Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
"Незаметно привыкнув к часам у меня на руке…" Рецензия
(№2 [392] 07.02.2022)
Автор: Александр Пряжников
Александр  Пряжников

С творчеством Татьяны Фоминовой я знаком уже более двадцати лет. 

Мы все представители поколения, что пришло в литературу в момент тяжелейших социальных потрясений, сопоставимых лишь с движением тектонических плит. Теперь пора признать: ту систему общественных координат, к которой нас усиленно готовили с детства, стерли ластиком в одночасье на глазах, как стирают негодный рисунок в ученической тетради. Новые отношения только нарождались, мы ничего не знали о них, и долгое, трудное познание происходящего, понимание того, что это, настоящее, теперь навсегда, привыкание к нему и обретение навыков существования по-новому, растянулись на всю последующую жизнь. 

Нежданная реальность не баловала нас, порою обходилась слишком жестоко. Слабые не выдержали, сломались и погибли, кто посильнее, был вынужден стать другим. На это ушло слишком много времени и сил. Мы и не заметили, как из молодых, подающих надежды литераторов, превратились в зрелых людей. Кто-то по сию пору подает надежды, участвуя в неисчислимых конкурсах, кто-то набрался смелости, стал самим собой и сказал собственное Слово. Пусть короткое, пусть не очень громкое, но – свое. А значимость этого Слова определит только один судья, которого надлежит признавать. Судья по имени Время.

Об этом я размышляю уже несколько дней, прочитав от корки до корки новую книгу Татьяны Фоминовой «Счастье с дозатором». Мне возразят, что так поэзию читать нельзя, это не беллетристика, стихи следует медленно смаковать, как дорогой напиток. Однако ничего не могу с собой поделать, вот уже два десятилетия. Автор берет бестелесной пятерней своих строчек читателя за горло на первой странице, чтобы потрясенного и ошарашенного отпустить на волю, когда тот дойдет до финальной точки.  

Незаметно привыкнув к часам у меня на руке,

приросла к ним, без них уже спать не ложусь.

Я несу своё время пристёгнутым на ремешке

в новомодных часах, что всё время мой чувствуют пульс.   

Посудите сами: после такого начала хочется идти вперед и вперед вместе с автором, повинуясь наивному детскому любопытству. «Что она скажет еще, чем поразит и удивит». Поражать и удивлять Фоминова умеет и уникальной, свойственной только ей системой ярких образов, и неожиданными, неизбитыми рифмами.  

Осень долго лгала (так стареет актриска),

всё пыталась последним теплом провести:

— Ах, какой там ноябрь?! Он, ей-богу, не близко.

Эта милая ложь пожилой травести…

Любую, даже самую невинную ложь и фальшь автор воспринимает болезненно, должно быть оттого, что сама никогда не лжет ни в стихах, ни в жизни, ни своему читателю, ни, тем более себе. Это очень большая сложность, особенно для Женщины, которая умеет быть Женщиной, какие бы посторонние силы не затевали шабаш вокруг нее.

Жизнь — стремительная птаха…

У меня в окне

тает, тает лунный сахар

В чёрной глубине.

Там ещё осталась малость

подсластить слегка.

Всё, о чём давно мечталось,

скрыли облака.  

Перечитываю ее стихи, не в состоянии отделаться от того ощущения, когда я впервые взял в руки ее сборник. Сколько было этих сборников и публикаций, рецензий, предисловий, статей. Кого-то я просто позабыл, кого-то помню отрывочно, от кого-то осталась лишь фамилия. Почему же поэзия Фоминовой однажды врезавшись в память осталась в ней целиком. Так остров становится полуостровом после сильнейшего землетрясения. Хотя никакого землетрясения не было. Не качались люстры, не падала мебель. Только, почему-то, захватывало дух и колотилось сердце от красоты и чистоты линий. От каждой строчки, от каждого штриха, нарисованного этими строчками, ибо ее стихи невероятно живописны.

Сон разноцветный — колдун многоликий!

Месяц достал золотую юлу.

Вкусом своей переспевшей клубники

манит тебя, словно мой поцелуй. 

Вполне естественно, что в один прекрасный момент возникает профессиональное желание разъять на составляющие какой-нибудь из очередных шедевров и добраться до ответа на вопрос: в чем состоит секрет этой маленькой, хрупкой, но невероятно сильной и гордой Женщины. 

В эсхатологии Ислама есть такое понятие – Сират. Это – мост над огненной преисподней, по которому в Судный день пройдут все. Беда в том, что Сират очень тонкий. Как волос, или как острие кинжала. 

Фоминова в своем творчестве упрямо идет по этому мосту, балансируя при помощи своего таланта. 

Ее стихи отличает спокойная, обдуманная и многократно выверенная простота. Не та простота, что, как известно, хуже воровства, а простота, состоящая в родственной связи с вечной Истиной. 

Этим она продолжает лучшие традиции отечественной литературы, этим она раздражает бездарных версификаторов. 

Чтобы простую мысль облечь в красивую поэтическую форму, придать ей должную глубину, надо обладать талантом, ведомым квадригой, в которой каждая из четырех лошадей имеет свое имя и назначение. 

Во-первых, ясность мысли. Татьяне повезло. В юности ей пришлось изучать естественные науки, а подобное образование дисциплинирует разум. В результате, она отдает отчет в том, что хочет сказать своему читателю.

Во-вторых, виртуозное владение словом. 

я хочу написать Вам из осени ранней…

Я хочу рассказать, как в холеных садах

наливаются яблоки спелым желаньем,

словно девичьи груди желаньем стыда.   

По-моему, здесь добавить нечего.

В-третьих, абсолютный поэтический слух. Она никогда не вставляет в стихи случайное слово, если улавливает малейший диссонанс. 

И, наконец, чувство такта и меры, без которых лучше не заниматься стихосложением вовсе, а попробовать себя, скажем в желтой прессе или государственной пропаганде, которые в наше время, увы, слились в одно целое. 

Мы добрались до очень сложной для меня темы, которая редко, но в то же время постоянно звучит в творчестве Фоминовой. Это, выражаясь языком школьных хрестоматий, так называемая, гражданская лирика. На поприще гражданской лирики сломали себе шею и покрыли себя вечным позором такие титаны изящной словесности, что сказать походя – просто страшно, а делать серьезный литературоведческий обзор – не позволяет формат.  

...эта женщина на остановке,

чем-то в мыслях своих занята,

улыбаясь сквозь слёзы неловко:

— Как же так? — говорит. Как же так?..

Что случилось-то, кто-нибудь помер?

На проезд не хватает пятак,

или набран неправильно номер?

— Как же так, — говорит. Как же так?! 

Каким образом автору удается подобное – ведомо одному Всевышнему. 

Итак, книга прочитана. Что же сказать напоследок, когда, как вы уже поняли, поэтом сказано все. Получился, на мой взгляд, очень интересный опыт параллельной исповеди. 

Личная исповедь Женщины такой честности и силы, что порою вместе с лоскутами она отрывает кровавую плоть, обнажая кости, переплетается с не менее откровенной исповедью всего нашего несуразного поколения.

Для чего? Вопрос, конечно праздный. Для чего, вообще, издавать и писать книги? Владимир Набоков ответил просто: «Чтобы от них избавиться». Можно ответить на этот вопрос иначе – «Для себя». Подобная книга – своеобразное подведение итогов. Расчистка площадки, с которой можно взять разбег, оторваться от земли и пуститься в новый творческий полет.

Будучи хорошо знакомым с творчеством Татьяны Фоминовой, я увидел в этой книге признаки совершенно нового автора, который, при желании, может еще не раз удивить своих читателей. 

У нее есть для этого всё: талант, сила, мудрость, жизненный опыт, ясность мышления. Позволю лишь один совет: нужно почаще сажать себя за стол и писать. Это ничего, что первый десяток строф никто не увидит. В конце концов, закона перехода количества в качество никто не отменял. Первая волна недовольства собой пройдет, а там, глядишь, и часики, что приросли к руке, заиграют совершенно новую, удивительную музыку. После этого останется эту музыку только лишь записать. 

_____________________________

© Пряжников Александр Владимирович

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum