Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Литературный август
Статья о памятных для русской литературы писателях разных времен в связи с их юб...
№08
(398)
01.08.2022
История
Мировая история в фотографиях
(№6 [396] 05.06.2022)

Нажмите, чтобы увеличить.
1853. Киев. Памятник Владимиру Великому на берегу Днепра

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1857. Каир.Швейная машинка как произведение искусства

*

Как вдова короля швейных машинок Зингера подарила свое лицо статуе Свободы

Эта величественная женщина, возвышающаяся над островом Бедлоу, давно стала символом Нового Света. Жизнь Изабеллы Бойер похожа на захватывающий роман. Она родилась в Париже, в семье отца-кондитера, выходца из Африки, и матери, которая была англичанкой. В 20 лет она вышла замуж за 50-летнего изобретателя швейной машинки Исаака Зингера, а после его смерти стала самой богатой женщиной страны. Красивая, обеспеченная, интересная дама никогда не оставалась без внимания. Неудивительно, что её выбрали моделью для статуи Свободы: ведь она олицетворяла собой сбывшуюся американскую мечту. Прошло несколько лет, и Изабелла вновь вышла замуж за голландского скрипача Виктора Ройбстета. Он был мировой знаменитостью, а кроме того – графом, так что Изабелла стала графиней. Вскоре она познакомилась с Огюстом Бартольди – известным скульптором. В Изабелле он увидел некий образ свободы, который позднее трансформировал в знаменитую статую. Бартольди принялся за создание 11-метровой гипсовой скульптуры женщины, держащей в одной руке факел, а в другой – скрижаль с датой принятия Декларации независимости США. 

Позднее он с помощью десятков подручных по этой модели построил статую высотой 50 метров. Для неё понадобилась 31 тонна листов из меди.

Джозеф Пулитцер – родоначальник "желтой прессы» – публиковал призывы к гражданам США собирать средства на грандиозный проект… В результате на острове Бедлоу была возведена впечатляющая своими размерами и величавостью статуя Свободы с лицом античной богини, но в то же время – созданная по образу и подобию Изабеллы Бойер-Зингер, женщины,  ставшей воплощением "американской мечты". Она прожила 62 года и умерла в 1904-м, в Париже. А статуя с её лицом по-прежнему возвышается над островом Бедлоу, символизируя главную гордость американцев - Свободу...

Нажмите, чтобы увеличить.

*

«Трое в лодке, не считая собаки» — повесть о каникулярном путешествии трех молодых лондонцев вверх по Темзе — впервые увидела свет в 1889 г. Ее автор Джером Клапка Джером (второе имя он получил в честь друга семьи, венгерского эмигранта Дьердя Клапки) родился в небольшом городка центральной Англии Уолсолле в 1859 г. В 14 лет ему пришлось бросить школу, чтобы зарабатывать на хлеб насущный. Он переменил немало профессий, пока не открыл свое истинное призвание писателя. Повесть «Трое в лодке» обязана своим возникновением счастливой случайности. Джером собирался написать для одного журнала нечто вроде путеводителя по живописным окрестностям Лондона, рассказав заодно и об их историческом прошлом. Решено было для оживления повествования включить в него несколько смешных эпизодов. Но вместо путеводителя с юмористическими вставками получилась юмористическая повесть с вкраплением пейзажных, исторических, а порой и наивно-сентиментальных фрагментов. Но его книга, неслучайно написанная от первого лица, еще и учит стойко переносить жизненные невзгоды, рассматривая их (а вместе с тем и самих себя) в слегка ироническом свете. (Михаил Донской, фрагмент из примечаний к книге).

Нажмите, чтобы увеличить.

Нажмите, чтобы увеличить.
Джером Клапка Джером (1859–1927)

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1897 Испанские войска во время войны на Кубе

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1908 Выпускницы армянской школы в городе Адапазары

*

1913 год. Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди. Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: – Дядюшка. я знаю, что здесь написано. Ноты на медальоне означают: ” Я люблю Вас. ”И вот здесь возникает вопрос.

Вы представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то получен девочкиным дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой. Но вы подумайте, ведь девочке только 11 лет! Каким же образом ее успели так научить. И не в специальной музыкальной школе и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах.

Вопрос: как учили эту девочку? – я уже задал, теперь задам еще один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений об уровне образования только, а касается вопросов генофонда. Как нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошел к такой девочке и заговорил с ней, заинтересовал ее как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал ее сердце?

Речь идет об уровне контакта, уровне духовного, культурного соответствия. Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии, уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или, лучше сказать формируя) духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном обществе будущего. Но существовал ли в русском обществе мальчик – достойный партнер нашей маленькой гимназистки? Конечно, да! Вы не задумывались. почему все офицеры царской армии учились играть на рояле? Так ли это необходимо для боевой подготовки? Для боевой, быть может, и нет, а вот для генофонда – конечно же, да!!! Вдумайтесь, что это за образ – офицер, играющий на рояле? Да это же – символ мужской гармонии – сочетание офицерства и музыки. С одной стороны, офицер – защитник, воин, а с другой – тонкий интерпретатор музыки Чайковского и Шопена…

Высокое качество гуманитарного образования в России, начиная с 20-х годов XIX века и до начала 20-х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобно которому, думаю, история человечества до того еще не знала…

М. Казиник “Тайны гениев”

Нажмите, чтобы увеличить.
Алиса

*

1918, 18 марта. Совет народных комиссаров издал постановление о передаче Ясной Поляны в пожизненное пользование вдове писателя Софье Андреевне Толстой. Документ, в частности, предписывал: «Обратиться к местному Совету с указанием на его государственную обязанность охранять имение Ясное Поляна со всеми историческими воспоминаниями, которые с ней связаны. Постановление местных крестьян, что усадьба находится в пожизненном пользовании Софьи Андреевны, — утвердить». Тем же постановлением СНК утвердил выплату С.А. Толстой пенсии в 10 тысяч рублей и назначил единовременное пособие в 16 тысяч «на поддержание усадьбы». Продемонстрировав свою лояльность к толстовскому наследию и близким писателя (в имении оставались дочь Татьяна и многочисленная родня литератора - от глубоких стариков до малых детей), новая власть, во всяком случае юридически, оградила усадьбу и ее обитателей от произвола. Впрочем, уже спустя год вся толстовская земля — почти 600 десятин — была национализирована. Затем в Ясной Поляне собрались разместить «трудовую школу им. Л.Н. Толстого», охрану к усадьбе то приставляли, то снимали, родственников писателя то грозились выселить, то облагали денежными контрибуциями как «представителей буржуазного класса». 4 ноября 1919 года Софьи Андреевны не стало.

Нажмите, чтобы увеличить.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1920 Когда в семье дочь и 7 сыновей

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1920-2020. Прогулки по Тифлису: 100 лет – от трактира Маркозяна "Эдеми" до "Мачахела"/Ioseb Iaseshvili

*

1930, 25 апреля приказом ОГПУ 130/63 в СССР было образовано Управление лагерями – УЛАГ. В том же году в ноябре это ведомство стало именоваться Главком — так и возникла печально известная аббревиатура ГУЛАГ. На него было возложено руководство всеми лагерями ОГПУ СССР: Соловецким, Вишерским, Северным, Казахстанским, Дальневосточным, Сибирским и Среднеазиатским. Приказом ОГПУ 330/198 от 2 июня 1931 года в ведение ГУЛАГа ОГПУ передана вся работа по спецпоселенцам, включая их трудовое использование. 

Нажмите, чтобы увеличить.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1933. Мартирос Сарьян. Зима в Ереване.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1934, январь. Каганович, Сталин, Постышев.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1938 Адольф Гитлер с Евой Браун

*

1943. Твардовский на пепелище своего дома/Автор Вас. Аркашев

*

1950. Финансист, промышленник и филантроп, крупный нефтяной магнат первой половины XX в. Согласно его завещанию в октябре 1969 и был открыт этот музей, где представлено все собранное им великолепие. Храм, построенный по канонам армянской храмовой архитектуры, стоит в столице Англии и по сей день. Кстати, Галуст Гюльбенкян в этой церкви и похоронен — тело перевезли из Португалии, где он скончался в 1955 г. Он был меценатом, который жертвовал на восстановление монастырей в Армении, возведение больниц и школ в армянских общинах Ливана, Сирии, Ирака, Иордании. А после окончания Великой Отечественной войны был восстановлен Первопрестольный Святой Эчмиадзин.[dmc cmp=DMFigure mediaId="14920" width="440" align="center"

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1958,18.05. Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля присуждена советскому фильму «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1960-е. Советский двор. Чистка ковров в выходной день.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1968. Олег Даль и Евгений Евстигнеев.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1969. Василий Макарович Шукшин

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1970-е. На даче. Советские актеры: Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Алла Будницкая.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1976. Андрей Мягков, Александр Леньков, Михаил Жигалов на съемках фильма "Отпуск, который не состоялся".

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1980. Гарри Каспаров с мамой Кларой Каспаровой.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1981. Москва. Штурм подъезда Булгаковского дома.

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1986. Итальянская актриса и модель Моника Белуччи и французская актриса, режиссер и певица Софи Марсо.

*

1987. Монахиня римской католической церкви, основательница ордена милосердия мать Тереза (слева) беседует с председателем комитета "Религиозные деятели за мир" при Советском комитете защиты мира, митрополитом Минским и Белорусским Филаретом(справа) /  Автор - Юрий Кавер

Нажмите, чтобы увеличить.
Мать Тереза и Митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев): «Православие есть созидание мостов, а не стен, даже если это стены храмов».

*

Нажмите, чтобы увеличить.
1992, 11.04. Казань. Протестующие требуют отделения Татарстана от России

*

Нажмите, чтобы увеличить.
2002. Шарль Азнавур во время съемок фильма "Правда о Чарли" / East News

*

2004. Чемпион мира по футболу Зенадин Зидан с будущим чемпионом мира Килианом Мбаппе.

_______________________________________________________

В поисках солнечной активности
О научных поисках русского мыслителя Александра Леонидовича Чижевского в связи с его учением об исторических к...
Почти невидимый мир природы
Автор делится своими наблюдениями за природой растений и насекомых. Продолжение, начало см. в №№395, 396 и 39...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum