|
|
|
Ровно год назад, к юбилею поэта Юрия Михайлика, в Мельбурне вышла его книга стихов «Длина разлуки». Иллюстрации к книге я предложил выполнить талантливому одесскому художнику, Геннадию Гармидеру. О нём мы рассказали в №377 Relga.ru. Супруга Геннадия – Светлана Крижевская, тоже член Национального союза художников Украины, преподаватель художественно-графического факультета Южноукраинского национального педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Её любимые жанры - портрет, пейзаж, натюрморт.
На вопрос "как давно вы с Геннадием вместе", Светлана с улыбкой отвечает: «Сто лет». Как уживаются две творческие личности, как справляются с трудностями? Светлана молча кладёт голову на плечо мужа, и говорит – «Вот так». Будущие супруги познакомились в Одесском художественном училище им. Грекова, в далёкие студенческие годы. Всё ухаживание проходило на пленэре. Этюдники на плечо – и на природу. В группе 30 мальчиков, три девочки. Геннадия пришлось завоёвывать. Да он и не сопротивлялся. Студенческая жизнь была весёлой, приключений было достаточно. Много путешествовали, мерзли, мокли, жарились под черноморским солнцем, форсировали реки в Карпатах. Живопись ведь пишется в любую погоду . Совместные походы привели молодых художников сначала в Киевский художественный институт, а затем и под венец. Художники ревностно относятся к своему творчеству. Геннадий Васильевич в Светлане Григорьевне, вначале увидел талантливого живописца, а потом разглядел женщину - спутницу жизни. Светланы Крижевской считает это высшей степенью взаимоотношений, когда во главе профессиональное отношение друг к другу.
Светлана Крижевская, художник по призванию, но во втором поколении. Её отец, известный художник, Григорий Зиновьевич Крижевский, окончив Харьковский художественный институт, получил направление в Одессу. Он был самым успешным студентом за всю историю харьковского вуза. В институте висит мемориальная доска, на которой высечены имена лучших студентов. Среди них имя Григория Крижевского. В Одессе его назначили директором художественного училища имени Грекова. Он стал заслуженным художником Украины.
Когда у Светланы и Геннадия появились свои дети, две дочери, а потом и внуки, навыки к наблюдению и художественное восприятие окружающего мира, чувство цвета и света передались и им. Младшая дочь — Дарья Гармидер, рисовать начала очень рано и до сих пор выходит на этюды, но художницей не стала. Ее привлекает литература и книги. Она – филолог. Старшая дочь – Наталья, приняв эстафету, пошла по стопам родителей, став художником в третьем поколении. Много часов она проводила в их студии . Это были уроки жизни, во многом сформировавшие художественное мировосприятие Натальи. В разговоре со мной Наташа поведала о своей мечте – собрать своё литературное творчество и издать альбом, иллюстрируя своей живописью. И название уже придумала – "Одессины сны". Я решил сделать первый шаг в этом проекте, в реализации её мечты, и опубликовать краткие заметки о ней, как художнике и поэте. Одессины сны Своё женское царство, Генадий Гармидер называет «Мои Музы», а их пятеро – жена Светлана, дочки Наталья и Дарья, внучка Олечка. Но у всех есть общая любимая «Муза». Зовут её Одесса. Наташа поступила в отцовскую альма-матер – в одеcскую «Грековку» и после окончания её в 1987 г. активно участвовала в выставках живописцев. В 2005-м её приняли в Национальный союз художников Украины. Она работала художником-иллюстратором в одесском книжном издательстве «Маяк», художником-дизайнером в Одесском музыкально-драматическом театре. И продолжала выставочную деятельность. Художницу заметили. Её работы экспонируются в Художественном музее в Харькове, Музее современного искусства в венгерском городе Дьер, в Музее ювелирного искусства швейцарского Базеля, в частных собраниях в Украине и за рубежом. Наташа не только воспевает любимый город в стихах и в живописи, но и активный борец за сохранение архитектурных ценностей в родной Одессе. Для неё красота и историческое прошлое Южной Пальмиры столь же дороги, как и для отца. Она не может равнодушно смотреть, как обезличивают Одессу нынешние «эффективные менеджеры», и гневно выступает в местной прессе, требуя возбудить уголовные дела о незаконной перестройке города. Вот фрагмент из её статьи в газете “Odessa Daily”: «Предлагаю сделать из исторической части города архитектурный заповедник. Конкретно, насчёт реконструкции доходного дома Лерхе архитектора Боффо, — дом является памятником архитектуры национального значения, реконструировать его — сродни переписыванию картин Джорджоне и Рембрандта на современный лад. Так называемый проект реконструкции убог и уродлив… Город пережил революцию и войну не для того, чтобы быть распроданным и разрушенным сребролюбцами, пролезшими во власть. Украину хотят лишить архитектурной жемчужины мирового значения! Родина начинается с города, с улицы, с дома. Так вышло исторически, что Одесса – очень специфический город, и его необходимо сохранить для будущих поколений. Под угрозой реконструкции — Пассаж и Театральная площадь, незаконно выкупленные частными лицами у города. Кто за это ответит?… Неужели оставшиеся одесситы позволят превратить Одессу просто в безликий населённый пункт на карте?». В 1997–1998 гг. Наташа попробовала себя и в качестве художника в Одесском музыкальном драмтеатре им. В. Василько, после чего ушла в свободное творческое плавание. «Художник – существо чувствительное, – говорит она – гармонию зарисовывает, записывает, напевает... Стихи ведь тоже мелодичный рисунок». И действительно, её стихи гармонично дополняют филигранную графику романтического рисунка: Мой мир - стихами вышитая проза, Рисунок тонкий тушью и пером, Ажурный, на стекле узор морозный, Оплавленный дыхания теплом. Она создает то, что мы называем красотой. Не знаю, спасёт ли красота жизнь, но она явно помогает выживать. Ведь настоящая красота предполагает наличие вкуса. А его явно нехватает сегодня. Тем приятней разглядывать живопись Натальи. Свой особый почерк: утонченная, хрупкая романтическая манера письма. Работы можно долго рассматривать, открывая для себя всё новые детали. От них пахнет свежестью. Я удивлялся её стилю, такая утончённая техника присуща «Репинке». И ещё, живопись Наташи метафорична… Колдовской притягательной силой обладает это необъяснимое качество мыслить образами, рождающимися в душе художника как результат её мироощущения. Вот почему картины, где родилась метафора, так притягательны. Радость, восторг, иногда и грусть, печаль переживает зритель, рассматривая работы художника. Предлагаю насладиться некоторыми образцами творчества художника и поэта. Картины Натальи Гардимер:
Стихи Натальи Гардимер: Танец Осенняя Одесса *** *** *** *** в обмен на денежные знаки! *** шагают белые блузки *** Немного грустно - Бог отвернулся от мира, *** История ходит кругами *** лишь море и песок, морщинисто-небритый, ___________________ © Буркун Илья Яковлевич
|
|