Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
Государственная реформа здравоохранения на 2020-2024 и ее возможные последствия
(№15 [368] 25.12.2019)

https://www.kommersant.ru/doc/4143386?from=doc_vrez 

Здравоохранение пролечат бюджетом

Федеральные расходы на модернизацию первичного звена составят около 550 млрд рублей

Газета "Коммерсантъ" №201 от 01.11.2019 

В 2020–2024 годах регионы РФ получат около 550 млрд руб. на модернизацию первичного звена здравоохранения — вопрос об этом рассматривался на заседании президиума Госсовета у Владимира Путина. Дополнительные расходы федерального бюджета на ремонт, переоснащение и реорганизацию медицины превысят уже запланированные почти в два раза — сейчас в нацпроекте «Здравоохранение» на эту сферу заложено 237,5 млрд руб. Их совмещение может сделать реформу первичного звена одним из самых дорогих социальных проектов до 2024 года.

Правительство определило предварительный размер дополнительных расходов федерального бюджета на реформу первичного звена здравоохранения. Напомним, с августа этого года в Белом доме по поручению президента обсуждают возможные варианты трансформации фельдшерско-акушерских пунктов, поликлиник и больниц в регионах. По распоряжению Минздрава, регионы должны сделать анализ инфраструктуры, транспорта и расположения медицинских организаций, их обеспеченности врачами и техникой, а потом представить результаты в виде региональных программ модернизации первичной медпомощи в правительство (подробнее см. “Ъ” от 3 октября).

Как заявил в ходе посвященного здравоохранению заседания президиума Госсовета президент Владимир Путин, для финансирования этих программ в федеральном бюджете на три года, начиная с 2020 года, уже предусмотрено 150 млрд руб.— по 50 млрд в год. Однако, по его словам, «сумма может быть скорректирована» после проведения экспертизы региональных программ по модернизации, которые разрабатывают регионы. Как пояснил после заседания первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов, за пять лет — в течение всего срока реализации нацпроекта «Здравоохранение» — допрасходы бюджета составят около 550 млрд руб.

Мы готовы за пять лет полностью модернизировать фельдшерско-акушерские пункты, поликлиники, районные больницы вместе с субъектами федерации в пропорции в среднем 90% (федерация) на 10% (регион)»,— отметил он.

Такая сумма допрасходов бюджета увеличит объем финансирования первичного звена в ходе нацпроекта втрое — изначально на этот сектор здравоохранения РФ в 2019–2024 годах планировалось потратить 237,5 млрд руб. бюджетных средств. В эту сумму входили как средства нацпроекта «Демография» (9,9 млрд руб. на транспортную доступность, дополнительные скрининги сельского населения в возрасте старше 65 лет и гериатрию), так и средства различных федеральных проектов нацпроекта «Здравоохранение». Так, бюджет профильного федерального проекта составлял 48,8 млрд руб., еще 130 млрд руб.— смежная программа по подготовке кадров, 48,8 млрд руб.— бюджет проекта по созданию Единого цифрового контура здравоохранения. В результате в целом бюджет нацпроекта в 2020–2024 годах увеличится примерно на 20%.

Хотя нацпроекты в ходе исполнения нередко меняют свои финансовые параметры, увеличение расходов, вдвое превышающее изначальную сумму, является скорее уникальной ситуацией. Вероятно, к ней привело не столько резкое изменение состояния первичного звена (основные вложения в него в основном были сделаны в конце 2000-х — начале 2010-х в рамках тогдашнего нацпроекта «Здоровье»), сколько неточности оценки ситуации в нем правительством. «Смена профильного вице-премьера могла привести к ситуации, когда планирование расходов по некоторым направлениям оказалось сложным»,— отмечает источник “Ъ” в правительстве. «С другой стороны, свою роль сыграло и улучшение ситуации с федеральным бюджетом — при планировании на следующий трехлетний период в нем оказалось больше свободных средств»,— говорит источник “Ъ” в финансово-экономическом блоке.

Медтехнику готовят к жизненному циклу

Как заявил вчера в ходе заседания президиума Госсовета Владимир Путин, в правительстве могут рассмотреть возможность внесения изменений в российское законодательство о госзакупках, распространив сферу действия контрактов жизненного цикла на закупки медицинской техники. «Было бы правильно разрешить закупать таким образом медтехнику для уже существующих больниц и клиник»,— отметил он. Сейчас, пояснил президент, этим инструментом могут воспользоваться только учреждения, которые закупают технику на этапе собственного строительства.

Отметим, что невозможность обеспечить техническое обслуживание медицинских приборов стало одной из главных проблем их использования в системе здравоохранения после массового переоснащения больниц и клиник РФ в 2010–2013 годах. Средства на переоснащение не предусматривали расходов на их обслуживание, а возможности бюджетов регионов оказались ограниченными (см. “Ъ” от 18 июля 2016 года).

Анастасия Мануйлова

* 

https://www.kommersant.ru/doc/4207950?utm_source=newspaper&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter 

Слишком вздорный пациент

Чем для правительства и населения может обернуться реформа здравоохранения 

Газета "Коммерсантъ" №240 от 27.12.2019 

Реформирование здравоохранения и лекарственного обеспечения, к которому правительство приступило в этом году, при всей своей важности для социального развития страны в политической сфере может принести ему больше проблем, чем пользы. Для населения страны расширение обязательств государства в медицинской сфере станет поводом рассчитывать на все большее, и удовлетворить этот спрос будет все сложнее. С учетом же нежелания российского государства сталкиваться с протестами по социальным вопросам любая оптимизация расходов будет становиться все более рискованной.

Уходящий год, хотя и отмеченный разнообразными социальными инновациями в первой половине, в итоге можно считать целиком посвященным здравоохранению. Именно на него пришлось большинство изменений, как только объявленных правительством, так и уже показавших себя на практике.

В первую очередь — это изменение принципов закупки лекарств для государственных больниц и поликлиник — из-за снижения цен часть аукционов происходила с задержкой или не происходила вовсе, и лекарства поступали к пациентам позже или не поступали совсем. Ряд скандалов возник и при самостоятельной закупке препаратов матерями детей с редкими заболеваниями. Если рассматривать действия правительства только в свете этих эпизодов — безусловно, его стоило бы обвинить в неуместной экономии. Однако при всех несовершенствах нового подхода, по данным DSM-Group, за первое полугодие выросли как число упаковок закупленных препаратов, так и расходы почти во всех категориях госзаказа — для госпитальных нужд, для больных редкими заболеваниями, для льготников. По-видимому, этот тренд продолжится и в будущем году — в конце 2019 года правительство утвердило новый порядок регистрации регулируемых цен на препараты (список ЖНВЛП), на следующий же год запланирован старт пилотных проектов по лекарственному страхованию, которые увеличат бюджет медицинских госзакупок еще на 10 млрд руб. Именно перспектива его дальнейшего распространения — на крупные группы населения или на большинство заболеваний — по-видимому, и вынуждает правительство оптимизировать, зачастую не очень умело, закупки лекарств. Появление широкодоступного лекарственного страхования — безусловное благо, если принимать за идеал практику западных стран, но готово ли население к его возможным издержкам в виде переходного периода, который уже начался? Как оно отнесется к реализации принципа «больше, но хуже» — предоставлению препаратов худшего качества большему числу пациентов — и так понятно.

Аналогичным образом, вероятно, ситуация будет развиваться и при модернизации медицинской инфраструктуры в регионах страны. Благодаря увеличению финансирования почти вдвое она станет одним из самых дорогих проектов в РФ на ближайшие четыре года и, без сомнения, самым крупным изменением в соцсфере. Параллельно с ростом финансирования правительство готовится ужесточить и его контроль — Минздрав всеми доступными способами стремится централизовать управление здравоохранением, сократив его зависимость в регионах от местных властей.

Однако, увеличивая таким образом свои обязательства в сфере медицины, правительство может оказаться в ситуации, противоположной той, на которую, видимо, рассчитывает.

Рост соцрасходов во многом воспринимается как «покупка» лояльности населения — но механизм может дать сбой в момент, когда их увеличение перестанет поспевать за не столько потребностями, сколько желаниями россиян. Их оценка в здравоохранении является наиболее сложной — индикаторов, которые позволяли бы однозначно оценить его соответствие состоянию здоровья населения страны, нет. Общественное же мнение по этому вопросу мало зависит от реальных инвестиций в отрасль — его колебания в РФ, по оценкам «Левада-центра», далеко не всегда совпадают с динамикой усилий правительства. Если же учесть, что россияне в целом плохо замечают любые сложные инновации со стороны государства, несложно предположить, что в итоге попытка улучшить ситуацию в первичном звене вызовет нарастающий объем критики и, возможно, протесты. Если же управление ими возьмет на себя умелый оппозиционный политик, социальное возмущение перерастет в политическое, особенно напряженное на фоне предстоящей смены власти в 2024 году.

С другой стороны, как показала ситуация с пенсионной реформой, для оппозиции сфера политического, мало интересная населению, остается важнее социальной. При этом выводы, которые можно сделать из прошлогодних действий власти, также неутешительны — вызванное повышением пенсионного возраста падение рейтинга Владимира Путина в очередной раз подтвердило нежелательность резких действий государства в отношении социальных услуг. Отметим, в этой сфере автократические режимы обычно имеют преимущество перед демократиями — из-за отсутствия необходимости переизбираться они могут позволить себе проводить более радикальные и более эффективные изменения социальной политики. Власти России же, напротив, взяв на вооружение тактику подавления политических выступлений, в отношении социальных практикуют политику уступок, невзирая на их цену, что не всегда ведет к благополучному исходу. Первой реакцией такого порядка был ответ властей на протесты против монетизации льгот, удивительные на фоне многолетнего молчания людей во время гораздо более значительного падения социальных гарантий в 1990-е. В конечном же итоге нежелание сталкиваться с протестами может поставить правительство перед необходимостью «законсервировать» принципы соцподдержки при постоянном росте расходов на нее — легко предположить, чем эта ситуация обернется при нестабильности бюджета.

_______________________________

© Анастасия Мануйлова, «Коммерсантъ»

 

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum