Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Типологические подходы к исследованию радиовещания
(№18 [120] 16.11.2005)
Автор: Елена Раскатова
Елена Раскатова
Типология СМИ разрабатывалась в исследованиях по теории журналистики с 70-х годов ХХ века. В ряде работ А.И.Акопова 1979-1999 гг. – статьях, монографиях, диссертациях были определены понятия типологии, типа, типологических признаков, предложены и разработаны три метода типологического исследования – историко-типологический, теоретико-типологический и социотипологический. Все эти теоретические исследования были выполнены для изучения периодических изданий, то есть, печатной журналистики. Однако, по нашему мнению, они имеют значение для любого вида СМИ, что уже доказано многими исследователями радио-, телевизионной и Интернет-журналистики. Например, в области телевидения типологический метод анализа применялся в работах таких исследователей как Е.Я. Дугин, П.С. Гуревич, А. Качкаева [1] и многих других. Для исследования радиовещания метод типологического анализа применялся в работах А.А.Добчинского, С. Беляева, В Коробицына, И.Н. Тхагушева, Л.Д. Болотовой, А.В. Бубукина [2] и других. Типологичесий анализ в исследовании Интернет-журналистике применяли А.И.Акопов, А. Гарматин, В.А.Колодкин, А. Ю. Долгополов [3] и другие. Поэтому, взяв за основу общие теоретические положения типологии журналистики, мы трансформировали их в применении к радиовещанию.

Типология в исследованиях по радиовещанию, в той или иной степени, использовалась. Так в диссертации А.А. Добчинского типологический метод применялся для описания типа городского радио. В научном исследовании Н.С. Барабаш описывается творческая типология ведущих радиопередач. Для исследования современного состояния российского радиовещания типологический подход применяется в работах Л.Д. Болотовой, В.А. Сухаревой, Беляева С.В., Коробицына В.И., А.В. Бубукина, И.Н. Тхагушева, в учебном пособии «Система средств массовой информации России». В исследовании связанном с изучением аудитории радио типологический метод анализа применяется в работе В.М. Острогорского [4]. Типология радиопрограмм встречается в работах В.В. Смирнова [5], Т.В. Лебедевой [6], А.А. Шереля [7].

Из вышеприведенных методов нами в данной работе использован теоретико-типологический. Главное в нем – разработка классификаций по целевому назначению. В результате мы получаем типы и подтипы изданий и можем далее анализировать взаимоотношения между ними по вертикали и горизонтали иерархической структуры [8].

Следует учесть, что построение типологии объектов исследования зачастую связано с вопросом ее практической применимости. Для решения этой проблемы, по мнению Дугина Е.Я. [9], при работе над типологией необходимо выполнить ряд условий:

- необходимо чтобы выделение признаков проходило на надежной методологической базе и давало надежную типологическую модель;

- критерии выделения признака должны быть не коррелированными, вследствие чего типология не будет противоречивой;

- типология должна служить повышению качества и эффективности работы всей системы радиовещания на профессиональном уровне.

Кроме этого, на наш взгляд, требуется соблюдение еще одного условия: набор признаков должен отличаться органическим единством и отображать уникальность содержательного и формального облика радиостанции.

В работах современных исследователей радиовещания предпринимались попытки классификации радиостанций, для чего использовались различные признаки деления.

Так, в работе Л.Д. Болотовой «Отечественное радиовещание в начале ХХI века: новые реалии и старые проблемы» [10] предлагается обзор современного российского радиовещания. Автор классифицирует радиостанции по принадлежности тому или иному собственнику, по охвату аудитории, по содержательно - тематической направленности. По принадлежности к собственнику автор выделяет следующие группы радиостанций: государственные и негосударственные. Среди разновидностей названы радиостанции принадлежащие государству и таким властным структурам как мэрия, администрация области, муниципалитет; принадлежащие некоммерческим и другим организациям; коммерческие и частные. Среди коммерческих радиостанций выделены сетевые радиостанции и принадлежащие различным холдингам. По охвату аудитории классификация происходит следующим образом: общенациональные или федеральные радиостанции, региональные, локальные (местные). По содержательно – тематической направленности Л.Д. Болотова предлагает следующую градацию радиостанций: информационные, музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные.

В.А. Сухарева в работе «Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985 – 1997 гг.). Отечественное радио в современных условиях» [11] дает классификацию радиостанций по следующим признакам: формат, аудитория, принцип формирования сетки вещательного дня и манера ведения эфира, принципы отбора и построения новостей. Не оговаривая собственника как признак автор, тем не менее, в своей работе делит радиостанции на государственные и независимые (муниципальные и коммерческие). В основе деления радиостанций по формату лежит выбранное музыкальное направление вещания. В.А.Сухарева выделяет десять форматов. По аудиторному признаку радиостанции разделены на общеаудиторные (рассчитанные на все слои населения) и адресно сконцентрированные. Классификация радиостанций по принципу формирования сетки вещательного дня и манере ведения эфира осуществляется на две группы: радиостанции с «авторским» эфиром и с «жестко регламентированным». При этом автор отмечает: «Здесь сложно выделить четкие критерии, без которых типологизация недостоверна.» Признак, связанный с подбором и построением новостей делит радиостанции на те, которые используют материалы собственных корреспондентов и те, которые пользуются сообщениями информационных агентств и газет. При этом радиостанции могут использовать принцип «перевернутой пирамиды» в построении новостного выпуска, а могут использовать построение, именуемое на профессиональном сленге «лапшой».

Еще одной попыткой разработки темы типологии было диссертационное исследование А.А. Добчинского «Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества» [12], где автор рассматривал типологический образ городской радиостанции. Внутри исследуемого типа – городские радиостанции, автор выделил три группы редакций в зависимости от их правового статуса: федеральные, принадлежащие государственным структурам; полностью или частично независимые от государства, но некогда входившие с структуру Гостелерадио, а потом ставшие самостоятельными; и независимые новые редакции, созданные позже 1991 г. Проблемно-тематические характеристики вещания, особенности форм и жанров вещания, используемых в программах городского радио, подверглись только филологическому анализу и не стали основанием для классификации.

Свою классификацию радиостанций предлагает А.В. Бубукин [13], выделяя следующие признаки: форма собственности, тип вещания, формат. Прежде всего, отметим появление термина «форма собственности», который является шире чем «собственник» а потому предпочтительнее в классификациях. По форме собственности автор делит радиостанции на государственные, которые содержатся на средства государственного бюджета; полугосударственные и некоммерческие, финансируемые частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы; и частные коммерческие радиостанции, самостоятельно зарабатывающие деньги. По типам вещания А.В. Бубукин делит радиостанции на информационные, информационно-музыкальные, музыкально-информационные и музыкальные. Классификация по формату осуществляется на основе выбранного направления музыкального вещания. Автор выделяет пятнадцать форматов и в некоторых из них несколько субформатов.

В диссертационном исследовании В.А. Колодкина [14] осуществлена классификация радиостанций по типологическим признакам тип собственности, формат (тип программирования), характер частоты вещания, аудиторная направленность. По типу собственности автор делит радиостанции на государственные, находящиеся в муниципальной собственности, принадлежащие некоммерческим и общественным организациям, и частные (коммерческие). Последние в свою очередь делятся на сетевые и местные (локальные). По формату радиостанции разделены на: широковещательные, информационные или новостные станции, музыкальные, музыкально-информационные, музыкально-развлекательные станции и радиостанции разговорного типа. По характеру частоты вещания автор выделяет следующие группы: длинноволновые, средневолновые, три группы коротковолновых, ультрокоротковолновые и проводные радиостанции. По признаку аудиторная направленность автор классифицирует радиостанции на массовые (популярные) и сегментированные (узкоформатные).

Однако вопрос выделения и обоснования типологических признаков для радиовещания выходил за рамки всех вышеперечисленных работ. Поэтому в большинстве своем предложенные признаки для классификации не обоснованы, градация неточна и не дает полного представления о существующей системе радиовещания.

Мы попытались определить типологические признаки, характерные как для всей системы радиовещания, так и для отдельных групп радиостанций.

Нам представляется, разделение типологических признаков на три группы - типоформирующие (типообразующие), вторичные (зависимые) и формальные (подчиненные) – вполне можно принять и для радиовещания при типологическом анализе радиостанций [15]. Принимая в принципе эту терминологию, мы задались целью определить конкретные типологические признаки, присущие радиовещанию.


Анализ радиостанций по типоформирующим признакам

По определению А.И. Акопова «типоформирующие (типообразующие) признаки – это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания» [16]. К разряду типоформирующих (типообразующих) признаков, мы относим те, которые соотносятся с социальными факторами, создающими предпосылки возникновения новых типов радиостанций. Это - цель радиостанции, аудитория, форма собственности. Остановимся подробнее на каждом из них.

Типологические признаки, как было сказано, являются характерными чертами, свойствами типа как модели. Однако, на наш взгляд, именно поэтому было бы эффективным их применить в качестве признаков деления и дать классификацию объекта нашего исследования – радиостанций - по ним. Ведь если типологический признак – существенная характеристика издания, то и классификация по нему отразит сущностную классификацию (см. философский словарь). Начнем с классификации выдвинутых нами типоформирующих признаков.


Классификация радиостанций по признаку «Цель радиостанции»

Цель радиостанции – это определяющий, коренной признак, с которого выстраивается вся концепция ее вещания, формируется ее структура, определяются внутренние и внешние взаимосвязи. Четко обозначенные цели играют определяющую роль при формировании формы и содержания вещания радиостанции. Целевое назначение радиостанции, исходя из социального заказа на тот или другой тип радиостанции, определяется собственниками радиостанции: советом учредителей, редакторами, частным владельцем, советом директоров масс–медиа–объединений и др. Разумеется, каждый собственник при этом стремится через целевую установку реализовать собственные цели и интересы. Отсюда все разнообразие целевого назначения радиостанций. Для анализа этого важного признака предстоит разобраться в его структуре, рассмотреть различные его составляющие и произвести соответствующую классификацию радиостанций по их преимущественному целевому назначению. На практике четкого, однозначного деления по цели не встречается (естественно, например, что информационные цели ставит перед собой любая радиостанция!), поэтому речь идет именно о преобладающей в содержании и объеме вещания целевой установке. Деление радиостанций по цели вещания выглядит так.


1. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели.

К той группе относятся радиостанции, учредителями и/или спонсорами, финансистами которых являются какие-либо политические структуры либо политические силы, в том числе органы власти.

Эту группу радиостанций можно разделить еще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, выражающие точку зрения тех или иных органов государственного управления, партийных объединений, политических движений, профсоюзов, т.д., нейтральные, радиостанции, тяготеющие к объективному освещению событий политической жизни общества и оппозиционные.

К группе официальных относится «Радио России», являющаяся официальной государственной радиостанцией. Оппозиционной радиостанцией в данной группе является «Народное радио». Наиболее ярким примером политической оппозиционной радиостанции является радиостанция «Резонанс», вещавшая до 4 октября 2004 года и выражавшая позицию «левых».


2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели.

Эта группа радиостанций на сегодня является самой многочисленной. Связано это с тем, что радиовещание в настоящее время стало выгодным бизнесом и позволяет заработать капитал или способствует продвижению того или иного продукта, вида услуг и т. д. на рынке. Эту группу радиостанций также можно разделить на подгруппы: экономически самостоятельные, не имеющие других источников дохода кроме доходов от собственной деятельности (в основном производство и вещание рекламы и рекламных передач); корпоративные, принадлежащие коммерческим структурам, финансируемые ими, обеспечивающие их интересы в вещании.

Примером экономически самостоятельных радиостанций могут быть следующие: «Серебрянный дожд» и др. Корпоративные радиостанции, это, прежде всего радиостанции входящие в различные медиа – холдинги: «Русское радио», «Энергия», «Джаз» и др. К этой же группе относятся радиостанции, принадлежащие коммерческим структурам. Например «Love радио», принадлежащее компании АРС.


3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели.

Эта группа не отличается многочисленностью, т.к. радиостанций, делающих своей целью просветительскую деятельность, сегодня мало. Среди подгрупп выделим культурологические (радиостанции, ведущие просветительскую деятельность в области общекультурных вопросов и вопросов искусства); образовательные (радиостанции, занимающиеся просветительской работой в области науки, ведущие образовательную работу); религиозные (радиостанции, занимающиеся просветительством в определенной области религии, например православные).

К культурологическим радиостанциям без сомнений следует отнести радиостанцию «Культура». Образовательные радиостанции на российском радиорынке не представлены. А вот религиозных по содержанию вещания радиостанций много. Но просветительские цели среди них реализуют «Христианский церковно – общественный канал», в структуру которого входят радиостанции «София» и «Дар», а так же радиостанция вещающая из Санкт – Петербурга «Град Петров».

4. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели.

Высокий уровень потребности общества в оперативной и качественной информации актуализирует именно эту целевую направленность деятельности радиостанций, создает предпосылки для поиска новых концептуальных решений в новостном вещании. Определим градацию радиостанций в этой группе. Это информационные (работающие в режиме оперативного новостного вещания, дающие максимально полную картину событий в их развитии); информационно–аналитические (не только информирующие, но и выражающие и формирующие общественное мнение посредством аналитических программ); специализированные (дающие максимум информации в какой либо определенной области, например, спорте, автомобилизме, музыке, науке, технике и т.д.). К информационным радиостанциям можно отнести радиостанции «Говорит Москва», «Маяк 24». Самым ярким примером в этой группе является попытка сделать радиостанцию вещающую по принципу «новости нон-стоп» в период с 1 августа 2002 по 3 марта 2003 на радио «Новости on line». Примером информационно – аналитической радиостанции является «Эхо Москвы». Интересным экспериментом по созданию информационно – аналитической радиостанции также является вещавшая в Барнауле радиостанция «Катунь», позиционирующая себя как социально – экологическая радиостанция. Специализированные информационные радиостанции представлены радиостанцией «Спорт FM».

5. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели.

Среди радиостанций этой целевой направленности выделяются такие подгруппы: музыкальные (специализирующиеся на музыкальном вещании и отдающие под это вещание практически все время работы в эфире); разговорно-игровые (отдающие предпочтение развлекательным разговорным передачам, таким, как ток–шоу, розыгрыши, викторины, конкурсы, радиоигры); познавательные (в основе вещания которых передачи занимательного и познавательного характера).

Музыкальной развлекательной радиостанцией является «До радио», специализирующаяся на инструментальной музыке и радиостанция «Орфей», вещающая классическую музыку. Разговорно-игровые радиостанции встречающиеся в российском эфире чаще всего, но по цели они являются коммерческими или сочетающими коммерческую и развлекательную цели. К таковым можно отнести, например «Lave радио». Познавательные радиостанции на российском радиорынке не представлены.

Практика радиовещания показывает, что собственники при создании концепции вещания разрабатывают целый комплекс целевых установок, которые определяют тактические и стратегические действия руководства и коллектива. Например, для реализации цели связанной с объективным информированием о политических событиях в стране, необходима экономическая самостоятельность, тогда слушатель будет доверять радиостанции. Значит одной из задач станет коммерческая деятельность. Или реализация коммерческой целевой установки может быть связана с развлекательной целью. Так что же тогда определяет место радиостанции в той или иной группе по рассмотренному типологическому признаку? Здесь, на наш взгляд, важно разделение на стратегическую цель и тактическую задачу. Стратегическая цель ложится в основу концепции вещания, тактические задачи определяют путь ее достижения.

Обратимся к приведенным выше примерам. Если стратегической целью является объективное освещение политической жизни общества, то стратегической задачей становится сохранение экономической независимости от субъектов политики, а в идеале – экономическая самостоятельность. Если стратегическая цель – коммерческая деятельность, то тактическая задача – создание развлекательного вещания. Таким образом, первая радиостанция будет отнесена к группе радиостанций, реализующих политические цели, а вторая – к группе, реализующих коммерческие цели.

Очевидно, что все компоненты вещания должны соответствовать поставленной цели, от этого зависит компетентность и авторитетность радиостанции. Любое нарушение этого соответствия или компромисс могут стать разрушительными для целостности образа радиостанции в целевом отношении. Творческий поиск должен происходить в русле поставленной цели и быть направлен на ее реализацию. Примером стабильности такого курса служат радиостанции, успешно работающие много лет без изменений своей целевой установки: «Эхо Москвы», «Русское радио», «Европа плюс» и др.

Литература и источники:

1. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. – М.: из-во Моск. Ун-та, 1982г. – 103с.; Гуревич П.С. «Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М.: Искусство, 1991 – 221 с.;Качкаева А. Негосударственное телевидение: проблемы и перспективы развития./ Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. (Сборник статей аспирантов ИПК) – М. – 1993г. – С.53-66
2. Добчинский А.А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества./Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – М.: 1996 г., 32 с.; Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России: Государственное и независимое вещание. – М.: Пласт – 1500 и др.,1995. – 179 с.; Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вестник Моск. университета. Серия Журналистика. 1994. №6. С. 3-14; Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы. / Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. - С 147-161; Бубукин А. В. Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 148 с.
3. Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий. / Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет). – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. – С. 311-317; Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного Интернет-вещания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Воронеж 2005, - 170 с.; Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Диссертация на соискание ученой степени кандидат филологических наук. – Воронеж. 2005. – 183 с.; Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации функционирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Воронеж 2005. – 168 с.
4. Острогорский В.М. «К вопросу о методах изучения и формирования аудитории иновещания. / Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. Под. Ред. Э.Г. Багирова. – М.: Из-во Моск. Ун-та. 1981г. – С. 280 – 288
5. Смирнов В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм: Учебное пособие для вузов / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 203с.
6. Лебедева Т.В. Детское радиовещание: специфика общения с аудиторией. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук – М. 1989 – 42 с
7. Шерель А.А. Организация эмоционально среды радиосообщения. / Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. Под. Ред. Э.Г. Багирова. – М.: Из-во Моск. Ун-та. 1981г. – С. 211-220
8. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. - Иркутск, 1985. – 96 с.
9. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982 – С.27
10. Л.Д. Болотова Отечественное радиовещание в начале ХХI века: новые реалии и старые проблемы. / Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С.147-161
11. Сухарева В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985 – 1997 гг.). Отечественное радио в современных условиях. Сборник статей. Под ред. А.А.Шереля и В.В. Гаспаряна. – М., 1998 С. 8 – 45
12. А.А. Добчинский. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества./Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Московский государственный университет: 1996 г., 32 с.
13. Бубукин А. В. Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 13-21
14. Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Диссертация на соискание ученой степени кандидат филологических наук. – Воронеж. 2005. – 183 с
15. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно – методическое пособие для студентов – журналистов.2-е изд.,доп. – Издательство ООО МП «Книга» - Ростов – на – Дону, 1999. – 92 с.
16. Акопов А.И.Некоторые вопросы журналистки: история, теория, практика (публикации разных лет). – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. – С.108
_________________________
© Раскатова Елена Робертовна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum