Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
Как сэкономить за рулем?
(№20 [122] 16.12.2005)
Автор: Валерий Бендикс
Генеральный директор латвийской фирмы "Молилат", которая производит присадки, смазки и другие автопрепараты, Валерий Бендикс выпустил очень полезную брошюру "Искусство экономии топлива", в которой рассказывает о том, что следует предпринять водителю, чтобы резко снизить эксплуатационные расходы во время езды на автомобиле.
Сегодня наши четырехколесные "лошадки" в городе потребляют до десяти и более литров на каждые сто "кэмэ". А вот Валерий установил свой личный рекорд, расходуя всего-навсего... 4 литра! И это не предел.
- Если бы я принял участие в каком-нибудь чемпионате по экономному расходу топлива, то смог бы сократить расходы и до 3 литров, - заверяет автор этой комплексной методики.
Он считает, что давно пора начать пропаганду экономичного вождения. Это уменьшит не только расходы на бензин и запчасти, но и повысит культуру на наших дорогах и снизит количество дорожно-транспортных происшествий.
Ведь экономичная езда - это в первую очередь безопасная езда. Кроме того, такой стиль вождения благоприятно скажется на состоянии воздушной среды, особенно в городах.
Редактором и консультантом книги "Искусство экономии топлива" выступил доцент кафедры автотранспорта РТУ, мастер спорта по автогонкам, доктор технических наук Витольд Шнепс.


Предисловие,
которое рекомендуется прочесть

Автомобилистом стал в 1978 году. Владел многими автомашинами: начинал с "Запорожца", потом ВАЗ-2101, ВАЗ-2106, ВАЗ-2109. В 1994 году купил автомашину VW-Passat 1990 года выпуска с двигателем модификации RP (с моновпрыском) объемом 1,8 литра с механической пятиступенчатой коробкой передач. В момент покупки спидометр показывал пробег в 78 тыс. км. По многим признакам можно было предполагать, что пробег соответствовал истине.
Вообще-то, этой автомашине суждено было стать контрольной по дальнейшему накоплению статистики от применения в ней противоизносных присадок.
Сразу же после приобретения с восторгом обкатал VW-Passat, а заодно и проверил средний расход топлива на 100 км пути. Результат почти в 10 литров на 100 км, ввел, мягко говоря, в уныние. Предыдущая ВАЗ-2109 потребляла всего 7-8 литров на 100 км. "И это хваленая западная техника, да за такие деньги!" - такая была первая реакция.
Автосервисы, к сожалению, не помогли - сказали, что все в порядке. Своей проблемой поделился с Витольдом Шнепсом, доцентом кафедры автотранспорта РТУ, мастером спорта СССР по автогонкам, пользующимся, благодаря своим практическим знаниям, огромным авторитетом у своих студентов. Доктор технических наук быстро определил причину такого большого расхода топлива. Ею оказался вышедший из строя датчик лямбда-зонда. Я его заменил. Расход топлива моментально снизился до 8-8,5 литров на 100 км пути. Это было уже кое-что.
После замены датчика промыл двигатель, заменил масло, заменил масляный и воздушный фильтры. В двигатель и коробку залил противоизносные дисульфидомолибденовые присадки. Расход топлива после этого снизился до 7,5-8 литров на 100 км. Самым низким результатом при езде за городом был расход в 7,3 литра. По подсчетам, экономия топлива от применения присадок составила порядка 7-9%. В те времена манера моей езды была, мягко говоря, спортивной. Вот только штрафы за превышение скорости выводили из себя.

Как-то однажды Витольд Шнепс рассказал об экоралли Рига-Москва, которые он организовывал в конце 80-х годов. По условиям соревноания победителем становился участник, израсходовавший наименьшее количество топлива, при дополнительном условии, что средняя скорость автомашины должна была быть не меньше 60 км/час. Тот, кто ездил на большие расстояния, поймет, что это дополнительное условие довольно-таки жесткое. Оно означает, что участник весь путь от Риги до Москвы должен был ехать, как минимум, с максимально-разрешенной скоростью. Больше всего поразила цифра расхода бензина у победителя - в 3,15 литра бензина на 100 км пути. На меня, опытного автоводителя (так я тогда считал), это произвело впечатление.
Расспросил более подробно о принципах экономичной манеры езды и задал вопрос: сколько должен потреблять мой Пассат, если я освою экономичную манеру езды. Ответ был короток - 5 литров на 100 км пути.
Нажмите, чтобы увеличить.

Езжу много, порядка 5 тыс. км за месяц. Какое-то время мысли об освоении экономичной манеры езды сидели в голове. Казалось, все так просто - захотел и поехал в экономичной манере. Где-то в 1997 г., при очередном хорошеньком штрафе за скорость, меня прорвало - долой спортивную манеру! Лучше буду соревноваться с самим собой на предмет наименьшего расхода топлива. На словах казалось легко, на деле гораздо трудней. Пока думаешь об экономии топлива и анализируешь свою езду, то едешь правильно. Как только мысли отвлекутся на что-нибудь другое, то руки и ноги автоматически переводили автомашину в прежний режим. Но в целом же средний расход топлива все-таки начал снижаться.
Могу сказать, что потребовался примерно год упорной работы, пока манера езды в экономичном режиме не стала автоматической. Больше о ней я не думаю, все происходит как-то само собой. Но и результаты впечатляющие. Летом 2005 года средний расход топлива на Пассате, у которого безремонтный пробег двигателя и коробки достиг 526 тыс. км, составляет 6-6,4 литра на 100 км пути. Но есть и личный рекорд - в прекрасные теплые дни 8-10 июля при смешанной езде (в городе и за городом) средний расход получился равным 5,17 литра на 100 км. При этом езжу вовсе не медленно. Например, от Вентспилса до Риги доезжаю за 2 часа и 10 минут; расход топлива - 6,28 л на 100 км (можете оценить).
Для начала осмыслите основной принцип неэкономичной манеры езды: чем больше Вы нажимаете на педаль газа - тем больше подаете топлива в двигатель, в котором оно сжигается, превращаясь в энергию движения. И ваша первая задача: экономно и целенаправленно использовать эту энергию движения. Любое торможение - тормозами, двигателем или тем и другим одновременно, уничтожает эту энергию, превращая ее в нагрев тормозных дисков, износ тормозных колодок и покрышек, т.е. это напрасная трата топлива.

Вторая задача, к которой вы придете, осмыслив первую: нецелесообразно давить на педаль газа, превращая топливо в энергию, которая будет вами же через несколько секунд уничтожена торможением. Постараюсь в доступной и понятной форме изложить все элементы практического применения экономичной манеры езды - как в городе, так и за городом. А заодно расскажу о некоторых хитростях, также способствующих экономии топлива.
Кстати, большинство опрошенных владельцев таких же автомашин, говорили о том, что средний расход бензина в городе у них составляет 9-10 литров на 100 км пути. При езде за городом снижается до 8-9 литров. Вы можете сопоставить все приведенные цифры по расходу топлива с расходом топлива своей автомашиной и сделать вывод - стоит ли подвергнуть изучению мой опыт и применять мои рекомендации на практике. Причем нет разницы, на каком топливе едет ваша автомашина. Применение экономичной манеры езды позволяет экономить любой вид топлива.

Хочу выразить глубочайшую благодарность г-ну В.Шнепсу за консультирование и редактирование текста настоящего руководства, а также за то, что много лет тому назад г-н Шнепс В. смог заразить меня освоением экономичной манеры вождения (очень интересный вид спорта - заставляет думать!) и объяснить ее теоретические основы. Сегодня я вижу, как в условиях дорожания топлива такие навыки полностью оправдывают себя.

Успехов Всем, кто найдет в себе силы и терпение освоить искусство экономии топлива!

Введение в суть проблемы

Экономия топлива автомашиной - это комплекс взаимосвязанных мер. Выбросить или не выполнить одну из этих мер невозможно, иначе цель не будет достигнута. Первой из этих мер является контроль за расходом топлива.

Вроде бы простой вопрос, особенно при наличии множества электронных устройств в современной автомашине. И все-таки, прислушайтесь к практическому совету -
приучите себя, что каждый раз при заправке автомашины вы должны заполнять топливный бак дополна. Всегда дополна! Полнота заправки определяется по характерному щелчку на заправочном пистолете. А лучше после первого щелчка выждать еще секунд 5-8, чтобы исчезла пена в патрубке топливного бака, и повторно нажать на курок заправочного пистолета. Повторный щелчок будет свидетельствовать - топливный бак точно заполнен доверху. Почему такой совет? На автозаправках устанавливают качающие насосы разной производительности. От производительности насоса зависит пенообразование, на плотность пены и реагирует заправочный пистолет. Вам же надо быть уверенным, что у вас бак полон на весь объем - вне зависимости от места автозаправки. Тогда подсчеты среднего расхода топлива будут более точными.
После заправки топливного бака вы сразу делаете подсчет среднего расхода топлива с момента предыдущей заправки. Ведь при прошлой заправке вы тоже заполняли топливный бак дополна и счетчик пройденных километров (одометр) обнуляли. Осталось количество заправленного топлива разделить на количество пройденных километров с момента предыдущей заправки и по результатам расхода на 100 км пути пожурить себя или похвалить.
Это первый шаг к успеху - расход топлива вы поставили под свой постоянный контроль.
Если вы торопитесь или у вас нет под рукой калькулятора, то запишите показание счетчика и количество литров заправленного топлива в специальную таблицу. Прежде чем тронуться, не забудьте обнулить одометр (счетчик пройденных километров). А в конце дня сделаете подсчеты.

Второе, к чему Вы должны себя приучить - не расходовать из топливного бака топлива более чем 1/2 - 2/3 его емкости.
Как только вы израсходовали такой объем топлива, или езду на сегодняшний день закончили, тут же, не откладывая на завтра, надо заехать на автозаправку и заполнить дополна топливный бак. Вот вам и начало реальной экономии.
Объясняем. В топливе всегда находятся мельчайшие механические примеси, скапливающиеся на дне топливного бака в виде шлама. Когда топлива в баке меньше 1/3 его обьема, этот шлам начинает в большей степени засасываться насосом в топливную систему автомобиля. Какая-то часть этих механических частиц застревает в предохранительном фильтре, быстрее засоряет его и уменьшает его проходимость. Другая же часть проскочивших частиц начинают изнашивать рабочие поверхности насосов, засорять форсунки. Из-за этого автомашина перестает "тянуть", как говорят автомобилисты (нормально ехать). Что делать? Лезть в топливный бак или под автомашину и менять топливный фильтр, которого под рукой нет, а до автомагазина далеко? А может, дело не в фильтре, а в форсунках или насосе? Поди, разберись! Инжекторные бензонасосы довольно дороги, в зависимости от марки и модели автомашины. А насосы высокого давления для дизельных двигателей и того дороже.

Есть и еще одна существенная причина содержания топливного бака преимущественно в заполненном состоянии. Тот, кто спозаранку приходит к своей автомашине на открытой автостоянке, мог неоднократно наблюдать кузов своей автомашины, покрытый росой. Это теплый вечерний воздух за ночь охладился, и избыточная влага выпала в виде росы. Если у автомашины топливный бак был полупустой, то на его внутренних поверхностях образуется точно такой же слой росы (автомобилисты эту влагу часто называют конденсатной влагой), которая, естественно, стекает на дно топливного бака.
При нашей погоде, которой свойственны достаточно большие перепады температур, за летне-осенний период, при полупустом баке можно накопить в нем до нескольких литров воды. Если вы не пробовали ездить на смеси топлива и воды, то лучше и не пробуйте. Еще хуже будет ситуация, если вы рискнете поехать на такой смеси в условиях минусовых температур - двигатель просто не заведется. Единственным выходом останется "галстук" (буксировка на тросе) и - в тепленький гараж на оттаивание и удаление воды.

К вопросу влаги в топливе мы еще вернемся. Но и того, что мы рассказали, вполне достаточно, чтобы убедить любого автомобилиста в необходимости содержать топливный бак преимущественно в заполненном состоянии.

Важный момент!

Во всех современных автомашинах устанавливается так называемый датчик лямбда-зонда (на V-образных двигателях их может быть и несколько). Еще его называют кислородным датчиком. Внешне он напоминает автомобильную свечу. В отличие от свечи он вкручивается в выхлопную систему поблизости от двигателя. От него "куда-то" отходит один или несколько проводов. Этот датчик измеряет концентрацию кислорода в выхлопных газах. По этой концентрации электроника устанавливает - богатая или бедная смесь топлива с воздухом подается в двигатель и соответствующим образом регулирует ее на оптимальный состав.
К сожалению, ничто не вечно, и этот датчик, бывает, выходит из строя. Причин выхода его из строя может быть множество, в том числе и разовое попадание небольшой порции этилированного бензина.

Представьте себе, что вы идете по городу с завязанными глазами. Как и куда идти? Первый выход - нащупать стену дома и таким образом продвигаться вперед. Кислородный датчик - те же глаза. Вышел он из строя, умная электроника, зная, что хозяину ехать как-то надо, дает команду: черт с ним, с этим оптимальным составом топливной смеси, давай, гони богатую, лишь бы хозяин мог ехать. А богатая топливная смесь означает резкий скачок расхода топлива и повышение концентрации СО и СН в выхлопных газах. А хозяину-то и невдомек, что двигатель стал «кушать» топлива на 1,5-3 литра больше на каждые 100 км пути. Газовыхлопной анализатор хозяин с собой не возит, топливо не контролирует. Так что обнаружится это только при техосмотре по результатам анализа выхлопных газов. А до техосмотра хозяин каждый день будет сжигать за просто так по нескольку литров (если не с десяток) топлива. Это все равно, что ежевечерне выбрасывать деньги в мусорник, только последнее, по крайней мере, не вредит экологии.
Будем считать, что хотя и в шутливой форме, но мы вас убедили хотя бы в необходимости постоянного контроля за средним расходом топлива и содержанием топливного бака преимущественно в заполненном состоянии.

И забудьте теперь свою прежнюю дурацкую привычку заправляться топливом на минимальные суммы. Воистину, скупой платит дважды.

Продолжение следует.
______________________
Фото Дмитрия Марта.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum