Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
"45-я параллель"
(№10 [64] 23.05.2001)
Автор: Мария Сутулова
Под таким названием выходили первая независимая газета и первый независимый журнал в Северо-Кавказском регионе, созданные в период перестройки. Это издание наверняка войдет в историю отечественной журналистики. Его выпуск издания начался в апреле 1990 года. В подзаголовке значилось: сначала - Всесоюзный литературно-художественный ежемесячник, позднее "45-я параллель" стала Всероссийским и международным литературно-художественным изданием. Газета печаталась на 24 страницах формата А-3, а журнал был по размеру наполовину меньше, но его объем варьировался от 48 до 64 страниц. Учредителями издания выступили Ставропольский фонд культуры и его председатель, заслуженный работник культуры Михаил Григорьевич Новиков, а также три физических лица: Сергей Владимирович Сутулов, ставший в дальнейшем главным редактором, Светлана Петровна Сутулова и Марк Семенович Шкляр.

"45-я параллель" в течение 1990-92 г.г. себя полностью окупала. Ежемесячный общий совокупный тираж газеты и журнала составлял 200 тыс. экземпляров. Оба издания расходились полностью, причем в Ставропольском крае оставалось лишь их десятая часть. Основная масса шла на прилавки "Союзпечати", в независимые агентства по распространению или же в частные руки, а оставшиеся экземпляры (порядка 2-3 тысяч) расходились по подписке. Самый большой тираж, составивший 220 тыс. экземпляров, пришелся на 1991 год. Номера "45-ой параллели" обязательно рассылались в библиотеки Союза. Кроме того, каждый номер презентовался и в Библиотеку Конгресса США через ее Московское представительство.

Внешнее оформление "45-й параллели" значительно отличалось от многих ее "соседок" по прилавку. В газете (впервые в истории всего региона) было использовано 4 цвета, причем это было еще до компьютерного цветоделения. Возникли новые, оригинальные рубрики: "Из первых рук", "Золотая середина", "Свободный поиск", "Бис!", "Тон-ателье", "Книга судеб", "Гвоздь №", "Великие в шлепанцах" и другие. Позднее некоторые из них появились и в центральных средствах массовой информации. На первой полосе помещались тематические фотоколлажи или рисунки. Реклама в"45-ой параллели" всегда подавалась "с улыбкой", не раздражала и не была навязчивой.

В этом издании не существовало четкого разделения на отделы, но все же можно выделить четыре основных - отделы культуры, литературы, переводов и фотоиллюстраций. Поли-тики как таковой газета не касалась и, тем не менее, в ее материалах четко прослеживалась демократическая направленность. Публиковала "45-я параллель" отечественные и переводные авторские тексты. Печатались отрывки из книги Валерия Перевозчикова "Живая жизнь"; эксклюзивные интервью с известными писателями, артистами, художниками (А. Солженицын, Ю. Никулин, Е. Шифрин, И. Глазунов); беседы с политиками (А. Собчак, Б. Ельцин); почти в каждом номере публиковались стихи молодых поэтов с биографической справкой о них (М. Фрумкин, Т. Шаов, М. Щекотов). Хорошей традицией стали исторические статьи Германа Беликова о Ставрополе и его жителях.

Среди журналистов, сотрудничавших с "45-ой параллелью", были: Вячеслав Лобачев, Борис Смоль, Виктор Казаков, Владимир Ларионов, Евгений Бронский, Геннадий Прозаров, Александр Быстрых и многие другие. Их материалы иллюстрировали художники Александр Макушенко, Владимир Ненашев, Генадий Ткаченко, фотографы Александр Волков, Алексей Заморкин, Игорь Кожевников. Газета имела собственных корреспондентов в Москве, Новосибирске, Ленинграде, Ростове, Ялте, Пятигорске, Кисловодске.

Подача информации была очень живой и актуальной. Можно сказать, что "45-я параллель" создавалась для современников и в ней говорилось о современниках. В каком-то смысле она фиксировала историю развития культуры начала 90-х годов ХХ века.

После распада СССР от распространения "45-ой параллели" отказались Литва, Узбекистан, Казахстан, Украина, но все же, несмотря ни на что, она продолжала продаваться в отдельных городах: Симферополе, Вильнюсе, Караганде, Самарканде.… К сожалению, денег за проданные номера никто не видел, так как к тому времени в каждой стране уже была своя валюта, а пересчетом и переводом этих денежных единиц никто не занимался. Поэтому учредители приняли такое решение: при тираже 25 тыс. экземпляров, расходившемся в крае и некоторых городах России, содержать штат в 25 человек невозможно. Попадать в зависимость от спонсоров-доброхотов или теневых финансовых структур они не захотели. В итоге в августе 1994 года вышел последний номер.

_____________________________________________
© Сутулова Мария
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum