы существования, законы причинности. Для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого и будущего. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и порождающей ее. Например, в Интернет теряют свои привычные свойства понятия периодичности издания, да и временная привязка публикации (актуальность) не столь очевидна и требует отдельных усилий читателя для восстановления временных меток.
Отмечаются следующие свойства процесса контакта с виртуальным текстом:
а) имеет место предварительная неопределенность установления контакта и произвольность выбора субъектов взаимодействия;
б) акт взаимодействия, даже повторный, всегда остается уникальным, если одну и ту же статью в газете можно действительно прочитать два раза, то невозможно одним и тем же путем прийти на одну и ту же вебстраницу.
в) контакт существует только на протяжении самого взаимодействия.
Порождение публикаций и контакт с ними существует только «здесь и сейчас» в актуализированной системе коммуникаций, возникающих между писателем и читателем, который уже тем, что просто заглянул на страницу, становится ее соавтором.
В связи с этим о журнализме можно говорить как о процессе и результате взаимодействия субъектов и объектов журналистики, сопровождаемый созданием ими виртуального образа реальности и действительности. Следовательно, виртуальная среда журналистики создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в информационном процессе, а не техническими средствами, хотя развитие последних, безусловно, оказывает сильнейшее влияние на изменение структуры деятельности.
Предметом и продуктом (результатом) журналистской деятельности, осуществляемой в виртуальной среде, является сама виртуальная среда, которая и выступает в роли профессиональной среды журналиста.
При этом, реализация журналистских задач в виртуальной среде смещает базовые ориентиры и меняет палитру изобразительных средств. Происходит сдвиг от линейного, последовательного представления информации к сетевому, гипертекстовому; усиливается значение нарратива, по отношению к дискурсу и т.п.
В психологической науке, в основном, усилиями Выгодского, Пиаже, Брунера, подробно исследовано явление интериоризации, в процессе которой человек строит внутренние эквиваленты внешних объектов в форме концептуальных моделей, используемых в целях конструирования различных версий своей внутренней реальности или реальностей, переживаемых виртуально. Виртуальная среда Интернет вводит обратный процесс, - экстериоризацию, выводя в кибернетическое пространство сформировавшиеся в человеческой психике модели реальности. При этом надо сказать, что с появлением Интернет ничего нового в указанном смысле не произошло. Интернет только обозначил и в каком-то смысле материализовал явление экстериоризации. Действительно, именно этим всегда занимались социальные информационно-коммуникативные институты, переводя вещи и чувства в смыслы и знаки, однако с наступлением Интернет этот процесс приобрел технологические черты.
Следовательно, журналистика преобразовывает не только читателей и не только писателей, но и свою собственную профессиональную среду, в которой развертывается информационно-коммуникативный процесс, и вместе с ней и все информационное пространство. Таким способом проявляется системо-генерирующая функция журналистики в информационном обществе.
Гораздо более важным является осознание того факта, что сеть интерактивна, и работа в ней предполагает со-бытие, а не одностороннее воздействие. В этом смысле журналист должен научиться «вживаться» в сеть, то есть фактически преодолевать ограничения интерфейса, как бы не замечая его. Для этого необходимо чтобы современный журналист (особенно молодого поколения) обязан знать азы Интернет-технологий, язык HTML, способы адресации, принцип работы WWW и т.п. Он должен уметь самостоятельно навигироваться в Интернет, быть способным сделать собственную Web-страничку, знать основы Web-дизайна, должен, наконец, уметь оформить свой материал в виде гипертекста. Кроме этого, ему необходимо знание философии и психологии Интернет, особенно проблемы психологической безопасности при работе в Интернет и многое другое.
Из всего сказанного здесь, надеемся, станет ясно, что профессиональная среда журналиста это не только условие деятельности, но и предмет его деятельности. Следовательно, существуют ряд профессиональных журналистских задач, возникающих при взаимодействии субъекта деятельности (журналиста) и профессиональной среды (информационно-коммуникативного пространства).

Литература и примечания:

1.Каталог стандартов перспективных работ на российском рынке труда. - М., 1997. – С. 230.
2. Калмыков А.А. Программно-методическое обеспечение Переподготовки преподавателей вуза (на примере преподавания в Интернет). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2002.
3. Орчаков О.А. Основы образовательной технологии. – М., 1998. – С. 67.
4. Талызина Н.Ф.Теоретические проблемы разработки модели специалиста. // Современная высшая школа. –№ 2/54/, 1986. – С. 75-86.
5. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.,1968. – С.61.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1977.- С.82-83.
7. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. – М., 2003. – С. 22.
8. Там же. – С. 242.
9. Там же.
10. Климов Е.А. Путь в профессию. – Л., 1974.
11. Там же. – С. 17.
12. Суходольский Г.В. О требованиях к психологическому изучению деятельности. // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. - Вып. II. Л., 1982. – С.17.
13. См.: Закон о СМИ
14. На семинаре, прошедшем в апреле 2005 г. в РГГУ под девизом «Своевременна ли современность», была высказана мысль, что современность есть нечто конструируемое средствами массовой информации и в этом смысле СМИ выступают в роли машины времени, осуществляющей темпоральную маркировку событий. Интересную мысль на этом же семинаре высказал Олег Игоревич Генисаретский, который предложил рассматривать современность как вид товара. Раз есть товар, то есть и рынок. Причем на этом рынке есть дешевая современность для бедных и дорогая для богатых, есть также и бесплатная современность для нищих. В любом случае для пребывания в ней и обладания ею придется заплатить.
15. На практике, впрочем, это далеко не всегда соблюдается. Существует достаточно много журналистов, так и не получивших специального журналистского образования.
16. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. – С.16.
17. Гуревич С.М. Экономика СМИ. М., 1999. –С.192.
18. На языке синергетики журналиста можно было бы назвать странным аттрактором.
19. См.: Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. — М., 1994.
_________________________________
© Калмыков Александр Альбертович
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum