Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
*Испанские воины-добровольцы, воевавшие в период ВОВ в Красной армии. Исследование А.Ф. Щеглова. Выпуск №2
(№10 [378] 01.12.2020)
Автор: Александр Щеглов
Александр Щеглов

Испанские лётчики в СССР, 1936-1948 гг.

Под таким названием в 2018 году в Испании вышла книга об испанских лётчиках, принимавших участие в гражданской войне в своей стране в 1936-1939 гг. и прошедших всю Великую Отечественную войну 1941-1945 гг, сражаясь на её фронтах вместе с советскими пилотами против германского люфтваффе. Люди старшего поколения хорошо помнят по фильмам и книгам о советских лётчиках, танкистах и  воинах других профессий, принимавших участие в оказании интернациональной помощи армии Республиканской Испании, сражавшейся против мятежников генерала Франко, которому активно помогали фашистские режимы Германии и Италии. Однако, мало кто может вспомнить, как испанские лётчики, многие из которых учились в Советском Союзе, после прихода к власти в Испании каудильо Франко прибыли разными путями в СССР и с вторжением немецкой армии 22 июня 1941 года стали добровольцами-интернационалистами плечом к плечу вставшими на защиту, приютившей их страны. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Обложка книги
 
Об этом повествует книга испанского автора, лётчика по профессии и историка-исследователя Рафаэля де Мадариага Франсиско, название которой я решил поместить в заголовок моей статьи. Автор много поработал в Центральном архиве Министерства обороны  РФ в Подольске и собрал, на мой взгляд, уникальный материал практически о каждом из 93 испанских лётчиков воевавших в рядах Красной Армии с немецкими захватчиками. Почти на каждого из них  он собрал биографические сведения с указанием места рождения каждого,  боевых дел в годы гражданской войны в Испании, мест проживания и работы в Советском Союзе до начала войны и конкретное участие каждого в боях на фронтах Великой Отечественной с указанием номеров личных дел и  формуляров о наградах, а также с нумерацией дивизий и полков, в которых служили испанские лётчики-добровольцы. В приложениях  книги Рафаэль де Мадариага сообщает о типах советских и иностранных самолётов, на которых летали испанцы.

Значительное место в книге уделено анализу деятельности специального училища по подготовке испанских лётчиков для военно-воздушных сил Республиканской армии. Это училище было создано в Кировабаде, в Азербайджане ( сегодня Гянджа). Училище сделало до 1939 года  три выпуска с четвёртым выпуском этого не получилось, гражданская война в Испании закончилась и испанских лётчиков в нем перестали готовить.

В годы войны всего около 700 испанцев, включая лётчиков,  принимали участие в боевых действиях в рядах Красной Армии. Из них сложили головы около 200 человек. В книге отмечается, что в самом начале войны И.В. Сталин не разрешал испанцам, рвавшимся в бой, вступить в действующую армию. И только когда немецко-фашистские войска подошли к пригородам столицы разрешение о добровольном участии испанцев в обороне Москвы было получено. Первое время все они воевали рядовыми и только весной 1942 г. им были возвращены воинские звания, которые они имели в Республиканской армии на своей родине.

Испанский автор отмечает, что как лётчики, так воины других воинских специальностей, прибывшие в Советский Союз в 1939-1940 годы, первые полтора и даже два года с начала Великой Отечественной войны проходили специальную подготовку на краткосрочных курсах  сапёров-минёров и засылались в тыл, где действовали  в составе советских партизанских отрядов, нанося значительный урон немецким войскам вместе с советскими партизанами. Большинство «испанских партизан» входили в созданную бригаду НКВД особого назначения, которую возглавлял  известный в годы войны «диверсант» полковник Старинов Илья Григорьевич. Он имел опыт боёв в Испании в качестве советника в Республиканской армии и был знаком со многими испанцами, оказавшимися  в нашей стране.

Было вполне естественно, пишет автор, что испанские лётчики, имевшие почти трёхлетний боевой опыт гражданской войны, жаждали летать и вносить свой вклад в боевые действия с немцами в воздухе, хотя они беспрекословно выполняли приказы советского командования там, куда их направляли. Этому помог один случай. Находясь в Москве,  один из лётчиков Хосе Мария Браво столкнулся с генерал-лейтенантом Осипенко Александром Степановичем, которого он знал ещё по совместным боям в Испании. С этой встречи началось движение сапёров-минёров, кем стали бывшие испанские пилоты, в их стихию – в Военно-Воздушные силы,  первое время в войска ПВО.

Испанских пилотов распределяли в различные дивизии и полки, где они бок о бок воевали вместе с советскими лётчиками. Подразделения, которое состояло бы из одних испанцев, по типу французской эскадрильи «Нормандия – Неман»,  создано не было, о чём испанцы сожалели, но в этом им навстречу советское командование не пошло. Кстати, о французских лётчиках. Они находились в более «привилегированных» условиях нежели испанцы. Был подписан договор с ними, где, в частности, указывалось, что французы  имеют право на кратковременный отдых, а также на увеличенную численность обслуживающего технического персонала. Первоначально в эскадрильи, состоявшей  из 17 пилотов, было ещё и 53 техника. Испанцы же воевали вместе с нашими лётчиками, разделяя с ними, как говорится, все тяготы и лишения, которые переживала наша страна и её армия. Они не выпрашивали себе особых условий.

Как все мы помним о том, что И.В. Сталин в конце войны подарил каждому французскому лётчику по самолёту, о чём поётся в известной песне. И Франция  оказалась в числе стран-победительниц во Второй мировой войне, благодаря воле нашего Верховного Главнокомандующего. Известно, что во время подписания Акта о  капитуляции германских вооружённых сил Маршалом Советского Союза Жуковым Г.К и фельдмаршалом Кейтелем, последний, видя в составе союзников наряду с военными США и Великобритании французского представителя, произнёс примерно следующее: «А эти что, тоже победители?». Всему миру известно, что французская армия была за 40 дней разгромлена Германией. О французах в книге не пишется. Это мои собственные сравнительные рассуждения.

О французских лётчиках, действительно  героически  сражавшихся с немцами,  у нас знают значительно больше, чем об испанцах. Это хорошо, но следовало бы больше рассказать и о них, тем более, что многие из испанских пилотов сражались и погибли сначала войны  в партизанских отрядах в тылу у немцев, а затем уже в воздушных боях под Сталинградом и на Курской дуге,  при освобождении Киева, в Прибалтике, Польше и при штурме Берлина. Об их подвигах свидетельствуют и высокие государственные награды, которые они получили в годы войны: ордена Красного Знамени, Отечественной войны обеих степеней, Красной Звезды, Александра Невского, многие медали. В то суровое время, в условиях тяжелейшей войны, которую вёл наш народ против немцев, такими орденами награждались исключительно за героизм, проявленный на поле боя. Лётчик-истребитель лейтенант Хосе Паскуаль Сантамария в воздушном бою в небе  Сталинграда  27 августа 1942 года сбил лично три фашистских истребителя Мессершмидт 109, сопровождавших бомбардировщики Юнкерсы 88, но и сам погиб смертью героя. Он был удостоен высшей награды СССР ордена Ленина посмертно. Всего этот лётчик-мадридец, как пишет автор книги,  сбил 14 фашистских самолётов. Имя лейтенанта Хосе Паскуаля Сантамария увековечено на Мамаевом кургане под Сталинградом, где покоятся  35 тысяч защитников города-героя (стр. 137).

В книге упомянут ещё один любопытный факт, свидетельствующий о достаточно высоком профессионализме и надёжности лётчиков из Испании. Известно, что И.В. Сталин, мягко говоря, недолюбливал авиационные перелёты, скорее не любил летать на самолётах. Один раз в жизни ему всё же пришлось воспользоваться воздушным транспортом при полёте в 1943 году на встречу глав трёх государств СССР, США и Великобритании, состоявшейся в Тегеране. В ходе перелёта Сталина из Баку в Тегеран его самолёт сопровождала эскадрилья прикрытия,  в составе которой наряду с советскими пилотами находился опытный испанский лётчик-истребитель капитан Хосе Мария Браво Фернандес. До этого в годы гражданской войны в небе Испании выпускник Кировабадского училища лётчиков 1937 года Хосе Мария Браво сбил в воздушных боях 23 вражеских самолёта (стр. 91)

Выход в свет в Испании  книги Рафаэля де Мадариага восполняет в известной степени пробел, образовавшийся в последние годы в материалах о вкладе воинов-испанцев в победу Красной Армии над фашистской Германией. Наряду с этим  в средствах массовой информации восхваляются «подвиги» других испанских добровольцев из голубой дивизии, присланных Франко в Советский Союз для «борьбы с большевизмом». О них написано целое 800-страничное исследование. Эти вояки, одетые в форму солдат вермахта и вооружённые немецким оружием сражались за «великую Германию»  против наших отцов и дедов в рядах Красной Армии, бесчинствуя на территории нашей страны.

Своим скрупулёзным исследованием и конкретными фактами,  приведёнными   в книге «Испанские лётчики в СССР, 1936-1948», автор наносит удар по фальсификаторам истории Второй мировой войны, которые пытаются обелить захватнический  поход немцев и их сателлитов в том числе испанских добровольцев Франко против СССР. Как известно,  Нюрнбергский трибунал осудил германский фашизм и его захватническую политику, а  злодеяния  немецких войск на оккупированных территориях не имеют срока давности.

Книга издана в Вальодолиде в издательстве «Galland books» В ней более 200 страниц, много иллюстраций, на суперобложке и внутри издания помещены фотографии хорошего качества испанских лётчиков в полевой форме одежды Красной Армии с орденами и медалями СССР. 

 Несомненно, что эту книгу с интересом прочтут жители в самой Испании и в более чем двух десятках испаноязычных стран во всём мире, прежде всего в Латинской Америке.

*

Краткая биографическая справка об авторе книги – Рафаэле  де Мадариага Франсиско

Автор книги
 
Родился в Мадриде в 1941 г., капитан авиации в отставке. Окончил высшую Академию ВВС, 14-й выпуск. Обучался на курсах летчиков реактивной авиации, самолёты: Т-33, Сейбр F-86 и  F-104 Старфайтер. С 1967 по 1971-инструктор по обучению испанских лётчиков на самолётах F-104 G,  авиабаза Торрехон. 

С июля 1971 – пилот в авиакомпании «Иберия». Общий налёт 18 000 часов на гражданских самолётах и 2000 – в военной авиации. С 1982 по 1983 был советником по оперативным вопросам (действующим директором) в компании «Аэроперу», Лима; в 1988-1989  – заместитель директора по обучению в «Иберии».

Бакалавр журналистики. Окончил церковную школу журналистики в 1971 г. Её  точное название Официальная школа журналистики. Член Института истории и культуры аэронавтики. С 1984 и в последующем член Совета и советник исторической и культурной Службы военно-воздушных сил.

Был директором ряда периодических изданий (журналы) авиационной тематики. Автор монографий и многих книг по истории аэронавтики и более пятидесяти статей в различных периодических изданиях. Кроме того  соавтор книг- мемуаров с известными лётчиками.

 Автор монографии «Спутники связи» и книги «Двойная шестёрка, Браво и самолёты «мухи» в Испанской и Второй мировой войне». Книга в соавторстве с заслуженным лётчиком Браво вышла  в 2006 году в  издательстве Графтар. Другая книга «Скоростные бомбардировщики Туполев СБ-2 в Испанской войне» издательство -  «Публикасьонес де Дефенса» издана  в 2007, в соавторстве с Х. Салас.

В июне 2019 года в Испании была создана Академия военных Наук и Искусств, в которой  Рафаэль де Мадариага был избран её членом-корреспондентом.

*

       Предыдущие публикации расследования:

  1. Выпуск 1. Испанские добровольцы, воевавшие в Крыму в 1943 году (№8 [376] 22.09.2020) http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;level1=main&level2=articles

_______________________

© Щеглов Александр Федорович

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum