Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
*Испанские воины-добровольцы, воевавшие в период ВОВ в Красной армии. Исследование А.Ф. Щеглова. Выпуск № 20
(№11 [401] 01.11.2022)
Автор: Александр Щеглов
Александр Щеглов

Испанские лётчики в ВВС Красной Армии

РОМАН ЛЬОРЕНТЕ КАСТРО (ROMAN LLORENTE CASTRO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился в 1917 г. в Мадриде. В юности работал электриком. В 1935 г. вступил в Союз молодых социалистов, а в 1936 г. стал членом Коммунистической партии Испании. С началом гражданской войны воевал в Республиканской армии был сержантом пилотом. В первом наборе испанских курсантов для обучения в СССР прошел все необходимые конкурсы и 30 апреля 1937 г. отправился в лётное училище в Кировабаде. Вернувшись на родину продолжал воевать в республиканских ВВС в качестве лётчика-истребителя на самолётах Поликарпова И-16 (Чатос-курносые). В феврале 1938 г. ему присвоили звание лейтенанта, а затем он был назначен на должность командира эскадрильи истребителей. Для совершенствования  лётного мастерства Романа вместе с группой испанских лётчиков-республиканцев направили для переподготовки на высшие курсы в г. Липецк. В 1939 – 1940 гг. он получил подготовку на специальных курсах НКВД (книга Рафаэля де Мадариага «Испанские пилоты в СССР, 1936-1948 гг.» , стр. 123).

В годы Великой Отечественной войны летал на штурмовиках Ил-2. Окончил войну в звании капитана военно-воздушных сил Красной Армии. После войны до 1948 г. летал на пассажирском  Ли-2 в государственной компании «Аэролфлот». Затем работал на одном из предприятий Москвы. Умер в Москве в 1967 г.

       Источники:

  1.    Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 123   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 123. 
  2.   Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2479.

 ЛЕОПОЛЬДО МОРКИЛЬЯС РУБИО (LEOPOLDO MORQUILLAS RUBIO)   

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 18 марта 1914 г. в Таррагоне. В Коммунистической партии Испании с 1936 по 1970 г., с 1958 г. член Коммунистической партии Советского Союза. Его семья по мужской линии состояла из потомственных военных. И уже  в 1933 г.  в возрасте 18 лет вступил добровольцем в авиацию Испанской республики и был направлен по службе  в Эль Прат в Барселоне, где находилась 13 авиагруппа. Ею командовал майор Фелипе Диас Сандино. Под руководством инструктора лейтенанта Лоренси на самолёте Брегет он с огромным энтузиазмом совершил свой полёт, которому  в своей последующей службе в авиации придавал первостепенное значение. В 1934 г. получил назначение в Логроньо, где также с увлечением занимался в секциях прыжков с парашютом, метеорологии, аэрофотосъёмок, бомбометания, воздушной стрельбы и старался овладеть различными видами и способами, повышавшими его всестороннее мастерство в воздушных полётах. 

В  июле 1936 г., будучи в отпуске в столице Мадриде, по своему личному желанию приехал на аэродром Хетафе, которым командовал майор Антонио Камачо. Он попросил зачислить его в эскадрилью в качестве воздушного стрелка на бомбардировщик. Такое место ему было предоставлено, в то время пилотов было  крайне  недостаточно. На самолёте Брегет ХIХ совершал полёты над Сьерра де Мадрид и его окрестностях, выполняя в течение трёх месяцев задачи по лёгкой бомбардировке позиций противника. Эти миссии становились с каждым днём всё опаснее, ввиду того, что лётчики противника постепенно набирались опыта воздушных боёв. В этот период он летал со всеми республиканскими пилотами, которые не боялись вылетать практически как самоубийцы без всякого прикрытия истребителями. Среди них Рафаэль Пэнья Дуго «Пеньита», Мануэль Каскон, Гумерсиндо Ареан на «Потес 540» и с лейтенантом Рамосом. В конце октября 1936 г. принял участие в полётах на последних из устаревших самолётов Брегет ХIХ, выполнявших полёты в районе Мадрида и в секторе Пегеринос. Из четырёх вылетевших обратно вернулся лишь один. Самолёт Моркильяса с лётчиком сержантом Вальсем был также сбит, но сумел приземлиться на посевах. В этот период в республиканской авиации, базировавшейся на аэродром Хетафе,  оставалось совсем мало лётчиков офицеров. Это Арсега, Хименес, Сальвоч, Ортелано, Луруэнья, Рикоте, Кремадес и перечисленные выше. Однако, были ещё и лётчики-истребители, которые летали на бипланах и двухмоторных самолетах.

После того, как случали потери самолётов увеличились, командующий военно-воздушными силами Идальго де Сиснерос направил в декабре 1936 г. Моркильяс и его товарища Аугусто Леча, также имевшего небольшой опыт полётов, в авиашколу в Ла Рибера для обучения на курсах лётчиков-истребителей, где также были на учёбе Сарауса, Панадеро и Самбуидо. Когда в ноябре этого года Моркильяс побывал в Алькала де Энарес, там он увидел первую партию советских самолётов Поликарпова И-15, даже не предполагая, что вскоре ему придётся летать на них, выполняя боевые задачи на всех фронтах.

В авиационной школе Ла Рибера его инструктором был лейтенант Роиг, а также уважаемый пилотами подполковник Алехандро Гомес Спенсер, с которым Моркильяс также совершил несколько полётов. В дальнейшем летал всегда самостоятельно, лишь механик помогал при подготовке к вылету. Тогда приходилось летать на различных типах самолётов, которые были в школе. Моркильяс вспоминал, что организация обучения часто страдала отсутствием всякой дисциплины, что можно было назвать чисто «испанским методом» подготовки, не характерным для любого государства. Тем не менее в авиашколе были подготовлены и стали выдающимися пилотами Магринья,Комас, Хусто Гарсия, Кастаньеда, Аларкон, Ортис и другие, которыми через некоторое время была укомплектована «Эскадрилья Лакалье», первая испанская воинская часть, вооружённая советскими истребителями И-16 (в Испании их называли «чато» - курносый).

В феврале 1937 г. Моркильяс был удостоен титула военный лётчик. Он летал вначале на самолёте Ньюпорт 52 в Реусе и Эхтремадуре, а затем на И-15 в Лос Алькасарес. В этом же месяце он был повышен в воинском звании и стал старшиной, а  24 марта  ему было присвоено звание лейтенанта. Через некоторое время его назначили командиром Баскской эскадрильи. Он постоянно летал и принимал участие в воздушных боях с истребителями противника. Учитывая тот факт, что противник обладал значительным превосходством, командир эскадрильи стремился остудить пыл молодых лётчиков, не дать им быстро погибнуть и сохранить боевые машины, которых было недостаточно в республиканской авиации на этом фронте.

Северная кампания, - вспоминал Моркильяс, - была для нас, молодых лётчиков очень трудной, но одновременно и чрезвычайно полезной для накопления боевого  опыта таких будущих командиров, как Комас, Дуарте, Самбуидо, Гонсалес Фео, Барберо и других прекрасных пилотов.

Сложно было бороться республиканским истребителям И-15 с более мощными немецкими истребителями Мессершмидт-109. Однако Моркильяс всё время думал и анализировал результаты воздушных боёв, старался найти такие тактические  приёмы, чтобы, используя более высокую маневренность своего истребителя, оказаться в преимущественном  положении для поражения противника. В частности, зная, что радиус разворота советского истребителя во много раз меньше, чем у противника, Моркильяс внезапно оказывался со стороны, где его не ожидал фашистский лётчик. Это был успех. Вторая эскадрилья И-15, под его командованием оказалась наиболее успешной по живучести, т.е. по количеству потерянных самолётов.

В августе 1937 г. до сдачи города Сантандер и в связи с временным заболеванием после выздоровления Моркильяс был направлен в Барселону, где его назначили командиром патрульной группы, прикрывавшей с воздуха город и окрестности. Но он хотел перевестись в боевую эскадрилью и просьбу его удовлетворили. Сначала был направлен заместителем командира 3-й эскадрильи И-15, а затем командиром 2-й эскадрильи, с которой он прошёл боевой путь практически до конца войны. Это фронты Теруэль, Арагон, Леванте, Эбро, Эхтремадура и Каталония. В марте 1938 г. ему было присвоено воинское звание капитан. Эта эскадрилья, постоянно сражаясь с лучшими на тот период немецкими истребителями Мессершмидт-109, доказала, что с таким опытным умным командиром можно бить хвалённую авиацию противника, полностью используя имеющиеся преимущества биплана и учитывая недостатки немецких машин.

В 1938 г. 1 сентября Моркильяс, будучи уже несколько недель командиром 26-й авиационной группы (соответствует авиаполку), стал майором. Это звание получили также Комас, Дуарте и Сарауса. В середине сентября майор Моркильяс вместе с Марсиано Диас, лётчик на самолёте И-16 (в Испании «Моска), Мануэль Ороско, Ромуло Негрин, Роман Лоренте, лётчики на И-15 (в Испании «Курносый»), Алфонсо Гарсия Мартинес и Ансельмо Сепульведа, лётчики на скоростных бомбардировщиках СБ-2 (Испании «Катюшка») были направлены в Советский Союз в г. Липецк для  подготовки на Высших тактических авиационных курсах. Все находились там, хотя война в Испании уже окончилась. Единственный лётчик Негрин убыл в Мексику. Об этом к советскому руководству обратился его отец последний председатель правительства Испанской республики. Через год осенью 1939 года обучение на курсах было завершено и испанские лётчики были направлены в советские авиационные училища в качестве инструкторов. Все они имели за плечами огромный боевой опыт, который передавали своим молодым советским коллегам. Например, Моркильяс, по республиканским сведениям сбил за время гражданской войны 21 самолёт противника. Однако не говорится цифра эта на его личном счету или в составе группы, как это практиковалось в СССР в годы Великой Отечественной войны.

В Советском Союзе с началом войны с немецким фашизмом Моркильяс добровольцем вступил в ряды авиации Красной Армии. В документах значится, что в 1941 г. он был  зачислен военнослужащим Воткинским райвоенкоматом Воткинского района Удмуртской АССР. Службу проходил в 28-м запасном авиационном полку, в 4-й авиационной школе пилотов, затем в 34-м запасном авиационном полку 9-й запасной авиационной бригады и в 615-м штурмовом авиационном полку (ШАП).

Во всех воинских частях военно-воздушных сил Красной Армии, где проходил службу майор Моркильяс, командиры отмечали его дисциплинированность, мужество и ответственное отношение к службе, прежде всего, к обучению и воспитанию молодых лётчиков, которым он умело передавал свой богатый боевой опыт. Общее количество налёта составило на конец войны 1690 часов, в том числе 101 час  на штурмовике Ил-2. В наградном листе – представлении для награждения его орденом Красной Звезды командир полка подполковник Молдавский сделал  вывод: «За безаварийную лётную  работу, за отличную подготовку 615-го ШАП в короткие сроки без лётных происшествий достоин награждения орденом Красной Звезды.»

Нажмите, чтобы увеличить.
Наградной лист на майора Леопольдо Моркильяс Рубио

Награды:

Орден Красной Звезды. Даты подвига: 08.06.1944-04.08.1944, Приказ подразделения от: 23.02.1945 Издан: Президиум ВС СССР,  ЦАМО Фонд ист. информации: 33 Опись ист. информации: 686046 Дело ист. информации: 12  

Медаль ««За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», награждён в 1945 г.

После увольнения из кадров Красной Армии в 1948 г. подполковник Моркильяс поселился в городе Тула, женился и нашел работу на одном из промышленных предприятий, где со временем стал руководителем. В семье рос сын, который пошел по стопам отца и добился успехов в службе. В звании подполковника он служил  командиром авиационного полка, вооружённого реактивными истребителями МиГ -21, базировавшегося в Туле. В последующие годы дослужился до генерал-майора ВВС СССР.

В октябре 1979 г. и 20 мая 1982 г. Моркильяс побывал в Испании и подписал там свою дарственную на книге мемуаров, посвящённых гражданской войне. Вот эти слова, которые он посчитал наиболее подходящими: «Майор республиканской авиации Испании, подполковник советских военно-воздушных сил и старший капрал королевской авиации Испании».

Умер Леопольдо Моркильяс Рубио в Туле 1 декабря 1989 г. В одном из последних  обращений к молодому поколению испанцев он сказал: «Пусть эти мои строки послужат сегодняшним авиаторам, молодым и деятельным людям в качестве воспоминаний и примеров товарищества, взаимной помощи, боевого настроя, мастерства и презрения к опасностям. Это те качества, которые всегда были характерны для Испанской авиации».

             Источники:

  1.    Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 128-132   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 128-132. 

       2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2896.

       3. Награды: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada 

*

ПЕДРО  МУНЬОС  БЕРМЕХО (PEDRO MUÑOS BERMEJO)

Родился 18 июля 1918 г. в городе Каудиэль провинция Кастельон. Член Союза молодёжи с 1935 г. С 1928 по 1929 гг. его семья переехала в Сагунто, где отцу удалось устроиться на работу в порту. Через несколько месяцев после начала гражданской войны решил попасть в авиацию. Пройдя медкомиссию, узнал, что следует ехать в Мурсию, где в монастыре Лос Херонимос формируется группа для отправки на учёбу.

Далее информация, полученная от Ассоциации лётчиков Республики (Asociacion de aviadores de la Republica – ADAR), действующая по настоящее время в Барселоне.

Муньос Бермехо вспоминает: «Мы находились на Красной площади в Москве в период молодёжной демонстрации в августе 1937 г. Наша трибуна находилась совсем рядом с Мавзолеем Ленина, на котором стоял Сталин. Он заметил нас, подошёл и поприветствовал, спустившись со своего места.

Нас, испанцев, прибывших в Москву, разделили на две группы. Одну направили в Кировабад для учёбы по профессии пилотов, а вторая отправилась в Харьков, где готовили наблюдателей. Уже стало ясно, что каждый будет готовиться на конкретном типе самолёта. Мне был предназначен истребитель Поликарпова И-16 («Моска» - «муха»). Моему товарищу Ромуло Негрину достался Поликарпов И-15 («Чато» - «курносый»). В конце концов мне пришлось летать на скоростном бомбардировщике СБ-2, который в Испании получил наименование «Катюшка».

Вернулся в Испанию 28 января 1938 г. Наш обратный маршрут шел северным путём поездом через Москву до Мурманска, затем на судне до французского порта Гавр, а далее на поезде до Барселоны. До конца гражданской войны я летал на СБ-2. После её завершения оказался во Франции. Там нас содержали в концентрационных лагерях вначале в городе Архелес сюр Мер, а затем нас, лётчиков, перевели в Гурс. Наконец на поезде нас отправили в порт Гавр. Там мы некоторое время ожидали пока соберутся испанцы из различных французских  концлагерей. Из Гавра на обычном пароходе мы прибыли в Ленинград, откуда я приехал в город Ростов-на-Дону. Там поступил на завод сельскохозяйственного машиностроения. В этом городе было много испанцев, которые подразделялись на три коллектива общей численностью примерно 250 человек.  В моём коллективе я познакомился с мужем Долорес Ибаррури, Хулианом Руис, а также их сыном Рубеном Руис Ибаррури, который в годы войны погиб под Сталинградом, возглавляя роту автоматчиков.

С началом войны нас эвакуировали на Кавказ. Там я работал электриком на шахте. Через несколько месяцев у нас появился русский военный, который заявил, что из Москвы пришло распоряжение о создании из испанцев партизанского подразделения, которым будет командовать майор Унгрия, в их число попал и я. Партизаны должны были действовать на территории Украины, а общее руководство нашими действиями осуществлял полковник Старинов, который ранее принимал участие в нашей гражданской войне. Мы были разделены на группы по 10-12 человек, переходили линию фронта, а затем,  удаляясь примерно на 30 километров от неё,  как мыши тихо и скрытно, отыскивали удобные подходы к железной дороге, по которой шли немецкие поезда. Взрывчатку и мины мы переносили в сумках и вещмешках. Минировать рельсы следовало там, где было меньше немецких охранников и патрулей. Устанавливали мины с дистанционным взрывателем, который осуществлял подрыв при наезде колёс состава на специальный кабель. Такова была наша работа в течение примерно одного года. Затем нашу группу и ещё несколько других групп перевели в Курск в подчинение НКВД. Я оказался в первом батальоне. Теперь перед нами была поставлена прямо противоположная задача той, которую мы выполняли до этого. Мы должны были охранять мосты и железнодорожные пути от подрывов их немцами, поскольку нашим войскам нужно было продвигаться вперёд. Главное состояло в том, чтобы дать возможность пройти через мосты танкам и другой советской тяжёлой технике, которая наступала на запад. Примерно за шесть месяцев до окончания войны нас отозвали из армии. Остались те испанцы, который имели высокие звания, обучались в академиях или служили в высоких штабах. Но их были считанные единицы. 

В партизанском отряде старший сержант Педро Муньес Бермехо был командиром группы.

Меня, как хорошо проявившего в предыдущих делах, направили на учёбу в Политическую школу в районе Москвы. Там мы были на казарме и не знали, где точно находится эта школа. Во время учёбы я познакомился с Клаудином (нет никаких сведений). В школе я находился в течение года.

За это время мы были подготовлены, чтобы направиться в Испанию группой, которая должна была действовать в условиях подполья. Однако из-за одного предателя наша группа осталась в стране. Предыдущую группу, которая едва перешла Пиренеи, выследила и схватила Гражданская гвардия (испанская полиция). Мы считали, что предал их агент Тито, лидер Югославии, так как тогда отношения между Тито и Сталиным переживали сложный период. 

В Испанию я вернулся вместе с  сыном Маноло. На Кубе остались моя жена и второй сын, который появился на свет – его родила  моя вторая жена, кубинка».

После войны Педро Муньос работал в Москве, побывал в командировке  на Кубе. Женат на Анне Фернандес Менендес. Выехал в Испанию в 1978 г.

Награды:

Орден Отечественной войны II степени. Кто наградил: Президиум ВС СССР  Номер документа: 2491-XI Дата документа: 23.05.1985. Информация об архиве Картотека: Картотека иностранных наград Расположение документа: ящик 038

Фрагмент текста, выделенный курсивом, взят из книги Рафаэля де Мадариага Фернандеса «Испанские авиаторы в СССР, 1936-1948 гг.». Автор встречался с Педро Муньосом в Испании в конце 90-х годов. Отозвался о нём, как об очень «говорливом» человеке и, что  некоторым из его рассказов  сложно поверить.

       Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 133 - 134   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с. 133 - 134.
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2911.
  3. Lista de “La Asociación de aviadores de la República” (ADAR), 2-ra promoción, anexo 4 # 112// Список Ассоциации авиаторов Республики, 2-й выпуск, приложение 4, № 112.
  4. Награда:https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada 

ДАМИАН МАКАЙЯ ТАРРЕ (DAMIÁN MACAYÁ TARRÉ)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 1917 г. в Сарагосе. Участник гражданской войны в Испании. Служил в 1-й воздушной бригаде Пограничных войск в качестве сержанта наблюдателя-штурмана. Дата присвоения звания 11 марта 1938 г. В четвёртом наборе молодых испанских курсантов в 1938 г. был направлен на обучение в г. Кировабад СССР, но затем с группой, в которую входил также Рамон Моретонес, уехал в Харьков, где готовили наблюдателей-штурманов.

По окончании учёбы в марте 1939 г. Дамиан Макайя, как и весь четвёртый выпуск испанских лётчиков остался в Советском Союзе, поскольку в Испании к власти пришел генерал Франко.

С 1939 по 1941 г. жил и  работал в Москве на заводе имени Сталина. Участник обороны Москвы в 1941 г. Затем был в составе специальной воинской части НКВД № 45046. В авиации Красной Армии с августа 1942 г. Гвардии старший лейтенант Макайя летал штурманом на бомбардировщиках Б-25, активный участник боевых действий в 3-м авиационном полку дальнего действия, входившем в  3-й гвардейский авиационный корпус авиации дальнего действия. 15 мая 1943 г. в воздушном бою в районе Кёнигсберга, ныне город Калининград, его самолёт был сбит, но лётчик спасся на   парашюте. Был пленён немцами и передан испанским властям. По имеющимся сведениям расстрелян франкистами в Монтхуиче (Montjuich).

Награды:

Орден Красного Знамени. Воинское звание: гвардии лейтенант Кто наградил: авиация дальнего действия (АДД) Номер документа: 97/н Дата документа: 12.03.1943 Архив: ЦАМО Картотека: Картотека награждений Расположение документа: шкаф 53, ящик 26

Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 168   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.168.
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2491.
  3. ЦАМО, Дело 11458, досье 173 лист 666.
  4. Награда:https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada 

*

ХЕСУС РИВАС  КОНСЕХО (JESUS  RIVAS CONCEJO)

Нажмите, чтобы увеличить.
Родился 3 августа  1909 г. в Вальядолиде. С 1926 по 1930 г. авиационный механик в авиашколе Куатро Вьентос. Участник гражданской войны в звании капитана занимался подготовкой самолётов к полётам в качестве механика. С 1936 по 1970 г. член Коммунистической партии Испании. В Советский Союз прибыл в 1939 г., жил в Харькове и с августа этого года по июль  1941 г. трудился на заводе имени Сталина  механиком в электромеханическом цехе.

С началом войны с июля по декабрь 1941 г., уже став добровольцем в Красной Армии, получил подготовку на  курсах, по линии НКВД и находился в командировке как механик в авиационном институте имени Чкалова в Свердловске. 

С декабря 1941 г. по июнь 1942 г. служил на аэродроме в Быково под Москвой в составе 1-й Аэробригады, а затем  в течение двух лет до июня 1944 г. выполнял боевые задачи в немецком тылу в партизанском отряде известного командира полковника Медведева, который высоко ценил мужество и выучку испанцев. Об этом говорится в его книгах, опубликованных после войны.

Вместе со своими земляками Вильялоном и Бургеньо он прошел партизанскими тропами по немецким тылам в Белоруссии, а затем в составе второй группы, заброшенной в тыл смешанной бригады, успешно выполнял приказы командования на территориях Украины и Польши. В это время там служили Антонио Бланко и Антонио Бланч. 

В последующее время с июня 1944 г. по март 1946 г. старший лейтенант Хесус Ривас проходил подготовку на специальных курсах НКВД, где ему была предложена должность старшего механика батальона.

После окончания войны его направили на учёбу в Военную академию в Ленинград.  Однако с учёбой ничего на получилось, так как он наотрез отказался оставаться в качестве слушателя и, несмотря на конфликты с руководством и партийными органами, заявил, что ему больше по душе конкретная рабочая должность, где буквально нужны рабочие руки. Покинув академию, устроился на работу в авиационную мастерскую, где через несколько месяцев, благодаря его трудолюбию и богатому опыту, когда всё спорится в руках, он стал начальником и под его руководством уже трудилось насколько десятков рядовых рабочих.

Награды:

Орден Отечественной войны II степени. Архив: ГАРФ Фонд ист. информации: Р7523 Опись ист. информации: 4  Дело ист. информации: 205

Медаль «За оборону Москвы», 1944 г.

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне, 1941-1945 гг.» 1946 г.

Медаль «Партизану Отечественной войны I степени», 1946 г.

Из Вооружённых Сил СССР Ривас был демобилизован в марте 1946 г. В этом же месяце он завершил свою учёбу в Военном инженерном институте. Женат на Наталии Брито, в семье росли сын Роберто и дочь. Умер в Ленинграде в 1974 году в возрасте 64 лет.

Источники:

  1. Rafael de Madariaga Fernández. Aviadores españoles en la URSS, 1936-1948. Editorial Galland Books, 2018, pag. 139   // Рaфаэль де Мадариага Фернандес. Испанскиелётчики в СССР, 1936-1948. Издательство Галланд Букс, 2018, с.139.
  2. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 2491.
  3. ЦАМО, личное дело 0199990.
  4. Награда:https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada 

*

СЕФЕРИНО  АЛВАРЕС  РЕЙ  (SEFERINO  ÁLVARES  REY)

Родился в 1907 г.  в г. Леон. По профессии шахтёр. В Коммунистическую партию Испании вступил в 1928 г. В годы гражданской войны был командиром батальона, комиссаром бригады и дивизии, инструктором Восточной армии, на реке Эбро и в Военно-морском флоте. Был членом партийного комитета в Астурии.

В Советском Союзе воевал в составе партизанских отрядов в тылу у немцев на различных фронтах.

Награды

Орден Отечественной войны II степени. Воинское звание: ст. лейтенант Кто наградил: Президиум ВС СССР Номер документа: 5959/11 Дата документа: 29.10.1986  ЦАМО  Картотека: Картотека награждений Расположение документа: шкаф 102, ящик 9

Орден Красной Звезды. Воинское звание: ст. лейтенант Кто наградил: Президиум ВС СССР Дата документа: 05.11.1944  Архив: ЦАМО Картотека: Картотека награждений Расположение документа: шкаф 102, ящик 9

Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 19.03.1966

Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 21.04.1976

Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.», 12.04.1985 

Старший лейтенант Сеферино  Алварес Рей   вернулся в Испанию в 1946 г. Умер  в 2009 г. на 103 году жизни.

       Источники:

  1. Архив Испанского центра в Москве, порядковый номер 195.
  2. Награда:https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-nagrada 

_____________________

© Щеглов Александр Федорович

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum