Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мировая экономика тормозит, но едет
Прогнозы Организации экономического сотрудничества и развития на 2023-2024 годы
№12
(402)
01.12.2022
История
*Испанские воины-добровольцы, воевавшие в период ВОВ в Красной армии. Исследование А.Ф. Щеглова. Выпуск № 19
(№10 [400] 01.10.2022)
Автор: Александр Щеглов
Александр Щеглов

Испанские лётчики в ВВС Красной Армии

*

МАНУЭЛЬ САРАУСА КЛАВЕРО  (MANUEL ZARAUZA CLAVERO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 3 ноября 1917 г. в Сантонья, Сантандер. До мятежа генерала Франко работал авиационным механиком. В годы гражданской войны в Испании начинал свою карьеру в республиканской авиации в звании сержанта-пилота на базе Сан Хавьер. Летал на советских самолётах И-16, которые в Испании называли «Моска» (лёгкий, как муха). Был в 4-й эскадрильи вначале лётчиком, затем её командиром, позднее в июне 1938 г. был назначен на должность командира истребительной группы № 21. В этой части были сосредоточены все истребительные силы республиканской авиации, прежде всего самолёты И-16. Здесь он действовал в тандеме с другим известным лётчиком Хосе Мари Браво.

Обучался на курсах пилотов осенью 1936 г., прошёл школы в Леванте, затем учёба по профессии истребителя в Ла Рибера, Мурсия.

По единодушному мнению большинства испанских авиаторов и командования Сарауса считается одним из выдающихся лётчиков за весь период гражданской войны. За свои заслуги быстро повышался в званиях: лейтенант 27 ноября 1937 г., 11 марта 1938 г. стал капитаном, а  звание майора присвоили  19 декабря 1938 г. Он был невысокого роста и легко прятался в кабине истребителя Поликарпова, но дело было не в росте, а в том, что его способности как лётчика-истребителя многие называли фантастическими. Его считали умным, знающим, высоко профессиональным лётчиком-истребителем как в индивидуальных воздушных боях, так и в составе групповых вылетов, где он умело управлял подчинёнными пилотами в условиях, когда на самолётах ещё не было радиосвязи. Его отличало хладнокровие и выдержка в острейших ситуациях боя, и другие лётчики вдохновлялись этими его качествами характера, так необходимыми в скоротечных воздушных схватках с противником.

К концу гражданской войны счёт сбитых им вражеских  самолётов составлял 25 в ста воздушных боях. На своём И-16 Поликарпова он налетал 943 боевых часов. Майор Мануэль Сарауса Клаверо возглавил всю республиканскую авиацию Испании.

В начале февраля 1939 г. пешком перешел французскую границу и вместе с другими испанскими пилотами оказался вначале в Архелес сюр Мэр, а затем в Гурс (Олорон Сент Мари) во французских Пиренеях. Через несколько месяцев ему удалось добраться в Советский Союз, куда он прибыл в конце 1939 г. Получив небольшой  заслуженный отдых на Украине, он вскоре устроился на работу в Харькове. Там произошла его встреча с полковником Ильёй Григорьевичем Стариновым, которого многие испанцы знали как советника в годы гражданской войны в их стране.

Когда 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, Сарауса первое время находился среди  партизан, готовившихся к действиям в тылу у немцев. Однако со временем он был зачислен в 962-й истребительный авиационный полк, который выполнял боевые задачи на Кавказе. 14 сентября 1942 г. по решению командования он стал командиром эскадрильи. Но в связи с тем, что его знаний русского языка было недостаточно, к нему в качестве замкомэска и его помощника был назначен лейтенант Бирюков.

Советская авиация, в которую входил 962-й ИАП в составе 8-го армейского корпуса, выполняла важнейшую задачу воздушного прикрытия азербайджанского нефтяного района. Известно, что  нефть Баку питала горючим всю действующую Красную Армию.

К большому несчастью, случилась катастрофа, в которой погиб выдающийся лётчик майор Мануэль Сарауса Клаверо. Это произошло в районе аэродрома Кислый в Азекбайджане 7 октября 1942 г. в 10 часов. В ходе обычного учебного полёта столкнулись в воздухе два самолёта. На одном из них в качестве пилота-инструктора находился Сарауса и его ученик сержант Саша Рябцев. Оба они погибли. Одно печальное совпадение: в день похорон погибших пришло сообщение из г. Ташкента о смерти сына Мануэля Сараусы, которому исполнился год со дня рождения.

На здании военно-воздушного училища № 20 в г. Кировабаде, сегодня г. Гянджа, установлены мемориальные доски Сараусе и другим погибшим в этих местах в годы войны. Вначале все захоронения были на кладбище, но в настоящее время в Баку создан великолепный монумент, на котором записаны фамилии погибших. Однако останки погибших, по  свидетельству родственников под монументом отсутствуют. Приехавшие испанцы побывали в г. Гянджа 25 ноября 2016 г. Шестеро  племянников Сараусы, входивших в эту делегацию, посетили Гянджу и военное кладбище в Баку, где возложили венки к могилам и монументу павших героев республиканцев. 

В 13-м номере журнала «Аэроплан», где опубликована статья о погибших в войне испанцах, имеется снимок монумента и говорится о том, что все отдельные могилы были ликвидированы, а останки воинов покоятся в общей братской могиле, на которой имеются металлические пластины с фамилиями захороненных в ней бойцах. Об этом сообщил один из членов делегации родственников Фернандо Фернандес Мартин, племянник и приёмный сын Эдуардо Фернандеса Прада, лётчика-истребителя на И-16, погибшего в битве на Эбро в Испании.

      Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 141-143   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.141-143. 
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 4322.
  3. Исторический формуляр  в ячейке 18001, дело 1197, 3-й лист. 

*  

ХОСЕ ЛУИС  ЛАРРАНЬЯГА  МУНИАТЕГИ (JOSÉ LUIS LARRAÑAGA MUNIATEGUI)

 
Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 27 марта 1923 г. в Эйбаре. Он входил в число так называемых «Детей войны», которых в возрасте до 14 лет правительство Испанской республики отправило в 1937 г. в Советский Союз, спасая их от бомбардировок авиацией мятежников Франко. 

Первоначально жил и учился в г. Киеве, в 1939 г. вступил в Комсомол. В 1940 г. окончил 8 классов. 21 апреля 1941 г. добровольно вступил в Красную Армию и был зачислен курсантом в Борисоглебскую лётную школу в Воронежской области. После окончания обучения в октябре 1942 г.  лётчик старший сержант Хосе Луис Ларраньяга был направлен в 193-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии 4-го истребительного авиационного корпуса Юго-Западного фронта.

Молодой лётчик, летая на Ла-5, сбил лично два немецких истребителя Мессершмитт Ме-109 и Ме-110  и  Фокке-Вульф ФВ-189 в паре. По данным некоторых источников на фюзеляже его самолёта красовалось 5 звёзд по количеству сбитых самолётов противника. А ведь в 1942 г. Хосе Луису не исполнилось и двадцати.

Об одном из его первых  воздушных боёв записано в представлении, наградном листе, подписанном командиром 193-го авиационного истребительного полка майором Мурзановым. В нём, в частности, говорится: «19 марта 1943 года сержант Лараньяга в составе 8-ми самолётов Ла-5 вылетел сопровождать штурмовиков. Перед подходом к цели в районе станции Салтов на сопровождающих истребителей вылетели самолёты противника в количестве 8-ми Мессершмиттов Ме-109, в результате чего завязался воздушный бой. Сержант Ларраньяга был в четвёрке непосредственного прикрытия штурмовиков. 

Сзади и выше со стороны солнца эту четвёрку атаковали самолёты противника в количестве 6-ти Ме-109. На ведущего группы командира эскадрильи пикировали два самолёта, что было опасно для самолёта ведущего. Сержант Ларраньяга принял быстрое решение – развернулся в сторону атакующих самолётов противника и меткими выстрелами сбивает один самолёт Ме-109, который загорелся и упал в лес южнее ст. Салтов на правую сторону Северского Донца. Второй самолёт бросается в бегство и уходит на свою территорию. Остальные самолёты противника вышли из боя. Молодой лётчик сержант Ларраньяга в этом воздушном бою показал высокий  образец мужества, отваги и взаимной выручки товарища и дал полную возможность выполнению боевой задачи штурмовикам. Сержант Ларраняга в первом воздушном бою зарекомендовал себя отличным воздушным бойцом-истребителем и является примером для всего лётного состава полка. Имеет боевой налёт – 4 часа 32 минуты, 6 посадок. Все боевые вылеты были выполнены образцово.

Достоин представления к правительственной награде ордену «Красная Звезда».

 
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наградной лист на сержанта Хосе Луиса Ларраньяги Муниатеги

Награды:

Орден Красной Звезды. Дата рождения:1923. Место рождения: Испания, Эйбар Место призыва: добровольно Борисоглебская авиашкола. Дата поступления на службу:1941 Воинское звание: сержант Воинская часть: 193 иап 302 иад Даты подвига: 19.03.1943 Наименование награды: Орден Красной Звезды Дата документа: 10.04.1943 Приказ подразделения №: 1/н от: 10.04.1943 Издан: 302 иад.  ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 682526 Дело ист. информации: 1250

К большому сожалению, 2 мая 1943 г. молодой сержант Ларраньяга, которому в марте исполнилось 20 лет, погиб в воздушном бою, как отмечается в официальной сводке о безвозвратных потерях: Место выбытия: Курская обл., Суджанский р-н, г. Суджа, в районе. Источник информации: ЦАМО  Фонд ист. информации: 58  Опись ист. информации: 18001 Дело ист. информации: 634.

Личное дело № 840270, досье 18001, дело 634, лист 216.

       Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 120 // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.120. 
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2277.
  3. ЦАМО: Личное дело № 840270, досье 18001, дело 634, лист 216.
  4. Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им. В.П. Чкалова, bvvaul.ru
  5. www.pamyat-naroda/heroes/ ;

*  

ХУАН ЛАРИО САНЧЕС  (JUAN LARIO SÁNCHEZ)

 
Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 5 сентября 1918 г. в Мадриде. Он стал одним из самых знаменитых лётчиков республиканской Испании, сбивших много самолётов противника, как в ходе гражданской войны на родине, так и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Он получил среднее образование, окончил курс в Архитектурной школе, где учился с 1932 по 1934 г. В 1936 г. вступил в Компартию Испании. Участвовал в войне в самом её начале, воевал на различных фронтах, был ранен. С июля 1936 по май 1937 г. сражался в пехоте, стал сержантом.

В 1937 г. был зачислен во второй набор курсантов для учёбы в авиационном училище в г. Кировабаде, ныне Гянджа  в советском Азербайджане. Учёба продолжалась с июля по ноябрь этого года. По возвращении в Испанию принимал участие в воздушных боях в составе 2-й эскадрильи истребителей И-15. В период с ноября 1937 по июнь 1938 г. сбил 7 самолётов противника. Позднее уже в звании лейтенанта его перевели во вторую эскадрилью 28-й Группы самолётов Грумман П-23 «Дельфин» на должность заместителя, а позже командира эскадрильи. 

После окончания гражданской войны Ларио попал в концлагерь на территории Франции, и находился там с февраля по май 1939 г. В том же году 7 мая  ему удалось эвакуироваться сначала в Ленинград, а затем переехать в Харьков. С августа 1939 по май 1941 г. работал конструктором на заводе «Серп и молот».

В июне 1941 г. с началом войны ему в числе немногих испанских лётчиков удалось попасть добровольцем на подмосковный аэродром Быково, где он стал участником обороны Москвы. В дальнейшем осваивал немецкие трофейные самолёты на Урале, а затем в течение нескольких месяцев с августа по декабрь 1942 г. служил в авиации в г. Грозном. Там он, как и другие испанские лётчики, стал свидетелем гибели в авиакатастрофе выдающегося земляка Мануэля Сараусы. В составе 234-го истребительного авиационного полка 125-й истребительной авиационной дивизии выполнял боевые задачи по прикрытию Грозного и Баку, а в декабре 1942 г. их полк был переброшен под Сталинград, где шли ожесточённые бои.

В 1943 г. он успешно выполнял боевые задачи в районе Курска и Харькова, а в конце года принимал участие в освобождении Киева. Всю войну он сражался в авиации. В том числе в ходе боёв в Польше и Германии, командуя эскадрильей Спитфайр IX. Его боевой путь проходил также в составе 182, 127, 960, 348 и 743 истребительных авиационных полков. Хуан Ларио за время войны совершил 886 боевых вылетов, участвовал в 97 воздушных боях. На его счету 35 сбитых самолётов противника, включая 8 в группе, за годы Великой Отечественной войны, а также сбитыми в Испании. Это ставит его в ряд наиболее результативных испанских лётчиков-истребителей. В 1944-1945 гг.  он воюет в составе 2-й эскадрильи 348-го истребительного авиационного полка вместе со своим земляком Доминго Бонильей, а затем  уже на должности заместителя командира полка. В августе 1942 г. ему присвоили звание лейтенанта, в апреле 1944 – старшего лейтенанта, в конце военной службы он стал капитаном. За время войны  освоил полёты на различных типах советских и иностранных самолётов: немецких, английских и американских. В том числе, советские И-15 и И-16, Як-7 и иностранные Грумман G-23 «Дельфин», Мессершмитт Ме-109, Дорнье До 215, Р-40 и Спитфайр.

За  успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны капитан Хуан Ларио Санчес был удостоен многочисленных правительственных наград.

Награды:

 Орден Красного Знамени

 Орден Отечественной войны I-й  степени

Орден Отечественной войны II-й  степени

Орден Красной Звезды, дважды

 Медаль «За оборону Москвы» 

Медаль «За оборону Кавказа»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Медаль «30 лет Советских Вооруженных Сил»

 

Акт о вручении Ларио Санчесу медали «За оборону Кавказа»

Сведения о награждении орденами и медалями капитана Хуана Ларио Санчеса см. на сайте www.pamyat-naroda/heroes/.

Женился Хуан Ларио Санчес в 1944 г. на  Марии Лаврентьевне. У них родилось две девочки Флорентина и Виолета. 

Как и все испанские военнослужащие был демобилизован в 1948 г. и устроился работать столяром по дереву. Работал также в Московском государственном университете переводчиком технической литературы, одновременно окончил курс политэкономии.

В январе 1957 г. вместе с женой и детьми уехал в Испанию, где через некоторое время перешел на работу на завод ENASA фирмы по производству грузовых автомобилей «Pegaso» в Мадриде. Там его карьера развивалась успешно, он стал проектировщиком, а затем специалистом в Департаменте промышленных отношений (связей и контактов). На этой фирме он отработал 20 лет до выхода на пенсию. В апреле 1994 г. скончался его друг и товарищ Антонио Ариас. Под впечатлением тяжёлой утраты Ларио написал поэтические фрагменты, посвящённые лётчикам Испании и России. Там, в частности, вспоминаются горящее небо Испании, воздушные бои в Гуадарраме, Мадрид, Гвадалахара, север страны …. Брунете, Арагон, Леванте и Эбро.

Литературные работы, книги и статьи в продолжение сорока лет.

В мае 1973 г. Ларио стал финалистом конкурса «Мемуары испанской войны , 1936-1939» со своей книгой «Говорит авиатор Республики», которая была опубликована в том же году. Ему шел 54-й год, он продолжал работать экспертом Департамента промышленных связей и контактов на  мадридской фирме «Pegaso». 

В феврале 1976 г. опубликовал статью «Авиаторы Испании в СССР» в составе премий «Зеркало Испании», учреждённой издательством Планета в Советском Союзе. В Мадриде эта работа была потеряна 15 февраля. Она заняла третье почётное место в конкурсе из более чем 15 предварительно отобранных материалов высокого уровня.

Позднее в декабре 1991 г. в журнале «Наука и жизнь» № 285 Ларио опубликовал хронику под заголовком «Испанские Республиканцы на службе  СССР».

Проживал он в Алкала де Энарес проспект Вирхен дель Валь и довольно часто сотрудничал с Ассоциацией авиаторов Республики «ICARO». У него уже были написаны две книги, одна из них была озаглавлена «Россия вчера и сегодня», а вторая состояла из мемуаров, посвященных 2-й Мировой войне и называлась «1942, дни второй Мировой войны».

Следует отметить со всей очевидностью, что в 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, испанские лётчики уже имели за спиной почти трёхлетний боевой опыт, затем полностью прошли свой боевой путь вместе с советскими пилотами, однако же невозможно даже близко сравнить  карьерный рост  и количество и качество наград советских и испанских пилотов. Это более чем заметно не в пользу испанцев. Но они никогда не высказывали какого-либо малейшего недовольства по этому поводу.

Хуан Ларио умер в Алькала де Энарес 24 июня 2000 г. в возрасте 82 лет. Многие годы он был окружен вниманием и заботой друзей, ветеранов, его уважали и молодёжь, и пожилые люди, признавая и восхищаясь его заслугами среди большой семьи   испанских  авиаторов. В период перехода к демократии, произошедшей после смерти Франко, ему, как и многим другим воинам Республики и Военно-воздушных сил СССР, участникам войны, были присвоены воинское звание полковника с соответствующей пенсией.

      Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 118-120 // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 118-120. 
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2273.
  3. ЦАМО: Личное дело № 425304, обновлённое № 0395034.
  4. Segunda promocion de la escuela de pilotos de Kirovabad, julio–noviembre 1937, ADAR, # 86// Второй выпуск лётчиков училища в г. Кировабад, июль-ноябрь 1937, АДАР, № 86. 
  5. www.pamyat-naroda/heroes/

ХОСЕ   КАРБОНЕЛЬ  БАЛАГЕР    (JOSÉ  CARBONEL  BALAGUER)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился в 1916 г. в Валенсии. В 1936 г. вступил в Коммунистическую партию Испании и оставался в её рядах до 1970 г. По гражданской профессии литограф. В годы гражданской войны в Испании воевал в республиканской  авиации в звании лейтенанта.

Он вошел во 2-й набор испанских  курсантов для обучения на пилотов, которое происходило в г. Кировабад (сегодня Гянджа), тогда Азербайджанской ССР.

Всего в этом наборе было 159 человек, которые выезжали по группам. Первая группа  выехала из Барселоны 7 июля 1937 г. на поезде до французского порта Марсель. Там курсанты поднялись на борт парохода «Теофил Гаутер», который совершил переход до Одессы, откуда эта группа на поезде проехала через Москву до Кировабада. Из этой числа 50 курсантов были направлены на обучение штурманской профессии в г. Харьков.

После окончания курса обучения Карбонель вместе с другими выпускниками возвращался через Москву, но а потом по северному маршруту: Мурманск-Гавр из-за того, что Балтика у Ленинграда была покрыта льдом,  далее из Гавра на поезде до Парижа и до конечного пункта на родине – в Барселоне. До 1939 г. Хосе продолжал воевать в республиканской авиации на различных фронтах.

После окончания гражданской войны в Испании эмигрировал в СССР чрез Францию и поселился в г. Харькове, где работал на одном из заводов. Когда фашисты напали на нашу страну, Карбонель вместе с другими земляками добровольно вступил в ополчение, а с 14 августа 1942 г. был зачислен в авиационную часть Красной Армии. Воевал в авиации ПВО на Кавказе, где стал свидетелем гибели в авиационной катастрофе своего уважаемого однополчанина и земляка капитана Мигеля Сарауса в октябре 1942 г.

В годы войны служил в авиации ПВО, где сражался с немецкими фашистами за свободу и независимость Советского Союза, постоянно помня о том, что Германия также является врагом и его испанского народа, оказавшая важную помощь приходу к власти диктатора Франко.

Его 962-й истребительный авиационный полк ПВО  был сформирован в составе 8-го истребительного авиационного корпуса ПВО. До конца войны этот полк выполнял боевую задачу по прикрытию объектов города Баку и Каспийского нефтеносного района путём дежурства на аэродромах и вылетами по тревогам. Вооружение полка состояло из истребителей И-153 и  И-16.

Старший лейтенант Хосе Карбонель Балагер был награждён:

Орден Отечественной войны II-й  степени. Документ в юбилейной картотеке. Номер документа: 179 Дата документа: 06.11.1985 Автор документа: Министр обороны СССР Архив: ЦАМО Картотека: Юбилейная картотека награждений Расположение документа: шкаф 24, ящик 6

После окончания Великой Отечественной войны жил в Москве, работал в 1-й Московской образцовой типографии по своей старой ещё довоенной профессии. 

Умер в апреле 1986 г.

       Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 160 // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 160. 
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 767.
  3. Segunda promocion de la escuela de pilotos de Kirovabad, julio–noviembre 1937, ADAR, # 29// Второй выпуск лётчиков училища в г. Кировабад, июль-ноябрь 1937, АДАР, № 29. 
  4. Roque Serna Martínez. Heroísmo español en Rusia. - Madrid, 1981, fotografia, pag. 365 // Роке Серна Мартинес. Испанский героизм в России. - Мадрид, 1981,фотография,  стр.365.
  5. www.pamyat-naroda/heroes/

*

АНТОНИО ЛЕКУМБЕРРИ ГОИКОЭЧЕА (ANTONIO LECUMBERRI GOICOECHEA)

 
Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 21 мая 1924 г. в городе Эибар в Испании. Родители: отец - Антонио, родился 18 января 1894 года в Эйбаре (Гипускоа), мать - Тереза, родилась 1 июня 1889 года в Урдиан (Наварра). Был у Антонио брат. В 1937 г., как и другие  дети войны в возрасте 13 лет, был эвакуирован в Советский Союз. В Киеве он окончил  8 классов средней школы и  переехал в Москву, где поступил учиться в техникум. В мае 1939 г. вступил в ряды ВЛКСМ, а в 1947 г. стал кандидатом в члены ВКП (б). Из техникума был принят в Борисоглебскую авиационную школу лётчиков, где прошел ускоренную подготовку по программе пилотов-истребителей. В Красной Армии с апреля 1941 года. Прошёл ускоренные курсы в Борисоглебской военной школе лётчиков и в ноябре 1941 г. направлен в боевой полк.

Активный участник Великой Отечественной войны. Офицерские воинские звания присвоены: младший лейтенант, в ноябре 1944 г., лейтенант в октябре 1947 г. В 1944-1945 годах младший лейтенант Антонио Лекумберри воевал в 826-м истребительном авиационном полку под командованием майора Столяра вместе с  земляком Луисом Лавином. Полк входил в состав 101-й истребительной авиационной дивизии. Летал на самолётах Ла-5ФН. К концу войны служил в 562-м истребительном авиационном полку  317-й истребительной авиационной дивизии и 495-м иап 36 иад.

Был уволен из кадров Военно-воздушных сил по статье 43 «А» в июне 1948 г.

Награды:

Орден  Отечественной войны II степени. Кто наградил: Президиум ВС СССР Номер документа: 2491-XI Дата документа: 23.05.1985 Информация об архиве Картотека: Картотека иностранных наград Расположение документа: ящик 038

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,  Воинское звание: мл. лейтенант Воинская часть: 562 иап 317 иад Приказ подразделения от: 08.04.1946 Издан: 562 иап 317 иад ЦАМО Фонд ист. информации: 20278 Опись ист. информации: 2 Дело ист. информации: 65

 

Акт о вручении медали младшему лейтенанту Лекумберри № 13

Медаль «30 лет Советской Армии и Военно-Морскому Флоту», 1948 г.

Личное дело Антонио Лекумберри № 0403781 хранится в Центральном архиве Министерства обороны.

В послевоенные годы Лекумберри жил в Москве. В 1947 г.  женился на Сигачевой Валентине Павловне, (р. 20.01.1928), у них родилась дочь (ниже на снимке). В 1950 г. окончил курс марксизма-ленинизма и в конце того же года был принят в ряды членов КПСС.

Нажмите, чтобы увеличить.
Москва, 23.02.1949
 

В 80-х годах вернулся в Испанию. Умер в возрасте 71 год 23 декабря 1995 г. в Леиоа, Бискайя (Leioa, Bizkaia), Испания.

       Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 122 y 167 // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 122 и 167. 
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2309
  3. http://www.bvvaul.ru/сontent/vypuskniki/1941.php Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени В.П. Чкалова
  4. https://www.myheritage.es/names/antonio_lecumberri
  5. www.pamyat-naroda/heroes/

АНСЕЛЬМО СЕПУЛЬВЕДА ГАРСИЯ (ANSELMO SEPúLVEDA GARCIA)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился Ансельмо в 1915 г. в городе Сан Клементе. Участник гражданской войны в Испании. В составе 1-го набора курсантов прошел подготовку в Советском Азербайджане в училище города Кировабада по специальности лётчик бомбардировочной авиации. Воевал по возвращении на родину в 24 авиационной группировке республиканских военно-воздушных сил. Летал на скоростном бомбардировщике  СБ-2 советского производства. Одно время был на должности заместителя командира эскадрильи. В воздушном бою 7 февраля 1938 г. был сбит истребителем Ме-109, но сам не пострадал. В апреле 1938 г. ему было присвоено звание лейтенанта. 

В сентябре 1938 г. Ансельмо Сепульведа, который в СССР взял себе имя Седельников Арсений Росснадович, в составе группы испанских пилотов был направлен для переподготовки на курсы высшего лётного мастерства в авиационную школу в г. Липецк.

В годы Великой Отечественной войны Сепульведа – Седельников принимал непосредственное участие в боях в в составе сформированного в июне 1942 г. 208-го штурмового авиационного полка, на вооружении которого были  штурмовики Ил-2. В этом полку воевал и его соотечественник Алфонсо Гарсия с русской фамилией Александр Герасимов. Немцы рвались к Воронежу и наши штурмовики вылетали для выполнения главной задачи– уничтожения наступающих фашистских танков. 

В этих районах вместе с немцами действовали танковые, пехотные и кавалерийские части венгров.  На них наносили  свои бомбовые удары и советские и испанские лётчики. В середине семидесятых годов в Воронеже вышла книга Андрея Забелы и Виталия Жихарева «Крылья жар-птицы». В ней рассказывается о судьбе испанцев, которые защищали Воронеж и подступы к нему  в годы Великой Отечественной войны. Журналист и писатель Валентин Котюх приводит некоторые факты из этой книги в своей статье «Испанцы в небе Воронежа». В частности, он приводит такой факт, что «капитан Седельников на Ил-2 уничтожил 5 танков, 5 автомашин, 6 зенитных огневых точек, 9 самолётов на земле, 4 переправы и до 90 человек солдат и офицеров противника. Приказом Воронежского фронта № 35 от 14.08.1942 г. лётчики-штурмовики, в их числе и Ансельмо Сепульведа, были награждены орденами Красного Знамени. А 10 августа Арсений Седельников водил свое звено на штурмовку вражеских войск в районе города Коротояк. Удар илов по коннице венгров был точный, внезапный и стремительный. Обезумевшие лошади, сбрасывая с себя и давя копытами седоков, разбегались в разные стороны. Венгры не выдержали натиска штурмовиков и от страха бросили свои позиции.  В воздушном бою Арсений сбил вражеский истребитель, атаковавший его. Проводя разведку, штурмовку вражеских позиций летчики воевали на воронежской земле до ноября 1942 года. Фашисты боялись наши «летающие танки», именно с танками по огневой мощи, можно сравнить «Ил-2» и называли их «черной смертью».  

В ноябре 1942 г. полк, в котором служил Сепульведа – Седельников, был переброшен под Сталинград, где развернулось грандиозное сражение. В одном из боевых вылетов лётчики обнаружили колонну танков противника, движущуюся к Сталинграду. Ансельмо и его товарищи на бреющем полёте нанесли по танкам бомбовый удар. В следующем заходе стали обрабатывать танки реактивными снарядами и пушечным и пулемётным огнём. Из этого боя 23 ноября 1942 г. капитан Ансельмо Сепульведа – Арсений Седельников  не вернулся. Источник информации: ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 594260 Дело ист. информации: 59

Полное наименование  воинской части, где он воевал,  208-й штурмовой Станиславский орденов Суворова и Кутузова  авиационный полк.

Награды:

Орден Красного Знамени. Воронежский фронт, приказ от 14.08.1942 № 035., см. наградной лист

Орден Отечественной войны II степени. 208 шап Воронежский Ф, Даты подвига: 03.07.1942, 10.08.1942 Дата документа: 20.01.1943 Приказ подразделения №: 12/н от: 20.01.1943  Издан: ВС Воронежского фронта, Архив: ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 682525 Дело ист. информации: 140

В наградном листе, представленном к ордену Красного Знамени, командование отмечало: «Находясь на фронте Великой Отечественной войны, доказал свою преданность делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине. Работая на Брянском фронте по разгрому немецких оккупантов тов. Седельников только с 28.6.42 г. по 15.7.24 г. имеет 6 боевых вылетов по мотомех войскам, танкам, пехоте и переправе противника, действуя в районах Новосельское – Касторное, Малышево Устье, Семелуки, Подклетное, Гнездилово, Хвощевейка, уничтожив при этом: танков - 5, автомашин с грузами и пехотой – 5, переправ - 4, зенитных точек и пехоты – до 90 человек. Разбив 8 домов, занятых противником, где были установлены орудия, будучи всё время ведущим группы, благодаря тщательной подготовке к вылету, выходил на цель внезапно, проявляя храбрость и мужество, во время атаки выводил свою группу с минимальными потерями из боя. 8.7.42 г., выполняя боевое задание, был атакован МЕ-109, самолёт получил серьёзное повреждение, но был приведён на свою территорию. За успешную боевую работу имеет от Военного Совета Брянского фронта благодарность.

Вывод: За мужество и отвагу по разгрому немецких оккупантов достоин правительственной награды ордена Красного Знамени.

Командир 208 штурмового авиационного полка майор Коломейцев»

       Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 140  y 173 // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 140 и 173.
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 3944.
  3. Aviadores republicanos en Kirovabad “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Anexo 4, 1-a promoción, Barcelona, # 177 // Республиканские авиаторы в Кировабаде «Ассоциация авиаторов Республики», (АДАР), Приложение 4, 1-й выпуск, Барселона, № 177.   
  4. Валентин Котюх. «Испанцы в небе Воронежа», цит. по  https://proza.ru/2015/04/24/581
  5. www.pamyat-naroda/heroes/ - фотография.

*

АДОЛЬФО ТОРРЕС ГОМЕС   (ADOLFO TORRES GÓMEZ)

Родился в 1917 г. в Cанта Крус, Альмерия. В 1938 г. в составе 4-го набора испанских курсантов прибыл в г. Кировабад в Азербайджане для получения профессии лётчика-истребителя. В апреле 1939 г. к власти в Испании пришел генерал Франко и ставшие пилотами военно-воздушных сил Испанской Республики молодые испанцы остались в СССР. 

В 1939 – 1941 гг. жил в Харькове и работал на тракторном заводе до начала Великой Отечественной войны. Вступив добровольно в ряды Красной Армии, он не сразу попал в авиационную часть. Как и многие испанцы, прибывшие в СССР, в начале своего боевого пути в годы Великой Отечественной войны был зачислен в Высшую оперативную школу особого назначения (ВОШОН). После получения специальности сапёр-минёр инженерных войск в составе батальона Инженерной бригады Калининского фронта с июля по сентябрь 1942 г. выполнял боевые задачи в немецком тылу. 

В декабре 1942 г. был откомандирован в распоряжение военно-воздушных сил, как имеющий военную специальность лётчика. С этого времени его служба проходила в 786-м истребительном авиационном полку. Воевал он успешно,  за что был удостоен правительственных наград. В наградном листе командир полка майор Глебов, в частности,  отмечал: «Ст. лейтенант Торрес, имея перерыв в лётной работе 3 года с момента прибытия в часть, прошел лётную тренировку и с его хорошими способностями и большим желанием летать, работая много над собой, быстро вошел в строй боевых лётчиков. Хорошо изучил материальную часть самолётов: ПО-2, УТИ-4, И-16, Харрикейн, Ла-5. На этих типах самолётов летает уверенно, техника пилотирования хорошая. Воздушным боем и стрельбой овладел хорошо. Летает в облаках и в сложных метеоусловиях. Имеет общий налёт 370 часов, из них ночью 17 часов. Летает до потолка самолётов. Готов выполнять любое боевое задание, как днём, так и ночью. За короткий срок т. Торрес вырос в части до командира звена. С этой работой справляется хорошо. К делу относится исключительно добросовестно. Правильно организует личный состав на выполнение поставленных задач. С личным составом работает хорошо. Много провёл работы по вводу в строй молодого летного состава. Идеологически выдержан. Партии Ленина-Сталина предан.

За отличную личную лётную подготовку и проведённую большую работу по вводу в строй молодого лётного состава достоин правительственной награды ордена Красная Звезда.

Командир 786-го ИАП майор Глебов.

13.02.1945 »

Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.

Наградной лист на старшего лейтенанта Адольфо Торреса.

Награды:

Орден Отечественной войны II степени. Номер документа: 81 Дата документа: 06.04.1985 Автор документа: Министр обороны СССР ЦАМО Картотека: Юбилейная картотека награждений Расположение документа: шкаф 58, ящик 23

Орден Красной Звезды. Кто наградил: 1 возд. истр. армия ПВО Номер документа: 4/н Дата документа: 09.03.1945  ЦАМО Картотека награждений Расположение документа: шкаф 87, ящик 11

Медаль «За оборону Кавказа». Воинская часть: высшая опер. школа ОСНАЗ  ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 44677 Дело ист. информации: 37

После окончания Великой Отечественной войны жил в г. Запорожье на Украине (1981 г.), был членом Ассоциации испанских лётчиков-республиканцев (АДАР).

       Источники:

  1. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 4057
  2. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 173 // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 173.
  3. Aviadores republicanos en Kirovabad “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Anexo 4, 4-a promoción, Barcelona, #168 // Республиканские авиаторы в Кировабаде «Ассоциация авиаторов Республики», (АДАР), Приложение 4, 4-й выпуск, Барселона, № 168. 
  4. www.pamyat-naroda/heroes/

ФРАНСИСКО MЕРОНЬО ПЕЛЛИСЕР  (MEROÑO PELLICER FRANCISCO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился Франсиско Мероньо в 1917 г. в Мула, провинция Мурсия в простой небогатой семье. Отец  рано овдовел, у него на руках осталось четверо детей. Юный Франсиско  трудился на стройках по созданию ирригационных сооружений вместе с отцом, а позднее окончил Топографический институт в г. Севилья.

В июле 1936 г. вступил в ряды Республиканской армии. В одном из боёв был ранен шальной пулей. Переехав  Мадрид,  был принят в состав военно-воздушных сил, а затем в Лос Льяносе (Албасете) успешно сдал экзамены для подготовки по специальности лётчика. В Советском Союзе он стал военным пилотом в составе первого выпуска испанцев в лётном училище в г. Кировабаде. Летом 1937 г., вернувшись на родину, с присвоением звания сержант-пилот (09.08.1937) был направлен в советско-испанскую эскадрилью, на вооружении которой состояли советские истребители И-16. В октябре того же года он стал лётчиком 1-й эскадрильи И-16 истребители главного конструктора Н.Н. Поликарпова. Она базировалась на сарагоском  аэродроме Каспе. Принимал участие в боях под Бельчите и Теруэлем. Весной 1938 г. ему было присвоено воинское звание лейтенанта (приказ № 131 от 31.05.1938), а воевал Мероньо теперь в 4-й эскадрильи на истребителе И-16 Мухи («Москас»). Вначале в Леванте, а затем в первой фазе сражения на Эбро. В августе  1938 г. Мероньо поручили командование 6-й истребительной эскадрильей И-16. Она вошла в авиагруппу № 21. Эскадрилья стала одной из главных в боях на Эбро. Очередное звании капитана он получил в ноябре (приказ от 11.11.1938 № 295). Отмечается, что эскадрилья капитана Франсиско Мероньо была укомплектована мощным составом лётчиков. Среди них ветераны лейтенант Хуан Уэртас Гарсия того же первого выпуска Кировабада, что и командир эскадрильи, Примитиво Перес Гомес, получивший подготовку в Испании, а также настоящие опытные «бизоны» сержанты – пилоты Хосе Карбонель Балагер, Мануэль Фернандес Феррейро, Антонио Гарсия Кано, Франсиско Ортега Касадо, Хуан Себриан Монтада, Фернандо Моралес Эскамилья, Франсиско Кастелло Поведа, Антонио Кано Кано, Рафаэль Искьердо Паскуаль, Хосе Рамон Фернандес Гонсалес и Мануэль Морато Ариас – все они выпускники 2-го набора курсантов-испанцев, получивших профессию лётчика в Кировабаде. Кроме того в 6-й эскадрильи служили пилоты- сержанты Франсиско Арройо Адарбе и Хосе Серрато Серрато. Эскадрилья приняла активное участие в битве на Эбро. После оставления Каталонии Мероньо перешел вместе со своими подчинёнными Пиренеи и, оказавшись во Франции, все лётчики  попали в концлагерь.

Летом 1939 г. приехал в Советский Союз и после кратковременного отдыха устроился на работу в Москве на автозавод имени Сталина, где работало немало испанских эмигрантов. В первые дни Великой Отечественной войны Мероньо вместе с другими испанскими лётчиками некоторое время находился в командировке на Урале, где участвовал в освоении полётов на различных типах немецких самолётов. Вернувшись в Москву, был направлен в Быково в пригороде Москвы, где на аэродроме базировались две эскадрильи с небольшим количеством стареньких самолётов, предназначенных для участия в обороне Москвы. Служба продолжалась с 7 ноября 1941 г. по 25 июля 1942 г. Затем его послали на учёбу в военное училище на севере от Москвы, где готовили офицеров пограничных войск. Здесь случайно испанцы встретились с генерал-лейтенантом авиации Степановым, участником гражданской войны в Испании. Он дал поручение составить полный список лётчиков с указанием фамилий, воинских званий, количества часов налёта и особых подвигов в составе авиации. Он это сделал с целью зачисления испанских пилотов в военно-воздушные силы Красной Армии. Мероньо оказался вначале в 1-й бригаде пограничных войск, а затем его перевели в Тулу в 1-ю эскадрилью 960-го истребительного авиационного полка (ИАП) 125 истребительной авиационной дивизии (ИАД). Он получил истребитель Ла-5 эскадрильи «Александр Чекалин». В этой же части вместе с ним служил Висенте Бельтран.

Не раз Мероньо приходилось встречаться с Юнкерсами Ю-88-разведчиками. В одном из  боевых вылетов он сбил в паре такой немецкий разведчик. В соседней эскадрилье, вооружённой самолётами Як, воевал Антонио Урибе, брат которого Висенте Урибе был министром правительства Испанской Республики. Этот девятнадцатилетний парень прибыл в Советский Союз в числе т.н. «детей войны» и воспитывался в интернациональном детском доме в городе Ростове.

Из Тулы часть Мероньо была переброшена на Курскую дугу, где он был сбит в воздушном бою и получил тяжёлое ранение в ногу. Кроме этого были перебиты три ребра, ранены правая нога и правая рука. Более 4-х месяцев находился на излечении в госпитале и уже понимал, что ему не придётся быть лётчиком-истребителем. 

Награды:

Орден Отечественной войны I степени. Номер документа: 158 Дата документа: 01.11.1990 Автор документа: Министр обороны СССР ЦАМО Картотека: Юбилейная картотека награждений Расположение документа: шкаф 38, ящик 11

Орден Отечественной войны II степени. Номер документа: 72 Дата документа: 06.04.1985 Автор документа: Министр обороны СССР ЦАМО Картотека: Юбилейная картотека награждений Расположение документа: шкаф 38, ящик 11

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Дата награждения 9 мая 1945 г.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Медаль «За оборону Москвы»

Вернулся к своей инструкторской службе на самолётах По-2 в одном из лётных училищ. 5 марта 1945 г. в его семье родился сын Луис.  После окончания войны продолжил работать инструктором в гражданском авиаклубе, инженером на заводе № 408, а затем  в качестве оператора в советской системе гражданской авиации. В 1964 г. был в командировке на Кубе на должности советника и переводчика в советско-кубинской компании Авиаэкспорт. Жил в Москве, вышел на пенсию в 1970 г. Умер 17 июля 1995 г.

Следует отметить его воспоминания, которые были опубликованы на русском языке. В них он рассказывает о боевых подвигах испанских пилотов в годы гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. и во время Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии 1941-1945 гг. Мемуары «И снова в бой», Воениздат, Москва, 1977 г.  Книга «В небе Испании», Издательство Мир (Прогресс), Москва, 1979 г. и книга «Испанские лётчики в Великой Отечественной войне», Издательство Мир, 1986 г. Затем его дочь Долорес уже после смерти отца издала книгу «Так как было» (“Asi es como fue”). В ней  она излагает откровенные критические оценки своего отца на тот строй, в котором он прожил столько лет.

Источники:

1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 126-127 // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанские лётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 126-127.

 2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2759.

3. Aviadores republicanos en Kirovabad “Asociación de Aviadores de la República” (ADAR), Anexo 3, 1-a promoción, Barcelona, 112// Республиканские авиаторы в Кировабаде «Ассоциация авиаторов Республики», (АДАР), Приложение 3, 1-й выпуск, Барселона, № 112.

4. www.pamyat-naroda/heroes/

_____________________

© Щеглов Александр Федорович

Любовные Пенаты Ильи Ефимовича Репина
Рассказ о любви в жизни великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.
Поэтическая онтология Олега Чухонцева
Критическое эссе о поэзии Олега Чухонцева, о языке и стиле его стихов, метафизической тайне их смысла и образо...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum