Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Неожиданная история гражданской авиации на Дону. 1912–1924 г... | Антон Аверьянов

К 100-летию гражданской авиации на Дону (1925–2025) публикуем выде...

№05
(407)
21.07.2023
Культура
Мандалы. Изображения и комментарии.
(№7 [385] 01.07.2021)
Автор: Галина Чевозерова
Галина  Чевозерова

В размышлениях о главном у людей возникают сомнения и затруднения. Что есть добро, счастье, свобода, справедливость, искренность, гармония? На Востоке принято важное знание зашифровывать в круговых мандалах. В переводе с санскрита «мандала» означает «круг». Это символы в замкнутой геометрической системе, содержащие сакральное схематическое изображение понятий. Так оно легче запоминается, лучше хранится и главное – всегда присутствует в тебе в виде яркого образа и потому быстро всплывает в памяти в нужные моменты. Вот я и нарисовала свое понимание главного. С чем и стараюсь жить.

Комментарий к мандале «Человек» 

Человек шире самого себя, ибо он – не изолированная от внешнего мира сущность, а вполне себе и его, мира, продукт. Он – результат единства противоположных процессов: внешних и внутренних. 

В своей внутренней сути он также есть единство противоположностей. Это единство духовного (розовая часть фигуры) - и телесного (фиолетовая часть фигуры) с их вечной борьбой между собой. Это единство взаимных контролеров: разума (голова) и чувств (сердце), которые нередко истязают друг друга в попытке примирения. Это единство  высших устремлений (желто-оранжевый спектр над фигурой) – и низших притяжений (коричнево-зеленый спектр у подножия фигуры), которые то возбуждают, то погашают друг друга. Это единство  жажды свободы действия (голубые исходящие от фигуры стрелы) – и несвободы в силу внутренних же ограничений (темно-синие пики, ограничивающие острием свободное движение). Одним словом, человек – трагическая фигура, раздираемая вечными противоречиями. 

«Держи сознание свое в сердце и собирай туда напряжением все силы души и тела», - наставлял Феофан Затворник. На рисунке изображен человек в его попытке «сойти в область сердца вниманием ума.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Свобода»

Свобода - это понятие, которое характеризует действие. Есть, конечно, и свобода бездействия, но она лишь форма свободы действия, ибо ничто, согласно всеобщему принципу развития, не может быть вне изменений. Бездействие тоже порождает изменения, а, значит, имеет действенный результат. Свобода - категория парная. Нет свободы без ответственности. Ответственность - это, казалось бы последствия совершенных действий. Но по сути осознанное свободное действие лишь тогда результативно, когда оно предвидит последствия, т.е. осознает ответственность в самом начале деяния. Поэтому ответственность - это ни что иное как сознательное преодоление избранного пути со всеми имеющимися на нем препятствиями. Таким образом, свобода всегда есть результат преодоления барьеров как внешнего так и внутреннего мира. На рисунке из центра, т.е. начала движения, на пути любого (а это важно для свободного выбора пути) из выбранных направлений препятствия стоят сплошной стеной: прочные каменные нагромождения (в том числе и в духовном мире - унаследованные архитипы), шлаковые отвалы (суеверия), плотные кирпичные стены (устаревшие традиции) колючие проволоки и цепи (устаревшие этические и юридические нормы), крепости (привычки), утромбованные временем землянные и песчанные породы (автоматизмы), вода (духовное выгорание) и воздух (удушливая атмосфера) наконец (по мере движение изнутри плотность сопротивления снижается). Это все ответственность, пройдя сквозь которую и возникает свобода как результат пробитой силой духа и активным действием дороги в будущее, в котором еще никто не выстроил барьеров. Свобода - это результат опережения своего времени. Циолковский вышел за пределы современной ему временной и пространственной реальности и в "Космической философии" описал путь гения. Человечество догнало полет его духа только через много лет. И совершенно гениальна в этом смысле для нас, журналистов, реприза Михаила Жванецкого на дне рождения Владимира Познера. Он сказал в своем поздравлении: "Володя, стой на месте, и через некоторое время наша страна догонит тебя сзади". Ну а дальше следует читать книгу Владимира Познера "Прощание с иллюзиями".

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Любовь»

Любовь – это вечное познание. Она связывает духовно и чувственно в единое целое противоположные по сути начала. Связывает по принципу взаимодополнения. Птица с коричневым клювом – защитник, однако и сама она нуждается в поддержке того, кого защищает. Розовый цветок не родит плода без пыльцы голубого. Природный закон единства противоположностей обеспечил неизбывную потребность мыслящих познать свой антипод: понять, принять и помочь. Но этой потребности при всем старании не суждено сбыться, ибо человек неисчерпаем, несводим к чему-либо ограниченному, бесконечен в выражении своей сути. Любовь никогда не реализует своих желаний полностью, и потому при всей своей невозможности она вечна.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Счастье»

Счастье – это неистовые и непрерывные попытки человека жить в пространстве доброты (верхняя часть рисунка), красоты (нижняя часть), творчества (слева) и любви (справа). Маловероятно, что кто-то всю жизнь будет для тебя создавать эти пространства и во всем угодит.   Человек творит их сам. А поскольку это невероятно трудно, то удается быть счастливым либо частично, либо периодически, а то и никогда – это уж как постараешься.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Добро»

«Общее всех предметов, к которым приложимо прилагательное «хороший», как раз и составляет содержание понятия «добро». На рисунке яркие разноцветные лучи символизируют некое хорошее, которое есть, и его можно высветить в различных предметах, явлениях, событиях, секторах действительности. В центре рисунка символ концентрации хорошего, то есть добро как абстракция.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Красота»

Красота – это абстракция от понятия «красивый», то есть такой, для которого характерны пропорциональность, соразмерность, гармоничность и изящество. На рисунке таким символом выступает центральная фигура, пропорции которой соответствуют пропорциям «золотого сечения». Это лира как символ искусства, это цветок как символ природной гармонии, это женщина как воплощение красоты. Окружающий фон в цветовой гамме, формах и расположению в пространстве подчинен тем же принципам. Это пространство красоты.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Гармония»

Гармония в переводе с греческого – связанность и соразмерность. Эти два слова фактически определяют ориентирующий принцип осмысления мироздания, предполагая его глубокую внутреннюю упорядоченность. Этот порядок способен соединять в себе совершенно противоположные качества, обеспечивая тем самым наличие постоянного источника развития. Гармония как единство противоположностей всегда порождает развитие, определяя его векторность. Это такая космическая закономерность и генетический закон, обеспечивающие совершенство целостности. Именно гармония  задает неразрывную связь и соразмерность духовного и телесного, рационального и чувственного, внутреннего и внешнего и т.д.

На рисунке изображают гармонию единство и соразмерность противоположных направлений развития в синусоиде. Каждая последующая синусоида нового цвета непременно имеет больший размах колебаний, что отражает способность накопления и активного использования свойств в процессе развития. Если затем соединить линией вершины синусоид, можно начертать путь восхождения или общий вектор развития гармоничной жизни. На рисунке это голубые и желтые волны уже не имеющие резких колебаний амплитуд. Ровное течение жизни возможно лишь при условии своевременных (заблаговременных) постоянных начинаний, превосходящих по уровню предыдущие достижения. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Надежда»

Надежда – желаемое будущее. Она появляется только тогда, когда что-то не устраивает, мучает неопределенность,  очень нужны изменения и стабильность. Она – дочь страха и унижения, потому что именно эти две эмоции наиболее сильно влияют на ощущение устойчивости бытия. Беспросветный ужас (на рисунке внизу слева черные полукруги) полностью парализует человека, и лишает его какой-либо надежды. Но предчувствие надежды сразу же заполняет все пространство (голубой цвет) по мере того, как человек справляется с оцепенением. 

Беспросветное унижение (коричневые полукруги внизу справа) также лишает надежды на лучшее и может породить либо рабскую покорность, либо, в конце концов, гнев вплоть до безумной агрессии, когда перестает ощущаться и самая ценность жизни. Сохранившиеся же капли достоинства непременно будут лелеять надежду.

Могучие корни постоянного страха и унижения парадоксально порождают светлое, жизнеутверждающее и созидательное чувство – надежду (зелено-желтые листья). Однако колесо судьбы (по окружности) может повернуться и в другую сторону. И тогда светлые тона надежд будут погребены под темными покровами страха и унижения. Эти два негатива так же взаимопорождаемы. Постоянный страх унижает человека, а вечное унижение пугает своей безысходностью. 

Человек управляет своей судьбой в той мере, в которой он способен держать в руках колесо судьба так, чтобы не угасала и процветала надежда сколь бы мощным страхом или унижением она ни порождалась.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Доверие»

Доверие – это еще не сама вера (до верие), это путь восхождения к ней, который начинается из сердца. Потребность в общении, эмоциональной вовлеченности, приятии и социальном комфорте рождает искренность (на рисунке желтые лучи). Без этого порыва оптимизма и открытого выражения любви, убедительно дополняемого мудростью пережитого (синие лучи), невозможно ни обрести, ни получить доверие. Чем мощнее излучение сердца, тем выше уровень доверия (зеленая синусоида). Свет высшей веры, во что бы она ни была (желто-оранжевое солнце), проливает свет истины и притягивает ощущением благодати (голубое пространство).

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Терпение»

Терпение – это внутренний процесс превращения любых чувственных реакций в позитивные эмоции. Чувственные реакции, осознанные или не осознанные, - это первичный непосредственный ответ на все происходящее в человеке и вокруг него. Они предшествуют осмыслению, и потому изначально слабо контролируются нами. Это яркая (на рисунке) желтая вспышка самых разных по своей природе эмоций. Фиолетовый цвет вокруг нее символизирует тревогу, которая возбуждает ум, призывая его на помощь к месту «пожара». Розовый пласт предполагает некоторое просветление эмоциональной реакции в результате ее осознания. И затем глубокий зеленый свидетельствует о восстановлении спокойствия, а вишневый о позитивном оптимистичном настрое. Голубой цвет появляется как признак зарождающихся надежд. Так негативное и тревожное содержание первоначальной реакции не выплескивается наружу, а благодаря обузданному (образованному, натренерованному и воспитанному) уму постепенно переплавляется в позитивные уравновешенные эмоции. Терпение – это плод многолетней тренировки под руководством обузданного ума. Без терпения невозможен путь к добросердечию, а, значит, и к счастью.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Развитие»

Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения. Чтобы таковые произошли, необходимо постепенное накопление свойств, что отражено на рисунке в его желто-коричневом сегменте. Такое свойство развития как непременная направленность изображена стрелками зеленых тонов. Развитие может иметь лишь два противоположных направления (серо-розовый сегмент), все остальные векторы – модификации этих двух. Если направления развития двух субъектов совпадают, наблюдается гармония (желто-фиолетовый рисунок). Если они имеют противоположные направления, то это конфликт (розово-коричневый фрагмент). Именно он закономерно и является источником развития.

Траектория любого развития – синусоида (оранжево-голубая часть рисунка): в ней отражается один из законов диалектики – закон двойного отрицания. Восходящие и нисходящие линии символизируют движение, при котором каждое последующее направление непременно противоположно или отрицает предыдущее. Синтез двух отрицаний дает следующее направление – новую синусоиду. В круге изображены четыре синусоиды).

Темно-зеленая с красным синусоида символизирует еще один закон развития, согласно которому качественные изменения могут произойти лишь при необходимом и достаточном для этого количественном накоплении свойств.

Светло-зеленая с бардовым синусоида обозначает два вида движения. По кругу – это функционирование, при котором движение есть, а накопления новых свойств не происходит. И в виде расширяющейся спирали – это прогрессивное развитие, при котором на каждом его витке происходит преумножение качественных характеристик.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Идея»

Идея, согласно Канту, представляет собой попытку человека выйти за пределы существующей известной ему реальности. Сознание рождает идею (красно-зеленая извилистая линия в центре рисунка). Далее она проходит апробацию в реальной действительности, поэтапно (лепестки разных цветов) развертывается и раскрывается (лепестки в разных направлениях) в ней. Реализованная на практике идея (полный цветок) позволяет сделать выводы об ее благостности (духовной и материальной) и на их основании внести необходимые коррективы в изначальный замысел ради его совершенствования (красные и зеленые линии, направленные снаружи внутрь к центру рисунка).

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Правда»

Правда – это истина, постигнутая на данный момент. Белое пространство представляет собой еще неизведанное, а черные линии – будущие траектории восхождения к истине. 

Цветной спектр – это постепенное (послойное на рисунке) познание мира. В каждом слое в центре образуется раскрывающийся вверх треугольник яркого цвета. Это правда и по сути, и по форме, т.е. полное соответствие истине о данном фрагменте бытия. Однако парадокс заключается в том, что иногда, оглашение полной правды оказывается убийственным, а, значит и безнравственным поступком. И чтобы этого избежать, приходится, сохраняя правду по сути, искажать ее по форме. От этого она не перестает быть правдой, хотя и выглядит уже по-другому (в каждом слое – это два треугольника уже другого цвета справа и слева от центрального, изображающего полную правду). 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Информация»

Информация об окружающем мире со всеми ее свойствами  и функциями изображена образно и символично в виде перьев в хвосте жар-птицы. Чудо-птица осмысливает ее, вычленяя самую суть явлений. И через антенны на своей мудрой голове вещает белую истину обратно в мир.

Разноцветное перо символизирует мозаичную картину мира, единого и множественного одновременно. Далее по часовой стрелке желтое с синими разводами перо отражает способность беспорядочных информационных потоков самоструктурироваться вокруг неких точек напряжения. Информационные потоки могут быть не только спонтанными, но и упорядоченными (фиолетово-голубые). Они порождают развитие (бардово-серые синусоиды), без которого нет существования. Причем, в природе возможны лишь два направления развития, и они обладают противоположным информационным содержанием (зелено-оранжевое перо).

Желто-коричневые круги следующего пера представляют сформированные информационные круги как одну из форм концентрирования и сохранения информационных потоков. Зелено-красные треугольники своим последовательным цветовым чередованием создают картину зеркального отражения, указывая тем самым на суть понятия «информация». Информация - это следы отражения при взаимодействии систем.

Розово-фиолетовое перо демонстрирует способность одного полного информационного ряда порождать другой информационный ряд и тем самым раскрывать комплексную причинность любых проявлений. Зелено-коричневое перо напоминает о непременной целенаправленности информационных потоков. Розово-синее демонстрирует волновую природу распространения информационных потоков. А желто-голубая сотовая структурация представляет одну из форм накопления и хранения информации. Зеленая спираль на розовом фоне символизирует развитие, обеспеченное сбором, осмыслением и распространением информации.

Желто-фиолетовый лабиринт представляет одну из форм хранения информации. Сине-бардовые информационные потоки показывают еще одну из форм возможного распространения информации – веерную. А розово-голубые ромбы обозначают логические информационные построения. И, наконец, желто-оранжевые фигуры изображают процессы самоорганизации и самоуправления, происходящие благодаря синергетическим свойствам информации (ее способности порождать последовательно самоструктурирование, самоорганизацию и самоуправление вокруг точек напряжения). 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Творчество»

Творчество - сбалансированное динамичное состояние, при котором из многовариантности фантазии (центр рисунка) и сполохов интуиции (на рисунке слева и справа) рождается предвидение нового (верхняя часть рисунка), способного органично вписаться в окружающий мир.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

_______________________________

©️ Чевозерова Галина Владимировна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum