|
|
|
1 Советская, космическая, избыточная слава Горького давала искажённое представление о нём, используя только одну краску: и золото её расплава убивало сложную сущность писателя; реакция последующего ниспровержения была только логична. Романтический порыв, яркость Челкаша, тысячи исхоженных дорог, декадентские закаты, Генрих Гейне, придумавший зубную боль в сердце, попытка застрелиться на волжском берегу… Примитивное, буйное ницшеанство, затхлость провинциальных углов, и разнообразие типов: люди, люди, люди… Горький вместил очень многое, точно проел горы российской жизни… Бродяги, воры, странники, монахи, купцы, подлецы, герои, рвущиеся в запредельность, готовые огнём собственного сердца освещать чужие дороги; пьяницы, чиновники, художники… Каталог людей, обстановок, домов: глядите на этот, треснувший пополам, сшитой железной скобой. …у Горького очень интересно работало тире – мускульная сила его придавала крепость фразе. Прямая речь, округло звучащая, вкатывается шаровидно в миры слова – продолжающего жизнь, объясняющего её… Метафизическое осмысление данности едва ли можно отнести к сильным сторонам Горького: нет, словесная живопись, переливающаяся массой тонов и оттенков, гораздо ярче энергии мысли, данной скорее подспудно. …а жизнь русская часто шла под спудом – мерзостей потяжелее свинца, дремучести, дичи, чертей – просвечивающих синеватой, чернильной кровцой – вырванных из алкогольного бреда… Горький церковных колоколов, и чуть ли не жажды рухнуть в монастырскую бездну; Горький революции: контрасты, организующие его реальность, поражают по сегодня, представляя натуру столь же буйно талантливую, сколь и противоречивую – второе, впрочем, вытекает из первого… И это первое и определяет интерес, который может вызывать писатель и сегодня: многое пережившие книги его, отвергли ветхость, как ложное предложение времени… 2 Чехов, предлагая стилистику, близкую к понятию совершенство, золотому сечению – когда не комбинацию золотых нитей фраз, организующих панораму людского сообщества – и Горький, идущий из глубины народных гущ, и перерабатывающий эту руду в словесный материал – слишком разные для одного времени. Тем не менее, история литературы, сохраняющая документы о не плохих их отношениях, свидетельствует о наличие и творческих точек соприкосновения двух классиков. Точки эти: болевое ощущение человеческой жизни, отношение к человеку, как мере вещей, и сострадание, множимое на сожаление, что сострадание это необходимо. Человек всегда мал – даже если серьёзно положение его в мире; человек всегда слаб, даже если стоит за ним духовная (не очень понятная, если по правде) сила. Именно так: подспудно, подоплёкой развёртывающихся бытовых и бытийных панорам прослаивает метафизика книги Чехова и Горького; именно это сближает их. И ещё – тоска по алмазно-прекрасной, безусловно светлой жизни, которая так и не настала, увы. 3 Интенсивность не-приятия романа «Мать» связана с избыточностью советской пропаганды – навязчивой, как и всякая пропаганда. Тем не менее, роман вполне может рассматриваться, как верная историческая панорама определённого временного периода, к тому же выполненная внушительным горьковским языком. Он обстоятелен и детален. Завод, вытягивающий из людей все жизненные соки, даден колоритно, ярко, жарко. Мощно, крупными мазками сделаны и персонажи, будь то Павел, отказавшийся от алкоголя в пользу книг, или мать, ломающая заурядность своей судьбы. Сила протеста копится медленно, но, выхлестнувшись, сносит тех, кто считает себя хозяевами жизни. Свинец обстоятельств давит – книги говорят и об этом. Белеющие на заводе лепестки листовок есть достаточное основание для исключения человека из ячеек обычной жизни. Параллели с сегодняшним временем провести достаточно сложно: слишком всё иное. Тем не менее, рассказ о том времени дан весьма внушительно, не говоря назидательно: ибо объёмы несправедливости сегодняшней и тогдашней схожи. 4 Мужицкое имя Клим, которым назван ребёнок, рождённый в семье интеллигента-народника, словно выделяет его – из привычных тем. Или ставит отметину: человек оказывается между полюсами, не принадлежа ни к одному. Густая плазма человеческих судеб, сконцентрированных в персонажах: их много, они толпятся, расступись! Дочери доктора Сомова, дети квартиранта Варнавки, товарищи по гимназии, отношения с которыми заверчиваются сложно – отчасти из-за того, что Клим вечно старается отличиться, что получается не всегда. Гибель Бориса и Варвары, провалившихся под лёд во время катанья на коньках; дымящиеся полыньи, повисающий в воздухе вопрос: А был ли мальчик?.. Вот оно – зыбкость всего, ирреальность, марево. Жизнь плотна и густа, жизнь – перенасыщенная мясом субстанция, а посмотри повнимательней – ничего нет, только курящаяся паром чёрная полынья… Эротическое томление Клима, завершающееся искусственным романом с подкупленной матерью швейкой; адское разочарование… Впрочем, очарованности в эпопее вообще мало: много разговоров: причём всяк дует в свою дуду… Петербург, студенчество, где Клим получает презрительное прозвище «умник» - из-за вечного анализа, которому стремится подвергнуть всё и всех. Дача, ловля сома на горшок: символическая сцена надувательства; разговоры, разговоры, славянофильство, западничество… Потом – события пятого года, «ничтожен поп» - вывод о Гапоне; Самгин в тюрьме по подозрению в революционной деятельности. Множество событий в реестре тогдашней истории: идут они сгущённо, отражаясь в жизни Самгина, становящейся всё более и более одинокой; отъезд за границу, берлинская скука, картина Босха, дающая ощущения схожести миропониманий… Горький стремился дать тотальный роман – но всё времени ему не хватало… Отдельные сцены лепились ярко, другие, выпадая из общего звучания, праздно отягощали громоздкий текст. Сложно представить, чтобы сейчас кто-нибудь добрался до конца: до вечера у Леонида Андреева, Февральской революции, незавершённого финала, неясности дальнейшей судьбы Самгина. Сложно. В рассказах и повестях Горький давал жизнь концентрировано, компактно, и они звучат и поныне, а неповоротливая махина романа… Она интересна отдельными кусками, словно повестями, её хочется и нарезать на них… Ибо, как Самгин, глядя на картину Босха, понимает, что целостности нет, одна раздробленность мироздания, так и роман демонстрирует её – эту раздробленность: в то время, как жизнь подчинена глобальному, сложно уловимому единству… 5 Своеволие купеческое – от силы, сила – от энергии, и уверенности; а энергия купечества была сгустком энергии России тогдашних времён. Горький хорошо чувствовал это, сильно передавал, используя возможное мускульное напряжение строки-фразы, употребляя часто тире – для дополнительного разгона. Игнат Гордеев, служивший водоливым на одной из барж богача купца Заева, знавал удачу во всём: неуёмная энергия его выводит наверх, хотя, уважаемый в народе, и зовётся он «Шалый» – ничего в его жизни нет от спокойствия реки, но всё – от бурления водоворота. Вторая жена рождает ему долгожданного сына, при этом умирая при родах: так появляется Фома Гордеев. Гордо звучащая фамилия, сила, определяющая её, не знающая укорота: в том числе – в грядущем бунте против своих, коренных, исконных. …Фома растёт в доме крёстного Маякина: в доме благочестивом, наполненном запахами ладана и воска; растёт серьёзным ребёнком, хотя и возится с игрушками вместе с Любой, дочерью купца. Крепко делается быт: вкусными, колоритными мазками: по дому можно пройти, подивившись его специфике, слишком контрастирующей с жизнью, известной нам. Впрочем, литература – не этнография… И Горький лепит характер, используя все краски – от бытовой до психологической. Вот Фома на пароходе отца, и чувствует, как разворачивается перед ним новая жизнь: широтой своей и силой превосходящая известную. …случай с машинистом, уволенным из-за вопроса Фомы, заставляет того задуматься о себе, и в не меньшей мере о силе и жалости, определяющих жизнь людскую. Пойдут галереей люди: те, с кем учится Фома, те, кто встречаются на различных жизненных перевалах; смерть отца наполнит душу сына тяжёлым молчанием; и повесть – чем дальше, тем делается тяжелее, туже проворачиваются её колёса… …странный излом намечается в недрах жизни Фомы: всё купеческое становится немило, денежная целеустремлённость претит, однообразие давит; разгульность – чуть не от бунтарской Стенькиной лихости – выбрасывает персонажа в безобразные загулы… Бунт против купечества, исходящий от купеческого сына – как нарушение правил жизни. Но и – исследование возможных психологических движений человека. Огромен купеческий пласт, был значителен он чрезвычайно для России, но и чувствовалось, – сдвигается, уходит, отживает… И об этом тоже многообразная, густо страстями и плазмою жизни насыщенная горьковская повесть… 6 Шум, многоголосье, иногда, кажется, - избыточно персонажей… Но нет – всё рассчитано, и механизмы драматургии работают без сбоев, увеличивая нарастание конфликта там, где положено, давая эмоциональный спад в местах, соответствующих теме и сюжету. Фамилии, часто соответствующие характеру: и Васса Железнова неженской рукой сжимает жёсткое тело собственного купеческого дела, не допуская в душу сомнений. Характерно – для тогдашнего времени и предложенного образа; но – и в наше время можно наблюдать, ибо нечто стержневое в человеке меняется мало. Знаменитая ночлежка даёт бушевание страстей, выплёскивающихся из персонажей, загнанных на дно. …кто напишет пьесу из жизни современных бомжей? Лука говорит банальности: хотя долгий опыт склоняет к удивительным открытиям – в жизни весьма часто встречается торжество банала, тут уж ничего не поделаешь; но мягкость Луки, происходящая от того, что долго мяли, определяет и человеческую функцию, необходимую в пьесе. А Ваське Пеплу – бунтарём бы! в революционеры – вполне поднял бы чашу сию, поднял, понёс; а то… как Данко, рванул бы сердце, чтобы воссияло другим. Есть некоторая добрая наивность, умноженная на романтическую приподнятость в иных периодах горьковских пьес; есть и тяжёлое осуждение: мещанства, например. В затхлой, густо, до вещей, нарисованной атмосфере, живое погибает, да и редко пробиваются ростки оного; тут невозможно жить! И – стремится жить именно так большинство… Пьесы Горького бушевали; успех, полученный ими, был велик и оправдан. Пьесы Горького сходили на нет, когда, вознесённый советской пропагандой до небес, он стал раздражать новое время. Пьесы Горького снова ставят – ибо без них невозможна русская литература. 7 Огромная фигура Горького, сколь бы ни пыталось постсоветское разодранное, атомизированное время умалить её - меньше не делается: время не обманешь: значение таланта укрупняет оно; но словосочетание Горький-поэт может вызвать усмешку даже у поклонников таланта буревестника. Кстати, о пресловутой песне: никто ведь не судит о Некрасове по первой книжке стихов "Мечты и звуки"? Также бесплодно и нелепо иронизировать по поводу Буревестника Горького: чей яростный порыв и призыв к переустройству жизни отчасти искупают провинциальность версификации. Но вот такой финал "Легенды о Марко": А вы на земле проживете, Как черви слепые живут: Ни сказок про вас не расскажут, Ни песен про вас не споют! Запоминается с первого прочтения – один из признаков подлинной поэзии! – и клеймом прожигает тьму-тьмущую обывательских, никаких судеб, – судеб, отданных за "полированные доски" мира, за уют крошечного уголка. Горький и весь – порыв, стремленье ввысь, каких бы материй, тем, образов ни касалось его перо. Вот "Баллада о графине Эллен де Курси" – лёгкость, или примитив? А, как ни странно, в алхимическом сосуде произведения, смешано и то, и другое, и тем не менее читать занятно, а мудрость, проскальзывающая в ней, тонка - хотя опять же несколько наивно: Мы щедро жизнь одаряем! Ведь каждый в нее принес Немножко веселого смеха И полное сердце слез. Думается, несмотря на то, что Горький своеобразно прорепетировал себя прозаика в поэзии, его и поэтом назвать заслужено – особенно теперь, когда море цинизма, филологических выкрутасов, скабрёзного стёба буквально захлёстывает современную поэзию. Может быть, наивность Горького-поэта – именно то, чего ей не хватает?.. 8 Дно не зацветёт хризантемами: мир ночлежки - скученность, темнота, дикость… Но – и естественность порыва: пусть в образе Пепла, но и – с уравновешиванием скверной реальности толикой мудрости: мягкого, коли жизнь в загрубелых лапах много и долго мяла, Луки… Мир жутковатый: не сходящий со сцен много десятилетий… Драматургия Горького специфична: в ней много декларативного: будто люди стремятся себя уж очень рьяно навязать; но в ней и много соли – от жизни: той, которая была, той, которой нет более… Властно сжимает Васса в несильных вроде бы, женских кулаках незримую власть. Мещане туго привязаны к повседневности (вообще-то – к чему ещё может быть привязан человек – этот, по сути, природный мещанин?), пока не появляется некто, говорящий им, что не правы они, живя такой скудостью… Много типажей: Горький знал жизнь насквозь и наизусть: они представляют самые разные слои, социальные страты, они по-разному чувствуют, думают, даже надеются… Они говорят по-горьковски: как ещё могли бы, ежели их метафизический отец обладал неповторимыми модуляциями писательского голоса? Они не сходят со сцен. И вряд ли когда-то сойдут. 9 Горький способствовал возвышению Л. Леонова. Он способствовал, видя уникальные его языковые возможности: даже по ранним вещам, типа «Туатамура», даже до «Барсуков» – с их феноменальной первой частью – сияли они, поражая многих. Магия языка Леонова связана была и со сказом, и с необыкновенною вещностью, обстоятельностью фразой, и с мощным её сгущением, когда, казалось, мир вмещался в оную, не желающую мириться со скромной ролью, претендующую на отдельное произведение. Целые главы из «Дороги на океан» - в целом, едва ли удачного романа, - можно рассматривать, как новеллистические шедевры. Сам Горький стилистически проще был: хотя некоторая сказовость – с волжским оканьем – присуща была и ему, раскатисто говорящему, отчасти поющему… И там, и там мир конкретен, даже если речь о зыбких областях… Леонов кажется верующим, хотя и вынужденным веру эту свою скрывать: чревата демонстрация оной. Едва ли разумен вопрос, кто выше. Однако, стремление Леонова сгустить всё до предела, даже разворачивая гигантский объём «Пирамиды», представляется необычайных полётом в запредельность, где и комментарий к Апокалипсису вполне логичен… Но помог Леонову в продвижении – Горький… _____________________ ©️ Балтин Александр Львович |
|