Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
20 лет журналу RELGA. Невероятно, но - факт!
Юбилейный выпуск журнала RELGA к 20-летию выхода в свет. Рассуждения об издании,...
№04
(337)
12.04.2018
Образование
Непрерывное образование и дистанционное обучение
(№20 [122] 16.12.2005)
Автор: Александр Андреев
Александр  Андреев
Эффективное существование человека в обществе, базирующемся на знаниях (компетенциях), требует реализации принципа обучения в течение всей жизни. Концепция образования в течение всей жизни (непрерывного, пожизненного образования) начала формироваться около тридцати лет назад как отражение растущего осознания важности и постепенного повышения значения образованности населения в успешном развитии общества и его граждан. Следует сразу подчеркнуть, что непрерывное образование не означает построения новой системы образования. Это, скорее, новый подход, некая философия, предусматривающая появление многообразных возможностей для обучения граждан, предоставляемых различными институтами общества. Другими словами, в рамках этой концепции каждый гражданин получает возможность реализовать свой образовательный потенциал в различных структурах, в образовательных учреждений, в семье, общественных организациях и т.д. в том числе на предприятиях, которые становятся так называемыми обучающими организациями, функционирующими параллельно существующей системе формального образования. Получается так, что в системе непрерывного образования (СНО) участвующими субъектами являются граждане, семьи, работодатели, учебные заведения, профсоюзы.

Таким образом, непрерывное образование это модель (вариант) эффективного существования в современном мире, а, скорее, в будущем. Каков этот мир? Шестнадцать основных тенденций, которые определяют мир будущего, хорошо раскрыты в научно-педагогическом бестселлере с более чем 10-миллионным тиражом! [1]. Приведем эти базовые признаки:

1.     Средства коммуникации;
2.     Мир без экономических границ;
3.     Четыре шага к единой мировой экономике;
4.     Торговля и обучение через Интернет;
5.     Новое общество услуг;
6.     Объединение большого и малого;
7.     Новая эра досуга;
8.     Постоянно изменяющаяся форма работы;
9.     Женское лидерство;
10.     Наш удивительный, заново открываемый мозг;
11.     Расцвет национальных культур;
12.     Растущая численность низшего класса;
13.     Быстрое старение населения;
14.     Рост популярности идеи «сделай сам»;
15.     Деловое сотрудничество;
16.     Триумф личности.

Итак, жизнь требует того, что надо трансформироваться из HOMO SAPIENS в HOMO STUDIUM. Поэтому адекватными этой тенденции и уже привычными становятся термины «обучающее общество» и «обучающая организация». Это действительно так. Можно процитировать американского авторитета интернет-обучения В. Дрейвса, который, рассуждая о будущем в своей превосходной книге «Обучение онлайн», пишет: «…. разве мог подумать американец 30-годов прошлого века, что современный американец будет проводить за рулем автомобиля несколько часов в день. Так и сейчас трудно представить, что через несколько лет мы все должны будем по нескольку часов каждый день учиться» [2].

Говоря о непрерывном образования, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в международном сообществе, занимающемся проблемами образования, возник новый термин, который буквально переводится как «обучение по всей ширине жизни». Это понятие переносит и расширяет акцент с временной оси (т.е. образование от перинатальной стадии в утробе матери до само смерти, а может и дальше, - кто знает!?) на пространственную, которая дополнительно включает все, например, формы обучения на всех этапах жизни человека. То есть, на каждом отрезке жизни обучаться можно, используя различные формы получения образования в разных образовательных учреждениях (ОУ).

Кстати говоря, поскольку Россия вошла в Болонский процесс, то в российской системе образования приходится пользоваться новыми категориями, отсутствующими в классической педагогике. Это категории формальное, неформальное, информальное образование и согласовать и гармонизировать их с привычными нам дополнительным, очным, заочным и т.д. Напомним, что пока еще малоизученное информальное образование – это освоение социально-культурного опыта вне рамок педагогически организованного процесса и лишенное его основных атрибутов, реализуемое в явной и неявной форме в семье, в различного рода формальных и неформальных группах и объединениях, а также посредством СМИ, в ближайшем к индивиду окружении и т.д.

Думается, что стоит уделить немного времени для общей характеристики СНО с учетом российской специфики. Развитие идеи непрерывности образования в России имеет свою историю. Так, первоначально, в конце 60-х - начале 70-х годов доминировал подход, согласно которому пожизненное накопление знаний очевидно полезно и обществу, и самому человеку. Действительно, чем дольше человек учится, тем больше он знает, тем духовно богаче становится. Затем, гуманистический подход был потеснен прагматической необходимостью систематически обновлять производственно-технические знания, умения и навыки, необходимые для трудовой деятельности в условиях динамично изменяющихся технологий. Это были 70-е годы с их верой в безграничные возможности научно-технической революции и проистекающим отсюда технократизмом в подходах к проблемам образования.

Позднее, к концу 70-х - началу 80-х годов, понимание задач непрерывного образования было расширено, а акцент был поставлен на так называемую «пожизненную квалификацию», т.е. на необходимость постоянного пополнения и обновления знаний, необходимых взрослому человеку в различных сферах его жизнедеятельности. При этом процесс представлялся как поступательное (восходящее) движение индивида по образовательной лестнице от одного института к другому.

В настоящее время получила распространение концепция непрерывности, которая исходит из активной роли самого субъекта в образовательном процессе и возможности его движения в образовательном пространстве.

В современной интерпретации принцип непрерывного образования предполагает согласованное совершенствование структур образовательных институтов, сопровождающих человека на различных стадиях его жизненного цикла - от дошкольных учреждений до различных ступеней последипломного образования. Этот принцип также предусматривает достройку образовательной лестницы новыми, сегодня еще не существующими ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни, в том числе на предпенсионный и пенсионный периоды. Таким образом, как вы видите, опять же речь идет о создании образовательной среды непрерывного образования, в которой человек находится на протяжении всех основных стадий жизненного цикла (детство, юность, зрелость, старость).

Желающих подробно познакомиться с философской трактовкой дефиниции «непрерывное образование» т.е. того необычного факта непрерывности системы внутри самой системы непрерывного образования и одновременно ее дискретности для субъектов, использующих эту систему, можно найти в книге Ключарева Г.А., Огарева Е.И. [3 ].

В дискуссионном порядке можно сформулировать методологические требования к системе непрерывного образования (СНО). Система должна:

•     быть адекватной структуре образовательных потребностей членов общества как субъектов различных видов социальной деятельности;

•     отвечать задачам общественного развития и общественному интересу, а также воспроизводить систему общественно значимых ценностей;

•     обеспечивать всесторонность и целостность в развитии человека как личности и индивидуальности на протяжении всей его биологической жизни.

По всей видимости, необходимо, чтобы в СНО были реализованы следующие требования:

•     установлен и реально обеспечивается единый стандарт содержания и качества образования на его различных уровнях;

•     сертификат об образовании, выдаваемый на одной территории, признавался как официальный документ, дающий право на продолжение образования или трудоустройства, на всех других территориях;

•     созданы необходимые условия для продолжения образования лицами всех возрастов.

Эффективно воплотить в жизнь идею СНО можно, действуя на трех уровнях.

Первый уровень - социально-политический. Это уровень политики образования. Здесь определяется отношение общества к образованию в целом и к учебной деятельности, в частности. На этом уровне также фиксируется совокупность прав и статус учащегося и обязанности общества в деле их реального обеспечения.

Второй уровень - организационно-административный. Здесь определяется содержание и основные подходы к формированию сети образовательных учреждений, должных обеспечить претворение в жизнь социально-политических принципов. Также на этом уровне формулируются основные требования к деятельности этих учреждений и ее результатам.

Третий уровень - дидактический (методический). На этом уровне разрабатываются конкретные подходы и методики к обучению различных категорий населения, к организации их учебной деятельности и ее непосредственному руководству (педагогика, андрагогика, герогогика).

Такая мысленно проектируемая СНО должна выполнять следующие функции:

•     прагматическую, в центре внимания которой прикладные знания и умения, прежде всего относящиеся к сфере профессиональной деятельности;

•     просветительскую, признающую самоценность знаний и учебной деятельности;

•     адаптационную, - образование как фактор перманентного приспособления индивида к изменяющимся условиям его жизнедеятельности;

•     модель опережающего образования, основанную на предвидении социальных изменений;

•     человекоцентрическая (духовная) модель, ориентирующая на пожизненное обогащение творческого потенциала личности и его реализацию.

Какая же форма организации учебного процесса в такой проектируемой СНО может быть наиболее предпочтительной? Анализ современных и перспективных форм получения образования показывает, что для реализации образовательного процесса в СНО лучше всего подходит дистанционное обучение (ДО), использующее интернет-технологии. Готово ли российское образование к этому? В целом, готовность к экспансии Интернета можно проиллюстрировать данными табл. 1, взятыми из Аналитического доклада Всемирного банка [4]


табл.1

     
Нажмите, чтобы увеличить.



Из табл.1 видно, что готовность невысокая, но в ближайшей перспективе, в связи с развитием и удешевлением средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), эта проблема, надо ожидать, будет снята. Это видно на примере скорости распространения в нашей стране калькуляторов, компьютеров, мобильных телефонов и т.д.

Надо отметить, что, по мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, при всей успешности Интернета речь в ближайшей перспективе может идти преимущественно о смешанном обучении (blended learning), где рационально сочетаются технологии очного и интернет-обучения. Известный американский специалист в области он-лайн обучения В. Дрейвс склонен выделить в перспективной гипотетической системе образования долю чисто очное, чисто Интернет и смешанного обучения в следующих пропорциях О-И-К: 0.2-0.2-0.6. Прогноз сделан применительно к такой продвинутой стране в области интернет-обучения, как США.

Нам думается, что прогресс использования Интернет в образовании обусловлен следующими его свойства (услугами).

1.Публикация учебно–методической информации в гипермедийном варианте.

2. Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса.

3. Открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Мы склонны считать, что благодаря именно этим простым и понятным свойствам, Интернет не ждет печальная участь, которая постигла в свое время в образовании кино, телевидение и локальные компьютеры.

Хотелось бы отметить, что Интернет - это все-таки инструмент молодых. По результатам интернет-исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» и Национальным интернет-сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную группу пользователей Интернетом (25%) составляют подростки в возрасте 16-20 лет. А средний возраст преподавателей вуза сейчас 60 лет. Эти данные - лишний повод для размышления при проектировании СНО.

От лица сторонников интернет-обучения можно сказать, что «интернетизация образования» – это не такой насильственный процесс, как в свое время коллективизация деревни в Советском союзе, а постепенный объективный процесс интеграции интернет-технологий в традиционную систему образования, приводящую, в свою очередь, к изменениям ее самой.

Для того, чтобы прочувствовать, реальность положения дел в российском интернет-обучении, приведем примеры применения интернет- технологий в различных образовательных учреждениях. Как следует из табл. 1, хотя сейчас только 27% вузов используют в той или иной степени интернет-обучение, но, тем не менее, моделей (вариантов, схем) интернет-обучения достаточно много.

Нами была сделана попытка классификации образовательных учреждений (ОУ), использующих Интернет-технологии. Вот неполный перечень ОУ, модели Интернет обучения в которых были изучены.

Высшее профессиональное образование

1.     РУДН www.rudn.ru/ido
2.     МГИУ www.msiu.ru
3.      РИУ www.tantal.ru
4.     ЮрГУЭС www.sssu.ru
5.     ТГУ www.tsu.ru
6.      МЭСИ www.mesi.ru
9.     ФА www.dofa.ru
10. МИФП www.mifp.ru
11. СГА www.muh.ru
12. ВП www.openet.ru

Повышение квалификации преподавателей


1.     РГИОО www.openet.ru
2.     ГОУ www.gou.ru
3.     ЮУрГУ www.cdo.susu.ac.ru
4.     ФИО www.fio.ru
5. МИЭМ www.miem.ru


После анализа приведенной выборки небольшого количества ОУ дистанционного обучения (ДО) на сегодняшний день четко выделить два основания классификации. Это чистое интернет-обучение Ч-ДО и К-ДО - комплексное, которое имеет, в свою очередь, множество видов и подвидов которые, к сожалению, еще пока еще нет возможности четко классифицировать [5].

Как уже отмечалось, устойчивое место в ДО через Интернет занимает чистое интернет – обучение (ИО). Можно привести примеры созданных за последнее время ОУ. Это Интернет-университет информационных технологий (www.intuit.ru), Высшая школа образовательных технологий МИФП (www.mifp.ru), Центр обучения и тестирования «Звезды и С» (www.e-learn.ru) и др. Такого рода ОУ могут иметь собственную лицензию и быть структурными подразделениями аккредитованного вуза.

Организация учебного процесса в обозначенных выше ОУ чаще всего сводится к дидактической тройке, а именно: изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию и возможностью консультаций с преподавателем. В рамках этих ОУ имеется хорошо отлажена административно-финансовая подсистема (в части ведения личных дел, оплаты обучения и т.д.).

Широко распространено ДО в чистом виде через Интернет получило в образовательных учреждениях, реализующих повышение квалификации преподавателей. Примером может служить РГИОО (Российский государственный институт открытого образования), ЦДО МИЭМ (центр дистанционного обучения Московского института электроники и математики), ЦПК МЭСИ (Центр проектирования контента Московского экономико-статистического института) и др.

Например, в Российском государственном институте открытого образования (РГИОО) повышение квалификации проводится по 3-х месячному курсу «Преподавание в сети Интернет», который проводится в чистом Интернете, т.е. процесс от зачисления до выдачи диплома реализуется в Сети. Учебно-методическое обеспечение курса оформлено в виде сетевого учебно-методического и информационного комплекса (СУМИК), который включает в себя:

•     Учебную программу;
•     Учебное пособие;
•     Руководство по самостоятельному обучению;
•     Хрестоматию;
•     Контрольный блок (тесты, семинары, практические задания, проекты).

Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, консультации, электронные семинары и виды электронных занятий, которые используются при изучении каждого модуля. Кроме того, учебный материал дублируется на CD, который высылается слушателям по обычной почте.

Аналогичная организационная структура учебного процесса по модели чистого Интернет - обучения (ИО) реализована в МИФП (www.mifp.ru ). По отдельному курсу или (интегрированному курсу) готовится специальный учебно-методический комплект в составе учебной программы, учебного пособия выполненного в гипертексте, руководство по изучению дисциплины, глоссария и других дидактических аксессуаров ДО. Обучение проводится с использованием различных видов электронных видов учебных занятий, консультаций, групповых и индивидуальных проектов, тестирования. Кроме того, каждый студент обеспечивается CD, на котором размещается учебно-методический комплекс с мультимедийным представлением учебного материала, видеолекциями, справочниками, системой самотестирования и др. дидактическим интерактивными элементами. Как видно, здесь реализуется модель Интернет + CD, причем на Интернет перекладывается в основном педагогическое общение.

Похожей схемы виртуального обучения ДО придерживается Русский институт управления (www.tantal.ru ), где в учебном процессе дополнительно используется видеоконференцсвязь, полнотекстовая библиотека и круглосуточной консультационная поддержка студентов. Следует отметить, что наиболее продвинутыми в части применения видеоконференцсвязи при проведении учебных занятий можно считать Институт открытого образования Финансовой академии www.dofa.ru . Это средство информационных технологий широко применяется у учебном процессе наряду с CD по отдельным курсам. Эту модель можно условно обозначить как ИО+CD+V.

Чтобы подчеркнуть, что Интернет применяется не только в высшем, но и в общем среднем образовании, можно рассмотреть сетевой процесс в Интернет-школе ( www.internet-school.ru ). Педагогические услуги представлены с помощью «самодельной» оболочки на базе бесплатно распространяемого Минобразованием конструктора сайтов «органайзер». Поступивший на обучение школьник 10-11 класса получает широкий спектр педагогического сервиса, а именно: доступ к чтению учебного материала в мультимедийном исполнении, тестирование, консультации не только преподавателя, но и воспитателя и психолога. Проект предполагает построение системы дистанционного обучения, включающей получение информации по всем предметам, представленным в Федеральном базисном учебном плане, методическое он-лайновое сопровождение учебного процесса (так называемая система тьюторства), текущий контроль знаний (различного типа интерактивные тесты, виртуальные практикумы и лабораторные работы, контрольные работы в режимах он- и офф-лайн и т.п.), электронный журнал, планировщик занятий, позволяющий учащемуся самостоятельно строить индивидуальную программу изучения учебных курсов и т.д.

Как отмечалось, кроме полного ИО интернет- технологии часто встраиваются в традиционно существующий учебный процесс образовательного учреждения. В этом случае Интернет – обучение существует как некоторый дополнительный или альтернативный вариант обучения наряду с традиционно - присушей данному вузу моделью обучения,. Т.е. интернет-технологии используются на отдельных видах занятий, например, вместо обычного семинара преподаватель организует дискуссию в форуме, или из учебного плана по специальности студент может выбрать отдельную дисциплину, которая изучается им в виртуальном варианте. В дальнейшем она зачитывается студенту как изученная в очном варианте, и т .д. В СГА (Современной гуманитарной академии www.muh.ru ), например, из всего набора дидактических услуг Интернета используется консультации по э-почте (система IP – консультаций), которая встраивается в регламентированый для СГА учебный процесс дистанционного обучения.

Выводы

1.     Непрерывное образование (через всю жизнь, пожизненное) является объективным феноменом, которое позволяет гражданину эффективно решать профессиональные, социально-личностные и др. проблемы в современном и будущем обществе.

2.     Непрерывное образование может быть реализовано в специфической системе непрерывного образования, которая представляет собой образовательное многокоординатное пространство. Субъект образования в идеале может находиться в ней, будучи в различном возрастных стадиях (перинатальное, детство, юность, взрослость, старость), и релевантно, используя при этом формальное, неформальном, информальные и др. формы и технологии образования.

3.     Облик системы непрерывного образования видится, как эволюционная реконструкция (приспособление) существующей системы образования сообразно предложенным выше принципам.

4.     Инструментом (средством) образовательной навигации в проектируемой системе непрерывного образования (пространстве непрерывного образования) может быть дистанционное обучение, реализуемое с помощью различных технологий, в частности, применения интернет-технологий.

Литература
1.Драйден Г., Вос Дж. Революция в обучении. – М.: Парвине, 2003
2. Дрейвс В. Преподавание он-лайн. – М.: 2003.
3.Ключарев Г.А.,Огарев Е.И. Непрерывное образование в условиях трансформации. - М.: «Франтера», 2002.
4. Готовность России к информационному обществу. Под.ред С.Б. Шапочника. - М.: ИРИО, 2004.
5. Андреев А.А. Введение в интернет-образование. - М.: ЛОГОС, 2003.
_______________________________
© Андреев Александр Александрович





Мир в фотографиях и рисунках
Президент Франции прощается с полицейским, погибшим при спасении заложников. Фотографии, опубликованные в соци...
Цвет российской истории
Николай II во время I мировой войны. Черно-белые фотографии знаковых событий мировой истории окрашены с помощь...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum