Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
"Всё на месте: и приговорили, и расстреляли". Как узники ГУЛАГа строили БАМ
(№6 [384] 01.06.2021)

https://www.sibreal.org/a/31257664.html?ltflags=mailer

Марина Аронова

16 мая 2021

Нажмите, чтобы увеличить.
Участок Архара – Хабаровск Дальневосточной железной дороги. Забивка костылей

Российские власти решили расширить пропускную способность БАМа и Транссиба, но из-за пандемии в России резко сократилось число гастарбайтеров. Именно поэтому в правительстве возникла идея привлечь к работам заключенных. По предварительным расчетам, требуется около 10 тысяч человек. Сегодня более чем у 11 тысяч осужденных, отбывающих наказание в регионах, где проходит БАМ, есть возможность подать заявление о замене оставшегося срока наказания принудительными работами. В случае положительного решения они смогут жить не в колонии, а в исправительном центре, работать, получать зарплату. Отказаться от работ они уже не смогут – или им придется вернуться обратно в колонию. При этом во ФСИН подчеркивают, что данный проект не имеет ничего общего с БАМлагом – системой лагерей, узники которых и начинали эту стройку в 30-е годы.

О временах БАМлага "Сибирь.Реалии" рассказывает Виктор Прядкин – автор книги "Неизвестный БАМ". В его собственной судьбе многое связано с "Всесоюзной ударной комсомольской стройкой".

В 1972 году 23-летний Прядкин отправился возводить БАМ. С 1988 года он работал в управлении магистрали. Был назначен в госкомиссию по приемке БАМа в постоянную эксплуатацию и пешком прошел все станции от входного до выходного светофора.

Нажмите, чтобы увеличить.
Виктор Прядкин
После развала СССР Виктор Прядкин остался жить в Тынде, хотя мог переехать в бесплатную квартиру в любом другом городе: МПС России за свой счет покупало их всем управленцам. Прядкин не покинул ставшие родными места, работал преподавателем, защитил диссертацию. И много лет посвятил изучению истории строительства магистрали, особенно первому, довоенному ее этапу. В своей книге "Неизвестный БАМ" он рассказывает, в каких условиях работали заключенные БАМлага, и сколько их покоится в безымянных могилах вдоль всей магистрали.

– Виктор Максимович, вы сказали, что считали своим долгом рассказать о первых бамовцах. Потому что вы сами из семьи репрессированных?

 Мои предки были крестьянами, жили в Богучарском районе Воронежской губернии. Обе семьи – Прядкины по отцу и Маслаковы по матери – отказались вступать в колхоз и в 1930 году были высланы на север Читинской области. Дедушки и бабушки погибли по дороге.

Людей загрузили в вагоны для скота. Люди голодали. Но мама рассказывала, что самым страшным испытанием было сходить в туалет. Их в вагонах не было, и мужчины ножовками выпиливали отверстия в полу. В те годы женщины носили длинные юбки, не выходили на улицу без платка, а тут такое, на виду у всех! Делали так: окружали дырку в полу по кругу и поворачивались к ней спиной. Но это не помогало преодолеть стыд.

Дорога была долгой: ехали пять или шесть месяцев. Вагоны неделями стояли на станциях. Люди гибли как мухи. За что? А за то, что умели растить хлеб и кормили им Россию, и не только Россию.

Моим родителям, которые в то время были детьми, удалось выжить. Они поженились в 1936 году. Я четвертый ребенок в семье, самый младший, послевоенный. Остальные трое родились до войны. Отец – фронтовик, умер в возрасте 78 лет, мама – в 90. В память о них я написал документальный очерк "Тайна Поднятой целины".

А книгу "Неизвестный БАМ" я написал, потому что убежден: мы обязаны почтить память погибших при строительстве магистрали. Мы кому и чему только не устанавливаем памятники! Но ни одного достойного памятника жертвам БАМлага нет до сих пор. О первых строителях магистрали сегодня даже вспоминать не хотят. И я решил: расскажу настоящую историю БАМа, сделаю все от меня зависящее, чтобы люди хотя бы узнали об этих несчастных. Ведь через БАМлаг прошло свыше двух миллионов человек. Сколько вернулись домой – не знает никто.

– БАМ строился с 30-х годов. Первым начальником Управления строительства стал не выходец из структур НКВД, а "старый большевик" Сергей Мрачковский. Вы в книге упоминаете, что еще до этого назначения, в 1927 году, он был арестован за критику Сталина, а потом освобожден и восстановлен в партии. Как такого "неблагонадежного" товарища отправили руководить столь важной стройкой?

– С 1923 года Сергей Мрачковский принадлежал к левой фракции партии большевиков, был сторонником Троцкого, лидером оппозиции на Урале. Решением МКК (Московской контрольной комиссии ВКП(б). – Прим. СР) от 28 сентября 1927 года Мрачковский был исключен из партии как член Всесоюзного троцкистского центра. В октябре он был арестован ОГПУ, сидел в изоляторе в Угличе. В январе 1928 года его приговорили к ссылке в селе Боровое рядом с Карагандой. В 1929 году Мрачковский подал в ЦКК (Центральную контрольную комиссию ВКП(б). – Прим. СР) заявление, в котором отрекся от оппозиции. Ему разрешили вернуться из ссылки, и решением ЦКК от 31 мая 1930 года он был восстановлен в ВКП(б).

Начальником Управления строительства БАМа Мрачковского назначили в 1932 году, сразу после создания самой этой структуры. На начальном этапе стройка велась силами вольнонаемных, и рабочих рук катастрофически не хватало. Мрачковский докладывал руководству страны, что решить поставленные перед Управлением задачи нереально: из 25 тысяч человек, как предполагалось по плану, удалось привлечь только 2,7 тысячи. Ситуация с техникой и оборудованием была не лучше.

Нажмите, чтобы увеличить.
Сергей Мрачковский
И тогда проблему предложили решить другим путем, не требовавшим техники и высоких зарплат. 23 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) обсудило положение дел на строительстве, и в результате вышло второе секретное постановление Совнаркома СССР Љ 1650/340с. Строительство БАМа и реконструкция Транссиба были переданы ОГПУ – Объединенному государственному политическому управлению, наследнику ЧК. Приказом ОГПУ Љ 1020/с был создан БАМлаг – Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь. Мрачковский остался начальником Управления строительства, но его заместителем и одновременно начальником БАМлага стал Николай Еремин.

При этом Сергей Мрачковский был, видимо, порядочным человеком и не смог работать в системе ОГПУ. Сохранились многочисленные доносы, которые писал на него Еремин. В сентябре 1933 года по личной просьбе Мрачковского его сняли с должности и назначили руководителем Казжелдорстроя. Начальником и Управления строительства БАМа, и БАМлага стал Нафталий Френкель – очень одиозная и противоречивая личность.

Дальнейшая судьба Мрачковского сложилась трагически. В феврале 1936 года его арестовали по делу "объединенного троцкистско-зиновьевского центра". 24 августа 1936 года он был признан виновным на открытом процессе и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. И лишь в 1988 году Мрачковского полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления.

– Нафталий Френкель известен тем, что, будучи заключенным на Соловках, создал рентабельное производство в колонии. Сейчас его бы назвали "эффективным менеджером".

– В Забайкалье он развернулся еще шире и, по сути, построил целую империю закрытого типа. В БАМлаге были созданы цеха по производству оборудования, столярные и слесарные мастерские, рыболовецкие артели, выращивали фрукты и овощи, разводили коров, птиц и свиней... Да что там говорить, заключенные даже делали мебель ручной работы для высокого начальства из Москвы, благо, краснодеревщиков за колючей проволокой хватало. Лес тоже валили – правда, в основном на шпалы. Были созданы и старательские артели по добыче золота.

– Главным ноу-хау Френкеля вы называете создание фаланг – подразделений, где заключенные получали дополнительный паек, только если выполняли коллективную норму…

– Так стимулировали зэков к труду и до него, и не только в России. Френкель лишь предложил использовать этот метод, когда еще в ранге зэка отбывал срок на Соловках. Его усилиями это ноу-хау было успешно внедрено в лагерной системе СССР.

Зачем бесплатно кормить зэка? Пусть заработает свой хлеб! Были разработаны трудовые нормы. Например: нужно за смену откатать, допустим, 20 тачек. Выполнил – получи паек. Выполнил две нормы – два пайка, плюс тебе спишут один день отсидки. А кто не смог выполнить – тому достанется всего 200 граммов хлеба и вода. Такие же нормы были разработаны для бригады, фаланги и прочих подразделений. Вмешиваться в их деятельность уже не было смысла. Началась круговая порука. Кто не работает, тот не ест. Зэки сами трудились до упаду, да еще и следили друг за другом.

– Если Френкель так заботился о том, чтобы выжать из заключенных максимум, почему тогда с этапов в БАМлаг снимали столько замерзших, умерших от голода и болезней людей?

– Приказом ОГПУ от 10 ноября 1932 года в БАМлаг предписывалось направлять заключенных в хорошем физическом состоянии. Но приказ регулярно нарушался, поскольку очень много заключенных брали из других лагерей. Их руководство, напротив, отправляло больных, чтобы избавиться от обузы. Они умирали прямо в пути. Контролировать было некому, да и зачем – людей-то много! Эшелоны на станцию Сковородино прибывали чуть ли не ежесуточно. На области и республики давали разнарядку: арестовать столько-то плотников, столько-то слесарей и т. д. Вот эти свежие арестованные прибывали здоровыми. Правда, ненадолго: питание и условия труда были ужасающие! Смертность среди "контингента" в БАМлаге была самая высокая среди всех сталинских лагерей. Недаром именно Френкелю лагерная молва приписывает слова, ставшие идеологией ГУЛАГа: "Вам нужно забрать от узников все в первые три месяца, а потом они уже не нужны".

– Почему в БАМлаг на первых порах запрещалось направлять осужденных за шпионаж, измену родине?

– Думаю, что из-за близости границы – это что касается шпионов. Но все настолько переплетено, запутано… Людей арестовывали по 58-й статье, и под пытками они признавали себя шпионами. Вот и получалось, как правило, что "политический" – равно "шпион". А ведь в 58-й статье было 14 частей, и многие из них были сформулированы настолько расплывчато, что можно было подвести под них любой невинный разговор или поступок. Например, 58-10 – "Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти", 58-11 – "Контрреволюционная пропаганда".

Когда мы жили в поселке Соловьевск, наш сосед дядя Коля рассказывал, что его родная сестра работала бухгалтером в приисковой конторе. В субботник ей поручили вымыть полы в "красном уголке" и протереть портреты членов Политбюро. К несчастью, у нее заболел ребенок – поднялась высокая температура. Она прибежала в контору и отпросилась у начальника. Но кто-то написал донос. Дядя Коля предположил, что в доносе сообщили: сестра, якобы, не захотела стирать пыль с портретов из идейных соображений. В результате ее приговорили к 10 годам заключения без права переписки, и больше ее никто не видел. Лишь после войны дяде Коле передали, что встречали его сестру на одном из лагпунктов БАМлага.

Нажмите, чтобы увеличить.
Вывозка леса по лежневой дороге
 

– Вы в своей книге приводите статистику по приговорам спецлагсуда, созданного при БАМлаге: только за семь дней августа 1937 года было расстреляно 837 человек. И пишете: "Это была настоящая "фабрика смерти", подобная нацистским лагерям в Германии. Тысячи заключенных, безвинно осужденных по первому разу, были повторно осуждены в лагерях к высшей мере наказания". Почему спецлагсуд выносил так много смертных приговоров? Ведь это потеря рабочих рук…

– БАМлаг строил железную дорогу, по которой нужно возить грузы. Построили, допустим, участок в 10–15 км, пустили по нему маневровый паровозик – а он упал или, в лучшем случае, сошел с рельсов. Причин много: некачественные искусственные сооружения, верхнее полотно, шпалы, рельсы и т. д. Комиссия определила причину схода. Всех причастных к строительству этого участка спецлагсуд приговаривает к расстрелу. Статья "вредительство" – и к стенке. Никого никуда возить не надо, все на месте: и приговорили, и расстреляли.

Более того: сотрудники ОГПУ, а впоследствии НКВД, чтобы получить повышение и награды, разрабатывали целые операции. Дескать, разоблачили контрреволюционную группу, которая действовала по приказу японской, немецкой или каких-то еще разведок. Несчастные подписывали все бумаги и признания, поскольку пытки были невыносимые.

– Первые полтора года у строителей участка "БАМ-Тында" не было даже бараков. Как люди выживали?

– По документам из Красной Армии были списаны старые, буквально в дырах, палатки. Заключенные делали шалаши, впоследствии начали строить бараки из неошкуренных лиственниц. Что касается самого большого испытания для тогдашних строителей, я думаю, это был голод и продукты крайне низкого качества. Основным питанием зэков была баланда из мороженых овощей и соленой рыбы. Но и это, как я уже сказал раньше, еще нужно было заработать. И представьте себе такой скудный рацион при тяжелейшем физическом труде!

Я думаю, такого же мнения был и Френкель. Недаром он организовал те же фаланги, которые сотнями тонн в Приморье и по рекам заготавливали рыбу. Создал сельхозпредприятия по выращиванию зерновых и овощей, по животноводству. И еще одна любопытная деталь: в теплое время года зэки работали в деревянных башмаках. Их делали в огромных количествах, и до сих пор находят при случайных раскопках.

А чтобы проверяющие из Москвы не замечали огромную хозяйственную империю БАМлага, Френкель буквально засыпал их подарками. Он был непотопляемый и мог подкупить чиновников любого ранга. Проверяющие уезжали от него с окороками, копченостями, икрой, золотыми украшениями...

Можно снять перед Френкелем шляпу как перед управленцем, организатором производства, хозяйственником. Но за то, что он отправил на тот свет тысячи людей, его десять раз расстрелять мало. А он умер своей смертью, с почетом – орденоносец, генерал-лейтенант, похоронен в Москве…

– При этом в лагере заключенными и для заключенных издавалась газета "Строители БАМа" . Снимались фильмы о строителях БАМа? Френкель знал толк в пропаганде?

– Это все декорации, спектакль! Зэкам даже новое название придумали – "путеармейцы". В открытой прессе писали, что на стройку берут самых-самых! Я видел один из документальных фильмов тех лет о БАМлаге. На экране счастливые, улыбающиеся парни, сытые, хорошо одетые, – видимо, сотрудники ОГПУ.

13 апреля 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принимает Постановление СНК СССР "О строительстве Байкало-Амурской железной дороги". Задача возложена на Наркомат путей сообщения (НПС) СССР. Народный Комиссариат путей сообщения (НКПС) в октябре 1932 года издает приказ "Об организации Всесоюзного объединения по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и ликвидации Дальжелдорстроя". Появляется на свет новая структура – Управление строительства Байкало-Амурской магистрали (УС БАМ НКПС). Эти документы были опубликованы в центральных средствах массовой информации. Весь мир узнал, что СССР начал строить новую железную дорогу. А вот постановление об организации БАМлага и передачи стройки ГУЛАГУ уже было засекречено!

– А почему было засекречено строительство Дуссе-Алиньского тоннеля?

– Засекречен был весь БАМлаг, а уж туннель тем более. Долбили-то его вручную! Это же позор на весь мир: ХХ век уже, давно существуют специальные горизонтальные буровые станки, а в СССР зэки надрываются, орудуя кайлом и лопатами. При этом с одной из сторон тоннель прокладывали женщины. И им даже удавалось опережать мужчин, работавших с другой стороны…

– Когда вы начали работать на БАМе, многие ли из ваших товарищей знали, что на первом этапе дорогу строили заключенные? Эта тема вообще обсуждалась в те годы?

– Конечно, знали, говорили об этом. Понятно, что много было надуманного, правды никто не знал. Но про БАМлаг знали, передавали легенды из уст в уста. Например, популярен был рассказ о том, как дочка начальника лагпункта приехала из Ленинграда, пошла в лес за цветами, и ее изнасиловали зэки. Убитый горем отец якобы построил всех заключенных в один ряд и расстрелял из пулемета "Максим". В глазах людей он был героем. Все тогда говорили: правильно сделал!

Я в расстрел из пулемета не верил тогда, и не верю сейчас. А девушку действительно изнасиловали, её могила сохранилась до наших дней. И я уверен, что изнасиловали девушку не зэки, а охранник или охранники. Всё-таки в большинстве своем в БАМлаге были осужденные по 58-й статье, а это люди порядочные. А вот в охрану, наоборот, подбирали отморозков.

– Вы в книге рассказываете, как начальник охраны Кандауров просто взял и застрелил главного инженера Дуссе-Алиньского тоннеля Квадратова. У охраны были такие полномочия даже по отношению к вольным?

 Нет, вот застрелить заключенного – это запросто, на такое никто внимания не обращал. А это дело получило огласку, поскольку Квадратов был известным человеком. Если не подводит память, у него было два или три ордена. Кажется, он был лауреатом Сталинской премии. Построил туннель под Амуром перед Хабаровском – по нему и сейчас идут поезда, а в то время он был страшно секретным объектом. На свою беду, Квадратов влюбился в дочку Кандаурова, и она тоже сильно его полюбила. Когда отец застрелил возлюбленного, отравилась после его похорон. Их похоронили рядом друг с другом.

Зэки поставили на могиле великолепный памятник. К сожалению, когда восстанавливали туннель в 70-е годы, какой-то высокопоставленный мерзавец распорядился – и бульдозером уничтожили, сровняли с землей все кладбище. Говорят, человек живет до тех пор, пока его помнят. Если так, то Квадратова убили дважды, как и других строителей тоннеля. А Кандаурова куда-то увезли, его судьба мне неизвестна.

Нажмите, чтобы увеличить.
Женщины на погрузке тачек
 

– Когда вы приехали строить БАМ, вам удалось застать свидетелей тех первых лет стройки магистрали?

– С самими БАМлаговцами мне встречаться не приходилось, а вот со многими свидетелями я разговаривал. Например, когда я работал инженером в "Мостострой 10", у нас был сторож дядя Вася. Во времена БАМлага ему было лет 12–14. Он все помнил: как они с пацанами носили зэкам хлеб, потому что те натурально голодали и просили хоть что-то поесть. Одеты были в лохмотья, на ногах – вырезанные из старых автомобильных покрышек чуни, привязанные проволокой к ногам. Изможденные, худые. А в хронике, про которую я говорил и которую показывали по всей стране, – сытые, лоснящиеся ребята!

– Какой эпизод из БАМлаговского этапа строительства магистрали, на ваш взгляд, самый трагичный?

– Строительство участка от Транссиба до поселка Тындинский. Людей положили столько, что подсчитать никто не может. И впустую! Пользы стране – никакой. От той дороги остались одни воспоминания да документальные исследования энтузиастов-одиночек типа меня. Знакомые надо мной даже смеются, говорят: "Ну, Виктор Максимович, на том свете зэки тебя с цветами будут встречать!"

– Почему в годы войны рельсы для Сталинграда сняли именно с участка "БАМ – Тында"? Ведь это же слишком большое транспортное плечо для скорой доставки на фронт?

– Рельсы снимали и в других местах, там, где они не имели стратегического значения. Война! Помните лозунг: "Все для фронта, все для победы"? Тогда не считались ни с чем – ни с расстояниями, ни с количеством людей, которые могут погибнуть ради этой цели.

Нажмите, чтобы увеличить.
1933 год. Обед заключенных БАМлага
 

На новом этапе строительства БАМа дорогу до Тынды пришлось фактически строить заново. Это было связано исключительно с отсутствием рельсов или в реконструкции нуждались все сооружения?

 Чтобы проложить рельсы, нужно отсыпать полотно, на которое их укладывают. В нормальных условиях геологи ищут пригодную для этих целей породу. Специалисты согласовывают ее качество и делают карьер. Например, когда в 1970-е годы мы строили сквозной БАМ, который я в своей книге называю БАМ-2, карьер от будущей трассы отделяли десятки километров. Бурили, рыхлили и грузили мы великолепной японской техникой высочайшего качества – фирмы "КАТО". Породу возили 14-тонными немецкими самосвалами фирмы "Магирус". Шофера молились на эти машины! На самом полотне работали японские бульдозеры. А что было на вооружении у строителей БАМлага? Тачка, причем деревянная, кайло, лом, кирка, кувалда и лопата. Надеюсь, вы поняли, какое качество было у насыпи, которую отсыпали голодные зэки с тачками. Да и грунт использовался подручный. Поэтому нам пришлось не только исправлять низкое качество искусственных сооружений, но и сравнивать много кривых.

Но всё это нисколько не умаляет ни подвига, ни жертвы узников БАМлага. Сейчас никто не помнит, что именно они уложили вторые пути на Транссибе. А первые пути практически построили вновь: подсыпали полотно, уложили новые шпалы, более мощные рельсы, деревянные мосты поменяли на железобетонные. Да много еще чего сделали. Вот кому памятники нужно ставить! А о них никто даже вспоминать не хочет.

_________________________

© Марина Аронова, "Сибирь. Реалии"


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum