|
|
|
Публикация посвящается 70-летию автора 10 мая, с чем редакция его сердечно поздравляет!
Действующие лица: Автор (чаще всего — речитатив, декламация… иногда — поёт…) Женщина (поёт, иногда — речитатив) Мужчина (поёт, иногда — речитатив) Соперник (поёт, иногда — речитатив) ФОТОГРАФ КИНООПЕРАТОР РОК-ГРУППА ВОКАЛИСТ ВОКАЛИСТКА Действие происходит в разных городах – названия, которых то чаще, то реже звучат в поэтическом тексте. Режиссёр может выбирать из предложенных: Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Пятигорск, Одесса, Париж, Нью-Йорк… * Часть I ▲♫▼ АВТОР (речитатив): Затевая повесть, растревожу совесть — Нарисую синюю весну. Изумлённый возглас: «Признавайся, кто здесь?! Соловьи ликуют — не уснуть…» Занавеска дрогнет. Силуэт растает. Соловьи сгорают на заре… Пастораль стерильна. Акварель астральна. Безобразен жёлтый лазарет. Убаюкав совесть, укокошу повесть — На дисплее плавится июль… И компьютер тёртый, пьяно беспокоясь, Озадачит ключиками Ю. Заповедный адрес Интернет размножит — Стукачи бесчинствуют в ночи… Обожаю лица. Отрицаю рожи. Запредельный голос, прозвучи! Возрождая повесть, истерзаю совесть — Август-цензор, главы изымай! Голова размякла, одурела… то есть — Героиня вышла из ума. Гобелен наивен. Гардероб наглажен. Журавли заплачут на ветру. Заштрихует ливень женщину в пейзаже — Я сюжет безбожно перевру. Успокоив совесть, завершаю повесть — Героиня — замужем? В раю?! Но герой упёртый, приголубив подлость, Ухмыльнётся автору: «Убью!» Алфавит январский. Частокол бессонниц. Почитай, Мефодий, на печи. А Кирилл закурит, грохнув «Панасоник». Помолчим. Без видимых причин… ▲♫▼ МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт): Студент. Студентка. Рождество. Ожог судьбы. Дрожат тюльпаны. Семь рыжих звёзд в бокал упали. Шесть грёз в тетради — шесть стихов. Дипломы. Танец «поплавков». Мираж метели. Тополь древний. Семь синих звёзд горят на рейде. Пять снов небесных — пять грехов. Сентябрь. Лукавство. Сватовство. Капризы роз. Сумбур обмана. Семь пьяных звёзд — на дне стакана. «Четыре года — псу под хвост!» ……………………………… Весна. Восторги васильков. «Прощён...» — «Святая...» Свадьбе жарко! Семь юных звёзд порхают в парках Три ночи — стайкой светляков. Любовь. Интриги двойников. Работа. Дети... «Мы — в Париже!» Семь ясных звёзд на нитку нижут Две жизни вечных дураков. Старик. Старуха. Рождество. Улыбки тень. Озноб свирели. Семь мудрых звёзд уже согрели Один денёк и сто веков... ▲♫▼ СОПЕРНИК (поёт): Кончилась вечность — зачисли кончину В первопричину «увы…» и «ура!»: Что бы сейчас (через час?) ни случилось, Завтра уже приключилось вчера. Умная женщина ищет мужчину, Глупая девочка — образ царя. Оберегаю от сглаза Кончиту — Сватаю замуж за кобзаря. Для звонаря и псаря величины — Разные, праздные, et cetera… Чистые женщины, чудо-мужчины Горечью мечены в честном вчера. Чтобы причина переключилась — Целишь в поэта? Стреляй в палача! — Чёрною речкой морочу кручину — Чёрною ночкой очнётся в Сочах. Небо с овчинку? Чердак не по чину? Дочь замочила портянки в борщах? Следствие, выучи «Санта-Лючию» — Музыка лечит и учит прощать. Выключу вечность. Очищу лучину. Речитативна предтеча добра. Плачь, Челентано! Скучай, Благочинный… Счастье — перчатка из чрева вчера. ▲♫▼ МУЖЧИНА (поёт): Ровесник, ты ревнуешь на «Ура!»… СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая): Соперник… МУЖЧИНА (поёт): Соперник, ты рифмуешь на «Ура!», А мне дороже веточка мимозы, Подаренная в дивные морозы Девчушкой из соседнего двора… СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая): Поэзия… МУЖЧИНА (поёт): Поэзия — безумная игра: Метафоры, как вдовы, одолели. Кровавы безобидные дуэли. А критики кричат: «Вы — шулера!..» СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая): Овации… МУЖЧИНА (поёт): Овации, мой милый, мишура: Банальная, но точная примета. Пока кружится синяя планета, Опасны и прекрасны юнкера. СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая): Гадалка… МУЖЧИНА (поёт): Гадалка, философии сестра, Твердит о революции беспечной — Теории увечной и конечной, Упавшей с оголённого пера. СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая): Лахудры… МУЖЧИНА (поёт): Лахудры, непотребные с утра, Мечтают о послании Петрарки — Под аркой триумфальные подарки Горят на рыжем зеркале костра… СОПЕРНИК (поёт, поправляя-подсказывая): Мелодия… МУЖЧИНА (поёт): Мелодия печали и добра Задумчиво выводит на свирели Застенчивые трели колыбели — Из чистого, как детство, серебра. ▲♫▼ АВТОР (речитатив, пение…): Платон! И тон, и полутон бессильны выразить тональность. Моя треклятая ментальность опять сбивается на стон. СОПЕРНИК (речитатив, пение…): Бином туманный! Поделом тебе рога приделал Ньютон. Дефо (де-факто) перепутал: «Пиши фривольно помелом». ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…): Ферма дарует шаткий трон весьма смышлёному субъекту, Который сквозь века скумекал: «Закону нужен обертон!» МУЖЧИНА (речитатив, пение…): Махнёт оранжевым крылом над шалым миром Модильяни — Он не парил на дельтаплане: ему и так грозил дурдом. АВТОР (речитатив, пение…): Допустим, новый Соломон явил народам рой видений… Пошлёт их к чёрту, вне сомнений, пижон по кличке Селадон. СОПЕРНИК (речитатив, пение…): Ряжусь почтенным колдуном — юнцов история не терпит: У двери дули вертит Вертер, и Верди плачет под окном. ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…): Долдонь, гуляя за кордон, скупая в розницу и оптом Чужой, чудной, но скучный опыт: «Варягов жаловал Гвидон!» МУЖЧИНА (речитатив, пение…): Пардон, бреду на ипподром: Сократ коварнее Геракла… Кляну заносчивый характер: плачу фамильным серебром. АВТОР (речитатив, пение…): Доступно пиво «Оболонь» — таранью лоб и зуб тараня, Старайся память не поранить, Полуведёрный Аполлон. СОПЕРНИК (речитатив, пение…): Трясёт адамовым ребром бинарный демон… Вместо рожи Представь улыбку — свет поможет увидеть купол над Днепром. ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…): Земной юдоли перезвон, небесной жизни серенада В соборе нежно пеленают озноб в спасительный озон. МУЖЧИНА (речитатив, пение…): Питон — великий гастроном. Пират плывёт по Интернету. Но интердевочке монету достанет с неба астроном. АВТОР (речитатив, пение…): Платан, лысеющий Платон, прошепчет милую банальность… СОПЕРНИК (речитатив, пение…): Что клёну по сердцу фатальность зимы, липучей, словно сон. МУЖЧИНА (речитатив, пение…): Талант — как лживый мажордом: сегодня — помнит, завтра — гонит… ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…): И страсти царственных агоний бурлят за буквами: «Боржом». АВТОР (речитатив): Ловец сиреневых ворон?!. СОПЕРНИК (поёт): Тебя побьют, впадая в ярость… МУЖЧИНА (речитатив): За моветон и фамильярность… ЖЕНЩИНА (речитатив, пение…): …деды Брокгауз и Евфрон… …деды Брокгауз и Евфрон. ▲♫▼ АВТОР (речитатив, пение…): Бюст героя и… бюст вдовы Перевязаны буквой Ю… Отвергая пустое «Вы», Сигаретку твою курю. Я, поверь, воевал, как он. Ну, а он воевал, как я… Из двоих различил Харон Беспризорника бытия. Кровь победы и соль беды Забинтованы словом БОЛЬ… Чистый спирт! Молодым — воды. Паранойя: нелепый бой… Бюст героя — моя вина. Перелёт! Сочинять зачем? Перемать! Такова война… И шарахнул огнём чечен! Перевал. Вертолёт. Санчасть. Задыхаясь на звуке О, Он хватал за халат врача: «Вологодское молоко…» Ослепителен бюст вдовы… Извини: я бездарно пью — Потому что семь лет, увы, Безнадёжно тебя… люблю. .................................................. «За разведку?!» Идите на… Задрожал дремавший перрон. Промолчала чужая жена. Промычал старина Харон. ▲♫▼ ЖЕНЩИНА (поёт): Из печального далека Долетело эхо разрыва — Удивилась наивная ива, Занавеска качнулась. Слегка. И вальяжные облака Кувырком покатились по склонам, Оживляя пейзаж заоконный, Отутюженный на века. Изумрудные вензеля Угадай в отсыревшей сирени, Где мерцает в плену светотени Призрак серого соловья... Это — мы, это — ты, это — я, Испугавшись внезапного эха, Растеряли жемчужины смеха Безмятежного бытия. Одиночество ледника, Потревоженное случайно Зычным криком и свистом тайным Волоокого старика?! Или домысел дурака: «За горою закат догорает — Это значит: война умирает, Умирает наверняка?!» …………………………… Из печального далека Долетело эхо разрыва — Удивилась наивная ива, Занавеска качнулась. Слегка… ▲♫▼ И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане… Мизансцены – за режиссёром… АВТОР разбивает первое огромное «зеркало», стоявшее в глубине сцены. Из рамы выпрыгивают рок-музыканты… Вокалист и вокалистка исполняют песню «аленький цветочек…» …по законам земной механики, потакая небесной мимике, охмуряют реал охальники, охраняют астрал алхимики. героиня английской лирики — на закорках тверской завалинки. отчифирили-откефирили… посошок! наливай по маленькой. камикадзе кремлёвской мистики — в катакомбах германской клиники. отхристосили-отфашистили… сбереги от нечистых, миленький! вышибают мозги разбойники. исцеляют глаза проталинки. отобамили-отобоили… расскажи про цветочек аленький………………… ……… охраняют астрал алхимики. посошок! наливай по маленькой. сбереги от нечистых, миленький! расскажи про цветочек аленький… потакая небесной мимике, охмуряют реал охальники. в катакомбах германской клиники исцеляют глаза-проталинки. мавзолеи молчат над клумбами. на экранах мычат титаники. откоммунили-отколумбили… передых до вселенской паники. посошок! наливай по маленькой — на закорках тверской завалинки… ЧАСТЬ II ▲♫▼ АВТОР (речитатив? пение?): Кружит снежок — утюжит нежить. Мартообрядность благодати. СОПЕРНИК (речитатив? пение?): Всепобеждающая нежность. Мажор? Адажио? Анданте… АВТОР (речитатив? пение?): Всё побеждающая лёгкость. Озноб прощёных воскресений. Мелькнула молодость-дурёха На перевале пред/весеннем. Минор: надежды безнадежность. Стихи, снежинки, «саперави»… Всепобеждающая свежесть На пост/апрельской переправе… Всё побеждающая чёткость Воспоминаний без диффузий: Профессор — чёрт, ему — девчонка, Тебе — зачётка в грешном вузе? СОПЕРНИК (речитатив? пение?): Профессор — чёрт, ему в печёнку — Смычком мальчишеской печали! Цыганом умыкнул девчонку — Педант сольфеджио отчалил. АВТОР (речитатив? пение?): Адажио? Анданте? Престо! Кинороманы — в крематорий. Ожог подснежника — невеста. Жена — пожар консерваторий. СОПЕРНИК (речитатив? пение?): На перевале пред/осеннем, На переправе пост/июльской — … АВТОР (речитатив? пение?): Без опостылых опасений За иллюстрации иллюзий. СОПЕРНИК (речитатив? пение?): Душа в окошке — как… небрежность: В чужую жизнь снежком попасть и… АВТОР (речитатив? пение?): Всепобеждающая нежность. Всё пожирающие страсти! ▲♫▼ ЖЕНЩИНА и СОПЕРНИК (дуэт): На том языке, на котором грустила — напрасны попытки поведать о грусти? Напишет записку: «Прощай, шизокрылый!». И сизого голубя в створку отпустит. На том сквозняке, на котором мечталось, Архангел пытается выловить слово: симфония… скифы… Солярис… стеклярус… На сонных часах — половина второго. На том чердаке, на котором когда-то грустилось, мечталось, пилось и любилось, — гитара, свеча, четвертушка плаката: …Дворцовая площадь… концерт Наутилус… Язык, на котором Марию молила: «…январское имя оплачь над страницей, и в мае вернётся прощёный постылый — целитель столицы, провидец провинций…» Сквозняк, на котором ночами зачем-то летала над призрачной рябью канала, подхватит зачётку: «Конец Кватроченто…» и вырвет страничку, где подпись стояла. Чердак, на котором однажды приснилось: затеяли черти батальные съёмки — Дворцовую площадь вспорол Наутилус… Над Красной парит броненосец Потёмкин… ………………………………………………… Язык, на котором Любовь приключилась… сквозняк, за который Архангел в ответе… чердак, у которого чин Капуччино… — на этом, Гомером придуманном свете… МУЖЧИНА: …на этом, Гомером придуманном свете… ▲♫▼ АВТОР (речитатив? пение?!): Стихи оставили меня, долгов подкинули — Как беспардонная родня, сто раз подставили — Сто лет не пишут, не звонят, клянусь богинями... Найдёте в ржавых словарях: живут в Италии. Вчера воскрес убитый ямб: «Сгонять за рифмами?! Они — медсёстрами теперь у Белой реченьки...» И сын, и дочь, и друг, и зверь тиранят мифами. Судьба и время — по нолям. Лечу над Вечностью... СОПЕРНИК (речитатив? пение?!): Стихи на прозу разменял? — В соплях метафоры. Обид считать-не перечесть — на грани бешенства. Дуэли. Госпиталь. Вокзал в хоралах баховых. МУЖЧИНА (речитатив): «Он не виновен, Ваша честь! Стрелялся — тешился...» АВТОР (речитатив? пение?!): Назавтра явится хорей — (проспал с гиперболой): «Опять разборки без меня? Кто труса праздновал? МУЖЧИНА (речитатив): Я, сударь, Вам не изменял — кивните, Лермонтов! Внимайте: стая стихарей воркует ласково...» АВТОР (речитатив? пение?!): Крещатик. Крестник. Херувим. Днепра излучины. Спасибо, Киев, Третий Рим, за хруст эпитета... СОПЕРНИК (речитатив? пение?!): Стихи артачатся: «Опять Сюжет закрученный?!» Поссоримся, япона мать! «Адью!» – До Питера?.. ▲♫▼ ЖЕНЩИНА (поёт): Сыграй на скрипочке, мной нарисованный, мой окольцованный Январский Май! Карета сонная скрипит рессорами, лошадки цокают — помчимся в Рай! Тебя увидела, потом услышала, судьбою меченный и вкривь, и вкось… Ни взгляда долгого, ни звука лишнего, рифмач наверченный, заветный гость! Сыграй на дудочке, мой неожиданный, мной ожидаемый и муж, и брат! Душа спасаема, покуда живы мы… Тропа кинжальная — в запретный ад. Тебя, наверное, друзья невинные, враги старинные погрызли всласть… Хотя неверная вчера покинула, грозит кикимора: «Я не сдалась!» В игре на скрипочке, мой неосознанный, мной неопознанный объект, сгорай! Карета ржавая? Зима морозная? Давай — на розвальнях! И прямо — в Рай! Твои прозрения потомки праздные сочтут химерами, но век — велик. Мои признания сомнут маразмами и полумерами: народ столик… В игре на дудочке, мой окончательный, мной опечаленный, и мёд, и яд… Пока ручались мы семью печатями, любовь отчалила из Рая в ад. ▲♫▼ АВТОР (речитатив): …поэт орал, и плакал, и молился, и каялся, и пил, и быдлом был, но женщина прощала: «без милиций…», она его любила: «будь любым — тиранящим, покладистым, похмельным, оболганным, освистанным, святым, квадратным, треугольным, параллельным, оборванным, расхристанным, тупым, гламурным, гениальным, безрассудным, пророком, прокурором, сорванцом, безвизовым, бессонным, беспробудным, алхимиком, бухариком, творцом, Касперским, Козаковым, Квазимодо, Кулибиным, Каспаровым, Кюри, котярой, крокодилом, козьей мордой, но, милый мой, люби — без попурри!..» СОПЕРНИК (речитатив): Апостолы! Поэт заезжей музе Со сцены посвятил пустой сонет: «Италия. Болезненность иллюзий…» И женщина растаяла — в рассвет. МУЖЧИНА (речитатив): Поэт кричит — ранимая не слышит… (О музах при французах повторим?!) ЖЕНЩИНА (речитатив): Прошепчет он — родимая в Камышин Примчится, проклиная гордый Рим. ▲♫▼ МУЖЧИНА (поёт): Не знать о городе. Не помнить Церквей, трамвайного кольца… Закрытые глаза наполнить Сияньем твоего лица. Не слушать города. Не слышать Его пропойц, убийц, калек… И тихо улыбаться: свыше Дарован серебристый смех. Не стынуть в городе. Не мёрзнуть — Ещё один прощальный круг… Озноб пронзительный и звёздный — Прикосновенье тёплых рук. Не знать о городе. Не ведать, Что жаден, жалок, нежен, груб… Загадка? Проигрыш? Победа? — Прикосновенье робких губ. Не говорить о нём ни слова Друзьям, жене. Но по ночам Внимать сначала, вновь и снова Твоим застенчивым речам. ▲♫▼ ЖЕНЩИНА (речитатив и пение): Когда умру от нежности к тебе — Твоим стихам, мелодиям, заскокам, Закружится над кряжем Коктебель, Опознавая душу по осколкам. Когда умру от жалости к тебе… АВТОР (речитатив и пение): Когда умру от ревности к нему — Его ухмылкам, фразам, междометьям, Циничные потомки не поймут, Кого, за что, зачем и чем отметим?! Когда умру от зависти к нему… ЖЕНЩИНА (речитатив и пение): Смешны попытки пережить тебя, Минуя мины и шипы ошибок… Дрожащие мундиры октября Горят в рубцах рябиновых нашивок. Грешны попытки пережить тебя… АВТОР (речитатив и пение): Когда умру от жалости к тебе — Твоим Шерхану, «Шевроле», баштану, Весёлая ватага кобелей Процессию проводит под Бештау. Когда умру от верности тебе… ЖЕНЩИНА (речитатив и пение): Когда умру от подлостей его — Бульварных, куртуазных, виртуальных, У Воланда случится торжество С участием персон маниакальных. Когда умру от пошлостей его… АВТОР (речитатив и пение): Грешны попытки пережить тебя, Срывая крыши и свинец стоп-кранов… Пиратствуют в пространствах букваря Крутые пожиратели романов. Грустны попытки пережить тебя… ЖЕНЩИНА (речитатив и пение): Когда умру от верности тебе — Губительной, язвительной, жестокой, Старательная стая голубей Начнёт зубрить грамматику Востока. АВТОР и ЖЕНЩИНА (речитатив): Когда умру от нежности к тебе… ▲♫▼ И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане… Мизансцены — за режиссёром… АВТОР срывает материю с огромной рамы. Зрители ожидают увидеть картину. Однако в раме оживают рок-музыканты, вокалист и вокалистка исполняют песню «Никогда никого ни о чём не проси…» Никогда никого ни о чём не проси… Никого никогда не проси ни о чём! Нота третьей октавы — небесная си — Станет лучшей подругой и вечным врачом. Я веками просил, умолял, укорял И царя, и псаря, и вельможу, и вошь: — В серебре словаря уничтожь рифму бля! — Разорив до рубля, ноту ля не тревожь! Никогда ни о чём никого — не-не-не! Никого никогда не проси — ни-ни-ни! На родной стороне только водка в цене: Оде — мир, мироед! До-ре-ми, извини… Я лукавил, считая стихами грехи, И не сразу постиг горькой истины смех: Соловей перепел трубадуров лихих, А поэта прощает единственный грех. Никогда не проси ни о чём никого, Не проси ни о чём никого никогда — У костёлов, мечетей, церквей, синагог, В самолётах, постелях, стогах, поездах. Вспоминая в остроге рублёвский астрал — Вдалеке от порогов рублёвских хором, Нацарапай на стенке сакральный хорал — Сатанинский псалом! – гениальным пером. ………………………………………………. На санскрите, иврите, французском, фарси Никогда никого ни о чём не проси! ЧАСТЬ III ▲♫▼ АВТОР (речитатив): Много жён. Много песен и тем. Мало жизни — шагреневой кожи. Ты, похоже, седой совсем, Твоя первая женщина — тоже…
СОПЕРНИК (речитатив): Отправляла ко всем чертям, Обзывала котом учёным. Укоряли: «Тебе не чета…» Умоляли: «Забудь девчонку!»
МУЖЧИНА (речитатив): Мозаичность твоих проблем Бесконечна… И предположим: Ты — султан. У тебя — гарем Смуглолицых и яснорожих. СОПЕРНИК (речитатив): Напевают «Felicita», Полонезят и бьют чечётку, Но никто не пошлёт к чертям: Поцелуи — как «Знаки Почёта». АВТОР (речитатив): За плечами — мешок теорем: Сухари с каждым днём — дороже… Все дороги ведут в Вифлеем, Огибая масонские ложи?! СОПЕРНИК (речитатив): Ты ночами о ней мечтал. Пропивал золотые бочонки. Проклиная, сжигал почтамт, Не дождавшись письма девчонки… МУЖЧИНА (речитатив): Раздражает фантом-рефрен: «Словно брат и сестра, похожи…» Между нотами «до» и «ре» Не поместится возглас: «Боже!» АВТОР (речитатив): Отчудил. Отскучал. Откричал. Прошепчи, ухмыльнувшись чёрту: — Часто снится гора… Встречал Ты на Лысой горе девчонку?! ▲♫▼ ЖЕНЩИНА И СОПЕРНИК (дуэт): ОНА: В запредельных мирах по широкой ладони проспекта, Наречённого Невским не нами, не надо кружить… ОН: Но, зажаты упругой пружинкой чужого конспекта, Без конца повторяем мятежных стихов виражи. ОНА: В паутине времён выбираем непрочные нити — Гобелены музеев лысеют на жёлтую треть… ОН: Мы — наивные дети нелепых и страшных событий, У которых из всех переменных одна непременная смерть. ОНА: В параллельных мирах мы в обнимку бредём по Бродвею — ОН: Багровеют запретные двери, ведущие в ад… ОНА: Доверяю Орфею, хотя никогда не поверю Перепевам рефрена о лёгкой дороге назад. ОН: По артериям мчится безумие водки и перца — Безнадёжны благие попытки ноктюрн доиграть… ОНА: И веснушки частушек, мерцая на лацканах терций, Загоняют уставшее сердце в сомнительный рай. ОН и ОНА: В лапидарных мирах пропадаем в забытой часовне — На Валдае страстная густеет и тянется год… Галереи пространства, как все «Одиссеи», условны. Безусловен весёлый и вечный над бездной полёт! ▲♫▼ МУЖЧИНА (поёт): Холст сиреневого неба провисает… Исаакий Золотой горбушкой хлеба искушает на закате. Роль летающего мима выбираю, привыкая Биографию любимой сочинять за облаками. Сон лукавый и печальный бесконечен… Неужели Завитыми куличами ублажит скупой Блаженный? Фрак, похожий на спецовку, примеряю… И небрежно, Исчезая на Дворцовой, появляюсь на Манежной… Мир бензина и озона обжигает… На Тверскую Приземляться нет резона — купола в Неве тоскуют. Миф наивный и жестокий симметричен… Белый ангел Разноцветные восторги снегопадом умывает. Фильм протяжный, эпатажный интригует… Рыжий демон На асфальте кистью влажной вопрошает: «Гела, где мы?!» Лики века, кольца дыма замелькают… И — на память! — Фотография любимой проплывёт над облаками. ▲♫▼ МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт): ОНА: Из моего сна до твоего — влёт! ОН и ОНА: Речка, гора, страна, если встречать восход. ОН: Из твоего сна до моего — вспять! — ОН и ОНА: Облако, вдох, волна, выдох на букве ять. ОН: Аура мрачного сна: дьявол, Полярная ночь, Северная война, Западная, Восточ… ОНА: Боже, по чьей вине делят чужую роль Горькая нота не, сладкая нота соль?! ОН: Из моего сна до твоего — в ряд! — ОН и ОНА: Море, янтарь, сосна, если крестить закат. ОНА: Из твоего сна до моего — вплавь! –— ОН и ОНА: Озеро, вдох, весна, выдох на слове Love. ОНА: Азбука белого сна: жив тополиный пух… Чёрной тоске хана, если махнуть на юг. ОН: Господи, сохрани треснувшую свирель, Синюю ноту ни, красную ноту ре. ОНА: От моего сна до твоего — сон, ОН и ОНА: Солнце, ковыль, Луна, смех, сигарета, стон. ОН: Сонная, сбереги дробную русскую речь — Ижицей не солги, рифмами не калечь! ОНА: Снова лечу, плыву — Вечность от сих до сих… ОН: Встретимся наяву, если запомнишь стих. ▲♫▼ АВТОР (поёт): Ангелы парят над образами С карими и синими глазами… Я скучал один у «Трёх вокзалов» – «Скорый» припозднился из Казани… Песенка чужая (?) привязалась: Музыка… Разлука… «Мукузани»… МУЖЧИНА (поёт): Поезд обманул – игра без правил: Девочка сошла на полустанке, – Каин полупьяный, трезвый Авель Слёзы выжимают из шарманки… СОПЕРНИК (поёт): Много лет осталось или мало Странствовать царице наказаний? Старая пластинка простонала: Ангелы парят над образами… АВТОР (поёт): Кончилась эпоха исключений – Гамлету достались две «Таганки»… Господи, когда допишет гений Песенку «Прощение беглянки»? ……………………………………. МУЖЧИНА (поёт): Граждане, «Прощание славянки»! Ангелы парят над образами… Девочка сошла на полустанке… «Скорый» припозднился из Казани… Женщина (поёт): Слёзы выжимая из шарманки, Странствует царица наказаний… АВТОР (поёт): Песенка «Прощение беглянки»: Музыка… Разлука… «Мукузани»… Женщина (поёт): Ангелы парят над образами С карими и синими глазами… ▲♫▼ АВТОР (речитатив): Запиваю в забытой богами стране, Забивая на всё и на всех, и на всяк… Запеваю при ясной, но глупой Луне, Завывая, что умер последний босяк. СОПЕРНИК (речитатив): Мезальянс мезозоя: озон и зола… Запад коготь вонзает в прозрачный висок. МУЖЧИНА (речитатив): Бочку с красной икрой опрокинь и залай — Убегая в Стокгольм, угодишь на Восток. АВТОР (речитатив): Вылетаю из здания бывшей страны, Вылетая с обложки журнала «Бульвар»… Выжимаю из памяти мрачные сны, Выжигая апостроф из Кот-д’Ивуар.
СОПЕРНИК (речитатив): Сюрреальный сюрприз: Арамис на метле — Над актёром, аккордом, Акрополем — над… МУЖЧИНА (речитатив): Птолемей, твоё тело истлело в земле, А душа принимает небесный парад. АВТОР (речитатив): Отмечая бессмертие радостной до, Отменив камертона неверного стон, Очертив пируэты над чёрной водой… СОПЕРНИК (речитатив): Отметаешь вульгарное слово кордон! МУЖЧИНА (речитатив): Чур-чура, Челобей! — За иконой дыра… СОПЕРНИК (речитатив): «Дыр бул щыл…», — поучаешь скворчатых внучат. МУЖЧИНА (речитатив): «Бобэоби, дедуля! Кончай вымирать!..» АВТОР (речитатив): Обещаю воскреснуть у озера Чад. ▲♫▼ Женщина (поёт): Я — девочка… В окне — она, Старуха из чужого сна — С косой!.. Заплачу ни о чём — Запрячусь в мамино плечо. Я — девушка… В окне — весна, Любовь из папиного сна. Отцу страдать и ревновать. В моё плечо рыдает мать. Я — женщина… В огне — она, Полузаконная жена, Подруга бывшая… Мой муж В её ночах объелся груш. Я — бабушка… Из тьмы — они, Родные лица, песни, дни… Сгорит венчальная свеча — Ни слёз, ни тёплого плеча. Страшусь: появится она, Старуха из чужого сна… Я — девочка… я — девушка… я — женщина… я — бабушка… ▲♫▼ И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане… Мизансцены — за режиссёром… АВТОР разбивает второе «зеркало». В раме появляются рок-музыканты, вокалист и вокалистка исполняют песню «…когда я поверну направо/Слепок слова» ВОКАЛИСТ: Когда я поверну направо в своих хождениях по мукам, подвалы чёрного Цхинвала прожгут мембрану ультразвуком. ВОКАЛИСТКА: Не поворачивай налево, герой картины Васнецова: налево — лев, ослица, дева, дырявый кров и гроб свинцовый. ВОКАЛИСТ: Когда я поверну направо, проафанасив за три моря, переболеет Балаклава балладой Крымского нагорья. ВОКАЛИСТКА: Не поворачивай налево, моя оплёванная слава, налево — лесть, хула из хлева, сомнений месть, любви отрава… ВОКАЛИСТ: Когда я поверну направо в ночных полётах над Казбеком, Махатма выдохнет: — Лукавый! Останься грешным человеком… ВОКАЛИСТКА: Не поворачивай налево, предавший друг, прозревший витязь, — продаст чужая королева, профукав нефть родных правительств. ВОКАЛИСТ: А над блокадами — бакланы, блондинки, «боинги», болонки… Белград… бомбёжка… брат… Балканы… и детский стон со дна воронки… ВОКАЛИСТКА: А из России — в жар ассирий — транзитом серый треугольник. В Кижах заплачет сирый Сирин, утрёт слезу Святой Угодник… ВОКАЛИСТ: Когда я повернул налево, исправив пьяный крен направо, под сердцем солнце заалело: Одесса… Облако… Оттава… ВОКАЛИСТКА: Карамба рваной мелодрамы — вожди, бомжи, стрижи, пражанки. Позёмка съела след упрямый — от Фудзиямы до Фонтанки… ВОКАЛИСТ: Ожог последнего предела — оскал апостола шестого… Седеет слепок Слова слева, а справа — крест и кровь Христова. ЧАСТЬ IV ▲♫▼ АВТОР (речитатив и пение): Эта девочка — дерзкая тайна моя. «Чур-чура, немчура!» — «Самозванец из Тулы!»… На дурацкую фразу: «Махнём на моря!» Оглянулась и сразу – полжизни смахнула. Обо мне и о ней в небесах пропоют. В лагерях блатари пятый месяц гутарят… Уходя — уходи, наплевав на уют. Подожги клавесин. Не забудь про гитару. Эта девушка — главная тайна моя. Ниоткуда взялась. В никуда исчезает… Одуванчик на льдине. Погасший маяк. И фальшивая нота, что скрипку терзает. Обо мне и о ней во дворах говорят. При дворах и царях пять веков проклинали… «Изменяя тебе, изменяет наряд!» — «Примадонна!» — «Богиня!» — «Нацистка!» — «Каналья!»… Эта женщина — давняя тайна моя. И смешная зарубка на старом крылечке… Для того чтоб она не вернулась, моля, Я зажгу перед Господом тысячу свечек! Обо мне и о ней в букварях наугад, В словарях наобум академики шарят… Корабли у причалов ещё постоят — Пять веков, пять секунд — на краях полушарий. ▲♫▼ МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт): ОН: …пора признаться, не покаявшись, в любви, которой след простыл… покурим, милая, на камушках: нева ворчит — шалят мосты. ОНА: нева ворчит — шалят мосты. ОН: река ночными машет крыльями, как чудо-юдо-птица-кит… ОНА: сто лет назад недооткрыли мы ни антарктид, ни атлантид. ОН: ни антарктид, ни атлантид. ОНА: из-под обложки ветхой библии — листок… — эпиграф? эпилог? ОН: рассветы флейтами будили мы… ах, как любили мы, мой бог! ОНА: ах, как любили мы, мой бог! ОН: …недосмеялись, недоплакали: тебе — парнас, а мне — кавказ… ОНА: судьба, запугивая плахами, ОН: дворцы творила напоказ. ОНА: дворцы творила напоказ. ОН: за переправами — скворечники, ОНА: над перевалами — кресты… ОН: прикурим, милая, у вечности: нева вот-вот простит мосты. ОНА: нева вот-вот простит мосты. ОН: …из-под обложки ветхой библии — листок… — эпиграф? эпилог? ОНА: закаты рифмами дробили мы… ах, как любили мы, мой бог! ОН: ах, как любили мы, мой бог! ▲♫▼ АВТОР (речитатив? пение?): …у поэта — право вето. остальные — на Майдан. догорает сигарета. Пушкин слушает цыган… МУЖЧИНА (речитатив): одноклассник — без билета! — прямиком на Магадан. СОПЕРНИК (речитатив? пение?): у солдата — право страха. приказал майор: смердеть! под папахой вурдалака — трагедийная комедь. МУЖЧИНА (речитатив): у Христа, Аллаха, Баха главный козырь — смерти смерть! ЖЕНЩИНА (речитатив? пение?): у войны четыре цвета — красный, белый, чёрный плюс голубой… грядёт вендетта?! сновидений убоюсь… АВТОР (речитатив): однокурсник, ты ли это аннексируешь марусь? МУЖЧИНА (речитатив? пение?): у пророка — право страсти! осуждающий порок у порога подлой власти беспристрастно одинок. ЖЕНЩИНА (речитатив): разорвавший Крым на части рано празднует подлог. СОПЕРНИК (речитатив? пение?): на ребре стоит монета: брат на брата — дантов ад? АВТОР (речитатив? пение?): рай — под дулом пистолета — над акцентами цитат? МУЖЧИНА (речитатив): …у поэта — право вето на диктант и на диктат! ▲♫▼ (поют по очереди все главные герои…) Автор: Любил тебя, печалясь о другой, Твои черты далёкой придавая… (И увозила розы в Уренгой Передовая линия трамвая). Соперник: Люби меня, забывши о другом, В моих стихах страдая и сгорая. (Кругом — враги! Друзья — за тем углом, Откуда безбилетникам — до рая…) Мужчина: Любил другую — думал о тебе. (Пронзительна навязчивая фраза). Передразни: бродвейский воробей, Повязанный зигзагами Кавказа. Женщина: Перекрести, прощаясь…Опоздал! И сплюнь через плечо: «Любовь — Гранада!» (За той луной — кровавая звезда, Горящая над призраками ада…) Автор: Люби меня, похоронив других, Рыдая на языческих поминках… (И новый стих, и старый акростих Бессильны рассказать о невидимках). Соперник: Любил тебя, рифмуя для другой, За что тобой безжалостно наказан… (Трамвай задребезжал на Беговой, Запуганный звонками новояза). Мужчина: Люблю тебя в Ростове и Москве… (Поджарую пражаночку открыжим?!) Женщина: Сто лет назад вернёмся в рыжий сквер Трамваями Варшавы и Парижа. ▲♫▼ АВТОР (речитатив и пение): Как на сеновале пили «Цинандали» — Шапки набекрень! Вольно ворковали, важно толковали Целый божий день… СОПЕРНИК (речитатив и пение): Как на сеновале карты тасовали: Дама или туз?! Как на карнавале, маски ликовали — Каждый был безус… АВТОР (речитатив и пение): Как на сеновале танго танцевали — Старился восход. Руки целовали. Сердце предлагали. Канул целый год. СОПЕРНИК (речитатив и пение): Как на сеновале тайно ревновали: Любит или нет? Крестик надевали. Щёки надували – Каждый был поэт… АВТОР (речитатив и пение): Как на сеновале рифмы смаковали, Словно виноград. Судьбы рисовали. Клятвы раздавали — Целый век назад. И Фотограф, и Кинооператор прямого участия в действе не принимают, но на протяжении всего спектакля работают, иногда отдыхая на заднем плане… Мизансцены — за режиссёром… АВТОР срывает материю со второй огромной рамы. Зритель наверняка уже ожидает увидеть рок-музыкантов… Но сначала в раме возникает фото героев рок-поэллады, которое прорывают двинувшиеся из глубины сцены музыканты. И только потом из-за их спин выбегают вокалист и вокалистка: они исполняют «Песенку во спасение» ВОКАЛИСТКА: Редкая птица — первая. Первая птица — редкая. Ежели даже стерва я, скуксится пуля меткая! ВОКАЛИСТ: Буквица — жаркой павою: Фениксова офсетинка… Голубь, томимый славою, выпорхнет из кассетника. ВОКАЛИСТКА: Лучшая птица — синяя? Красно-бело-жемчужная? Чёрная (и — всесильная?) Сродная или чуждая? ВОКАЛИСТ: Тыкая чёрту, выкала Богу сова полярная: Радуга Марса выпукла! — версия легендарная. ВОКАЛИСТКА: Чибис подначит кречета: Пеночка онемечена!.. Цюрихом оцифрована, к церберу присобачена Цапля из Ацетонова… Аисты, до побачення! ВОКАЛИСТ: Чиж озадачит чибиса: Неча, чубатый, лыбиться! Вольные соплеменницы Вильно, Вероны, Вологды К звёздам Большой Медведицы молниями приколоты. ВОКАЛИСТКА: Муром… У храма хмурого кряква с креста обрушится: Дура театра Дурова вырвалась из окружности! ВОКАЛИСТ: Филину ждать пришествия фантасмагорий Сирина. (Внутренний голос: бестия завистью обескрылена…)
ВОКАЛИСТКА: Южные чайки Запада, пряча Восток на Севере, Помните, что внезапна та песенка во спасение. ВОКАЛИСТ: Первая птица — нервная. Певчая. (Поперечная!) ВОКАЛИСТКА: Грешная или верная? Вешняя — значит вечная. ▲♫▼ МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА (дуэт): ОН: Дорога по кругу — меж адом и раем, Дорога, которую мы выбираем… ОНА: Покажется долгой, покажется вечной — Дорогой, дорогой, дорогой без встречи… ОН: Дорога по кругу — меж раем и адом: Нежнейшая ругань. Ни сноса, ни лада… ОНА: Последняя фуга смертельного Баха — Дорога друг к другу — дорога на плаху. ОН: Так чёрту хотелось: устроить засаду И духу, и телу — у райского сада… ОНА: Так Богу угодно: меж адом и раем Устроить погоду, в которой сгораем… ОН: Струна лицедейства почти отзвучала. ОНА: Сначала — надейся… ОН: Надеюсь, сначала?! ОНА: Вы — плут, вы — повеса: в загуле, в запое… ОН: А помнишь, как вместе брели к аналою? ОНА: Вы — бездарь, я — прима: меж адом и раем — Дорогою длинной. Пейзаж повторяем?! ОН: Ты стерва, супруга! Какие рулады?! Дорога друг к другу — меж раем и адом… ОНА: Покажется долгой, покажется вечной — Дорогой, дорогой, дорогой без встречи… ОН: А если ты — в миле? А если ты — в горе? ОНА: Послушайте, милый, навеки мы в ссоре! ОН: Дорога, блудница, меж адом и раем Пускай тебе снится до самого края… ОНА: Я — фея! Я — солнце! Вы — дамский угодник! Куда вы несётесь, тупой второгодник? ОН: Шаг — влево, шаг — вправо и прямо — с обрыва! Ты – дрянь, ты – шалава, отрава, крапива! ОНА: Знакомая песня: «Меж адом и раем…» ОН: Воскреснем?! ОНА: И вместе Любовь покараем?! ОН: Ты – ад солнцепёка и рай звездопада. Дорога, сестрёнка, меж раем и адом Покажется долгой, покажется вечной… ОНА: Дорогой, дорогой, дорогой без встречи… ОН: И всё-таки снова: меж раем и адом… ОНА: Ни жеста, ни слова, ни звука не надо! _______________________________________ © Сергей Сутулов-Катеринич, 1992–2016; 2019. |
|