Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
"Я убит подо Ржевом". Поэтическая правда Твардовского
Военная тема в поэзии Твардовского. Отношения между людьми, память, гуманитарные...
№05
(395)
05.05.2022
История
*Испанские воины-добровольцы, воевавшие в период Великой Отечественной войны в рядах Красной армии. Исследование А. Ф. Щеглова. Выпуск № 11
(№1 [391] 07.01.2022)
Автор: Александр Щеглов
Александр Щеглов

АМАДЕО  ТРИЛЬО ДИАС (AMADEO  TRILLO  DIAS)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился Трильо 21 июня 1916 г. в городе Убеда провинция Хаен в Испании. Здесь же в Убеда он окончил 10 классов в 1931 г.  Работал механиком по ремонту автомобилей. В Гражданскую войну в рядах республиканской армии начинал службу в пехоте, а затем после прохождения специальных авиационных курсов  13 января 1938 г., ему было присвоено воинское  звание лейтенанта и специальность штурман. Он один из многих  испанских молодых людей, который в годы Гражданской войны  в своей стране откликнулся на призыв правительства Республики о необходимости получить профессию лётчика-истребителя  в СССР. Амадео,  не задумываясь, написал заявление на конкурс по отбору курсантов, который проводила специальная комиссия республиканской армии. В Кировабаде в  авиационном училище в СССР он учился в составе 4-го набора с сентября 1938 по март 1939 г.  С началом Великой Отечественной войны вступил добровольцем в ряды Красной Армии.

Вначале прошел подготовку  на краткосрочных курсах сапёров-подрывников и затем воевал в действующей армии на одном из участков Калининского фронта. Он стал инструктором-подрывником для обучения советских партизан, действовавших в немецком тылу. За успешное выполнение боевых заданий был награждён орденом Красной Звезды.

Был снова зачислен  в состав пилотов  военно-воздушных сил в мае 1942 г. и до сентября этого года служил в воинской части специального назначения. С присвоением звания лейтенант ВВС продолжил службу в 722 истребительном авиационном полку ПВО в г. Горький. Затем он лётчик-истребитель 786 истребительного авиационного полка по переобучению лётного состава. С декабря 1943 г и до 1945 г. служил лётчиком в эскадрильи 439 истребительного авиационного полка 147-й истребительной авиационной дивизии. Эскадрильей  командовал его земляк Андрес Фьерро.

После окончания войны продолжал службу в авиации в 147 и 148 авиационных полках  144-й истребительной авиационной дивизии вплоть до мая 1948 г., когда все испанские лётчики одним приказом были демобилизованы и стали гражданскими людьми. Увольнение произошло по статье 43 пункт «А». Личное дело № 0133482 с послужным списком хранится в архиве 439-го авиационного полка.

Награды:

Орден Красной Звезды, приказ подразделения №: 605/95 от: 07.03.1943, издан Президиумом Верховного Совета Союза ССР, ГАРФ, фонд Р7523, опись 4, дело 155;                                                                             

Орден Отечественной войны II степени, 23.05.1985, награждён Президиумом ВС СССР, Номер документа: 2491/11, ЦАМО, Картотека награждений, Расположение документа: шкаф 102, ящик 9; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Указ от 09 .05. 1945 г.

В послевоенные годы Амадео Трильо Диас жил и работал в городе Энгельс  Саратовской области,  был женат на Александре Ивановой. Вернулся  в Испанию.

      Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. «Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948», Editorial Galland Books, 2018, pag.140-141, foto/ Рaфаэль де Мадариага Фернандес. «Испанские лётчики в СССР, 1936-1948», Издательство Галланд Букс, 2018, с.140-141, фотография. 
  2. Lista de “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Barcelona, 4-a promoción, # 169// Список «Ассоциация авиаторов Республики», Барселона, 4-й выпуск, № 169.
  3.  Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 4072.   
  4.  Награждение: сайт https://pamyat-naroda.ru/heroes/

*

ПЕДРО  ПАДИЛЬЯ  РЕДОНДО (PEDRO  PADILLA  REDONDO) 

Нажмите, чтобы увеличить.
Падилья Редондо родился в г. Линарес  (сегодня более 60 тыс. жителей), в провинции Хаэн, Андалусия  на юге Испании. По гражданской профессии – металлург. В  Коммунистическую партию Испании вступил в 1931 г.

Прибыв в Советский Союз после окончания Гражданской войны в Испании, устроился работать на промышленное предприятие. Когда началась Великая Отечественная война  добровольцем вступил в Красную Армию и вместе с другими испанцами, ставшими красноармейцами, стал проситься на фронт. Прежде всего он стал слушателем  политической школы в Планерной  (Москва), которая была создана по инициативе Коминтерна для подготовки партийного актива Коммунистической партии Испании, находившегося в эмиграции. Затем его боевой путь продолжился  со вступлением также добровольно в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН) войск НКВД. В этой бригаде в составе 2-го стрелкового батальона 1-го мотострелкового полка была сформирована получившая в дальнейшем широкую известность 4-я рота численностью 125 человек, полностью укомплектованная испанцами.

На исходе лета 1942 г. Педро Падилья уже курсант Высшей оперативной школы особого назначения (ВОШОН), имевшая наименование войсковая часть № 00125, что означало совершенно секретно. Эта в/ч дислоцировалась в Быково недалеко от Москвы и через неё прошли многие десятки испанцев, получивших разнообразные партизанские разведывательные и инженерно-сапёрные специальности для дальнейшей  деятельности на фронте и в немецких тылах.

Нажмите, чтобы увеличить.
Группа партизан Высшей оперативной школы особого назначания (ВОШОН) в готовности к заброске в тыл противника

В это время по решению высшего командования в школе готовился особый отряд для  заброски в немецкий тыл. Его командиром был определён Франсиско Гульон.  В этот отряд  и был зачислен Педро Падилья. У отряда оказалась непростая судьба (подробнее о его действиях рассказано в книге Станислава Вязьменского «Ленинградская битва 1941-1944. Партизанский отряд Франциско Гульона: судьба и память», ТАСС, 2019 г).

Началось всё с неудачного десантирования групп в Ленинградской области. Они  оказались разбросанными на несколько десятков километров одна от другой. Это, естественно, затруднило общий сбор и организованные диверсионные действия. На долю отряда Гульона, в составе которого находился Педро Падилья, выпали нечеловеческие страдания. Быстро закончилось продовольствие, начались холода,  в лесных условиях  у партизан постепенно оказалась изорванной одежда и обувь,  не было устойчивой связи с большой землёй. Сюда можно добавить и настороженное, а  местами враждебное отношение местных жителей. Партизаны-диверсанты сообщали, что жители боялись встреч и общения с партизанами, поскольку это часто становилось причиной жестоких карательных операций немецких оккупантов. Несмотря на эти и другие трудности отряд наносил фашистам ощутимые удары: партизаны подрывали железнодорожное полотно, пуская под откос поезда с боевой техникой и личным составом немцев, взрывали автоколонны и отдельные машины на дорогах, выводили из строя линии связи, уничтожали десятки солдат и офицеров противника, передавали в центр ценную разведывательную информацию.

 В одном из жестоких боёв 3 ноября 1942 г.  пал смертью героя Педро Падилья. Погибли Анхель Альберка, участник Азовских ночных рейдов, Бенито Устаррос, Сальвадор Лоренте и другие. Был тяжело ранен командир отряда Франциско Гульон.

У Педро Падильи осталась вдова Эсколастика Антекера Фернандес.

      Источники:

  1.  Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 3088. 
  2. Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, pag. 208, foto // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981,стр. 208,  фото;
  3. Станислав Вязьменский «Ленинградская битва 1941-1944 Партизанский отряд Франциско Гульона: судьба и память», ТАСС, 2019 г., стр. 98, 152

*

ЭУХЕНИО ПРИЕТО  АРАНА  (EUGENIO  PRIETO  ARANA)

Нажмите, чтобы увеличить.
По своему рождению  в сентябре 1922 г. г. Эибар в Испании, Эухенио Прието относился к «детям войны». Так испанцы называли тех детей, которых вывезли в СССР в самом начале Гражданской войны в Испании, чтобы спасти их от обстрелов и бомбардировок населённых пунктов  войсками  генерала Франко. Когда Прието прибыл в Одессу в 1937 г. ему едва исполнилось 15 лет, к этому времени он успел окончить 7 классов. Затем уже учился в русской школе. Мечтал стать лётчиком и вместе с группой испанцев ему удалось вначале поступить в Московский аэроклуб, а затем в числе девяти других соотечественников поступить в 1940 г. в Борисоглебское авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова.

Учёбу в Борисоглебске завершили в самый канун нападения гитлеровской Германии на СССР  в мае 1941 г. Официально в документах он был призван в ряды Красной Армии Борисоглебским райвоенкоматом Воронежской области а впреле 1941 г. В действующей армии свой боевой путь лётчика-истребителя он начал в 3-м истребительном авиационном полку 36-й истребительной авиационной дивизии. Ему присвоили первичное офицерское звание младший лейтенант. В последующем в декабре 1943 г. он стал гвардии лейтенантом, а в марте 1945 г. – гвардии старшим лейтенантом командиром звена. Боевая деятельность этого пилота была непростой. Он воевал на Северо-Кавказском, Воронежском, 1-м и 4-м Украинских  фронтах, в составе 181-го истребительного авиационного полка 235-й истребительной авиационной дивизии. Затем сражался в небе,  будучи старшим лётчиком и командиром звена 180-го гвардейского истребительно авиационного Сталинградского  Краснознамённого полка 15-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии 10-го истребительного авиационного Сталинградского ордена  Богдана Хмельницкого корпуса. Эти полные наименования полков, дивизий и корпусов  свидетельствуют о том, что Эухенио Прието сражался и был неоднократно удостоен правительственных наград, находясь в прославленных в  боях советских авиационных частях.

В августе 1943 г. в воздушном бою был ранен и сбит, но приземлившись на парашюте на территории, занятой немцами, сумел укрыться и сбежать от врага к своим. К этому времени на его личном счету было 47 боевых вылетов.

В январе 1944 г. он не вернулся с боевого задания и был объявлен пропавшим без вести. Но затем выяснилось, что он остался жив и продолжил воевать. К марту 1945 г. количество его боевых вылетов увеличилось ещё на 58. А в апреле победного 1945 г. лётчик был награждён орденом Красного Знамени. В мае  он  вместе со своим авиационным звеном принял участие в освобождении от немцев столицы Чехословакии г. Праги.

Награды:

Орден Красной Звезды, 01.09.1943, Номер документа: 19/н,  ЦАМО, картотека награждений, расположение документа: шкаф 70, ящик 28

Орден Красного Знамени, 04.04.1945,  ЦАМО, картотека награждений, расположение документа: шкаф 70, ящик 28

Орден Отечественной войны II степени, 25.05.1985, награждён Президиумом ВС СССР

Медаль «За оборону Кавказа», ЦАМО, фонд 33, опись 44677, дело: 370

 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 », Указ от 09 .05. 1945 г.

Медаль «За боевые заслуги», 31.07.1948, ЦАМО, картотека награждений, шкаф 70, ящик 28

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.
Наградной лист на Прието Арана Эухенио: представление к ордену Красного Знамени. Уволен из Вооружённых Сил 30 марта 1946 г. по статье 43 пункт А.3.

Нажмите, чтобы увеличить.
Встреча через много лет, Эухенио Прието со своим бывшим командиром  Лакеевым И.А. (сайт www.bvvaul.ru)
 

После войны жил в Москве. В 1957 г. вернулся на родину в город Эибар вместе с женой Пьедад Саинс де ла Маса.  

Умер в январе 1986 г.

      Источники:

  1.  Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 3356. 
  2. Rafael de Madariaga Fernández. «Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948», Editorial Galland Books, 2018, pag.138, foto/ Рaфаэль де Мадариага Фернандес. «Испанские лётчики в СССР, 1936-1948», Издательство Галланд Букс, 2018, с.138, фотография. 
  3. www.bvvaul.ru, сайт Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознамённого училища лётчиков имени В.П. Чкалова, раздел выпускники.
  4.  Награждение: сайт https://pamyat-naroda.ru/heroes/

*

БЕНИТО  УСТАРРОС  КАЛОНХЕ (BENITO USTARROZ CALONGE)

Нажмите, чтобы увеличить.
Бенито Устаррос Калонхе родился в 1914 г. в Испании. Вступил в Объединённую Социалистическую партию в 1937 г. В 1938 г. после тщательного отбора был включен в состав 4-й группы курсантов (всего 177 человек) для обучения в специально созданном для подготовки испанских лётчиков  авиационном училище в г. Кировабад Азербайджанской ССР. Первая группа в количестве 89 человек во главе с сопровождающим капитаном Антонио Бланч Родригес отбыла  в сентябре 1938 г. из авиационной школы в Сабаделле (Барселона). На поезде они прибыли во французский порт Гавр. Здесь власть старшего сопровождающего принял капитан Калдевилья, который с 3-м выпуском лётчиков из Кировограда находился  в этом французском городе. Из Гавра курсанты на советских пароходах «Кооперация», «Мария Ульянова» и «Смольный» северным морским путём, обогнув Западную Европу прибыли в Ленинград, а затем на поезде в азербайджанский город Кировабад. Как известно, в связи с захватом власти в Мадриде генералом Франко, испанские лётчики выпускники 4-го набора в количестве от 150 до 192 человек (по данным АДАР) в Испанию не возвратились.

Молодые пилоты разъехались по городам Советского Союза, где получали какое-то жильё и устраивались на работу.  Бенито Устаррос поселился в Харькове, где вместе с другими испанцами-авиаторами поступил на работу на Харьковский тракторный завод (ХТЗ). Тем временем приближалась война с Германией и уже в июне  1941 г., когда фашистские войска вторглись на территорию нашей страны, испанские парни, находившиеся в различных городах СССР, стали искать возможностей вступить добровольно в ряды Красной Армии, чтобы сражаться с вероломными немецкими захватчиками. Многие из испанских лётчиков, кто на несколько месяцев, а кто и до конца Великой Отечественной войны стали партизанами или, как их ещё  называли разведчиками-диверсантами, часто и подолгу выполнявшими боевые задачи, как на передовой наших войск, так и в глубоком тылу противника. Во второй группе волею судеб оказался Бенито. 

В Харьков для выяснения обстановки и решения особых боевых задач по нанесению ударов по приближающимся немецким войскам прибыл полковник Илья Григорьевич Старинов. Вся его предыдущая служба была связана с инженерными войсками Красной Армии. В этом городе он встретился с находившимися там испанцами, которые стали просить его содействия для вступления в Красную Армию. В конечном итоге уже на Южном фронте, которым осенью 1941 г. командовал генерал-лейтенант Р.Я. Малиновский, испанцы, прибывшие в Ростов-на-Дону, были зачислены добровольцами в созданный решением командования 522-й отдельный сапёрный батальон 56 армии Южного фронта и поставлены на все виды довольствия.

В январе-феврале 1942 г. Бенито вместе с другими соотечественниками стал участником ледовых рейдов через Таганрогский залив, занятый немцами. В представлении для награждения его правительственной наградой, подписанном начальником штаба оперативной инженерной группы капитаном Чехониным, описывается его подвиг: «В исключительно трудных зимних условиях трижды пробирался по льду через Таганрогский залив на берег,  занятый противником для разведки и минирования. 7 февраля 1942 г. с группой бойцов установил в тылу у противника 7 мин и взорвал трактор врага. 23 февраля, следуя на выполнения  задания в 8 км. от вражеского берега одним из первых бросился на сближение с разведкой противника, которая однако боя не приняла. Бенито Устаррос проник на берег, занятый немцами, и вместе со своими бойцами установил 6 мин на дороге Мариуполь-Таганрог (восточнее дер. Обрыв) и принял личное участие в подрыве автоколонны из 48 машин немцев. 

Достоин ходатайства о награждении медалью «За отвагу».

Ходатайство было утверждено помощником начальника штаба Инженерных войск Красной Армии полковником И.Г. Стариновым. Приказом войскам 56-й Армии от 31.03.1943 г. медаль была вручена Бенито Устарросу. К тому времени он  в качестве инструктора  Оперативно-учебного центра сражался уже на Западном фронте.

Лейтенант Бенито Устаррос Калонхе погиб  в октябре 1942 г., выполняя задание командования в немецком тылу на территории  Ленинградской области. Он находился в составе партизанского отряда, заброшенного парашютным способом. Этим отрядом командовал капитан Франсиско Гульон.

Награды:

Орден Отечественной войны I степени, приказ подразделения № 605/95 от 07.03.1943, издан Президиумом ВС СССР. Архив: ГАРФ, фонд Р7523, опись 4, дело 155

Медаль «За отвагу», воинская часть: штаб 56 Армии Южного фронта, дата документа 31.03.1942 , приказ подразделения № 02/н от 31.03.1942, издан военным советом 56 Армии Южного фронта. Архив ЦАМО. Фонд 33, опись 682524, дело 623. 

Источники:

1.Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 4134.    

2.Lista de “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Barcelona, 4-a promoción, # 171// Список «Ассоциация авиаторов Республики», (АДАР),  Барселона, 4-й выпуск, № 171.                                                                                                                           

3. Станислав Вязьменский  «Ленинградская битва 1941-1944 Партизанский отряд Франциско Гульона: судьба и память», ТАСС, 2019 г., стр. 155. 

4. Roque Serna Martínez. “Heroísmo español en Rusia”. - Madrid, 1981, pag. 208, foto // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981,стр. 208,  фото;

5. Награждение: сайт https://pamyat-naroda.ru/heroes/ 

*

АНТОНИО  ПЕЙНАДО  ПЕНЬЯЛВЕР (ANTONIO PEINADO PEÑALVER)

Нажмите, чтобы увеличить.
Антонио Пейнадо родился 7 марта 1914 г. в г. Хаен, Испания. Окончил 9 классов средней школы. Гражданская специальность токарь по металлу. В Коммунистической партии Испании с 1936 г.

Во время   Гражданской войны в Испании осенью 1938 г.  был направлен на обучение в Советский Союз в лётное училище г. Кировабад Азербайджанской ССР, после окончания которого в апреле 1939 г. остался в нашей стране.

В отличие от других лётчиков-выпускников, которые с началом Великой Отечественной войны попали в сухопутные войска, в партизанские отряды и только  затем воевали по специальности в авиационных частях, Антонио уже с июля 1941 г. был зачислен  в 153 авиационный полк, ставший гвардейским, входивший в состав 12-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Позднее он служил в 372 отдельном авиационном полку связи 3-й гвардейской танковой армии. С 01.07.1941 г.  младший лейтенант Пейнадо  лётчик в составе авиации Западного фронта, а с 1 июля 1943 г. он продолжил своё участие в боевых действиях на Брянском, Центральном и 1-м Украинском фронтах. За отличное выполнение боевых заданий командования был награждён орденом «Красная Звезда».

Фрагмент из наградного листа с представлением о награждении младшего лейтенанта Пейнадо
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Личная карточка младшего лейтенанта Антонио Пейнадо Пеньяльвера
 

Не посчастливилось лётчику лейтенанту Антонио Пейнадо дожить до счастливого дня победы. В Польше в воздушном бою  24 октября 1944 г. он был сбит. Место захоронения: Жешувское  воеводство, Кросьценко Высьне,  Пустыны, могила 10, захоронение 87211572.  Извещение направлено жене Конче Палау, адрес: Горький 46,Американский пос. дом 39. Удостоверение личности лётчика 153-го гвардейского истребительного Сандомирского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационного полка лейтенанта Антонио Пейнадо Пеньялвера серия НФ 000001, № 121568.

Награждён: Орденом Красной Звезды, приказ подразделения № 26/н от 20.02.1944, издан 3-й гв. Танковой армией, Архив: ЦАМО,фонд 33, опись 690155, дело 1415. 

Источники:

1.Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 3172.    

2.Lista de “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Barcelona, 4-a promoción, # 171// Список «Ассоциация авиаторов Республики», (АДАР),  Барселона, 4-й выпуск, № 119.                                                                    

3. Награждение: сайт https://pamyat-naroda.ru/heroes/

4. Донесение. Именной список безвозвратных потерь офицерского и сержантского состава частей 12-й гвардейской истребительной авиационной Знаменской ордена Богдана Хмельницкого дивизии за период с 20 по 30 октября 1944 г. В списке под № 7. 

*

ЛУИС  КАСТИЛЬО  МАЙОРАЛ  (LUIS  CASTILLO  MAIORAL)

Нажмите, чтобы увеличить.
  Луис Кастильо Майорал родился в 1918 г. в Мадриде, Испания. Вступил в Коммунистическую партию Испании в 1937 г. На протяжении Гражданской войны в Испании воевал на стороне Правительства Республики, был лётчиком в авиационных частях в звании лейтенанта. 

После захвата власти в Испании генералом Франко лейтенант Кастильо, как и многие воины-республиканцы перебрался в Советский Союз и  поступил на работу в г. Харькове.

С началом Великой Отечественной войны лётчик Луис стал партизаном. В январе 1941 г. он был зачислен в состав 522 отдельного сапёрного батальона 56-й армии Южного фронта со штабом в г. Ростове-на-Дону. Под общим руководством полковника И.Г. Старинова батальон в начале января 1942 г. занял свои позиции по южному побережью Таганрогского залива Азовского моря. Испанцы повзводно располагались на своих базах в Ейске, Шабельском, Порт-Катоне и Маргаритовке. Отсюда, действуя по льду на санях, они подходили к северному побережью залива и в ночных условиях устанавливали мины на дорогах и в местах прохождения линий связи, тыловых помещений, складов боеприпасов. Луис Кастильо принимал активное участие в снаряжении и установке мин, на которых подрывались немецкие автомашины, тягачи с орудиями и конные повозки с солдатами.

 Однажды как всегда в ночное время группа Кастильо выполнила боевое задание, установила несколько мин на автомобильной дороге Мариуполь-Таганрог. Испанцы спустились с обрыва и направились к саням, запряженным лошадьми. Всё было тихо, но вдруг раздались выстрелы, внезапно побережье осветили мощные немецкие прожекторы, которые шарили слепящими лучами по обрыву и льду залива, раздались орудийные выстрелы и снаряды стали разрывать лёд совсем недалеко от испанских бойцов. По приказу Кастильо они залегли, спрятавшись за небольшими торосами, которые в случае близких разрывов не спасли бы минёров,  но белые камуфляжные одежды, сшитые шабельскими женщинами из простыней, не позволяли немцам их обнаружить. Они слились со снегом и затаились, уже по опыту зная, что  фашисты долго обстреливать не станут, сберегая снаряды. И действительно через несколько минут артиллерийский огонь прекратился и испанские воины наконец подбежали к поджидавшим их саням. На них в качестве наездников-коноводов были жители местных сёл. Они были на значительном удалении от берега и артиллерийский огонь не мог причинить им вреда. Луис Кастильо ждал ответа на вопрос:  неужели мины не сработают? И только группа по его команде тронулась к южному берегу, как послышались мощные взрывы заложенных на дороге мин. Мины сработали, обрадовались испанцы, задание было выполнено.

В мае 1942 г. полковник Старинов был назначен командиром 5-й отдельной инженерной бригады специального назначения на Калининском фронте. Решением Военного совета фронта в состав бригады были включены и испанцы, продемонстрировавшие  свои знания и опыт в инженерно-сапёрной подготовке при совершении ледовых рейдов на Азовском море. Луис Кастильо вместе с Хосе Вьеска, Энрике Канелем и другими опытными подрывниками действовали смело и умело теперь уже в тылу у немцев вместе с отрядами советских партизан. С 15 июля по 15 августа 1942 г. они пустили под откос три железнодорожных эшелона немцев с боевой техникой и боеприпасами, шедших к фронту, подорвали 13 автомобилей.

На Калининском фронте мужественно и со знанием своего дела сражались с фашистами многие испанцы в тылу у немцев, в том числе и лётчики такие как Луис Кастильо, ставший минёром-сапёром до конца войны. По свидетельству полковника Старинова этот молодой лейтенант к маю 1943 г. находился в тылу у противника четыре раза с общей продолжительностью пребывания более 4-х месяцев. С поставленными боевыми задачами справился успешно.  

Награды:

Орден Отечественной войны I степени. 23.05.1985 г., ЦАМО, картотека награждений, шкаф 102, ящик 9;

Орден Красной Звезды, приказ подразделения № 605/95 от 07.03.1943, издан Президиумом ВС СССР. Архив: ГАРФ, фонд Р7523, опись 4, дело 155.

После окончания войны  Луис Кастильо работал преподавателем в институте иностранных языков в Москве, служащим в издательстве «Правда», переводчиком на радиостанции Москва.

В 1977 г.  после смерти Франко (1975 г.)  вернулся в Испанию. 

Источники:

1.Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 847.    

2. Roque Serna Martínez. “Heroísmo español en Rusia”. - Madrid, 1981, pag. 69-76, 197-200, foto // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981,стр. 69-76, 197-200,  фотография;

3. Список испанских товарищей, находящихся в распоряжении полковника Старинова, 31 мая 1943, поряд. № 49.

4. Награждение: сайт https://pamyat-naroda.ru/heroes/ 

ХОСЕ  АНДРЕС  ГУАНТЕР (JOSE  ANDRES  GUANTER)

Родился в 1915 г. в г. Валенсия, Испания. По профессии автомеханик. Член Коммунистической партии Испании с 1936 г. Воевал в республиканских войсках в годы Гражданской войны 1936-1939 гг. Как и другие молодые люди прошел конкурсный отбор и был направлен в составе 4-го набора курсантов (осень 1938-весна 1939) на учёбу в Советский Союз в известное специальное авиационное училище в г. Кировабад (теперь Гянджа) в Азербайджане. Училище выпустило испанцев, ставших пилотами, но летать многим из них не пришлось. Этот 4-й выпуск за небольшим исключением остался в СССР. Группами испанцы разъехались по стране. Андрес жил и работал на предприятиях городов Ростова-на Дону и Орджоникидзе в качестве слесаря – пригодилась гражданская профессия автомеханика.

С началом Великой Отечественной войны Хосе Андрес попал на службу в инженерно-сапёрные подразделения, прошел краткосрочную  подготовку на курсах по специальности сапёра-минёра в Ленинградском военно-инженерном училище и вместе с другими выпускниками в звании старшего сержанта оказался в батальонах ОСНАЗ, действовавших на передовой различных фронтов Красной Армии и в тылу у немцев, выполняя боевые задачи во взаимодействии с советскими партизанами. Эти  подразделения, проникая через линию фронта, минировали мосты и участки железнодорожных магистралей, взрывали автоколонны и отдельные машины,  группы немецких мотоциклистов, разрушали опоры и линии связи, добывали ценную разведывательную информацию и передавали её командованию.

Со временем, Хосе  Гуантер приобрёл богатый боевой опыт инженера-сапёра, ему было присвоено первичное офицерское звание младшего лейтенанта и  он был назначен командиром разведывательно-диверсионной группы (РДГ).

В годы Великой Отечественной войны Хосе Гуантер Андрес  во главе РДГ совершал дерзкие акции в тылах у немцев на Центральном, а затем на Южном участках советско-германского фронта. Это отмечал руководитель ОСНАЗ полковник И.Г. Старинов, об этом свидетельствуют и награды испанского партизана.

Награды: 

Орден Красной Звезды. Награждён  отряд ОСНАЗ 18 Армии, приказ подразделения №: 30/н от: 30.04.1943
Издан: Военным Советом 18 Армии, ЦАМО, фонд 33, опись 682526, дело 704.

Медаль «За оборону Кавказа», Высшая оперативная школа ОСНАЗ, ЦАМО, фонд 33, опись 44677, дело 370.

После окончания войны  был демобилизован 1 марта 1946 г., (ЦАМО, шкаф 51, ящик 4). Работал  в Москве на заводе № 42. Жена – Эсперанса Мигель.  Вернулись в Испанию.

        Источники:

1.Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 231.    

2. Список испанских товарищей, находящихся в распоряжении полковника Старинова, 31 мая 1943, поряд. № 117.

4. Награждение: сайт https://pamyat-naroda.ru/heroes/ 

*

БУРГЕНЬО  АРРОЙО  СЕВЕРИНО (BURGUENO  ARROYO SEVERINO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился в Мадриде в июне 1917 г. В юности работал шофёром. В Коммунистическую партию Испании вступил в 1936 г. В годы Гражданской войны был лётчиком, звание сержанта присвоено 10 декабря 1938 г. Прошел подготовку по специальности лётчик-истребитель в кировабадском училище в Азербайджанской ССР (ныне город Гянджа). После прихода к власти в Испании генерала Франко эмигрировал в Советский Союз. Жил в Москве и работал на автозаводе имени Сталина в качестве водителя-испытателя новых машин. 

В сентябре 1941 г., когда уже шла война с немецко-фашистскими захватчиками, Бургеньо оказался вместе с некоторыми другими испанскими добровольцами на стадионе «Динами», где формировалась бригада особого назначения войск Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) для действий в тылу у немецких войск. Один год Северино воевал с немцами в составе Отдельного мотострелкового батальона особого назначения (ОМСБОН), входившего в бригаду. Отличился  при выполнении специальных заданий командования вместе со своим соотечественником Алфредо Фернандесом Вильяроном, который погиб в немецком тылу.  В представлении для ходатайства о его награждении правительственной наградой командир полка отметил: «Пулемётчик Бургеньо, действуя в тылу врага в составе отряда особого назначения,проявил себя храбрым, решительным и инициативным бойцом. Участник 46 боевых операций против немецко-фашистских оккупантов.

28 октября 1942 г. тов. Бургеньо активно участвовал в подрыве эшелона на линии Орша - Унича на перегоне Белинковичи - Коммунар с техникой врага (танки, пушки, самолёты). В результате совершенной диверсии весь эшелон был разбит.

В неоднократных боях с полицией показал себя отважным, самоотверженным, беззаветно преданным Социалистической Родине бойцом.

За проявленную храбрость, доблесть и мужество достоин представления к правительственной награде – медали «За отвагу».

Нажмите, чтобы увеличить.
 

В 1943 г. Северино воюет  уже в частях авиации, т.е. по своей основной воинской специальности – лётчик в составе 325-й эскадрильи 651-го истребительного авиационного полка, совершая боевые вылеты на штурмовике ИЛ-2, а затем в 1-й Авиабригаде ПВО пограничных войск. В 1944 и по май 1945 гг. он лётчик 960-го истребительного авиационного полка.

Награды: 

Орден Красной Звезды. 26.12.1943,  наградил  Президиум ВС СССР, ЦАМО,  ГАРФ, фонд Р7523, опись 4, дело 205.                                                           Медаль «За отвагу», даты подвига: 28.10.1942, приказ подразделения №: 160 от: 16.04.1943, издан: ОМСБОН НКВД

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» ЦАМО, фонд 20543, опись 2, дело 19.

После войны в 1946 г. Бургеньо  был направлен в 894-й истребительный авиационный полк 120-й истребительной авиационной дивизии. В 1947 г. он проходи службу в авиационном полку, который дислоцировался в г. Саратове. Там его непосредственным командиром был  испанский лётчик Антонио Гарсия Кано, который написал на него позитивную служебную характеристику.

Однако, в 1948 г. случилось происшествие, которое отразилось на судьбах всех испанских лётчиков, служивших в Военно-Воздушных силах СССР. Во время службы на Кавказе старший лейтенант Северино Бургеньо на учебном самолёте спарке убежал из страны, перелетел в Турцию и попросил политического убежища. Затем оказался в Испании в качестве шофёра такси.

  В связи с этим поступком по распоряжению И.В. Сталина все лётчики испанской национальности были одним приказом уволены из Вооружённых Сил Советского Союза. Рафаэль де Мадариага Фернандес в своей книге «Испанские авиаторы в СССР, 1936-1948» подчёркивает тот факт, что Бургеньо, будучи хорошим пилотом, вёл аморальный образ жизни. У него было три жены и у каждой из них родились от него дети. Последняя жена –  дочь командира полка, где он служил. По советским законам, как отец он, должен был на каждого ребёнка платить алименты до четверти своего заработка. Бургеньо, пишет автор книги,  очернил своим поступком всех испанских боевых лётчиков и предательски бросил без средств существования своих жен и детей. 

       Источники:

1. Rafael de Madariaga Fernández. «Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948», Editorial Galland Books, 2018, pag.93-94, foto/ Рaфаэль де Мадариага Фернандес. «Испанские лётчики в СССР, 1936-1948», Издательство Галланд Букс, 2018, с.93-94, фотография.

2. Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 669

3. Награждение: сайт https://pamyat-naroda.ru/heroes/

*

ГЕРМАН  ВОЗМЕДИАНО ЭСПИНОСА (GERMAN  VOZMEDIANO  ESPINOSA)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился в 1918 г.  в городе Реаль (Мадрид). Участник гражданской войны в Испании. Вступил в Коммунистическую партию Испании. В составе 4-го набора курсантов получил подготовку по специальности лётчик-истребитель  в авиационном училище  г. Кировабад  Азербайджанской ССР (сентябрь 1938 - апрель 1939 гг.). В Испанию не вернулся и поселился в г. Ростове-на-Дону. Здесь он устроился на работу токарем на местном заводе «Красный Аксай», женился на Тамаре Зубарь и у них родилось два сына. 

С началом Великой Отечественной войны добровольцем вступил в Красную Армию. Как и большинство молодых испанцев он стал бойцом инженерно-сапёрных подразделений Высшей оперативной школы специального назначения (ВОШОН) под руководством полковника И.Г.Старинова. Разведывательно-диверсионные группы (РДГ), которые комплектовались из советских и испанских минёров, действовали на различных фронтах, как правило в тылах у немцев. Для Германа роковой оказалась его заброска в тыл к немцам на Северном Кавказе в Каневском районе Краснодарского края. В начале 1943 г. после разгрома 6-й армии Паулюса в Сталинграде и группировки фашистских войск у Котельниково немцы спешно уходили, а точнее, бежали из районов Северного Кавказа. Наше командование поставило задачу по разрушению железнодорожных путей отхода немецких войск на Ростов. В Сочи, где формировались РДГ, находился полковник Старинов, руководивший их подготовкой к заброске парашютным способом с самолётов, вылетавших с адлерского аэродрома.

В холодную морозную погоду в ночь с 19 на 20 января 1943 г.  РДГ №8  в составе семи человек во главе с командиром старшим сержантом Виктором Фрутосом Лесоном и его заместителем Германом Возмедиано Эспиносой должна была десантироваться с диверсионным заданием – подорвать  ж.д. полотно в районе станицы Кущевской. Однако,  приземление десантников было неудачным и они оказались в станице Каневской. У одного из них  не раскрылся парашют и боец погиб, трое других попали в руки фашистов и были расстреляны. Заместитель командира группы Герман Эспиноса был найден уцелевшими десантниками в скирде сена с отмороженными ногами и кистями рук. Благодаря местным жителям, Германа удалось укрыть и спасти от немцев и полицаев. Теперь речь шла о его здоровье. Достали гусиный жир и стали растирать его отмороженные руки и ноги. Руки удалось спасти, а вот ступени ног пришлось ампутировать в помещении местной больницы. Это произошло уже после прихода частей Красной Армии с 3-го на 4-е февраля, освободившей Каневскую от оккупантов. Испанского десантника отправили самолётом в военный госпиталь в Тбилиси. Его вышли проводить все станичники. 

Из трёх групп десантников в количестве 20-ти бойцов, сброшенных в этих районах, выжили только двое, потери были очень большие. Полковник Старинов докладывал в Москву о необходимости прекращения операции по заброске минёров воздушным путём. Для Германа Эспиносы война окончилась, после излечения в госпитале он вернулся в Ростов, где стал работать буфетчиком  в одной из столовых города и был там известной личностью.

В 1957 г. с семьёй вернулся в Испанию. Через 34 г., прошедших  с тех военных дней,  в 1977 г. он с женой и младшим сыном  приехали в станицу Каневскую, чтобы встретиться со своими спасителями и поклониться могилам боевых товарищей, павших в боях с немецкими захватчиками.

Нажмите, чтобы увеличить.
1977 г. Станица Каневская. Герман и его жена Тамара возлагают цветы к монументу погибших воинов.
 

В 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета  СССР от  23.05.1985  Герман Возмедиано Эспиноса был награждён орденом Отечественной войны I степени (номер документа: 2491/11, ЦАМО, шкаф 102, ящик 9).

    Источники:

  1. Roque Serna Martínez. “Heroísmo español en Rusia”. – Madrid, 1981, pag. 233-239, foto // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. – Мадрид, 1981,стр. 233-239,  фотография.
  2. Lista de “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Barcelona, 4-a promoción, # 177// Список «Ассоциация авиаторов Республики», Барселона, 4-й выпуск, № 177.
  3. Проза.ру, Очерк Н.Ф. Мринского
  4. Фотография 16, Каневской районный историко-краеведческий архив Краснодарского края.
  5. Архив Испанского Центра в Москве, порядковый № записи 4286.
  6.  Награждение: сайт https://pamyat-naroda.ru/heroes/

________________________

© Щеглов Александр Федорович

Нильс Бор: принцип невойны
О принципе дополнительности великого датского физика Нильса Бора.
Мир в фотографиях из электронных сетей
Фотографии, опубликованные в марте-апреле в электронных сетях и на сайтах.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum