Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
Академик Легасов и американский сериал
(№9 [387] 07.09.2021)

Инна Легасова, 1 сентября 2021 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Сегодня, 1 сентября, в День знаний, родился мой папа, академик Валерий Алексеевич Легасов. Родился он в 1936 году, значит, сегодня, в первый сентябрьский день 2021 года ему могло исполниться 85 лет, и вся наша семья вечером после трудового дня села бы отмечать его юбилей. 

Мы и отметили его юбилей в семье. Только без него и без мамы, светлая им обоим память. Вспоминали такие папины качества, как правдивость, честность, порядочность, неподкупность, преданность своей семье и родной стране, верность тем идеалам, которые он считал ценными...  

И почему-то именно сегодня мне вспомнился пятисерийный сериал "Чернобыль", снятый, к сожалению, не нашими российскими кинематографистами, а американскими. Его весь мир смотрел, затаив дыхание. И несмотря на то, что в этом сериале папа мой был показан героем, каковым он на самом деле и был, но у меня тот прогремевший на весь мир сериал оставил очень неприятный осадок в душе и на сердце. Почему? Потому что вся фабула оного сериала шла вразрез с той самой честностью, под девизом которой прожил свою жизнь мой отец. Хотя именно приверженность правде была заявлена как лейтмотив всех пяти серий. 

"Мой долг рассказать об этом" – так называлась папина статья о чернобыльских событиях, опубликованная в 1988 году в газете "Правда". 

Наверное, теперь мой долг рассказать о том, как была перемешена правда с неправдой в сериале "Чернобыль" с единственной целью заработать как можно больше денег на трагическом сюжете, мимоходом пнув Советский Союз, на территории которого в 1986 году произошла эта "катастрофа планетарного масштаба", как назвал ее отец. 

Есть такой метод запутывания зрителя – показав несколько реально правдивых кадров и сюжетов, щедро разбавить их кадрами и сюжетами лживыми. Страшен он тем, что непосвященные верят как правдивым, так и ложным мыслям, картинкам и историям. Причём, именно ложным сюжетам отводится основная роль провозглашателей истины. Именно эти ложные сюжетцы и застревают в сознании зрителей и формируют их отношение к произошедшему. Мне кажется важным рассказать об этом, так как уходят из жизни люди –свидетели тех событий 35-летней давности, некому скоро будет оспорить отснятый и показанный далеко недокументальный материал. 

Начнём с того, что с неправды начинается весь сериал "Чернобыль": отец показан одиноким, несчастным, живущим в какой-то необустроенной грязной квартирке. Так, наверное, создатели сериала представляли себе быт советского ученого, занимавшегося стратегическими научными задачами. Однако же на самом деле, отец был счастливо семеен, жил в большом выделенном ему государством доме с любимой и любящей женой, со счастливо семейными любящими детьми, с любимыми внуками и даже с любимой собакой. В доме было радостно, часто людно, весело и очень дружелюбно. 

Вместо реального академика Легасова, очень энергичного, деятельного и решительного, показан какой-то рефлексирующий, слабовольный и всего опасающийся человек. Достаточно сравнить последние документальные кадры сериала, на которых виден мой отец, с тем образом, который слепили авторы "Чернобыля", чтобы ясно понять, что "профессор Легасов" в фильме и настоящий академик Легасов в реальной жизни – это "две большие разницы", как говорят в Одессе. 

Не был отец и разработчиком реакторов РБМК, как зачем-то сгоряча упомянули в сериале, не подумав хорошенько. Видимо, забыли загуглить, что слава создания этих реакторов принадлежит академику Доллежалю. А академик Легасов, или как его, любя, в силу его молодости называли коллеги, – «академик Валера", был довольно известным в учёных кругах физико-химиком, и был серьёзным специалистом в ректификационной очистке и химии гексафторидов тяжелых металлов, в исследованиях коррозионной устойчивости различных материалов в среде гексафторидов; отец стал первооткрывателем в новой области химии – химии соединений благородных газов и получил в своей лаборатории десятки новых уникальных веществ, имевших широкое практическое использование. 

Он исследовал ксенон-органические соединения и применение плазмы для синтеза новых соединений, использовал оригинальные техники синтеза химических соединений в неравновесных условиях, предложил и широко внедрил плазмохимический метод синтеза высших фторидов тяжёлых металлов с применением "инертных" фторагентов (четырехфтористого углерода, гексафторида серы), основанный на явлении взрывающихся проводников; отец развил новое направление, связанное с получением и применением высокоинтенсивных потоков электроотрицательных и электроположительных частиц в технологии неорганических материалов что позволило осуществить химический синтез с высоким градиентом температуры в условиях сильно неравновесной плазмы. Академиком Легасовым были предложены, разработаны и освоены новые высокоэффективные методы синтеза благородных газов (радиационный, фотохимический, плазмохимический) и технологии их производства. Отец внедрил искровой плазмотрон, УФ- и ВЧ-генераторы атомарного фтора. 

Им были найдены катализаторы процесса термической диссоциации фтора и подробно изучена фотохимия сжиженного фтора. Разработанный отцом каталитический процесс получения атомарного фтора сделал технологию синтеза термодинамически неустойчивого, но очень важного дифторида криптона и других неустойчивых соединений намного безопаснее и производительнее. Легасов впервые осуществил каталитический синтез гексафторида ксенона, исследовал термодинамику и кинетику процессов образования соединений благородных газов, изучил термодинамику системы ксенон-фтор и предложил оригинальный метод определения основных кинетических констант газофазных химических реакций в неизотермических условиях. 

Он определил кинетические константы химических процессов образования и разложения ди-, тетра- и гексафторидов ксенона, а также с помощью экспериментальных данных и математических методов нашёл со своими коллегами оптимальные условия синтеза индивидуальных фторидов ксенона. Благодаря работам лаборатории Легасова были развиты плазмохимические методы генерации и применения интенсивных потоков атомарного фтора для синтеза эндотермических фторидов и окислителей, используемых в различных технологиях, а также исследовано взаимодействие указанных потоков с матрицами твёрдых благородных газов при криогенных температурах, различными методами определены коэффициенты использования атомарного фтора. Впервые в науке им была исследована кинетика процессов окисления ксенона, кислорода, трифторида азота фтором на поверхности сильных кислот Льюиса , лимитируемых переносом заряда от донора к акцептору. Выявлено каталитическое влияние акцепторов фтор-иона на реакции фторирования неорганических и органических соединений дифторидом ксенона в неводных растворителях. Впервые в мире была изучена кинетика и предложен механизм гидролиза дифторида ксенона. Им были исследованы взаимодействия фторидов ксенона и криптона со всеми элементами периодической системы, оксидами, солями, реакции комплексообразования, фторирования, замещения и присоединения, окислительно-восстановительные, что имело фундаментальное значение для химии благородных газов. 

Выполненные отцом и его коллегами исследования заложили научные основы и помогли разработать методы количественного улавливания радиоактивных изотопов благородных газов, что необходимо для решения экологической проблемы ядерной энергетики и радиохимических производств всего мира. 

За все эти многочисленные работы отцу неоднократно присуждались государственные премии СССР . 

Поэтому с великим удивлением, помню, смотрели мы те кадры вышеупомянутого сериала "Чернобыль" в которых актёр, игравший Щербину (умнейшего, кстати, человека и прекрасного талантливого организатора) кричал на "профессора Легасова" и грозил, что выкинет его из вертолета. На самом деле, встретившись с Легасовым  в составе первой правительственной комиссии в подмосковном аэропорту Внуково, Щербина сразу понял, что может полностью рассчитывать на отца, и относился к нему с глубоким уважением и доверием. И конечно же, никакого конвоя (как это показано в сериале) ни к отцу, ни к кому бы то другому не приставляли. Никто его не арестовывал, нигде не запирал. Эта дичь, выданная за правду, ни малейшего отношения к правде не имеет . 

Да и на вертолете правительственная комиссия не летела из Москвы до Киева, натурально. Это сколько же по времени им лететь-то пришлось? Не сопоставили авторы сериала скорость движения вертолёта и расстояние от Москвы до Киева. 

Что за странная идея возникла в воспалённых от желания подзаработать деньжат на чернобыльском сюжете мозгах сценаристов – показать какие-то долгие партийные заседания, совещания, разговоры под портретами и бюстами Ленина на тему о том "что делать?" ?!?! 

Не было ничего подобного в реалии - авария  случилась в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года . Утром 26 апреля уже была срочно сформирована советским правительством первая правительственная комиссия, в которую были включены Щербина в качестве главы комиссии, Легасов как научный эксперт, министр энергетики СССР Майорец, замминистра здравоохранения СССР Воробьев, зам председателя Госатомэнергонадзора СССР Сидоренко, зам генерального прокурора СССР Сорока, руководитель одного из подразделений КГБ СССР Щербак, зам председателя Совета Министров Украины Николаев, Председатель Киевского облисполкома Плющ. 

В два часа дня 26 апреля эта комиссия вылетела в Киев, откуда на машинах была быстро доставлена к месту аварии в город Припять. И уже вечером 26-го апреля отец попросил, чтобы ему дали возможность облететь на вертолете несколько раз зону взрыва, что он и сделал, нахватав смертельную дозу радиации. Кроме того, он в тот же вечер несколько раз на предоставленном военными бронетранспортере подъезжал к четвёртому разрушенному энергоблоку, так как сам должен был понять, работает ли реактор. Это было принципиально важно понять, чтобы быстро принять правильные решения. В сериале же неправдиво показано, что он посылал людей осматривать четвёртый энергоблок. Никого он никуда не посылал. Тем более, на верную гибел . 

Очень разумно и точно действовал Щербина как руководитель первой правительственной комиссии. Он разделил всех участников на шесть групп: 

1) первая группа занималась определением причин аварии (Мешков); 

2) вторая группа должна была организовать все дозиметрические изменения в районе Припяти и в близлежащих районах (Абагян); 

3) группе гражданской обороны было поручено осуществить быструю эвакуацию людей из зоны аварии (генерал Иванов); 

4) четвёртая группа занималась организацией порядка нахождения в поражённой зоне людей (генерал Бердов); 

5) пятая группа занималась всем комплексом медицинских мероприятий (Воробьев); 

6) шестая группа была создана для локализации аварии. Эту группу возглавил академик Легасов.

Все группы с самого начала и вплоть до завершения всех работ по ликвидации последствий аварии действовали четко, быстро и слаженно. Поэтому никакой критики не выдерживают кадры сериала о нерасторопности, медлительности и нерешительности ликвидаторов.

Ложь в сериале и то, что якобы правительственной комиссией принимались решения "не выпускать из Припяти людей", "оцепить весь город , чтобы из него никто не уехал", "обрезать телефонные линии". Циничная ложь. Ложь также и в том, что устами сериального  "профессора Легасова"  говорится: "не стоит беспокоиться". 

А правда в том, что Легасов после того, как облетел на вертолете разрушенный реактор, сказал Щербине в присутствии всех членов правительственной комиссии о том, что беспокоиться о людях как раз стОит, и что необходимо их немедленно эвакуировать из Припяти. И Легасова поддержал Сидоренко. Именно их обоих и послушался Щербина, результатом чего были снятые украинской властью со всех рейсов в Киеве и в окрестных городах автобусы, колонны которых всю ночь с 26 на 27 апреля шли в Припять для эвакуации жителей этого города. 27 апреля с 12 до 16 часов практически все жители были из Припяти вывезены. И сам процесс эвакуации был по-настоящему трагедийным: люди вынуждены были покидать свои обжитые дома и квартиры, не взяв даже самые необходимые вещи –разрешалось брать с собой только документы и деньги. Домашних животных приходилось оставлять – от сердца отрывали люди своих питомцев, кошек и собак. 

После эвакуации жителей начались тяжёлые будни ликвидаторов аварии. И вместо тог , чтобы показать, как на самом деле слаженно и дружно работали все советские министерства, ведомства и учреждения, задействованные в ликвидации последствий аварии, сериал ложно демонстрирует пьянство, свинство, мздоимство, нежелание говорить правду согражданам и мировому сообществу. 

В фильме неоднократно показана несуществовавшая в природе женщина-физик (якобы олицетворяющая собой собирательный образ учёных), которая убеждает "профессора Легасова" рассказать правду о происходящем. А он якобы боится эту правду излагать. Бред сивой кобылы, простите мне мой "французский". Реального академика Легасова не надо было убеждать говорить правду, ибо правда была для него важна как воздух. Правдивость была его естественным состоянием. Это он сам всех призывал не скрывать никаких фактов, не утаивать ничего. Это он предложил создать оперативную информационную группу журналистов, которая могла бы освещать всё происходящее в Припяти честно и беспристрастно. Жаль, что это его предложение не было одобрено тогдашним первым лицом страны. 

И если уж рассказывать эту историю правдиво (на что претендуют авторы блокбастера "Чернобыль"), то тогда уж надо обозначить, что женщина рядом с Легасовым действительно была. И советы давала, и поддерживала, и встречала его с любовью, когда он накоротко возвращался домой, чтобы честно рассказать о происходящем коллегам и снова вернуться туда, в Припять. Этой женщиной была моя мама, Маргарита Михайловна Легасова. Его жена, его подруга, его коллега и единомышленница, его муза. 

Отдельное "спасибо" создателям сериала, воткнувшим в него чисто голливудский слезовызывающий приёмчик – "профессор Легасов" идёт на приём к Горбачёву и просит у него разрешения "убить трёх человек". Речь о водолазах. Этот сюжетец оказался вообще за гранью разумного: во-первых, меньше всего отец был склонен в ситуации опасности просить у кого бы то ни было разрешения на те или иные действия в тот момент, когда надо было именно действовать. Они все там действовали, а не разглагольствовали; во-вторых, Горбачёв сидел в Москве и никаких решений не мог принимать издалека, да и отношений у отца с ним никаких не могло быть и не было; и в-третьих (и в-главных), выбирались на те или иные действия только добровольцы, которые лезли в пекло не потому, что им предлагались деньги за героизм или не потому, что их под дулами автоматов заставляли (как это опять-таки неправдиво показано в сериале), а потому, что в тот момент в людях и просыпались герои – они шли на риск осознанно, хорошо понимая, что рискуют своим здоровьем и своими жизнями. Все они – герои. Настоящие герои, а не голливудские. Вечная светлая память героям – ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС .

Советский Союз с честью справился с последствиями Чернобыльской аварии. 

Об этом надо было снимать большой серьёзный сериал как руководство к действию на случай, если где-то такая ситуация повторится, упаси Господь. 

Причём, снимать такой сериал надо не заморским, а российским киномастерам. 

Но Чернобыльская тема по зубам только очень сильному мастеру. Киногению. Почему? Потому что ликвидаторами этой катастрофы были очень масштабные личности, и рассказать об их подвиге сможет только очень масштабный киномастер. Академик Легасов от кино.

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum