|
|
|
У каждой русской народной песни, будь то «В лесу родилась ёлочка» или «Уральская рябинушка», есть автор, часто не один. Кому из них повезло больше – судите сами. Стихи «Ёлочки» написала Раечка Кудашева (урождённая княжна Гедройц) в очень нежном возрасте. Но послать их в журнал решила гораздо позже. Ей было уже 24, когда журнал «Малютка» решился на новогоднюю подборку. Приближался 1903 год… Именно там и «засветилась» Рая со своими нетленными строчками: «В лесу родилась ёлочка». Стихотворение опубликовали в «братской могиле» – в полном собрании сочинений номера. И даже гонорар не прислали. Напечаталась – и тем гордись… И только спустя годы Рая случайно, в поезде, услышала знакомые слова. Кто-то с грустинкой в голосе пел её песню. К тому времени урождённая княжна вместе со всеми прожила несколько лет в молодом советском государстве, набралась терпения или наглости, а точнее, стала проще относиться к некоторым вещам. Подошла к исполнителю, поинтересовалась: – Стесняюсь спросить, а откуда вы взяли эту песню?! Голосистый певец посмотрел на неё несколько надменно: – Понаехало деревенщины! Народная песня. Поняла? Народная! Тебе что-то в ней не нравится?! Она промолчала. Не претендовала. Интеллигентная женщина… * «Уральская рябинушка» имеет свою авторскую историю. В 1953 году, когда Уральский народный хор готовился отметить десятилетие своего создания, срочно понадобилась своя, уральская песня. И её попробовали написать – наспех, почти на коленке, свердловская поэтесса Елена Хоринская и зав. музыкальной частью хора Евгений Родыгин. Текст песни оказался неудачным и быстро забылся. Но припев звучал лирично: Ой, рябина кудрявая На горе крутой, Ой, рябина-рябинушка, Не шуми листвой. Позже именно от этого куплета начал «танцевать» журналист Евгений Пилипенко, пожелавший отредактировать песню. Так случилось, что как раз в это время он с головой окунулся в любовный треугольник: изменил жене, но не решался уйти к другой. Она показалась ему менее надежной. Или алчной? Жена-то выходила за него замуж по большой любви, за босого и в рваных портках. А для новой «суженой и ряженой» он уже был товарищем главным редактором областной молодежной газеты. Интересным, денежным и …недолюбленным, как она считала, в первую очередь, женой. А товарищ Пилипенко любил обеих. До боли в сердце. И никак не мог решиться. То ли признаться жене, то ли расстаться с любовью «всей своей жизни». Но чтобы законспирироваться, он предоставил выбор любимым женщинам в строчке – «слева кудри токаря, справа – кузнеца», которую вставил в свой вариант «Рябинушки»… Однако в жизни даже маленькая колючка дает о себе знать в пятке. Об измене коммуниста Пилипенко узнали товарищи по работе. Не стерпели. Осудили. Проголосовали единогласно за снятие с должности. Сняли. И – забыли. А товарищ Пилипенко на полном серьёзе хотел либо повеситься, либо утопиться. Однако работа над «Уральской рябинушкой», которую он упорно решился переписать на свой лад, спасла ему жизнь. И то сказать: такую лирику от имени женщины может выдать только мужчина… * Сегодня «рябинушка» уже не в тренде. Популярность набирает ещё недавно неизвестная «народная» песня» – «Сыпал снег буланому под ноги». Наверное, нет нужды объяснять, что буланый – это конь светло-рыжей масти, у которого грива и хвост цвета воронья. Чёрные. Воронье здесь не случайно. Именно в Воронежской области эта песня родилась. Сразу после Второй мировой войны. Воронеж героически сражался. Почти, как Сталинград. Западную часть города гитлеровцам удалось занять. А восточную – нет. Красноармейцы держали здесь оборону не один месяц. И отбились. Правда, в западной части оставался «мертвый» город – ни одной живой души. Ни здесь, ни в близлежащих поселках и станицах. Жизнь теплилась в небольших хуторах, слева и справа от просёлочной дороги. Вглубь немцы не совались: боялись партизан… После войны прошло лет пятнадцать. Разрушенная страна оживала. Потихоньку восстанавливалась работа заводов и фабрик. Но главная беда была в другом – парней осталось намного меньше, чем девушек. Молодых женщин. Вдов. И каждый парень был на вес золота. А если на буланом да красавец?! Наверное, он был такой же желанной наградой, как первый трактор, пришедший на смену лошадкам во время коллективизации… И многим девушкам в это очень непростое время грезилось самое желанное... В морозный вечерок, когда стылая земля скована хрустким ледком и укутана лёгким снежком, из степи вдруг послышится приглушённый звон копыт. Едва различимый в белесом мареве всадник остановится именно возле её дома. Неторопливо спешится. Заведёт буланого под навес. Бросит пару-тройку пригоршней овса. Ладонями, словно лопата. Не спеша пройдёт по двору. Постучится в хату. Увидит её, застенчивую хозяюшку. Попросит испить водицы. Присядет на остывшую лавку. Согреет. И деревянную доску, и хозяйку. А дальше – будь что будет! Как будто мы не знаем, что бывает между молодыми?! Долгий путь, встреча, ужин остались позади. И «ударный» куплет «песни о любви» звучит недвусмысленно. Тех, кто воспитан в лучших традициях деликатности, можно это четверостишие пропустить: Мягкую постельку постилала, И сама нечаянно легла, Алыми губами целовала, Парня до безумства довела... Хотя, да простят меня женщины, в чём здесь чересчур? Молодость, помноженная на молодость, разжигает костёр страсти!… А песня, рожденная в столице российского Нечерноземья, так бы, наверное, и осталась под спудом истории, если бы её однажды не исполнил Аркадий Северный (Аркадий Звездин) – популярнейший, страстный исполнитель песен и романсов с уникальным акустическим диапазоном голоса. Но даже в этом, «бриллиантовом» оформлении песня, начинающаяся со слов «Сыпал снег буланому под ноги», не запомнилась и казалась похороненной навечно. Безвременно, в 41 год, в 1980-м, ушел из жизни и яркий шансонье. Но судьба песни сложилась по-другому: о ней вспомнили в год 80-летия Аркадия Северного, в 2019-м! И взлетела песня степной птицей. Зазвучала. Без «мягкой постельки», но с искренними чувствами людей из тех далеких и уже кажущихся нереальными событий шестидесятилетней давности. Сегодня эта песня звучит так: Сыпал снег буланому под ноги, _____________________ ©Москаленко Юрий Николаевич
|
|