Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Институт как новая функциональная единица в системе университетского образования
(№17 [119] 01.11.2005)
Автор: Елена Прокофьева
Елена  Прокофьева
Современное состояние высшей школы предполагает серьезный анализ эффективности форм и методов учебно-научной деятельности в новых условиях, которые определяются политическими, социально-экономическими, культурно-историческими, этнографическими обстоятельствами. К настоящему времени сложилась обстановка, характеризующаяся, с одной стороны, значительным увеличением частного сектора в сфере образовательных услуг и одновременным снижением финансирования государственных вузов – с другой. К этому следует добавить прогнозируемое значительное снижение потенциальных абитуриентов, а, следовательно, и студентов вузов в 2008-2010 гг. Кроме того, на содержание подготовки специалистов высшей категории влияет общее состояние культуры в стране, ее коммерциализация, агрессивное распространение продуктов массовой культуры с помощью СМИ, снижение уровня языковой культуры в обществе, морально-этические и правовые проблемы. Нет сомнения в том, что повысить роль высшего образования в стране, его авторитет в обществе, улучшить качество подготовки специалистов любого направления поможет именно гуманитарное образование. Особенно важно развитие гуманитарного сектора в системе университета. Это положительно влияет не только на подготовку специалистов гуманитарных профессий, но и на общую культуру, общую атмосферу в университете.

Для осуществления задачи гуманитаризации образования, повышения уровня подготовки специалистов для работы в современных условиях нужны новые формы управления и организации учебным процессом в университете. С этой целью с 1 сентября 2005 года в составе Тольяттинского государственного университета был создан Гуманитарный институт. Решение о его создании было принято Ученым советом в рамках «Программы развития Тольяттинского государственного университета” и затем утверждено приказом ректора.

Гуманитарный институт возник на базе слияния четырех факультетов: филологии и журналистики, исторического, психологии, иностранных языков. В содержательной части это во многом обуславливает особенности его дальнейшего развития с учетом традиций и опыта, накопленных на подразделениях, вошедших в состав института.

Основной целью деятельности института является формирование культурной среды, исторического сознания, исторической памяти в городе и регионе путем создания различных форм коммуникаций, в том числе участия преподавателей и студентов в городских и межрегиональных гуманитарных программах, создание новых видов учебно-производственных практик гуманитарного профиля, формирование профессиональной культурологической оппозиции дегуманизации и технологизации общественной жизни.

Основные задачи деятельности института можно сформулировать таким образом:

1. Развитие гуманитарного направления как составной части базы становления университета, обеспечение высокого культурного уровня студентов и сотрудников университета в целом, раскрытие творческого потенциала каждого.

2. Реализация в полном объеме профессиональных образовательных программ с целью подготовки высококвалифицированных специалистов по специальностям высшего профессионального образования: 030401 – история, 040201 – социология, 031201 – теория и методика преподавания иностранного языка, 031202 – перевод и переводоведение, 030301 – психология, 050706 – педагогика и психология, 031001 – русский язык и литература, 031001 – зарубежная филология (английский язык), 030601 – журналистика - в дневной и заочной формах.

3. Удовлетворение личности в профессиональном, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Формирование у студентов профессиональных качеств по избранной специальности, ответственной гражданской позиции, способности к активной трудовой деятельности в современных условиях.

4. Организация и проведение прикладных и фундаментальных научных исследований. Становление института как центра подготовки высококвалифицированных кадров для различных сфер деятельности (научной, педагогической, социальной, управленческой) по гуманитарному направлению.

5. Организация дополнительного профессионального образования. Участие в реализации системы повышения квалификации кадров предприятий, организаций и образовательных учреждений города.

6. Участие в городских, региональных и международных программах по гуманитарному направлению. Организация всестороннего сотрудничества с административными структурами, учебными заведениями, музеями, творческими объединениями и ассоциациями по разработке совместной проблематики и моделированию культурных, социальных, информационных подсистем городского и регионального уровня.

7. Развитие международной деятельности института в области обмена студентами и преподавателями, а также получения грантов на проведение научно-исследовательских работ.

8. Всесторонне развитие материально-технической базы института.


Исходя из основных принципов политики университета в учебной деятельности, зафиксированных в концепции развития Тольяттинского государственного университета, приоритетным направлением учебной деятельности гуманитарного института является повышение качества предоставляемых институтом образовательных услуг, что предполагает:

- предоставление студентам гуманитарного института возможности получения не только профессионально ориентированной, но и многогранной, всесторонней гуманитарной подготовки;

- реализацию принципа открытого и ориентированного на практическую деятельность образования; привлечение к экспертной оценке учебной работы представителей различных городских учреждений с целью своевременной корректировки учебных программ;

- индивидуальный подход в обучении студентов, реализуемый в формировании индивидуальных учебных планов и графиков, позволяющих студентам выбрать собственную профилизацию обучения.

Совершенствование учебного процесса гуманитарного института осуществляется в направлении перспективы перехода на двухступенчатую систему высшего профессионального образования «бакалавриат-магистратура».

Для реализации вышеуказанных задач следует выработать конкретные меры, среди них:

- максимальная унификация подготовки студентов первого курса с целью предоставления возможности получения многогранной, всесторонней гуманитарной подготовки;

- создание новой, более ориентированной на практическую деятельность системы организации практик с целью дальнейшего трудоустройства выпускника и повышения его конкурентноспособности на рынке труда;

- переструктурирование учебных программ и совершенствование методики преподавания в соответствии с внедрением образовательной технологии 30/70;

- создание процедуры выдачи студентам в процессе обучения сертификатов, свидетельствующих о прохождении курсов по отдельным дисциплинам (компьютерная грамотность, иностранный язык и т.д.);

- открытие магистратур по ряду специальностей;

- разработка программ научно-исследовательских работ, в том числе хоздоговорных;

- создание новых и укрепление существующих лабораторий по выполнению бюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ;

- организация научно-практических конференций внутривузовского, городского, регионального, российского и международного уровней с участием ученых, преподавателей, студентов, представителей учреждений, предприятий и властных структур;

- организация комплекса внеучебной деятельности института, создание для этой цели долгосрочной программы.


Естественно, что поднятые в настоящей статье проблемы и предложения будут проходить апробацию в процессе функционирования института, уточняться и трансформироваться в соответствии с реальными условиями и обстоятельствами, что может стать предметом нового исследования.

_______________________
© Прокофьева Елена Юрьевна
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum