Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Остров Россия
Беседа Сергея Медведева с Дмитрием Орешкиным, Глебом Павловским и Борисом Грозов...
№07
(397)
05.07.2022
Коммуникации
«Новая газета» в новом формате. Письмо Муратова и анонс ближайших публикаций (из почтовой рассылки)
(№5 [395] 05.05.2022)

Письмо к читателям

Я не люблю писать о себе — это какой-то инцест, когда журналист пишет о журналисте. Но вопросов так много, что придется.

1) Что с глазами?

— Ожог век и конъюнктивы, левый обожжен сильнее правого. Роговица цела.

2) Возбуждено ли уголовное дело?

— Нет. И даже не изъята у меня бутылка с остатками краски. Хотя нападавшие были зафиксированы видеорегистраторами полицейского наряда, камерами вагона и перрона, есть свидетели. Мы этих говнюков нашли за сутки. А с официальным следствием будет, видимо, как в моем любимом анекдоте: «Умирающая жертва киллера шепчет оперативникам: «Меня убил Иванов из 6-й квартиры». Один опер — другому: «Вот видишь, опять висяк...».

Про наши планы.

Ждем объявления о завершении «специальной операции» в Украине и попробуем открыться.

Точно — запустим в июне-июле свой ютуб-канал с условным названием «NO».

В мае, 15-го, рассчитываю, что пройдет аукцион по продаже нашей золотой Нобелевской медали. Деньги — беженцам с Украины, в каких бы странах они ни находились. Надеемся на помощь ЮНИСЕФ и на то, что запустим такой флешмоб — каждый сможет выставить дорогую ему вещь на аукционе в пользу пострадавших от военных действий.

Про «Новую газету. Европа» вы уже, скорее всего, знаете. Это делают в Риге наши друзья, бывшие сотрудники «Новой» и не только. Мы не имеем к ним организационного и финансового отношения — нельзя, признают «врагами народа». Но по-человечески мы их всячески рекомендуем.

Со светлым праздником Пасхи верующих. ХВ!

Нынче по-разному можно эту надпись на праздничных куличах расшифровывать.

Ваш Муратов 


* * *

Учитывая выходные, взял на себя смелость включить в эту рекомендательную рассылку несколько больше ссылок на лекции: по истории — от профессора Андрея Зубова, психологии — от Сергея Ениколопова, и экономике — экономическую подборку подготовил для  Вас Дмитрий Прокофьев.

Плюс к этому: книжные рекомендации от Кирилла Фокина, музыка — от Алексея Душутина.

О будущем: готовятся советы от Александра Гениса, Ольги Тимофеевой, избранные предсказания от Владимира Пастухова, отрывки из блестящей, но изданной очень малым тиражом, книги Алексея Поликовского. И, как обещал, — докфест для Соучастников, программу которого заканчивает собирать Лариса Малюкова.

Часто спрашивают: что происходит в редакции? Расскажу.

Работаем. Уныния нет. Думаю, что вскоре сможем порадовать Вас параллельными платформами, которые запускают наши сотрудники как авторские проекты. Увы, сроков возобновления выхода в России самой «Новой газеты» пока обозначить не могу. Пока наши сотрудники, уехавшие из страны, продолжают успешно работать над сайтом и социальными сетями «Новой газеты. Европа». Лично я им по-доброму завидую — уж и забыл, как это — жить без цензуры...

И у меня к Вам вопрос. Как часто имеет смысл делать рассылку? Ежедневно? Раз в два дня? Еженедельно? Очень хочется понять, как Вам удобнее.

Берегите себя!
Ваш Сергей Соколов,
заместитель главного редактора «Новой»

 

* * *

Кирилл Фокин рекомендует. Что посмотреть-почитать, чтобы понять, как устроена мировая политика 

«В книжке «Вся Кремлёвская рать» Михаила Зыгаря упоминается, что в Кремле очень любили сериал «Карточный домик» и по нему (во многом) составляли представление о закулисье американской политики. Лично мне в это верится слабо; но если это правда так — вряд ли кто удивится. Мы ведь все люди, и на нас всех производит впечатление художественный образ. Если этот образ честный, то он помогает разобраться в мире, но иногда он может и вводить в заблуждение.

Образ политики высших эшелонов как мир предельного цинизма, холодных гроссмейстеров и многоходовых стратегий — неотъемлемая часть поп-культуры. В том, что теории заговора так популярны, во многом можно винить его.

Вера, что у политиков (тех или иных) «всё схвачено» — довольна опасна. Если мы забываем, что они тоже люди и тоже ошибаются, заблуждаются, принимают решения на эмоциях и в истерике, тупеют, страдают от болезней — что влияет, вплоть до насморка, на принимаемые решения, — то мы теряем способность к адекватному анализу.

Любому нормальному политологу известно, что проблема с «прогнозированием» не в том, чтобы «залезть» в голову «кукловодов» и прочитать / просчитать их замысел. Всё наоборот — проблема в силе «трения». Это термин Клаузевица — в своём классическом сочинении «О войне» он так и писал, что «трение», возникающее когда военный план сталкивается с реальностью, непредсказуемо — и всегда разрушает любые планы. Трение это и непредвиденная погода, и глупость солдат и офицеров, и накапливающаяся усталость, и опечатки в документах, из-за которых неправильно понят приказ и т.д. «Похождения бравого солдата Швейка», по факту, и написано об этом трении.

Грамотное политическое управление снижает трение. Плохое — его увеличивает. Потому и невозможна в авторитарных государствах «вертикаль власти»; формальную иерархию от начальника к подчинённым можно написать, и приказ можно передать — но как заставить его исполнить?

С моей точки зрения, пародийные или комедийные книги, пьесы, фильмы, спектакли гораздо точнее отражают реальный хаос и бардак, который царит на этажах домов правительств и штабов военных. Я подобрал некоторые из таких.

*

Кино — «В петле» — Армандо ИаннуччиНа мой вкус, этот фильм лучше, острее, честнее «Смерти Сталина». Министр международного развития Великобритании в прямом эфире говорит, что война на Ближнем востоке «не просматривается» (unforeseeable), что воспринимается всеми — и сторонниками, и противниками этой войны — как провокация. В результате несчастного и не особо умного министра вовлекают в круговорот интриг, доходящий до заседания Совбеза ООН, в подделку документов и разведданных, утечки, сливы и т.д.; особого внимания заслуживает «трение» между Вашингтоном и Лондоном, которое наши сограждане часто склонны вообще игнорировать.
*

Книга / нонфикшн — «Суматоха в Белом доме» — Кристофер БаклиАвтор работал спичрайтером вице-президента США Буша-старшего, после чего в 1986 году опубликовал эту книжку и выместил в ней всю свою злость на безумие публичной политики и административного класса. К слову, переход США на метрическую систему — которым пытается заниматься лирический герой Бакли, как «скучной настоящей работой» в противовес бреду, который на него постоянно навешивают, — так с тех пор и не был реализован. У Америки слишком много других дел.

*

Театр — «На всякого мудреца» — Театр Наций — Константин БогомоловЯ написал два пункта выше — и задумался. Они оба рассказывают о политических классах Запада — любопытно, что о них мы и знаем, и можем узнать гораздо, гораздо больше, чем о современном российском. А между тем современная российская политика — которая существует непублично, закрыто, обособленно, — это просто кладезь сюжетов о том, как реактор власти сводит людей с ума. Я предполагаю, что рано или поздно нас ждёт шквал фантастически интересных историй о том, как на самом деле функционировала РФ в последние тридцать лет; возможно, как в одном из своих интервью сказал Глеб Павловский, путинский режим просто ждёт своего Шекспира.
Но пока его нет, и пока всё забетонировано и закрыто, нам остаётся лишь оглядываться назад («Охота на изюбря» Юлии Латыниной про 90-е), подглядывать сквозь замочную скважину («Вся кремлёвская рать» и др.) или принимать рассказы на веру (интервью экс-олигарха Сергея Пугачёва — Дмитрию Гордону). В области художественного творчества мне вспомнился только недавний спектакль Богомолова — который, в гротескной манере, конечно, отображает отношения внутри «элиты», её мечты, её страхи и колебания. О них режиссёр знает не из вторых рук.
*

Кино — «Изумительный» — Паоло СоррентиноПеренесёмся в Италию. До того, как снять «Молодого Папу», Соррентино уже заходил в области политической сатиры — и увековечил легендарного и полумафиозного премьер-министра Джулио Андреотти. Это политическое существо изучается режиссёром со всех сторон — но всё равно остаётся для него загадкой. Мы ведь всегда, даже когда говорим о цинизме политиков, хотим нащупать второе — третье — четвёртое дно. Соврать, чтобы начать войну, начать войну, чтобы удержать власть, удержать власть, чтобы... чтобы что? Может ли быть так, что там — ничего? Иногда фантазирую, какое бы кино снял (а может и снимет ещё) Соррентино о Жириновском.
*

Книга / нонфикшн — «Огонь и ярость» — Майкл ВулфИ снова в США. Неважно, как вы относитесь к Трампу, к Хилари, к Стиву Бэннону и другим — но пришествие магната в Белый дом, конечно, стала ярчайшим событием политической истории мира за последние годы. Вулф был рядом с командой Трампа в первый год пребывания его у власти — и описал, что там происходила. Я не знаю, насколько правдиво его описание в деталях; но общее состояние «ярости» и войны этой новой администрации со всем миром, включая и СМИ, и внутренних «врагов», которые тут же превращаются в друзей и наоборот, — на мой вкус, передано достоверно.

P.S. От того, что трагедия стала результатом безумия и бардака, а не злого умысла или заговора, она не перестаёт быть трагедией. А степень вины ответственных — в чудовищном ли замысле или в неспособности преодолеть дурь — пусть установит суд».

 

* * *

Дмитрий Прокофьев представляет лекции об экономике, достойные внимания.

Экономика — люди важнее денег

«Кризис 2022. Экономические сценарии Натальи Зубаревич»Когда-нибудь история российского экономического кризиса 2022 года войдет в учебники. А пока ведущий российский эксперт по социально-экономическому развитию российских регионов Наталья Зубаревич рассказала в интервью Forbes Capital, какие отрасли и города сильнее всех пострадают от последствий известных событий, как власти, по ее мнению, будут бороться с безработицей и чем в итоге обернется затяжной кризис.
*

«Почему финансами страны опасно управлять так же, как личными?» Кризисные события заставили очень многих людей пуститься в расс/уждения об управлении международными финансами, дедолларизации, создании крипторублей и переходе на юани. Но, прежде чем заниматься управлением мировыми финансами, чрезвычайно интересно будет послушать лекцию профессора Российской экономической школы Константина Егорова — чем, собственно, государственные финансы отличаются от личных.
*

«Что такое неолиберализм — реальность или фантом сознания?» «Неолиберализм» — одно из наиболее модных и распространенных понятий. Именно неолиберализм выступает в качестве некоего «совершенного зла», именно с «неолиберализмом» борются многочисленные защитники «ценностей и скреп». Но существует ли «неолиберализм», и что вкладывают в это понятие ученые экономисты? Об этом рассказывает Ростислав Капелюшников, ведущий исследователь экономики труда в России, член-корреспондент РАН, человек, который первым перевел на русский язык работы Фридриха фон Хайека. Это сложная лекция. Но надо прослушать ее целиком.
*

«Крепостное право — зло? Экономика и анализ данных в истории» Бывший крепостной Фирс, из чеховского «Вишневого сада», называл «волю», объявленную 19 февраля 1861 года, «несчастьем». «Барину за холопом заботушки много, а холопу за барином горюшка нет», ехидничал персонаж Салтыкова-Щедрина. Что мы на самом деле знаем об экономике крепостного права, продержавшегося в России несколько столетий — об этом рассказывает Андрей Маркевич — российский историк-экономист, профессор и зав. кафедрой институциональной экономики Российской экономической школы, бесспорно один из лучших в мире специалистов в области экономической истории России.
*

«Искусственный интеллект и экономический рост» Экономист Даниил Шестаков — один из самых любимых мной авторов, пишущих об экономике, потому что умеет объяснять по-настоящему сложные вещи доступным образным языком — а еще он делает прекрасные обзоры экономической литературы. Даниил Шестаков почти все знает о том, как росла экономика на протяжении всей человеческой истории, а в этой лекции он расскажет о том, что будет с экономическим ростом в следующие 100 лет. Спойлер — все будет хорошо!

P.S. И еще. Надеюсь, Вы читали мои «экономические» статьи в «Новой Газете». Пока выпуск приостановлен, но я буду рад встрече с Вами в моем телеграм-канале — «Деньги и песец». Несмотря на забавное название — это вполне серьезные истории и актуальные комментарии об экономике, которые я рассказываю просто.

Буду рад видеть Вас в своем канале и отвечать на Ваши вопросы.

Искренне Ваш,
Дмитрий Прокофьев 

 

* * *

История профессора Андрея Зубова«От скандального поражения к Великим Реформам: Крымская война 1853-56 гг.»
Колоссальные амбиции императора Николая Павловича, достигшие грани психического расстройства к концу 1840-х гг., его желание управлять всей континентальной Европой и наводить в ней «порядок» помимо воли правительств и народов, сделали Россию ненавистной во всём тогдашнем цивилизованном мире. Русское общество Николай и верные ему обскуранты давили нещадно. Николай тешил себя иллюзией, что он обладает самой мощной страной и самой сильной армией среди всех государств, поэтому, по пустяковому поводу, но имея далеко идущие планы расчленения Турецкой империи, пошел на войну с ней. Война эта быстро превратилась в большую европейскую и обнаружила полную несостоятельность и российского народного хозяйства, и русской армии и флота, которые страшно отстали в техническом отношении. Катастрофа была неминуема, и она произошла в 1854-м. В феврале 1855 умер Николай Павлович и на престол вступил его сын Александр, являвшийся ещё большим обскурантом и консерватором, нежели его покойный отец. Но происшедшая с Россией катастрофа, позор военного поражения миллионной армии от 70 тысячного англо-французского экспедиционного корпуса, заставили молодого царя приступить к реформам, которые были ему в глубине души глубоко отвратительны, но необходимость которых он осознал. Эти реформы, начавшиеся почти сразу после подписания 18 (30) марта 1856 года Парижского мира, преобразили Россию и за полвека ввели ее в круг действительно наиболее мощных и быстро развивающихся держав. Так поражение привело к победе. Победе не над внешним врагом, а над собственной косностью, тупостью и ленью.
Смотреть — здесь.

*

Лекция Сергея Ениколопова«Психология агрессии и насилия»
Почему так часты вокруг вспышки ярости, откуда столько агрессии? Мы постоянно задаемся этим вопросом, потому, что каждый из нас страдает от этого тяжелого состояния ожидания зла. Оно как будто бы разлито в воздухе, градус агрессии не понижается в последние годы никогда. Только растет. Почему? Отвечает — заведующий отделом медицинской психологии Научного Центра психического здоровья, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности МГУ Сергей Ениколопов.
Смотреть — здесь.

*

Tequilajazzz – Камни / 2021 Евгений Фёдоров без лишнего шума взял и выпустил новый альбом в октябре прошлого года. Просто настало время для новых песен о природе вещей и природе в целом. Будто прошел год, а не 12 лет с момента выхода «Журнала Живого» в 2009-м. «Камни» были записаны за пару недель весной 2021, что не умаляет достоинства записи. За обновленный звук кроме самого Федорова и барабанщика Александра Воронова отвечают и два присоединившихся молодых гитариста: Константин Чалых и Роман Шатохин. Как-то Борис Гребенщиков назвал Текилу "Великой русской группой». Хочется согласиться и добавить как питерцу - «... из Питера».
«Я спросил у бога, что такое ветер
Он мне отвечает — это всё на свете
Всё, что неподвижно,— колется и бьётся
Остальное — дышит, плачет и смеётся»
«На первый взгляд, "Камни" — банальное название, но мы его терпим. Знаем, что нас ждет дальше» - говорит Евгений о романе с продолжением. Так и есть - это первая часть из трилогии. Ждем.
Стиль: альтернативный русский рок
Обратить внимание на: «Никого не останется», «Не до мечей»

*

IDLES – Crawler / 2021 Панк, причем британский! Название группы пишется исключительно капсом. То есть уже с названия они начинают кричать. Группа образовалась в 2009 году, но выпустила свой первый альбом только в 2017. Чем они занимались все эти 8 лет, одной только королеве известно. С тех пор выпускают стабильно по альбому раз в два года. В первых трех тематика текстов - от социального неравенства до политики. «Crawler» – о личном. Самым запоминающимся номером считаю Car Crash. За счет выделяющегося индустриального бита и читки получился злющий хип-хоп, практически в стиле Dalek. Альбом не скучный, громкий и не дающий расслабиться.
Стиль: панк рок c примесями
Обратить внимание на: «Car Crash», «The Beachland Ballroom»

Спасибо вам, что остаетесь с нами! 

Ваша «Новая»

Дмитрий Иваненко. Неудобный гений
Статья о выдающемся советском физике Дмитрии Иваненко (1904-1994).
Сергей Маковецкий. Очерк творчества и судьбы
Портретный очерк о знаменитом российском актере, Народном артисте РФ Сергее Маковецком
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum