|
|
|
Есть журналы на нашем рынке СМИ, которые служат музыке и человеку. Их достаточно много, но именно эти заслуживают особого внимания. Дело в том, что музыкальный вкус и качество звука находятся в очень тесной зависимости. Но еще четче подобная зависимость проявляется между аудиозаписью и качеством ее воспроизведения. Как известно, причиной конструктивных и технологических усовершенствований музыкальной аппаратуры является стремление приблизить звучание аудиозаписи к живому звуку. И этот совершенный звук будет зависеть как от качества записи, так и от качества аппаратуры, на которой слушают. Но аппаратуру посчитали первичной - вот и появились "Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - два путеводителя по миру музыкальной техники, в помощь нашему неискушенному аудиофилу.
Интересны эти издания содержанием, подходом к такой популярной теме , как музыка. Но если я выбрала эти массово-профессиональные журналы, то целью анализа будет: раскрыть, что кроется за качественной полиграфией, за стильной обложкой, так как, на- пример, многие библиотеки, сочтя издания однотипными и ориентируясь только по внешним признакам, продолжают подписку на "Stereo & video" и прекращают получать "Hi-Fi & music", а этот выбор не обоснован. "Stereo & video" Издатель: LARKFIELD Corp., 13 Broad Street, St. Helier Jersey, JE48PR England Учредитель: ООО "КАТМАТ" Российская редакция журнала находится: 117908 Москва, ул. Орджоникидзе, 11 Главный редактор: Андрей Андреев Типография: "Svoboda plc" Sazecska 8, Praha 10 Цветоделение: "Trade & leisure publications" Журнал появился в России в октябре 1994 года и сразу привлек к себе широкое внимание. Рынки аппаратуры были значительно беднее, чем сейчас, и понятия Hi-Fi и High-end еще не совмещались с именами производителей. Низкое качество музыки в России дошло почти до предела. И это издание (как и "Hi - Fi & music")должно было учить нас заново ценить звук, мелодию, песню, ходить на концерты и "переносить" концертные залы к нам в дом. Но "Stereo & video" взялся еще и за руководство читателем в мире изображения. Как только человек начинает серьезно интересоваться музыкой, стоит взять в руки такой журнал и познакомиться с основами "аудиофильских" знаний. Интересно такое издание будет и для тех, кто хочет идти в ногу с техническим прогрессом, хочет просто об этом знать или купить достойную аудио- видеотехнику. В общем, все выше написанное касается возрастной категории читателей журнала, для которой точных ограничений нет. О том, что читают "Stereo & video" в основном мужчины , открытием не станет. А вот о социальном статусе и экономическом положении читателей можно сказать, что это в основном люди с доходами выше среднего, преимущественно с высшим техническим образованием, занимающие руководящие посты. А еще любопытно будет отметить ошибку, допущенную при расчете потенциальной аудитории. Когда английские и американские издатели (это относиться и к "Hi-Fi & music" тоже) выпускали свои творения на российский рынок, такого высокого требования читателей они не ожидали. Оказалось, что огромное количество "неискушенных" аудиофилов с высшим образованием давно ждет подобных изданий, готово к ним и не терпит сюсюканий и разжевывания информации. В итоге читатель "подогнал" издания под себя и изменил даже некоторые принципы журналов. "Stereo & video", ежемесячный, толстый (от 160 стр. до 230 стр.), распространяется по подписке и в свободной продаже, стоит около 50 рублей, в подарок обязательно диск (CD или mini disk), который крепится на красочной обложке журнала. Имеет постоянные рубрики: - события (краткий обзор новинок техники); - тема месяца (рассказывается о событии, имеющем социальное значение и связанном с аудио - и видео-технологиями); - лицом к лицу (экспертная оценка техники); - тест (сравнительная характеристика и экспертная оценка нескольких единиц техники одного вида); - домашний театр (видеотехника: обзор, оценка); - High-End (о технике класса High-end); - Play (Обзор CD, видео кассет, DVD, музыкальные новости, интервью с музыкантами); - Stereo Card (списки салонов аудио- и видеотехники, предоставляющие скидки обладателям дисконтной кары Stereo Card от 3% до 10% ); - Письма (письма читателей с вопросами и ответы редакции на них); - Quido (перечень техники, имеющейся на рынках Москвы (около 40 стр.) Что касается оформления, то это один из козырей журнала: мелованная тонкая бумага, хорошая полиграфия, цветные иллюстрации и стильные фотографии. Именно интересный и гармоничный дизайн, стандартная гарнитура шрифтов (для обложки), лаконичные и строгие анонсы выстраивают крепкий образ серьезного, полезного советами и информацией журнала. Но как будет видно дальше, подобная внешняя серьезность (а библиотеки и молодые ценители звука покупаются именно на неё) не всегда залог серьезного содержания. Хотя при чтении журнала уже можно заметить брешь в "стильном" оформлении: текстовые материалы и иллюстрации сливаются с рекламой, причем реклама разбивает материалы на части и поэтому приходится довольно долго искать окончание материала. Кстати, о рекламе: ее в журнале в среднем 35%, а это около 80 страниц. Есть подзаголовок: крупнейший, независимый журнал по аудио- и видеотехнике. Но на страницах первого же номера остро чувствуется зависимость экспертов от дилеров и фирм, предоставляющих журналу свою аппаратуру для тестов или просто рекламы. Это видно по намеренно положительным выводам экспертов. Нет ни слова отрицательной критики - все хорошо и отлично. Иногда доходит до абсурда, когда одинаковыми эпитетами награждается техника, стоящая в разных ценовых категориях (ну, не может магнитофон за 500$ звучать так же, как аппарат за 2000$. Качество стоит денег!) Журнал перенасыщен рекламой в ущерб объективным просветительским функциям. Столь очевидное преувеличение сильно снижает авторитет издания, а доверие читателей - залог существования подобного журнала. Тираж постоянно скачет - от 105000 экз. (1997г.) до 75000 экз. (2000г.) Кроме того, отсутствует информация, факты, способные заинтересовать компетентных читателей. Например, в ранних номерах (вплоть до 1999 года) отсутствовали научные данные тестов, подтверждающие более пространные рассуждения о достоинствах и свойствах параметров аппаратуры. Вместо этого - много эмоций. А итоги тестов до сих пор сводятся лишь к общим достоинствам (дизайна и окраски звука), недостаткам и цене. Изменения содержания в положительную сторону происходят. В последние годы появилось разделение информации на несколько уровней: 1. Для новичков (эмоциональное описание, доступное объяснение); 2. Для подготовленных (термины, цифры, рассказывается о технических новшествах и конструктивных решениях). 3. Только данные тестов (таблицы, графики и т.п.) Естественно, с появлением фактического материала экспертная оценка аппаратуры стала объективнее, стали указывать на недостатки. Произошло четкое деление аппаратуры на 4 ценовые категории, и сравнительные характеристики теперь проводятся только в рамках какой-то одной. Но иногда журнал ударяется в крайности - описание слишком сложное или отражены одни лишь ощущения экспертов Все, что было сказано о "подгоне" издания под читателя, в большей степени касается "Stereo & video". Он имел очень размытую концепцию, было мало дельной информации. В настоящее время журнал продолжает свою трансформацию соответственно требованиям и пожеланиям аудитории: на страницах журнала печатаются анкеты для анализа издания. "Hi-Fi & music" Издатель: PIDP Publishing 143 Hughes Place Albertson, NY 11507 Главный редактор: Олег Рзянкин Типография: General Press Publication SA (Athens, Greece) Цветоделение: PIDP, Россия В России с сентября 1995. Этот специальный ежемесячник был создан в тесном сотрудничестве с авторитетным британским изданием "Hi-Fi Choice" и предназначен для тех, кто любит чистое звучание хорошей музыки. Журнал намерен подсказывать, как грамотно выбрать аппаратуру, правильно и максимально эффективно использовать её, продать, купить, отремонтировать. Об это написано в первом номере журнала, и вплоть до последнего он исправно выполняет эти обязательства. Появившись позже "Stereo & video", он отобрал для себя уже опробованные пути к читателю, глубже продумал их и получился сильнее своих предшественников. Аудитория у него четче ограничена: от 22 до 60 и более, высшее образование обязательно. Хорошая полиграфия и бумага, композиционные фотографии и стильные иллюстрации. Обложка не так сдержанна по цвету, как в "Stereo & video", слишком пёстрая. В целом оформление несколько "угловато" за счет заголовков рублеными шрифтами с цветовой заливкой без контуров (для обложки), выделительно-разделительных средств, расположения материалов на полосе и недостаточной фоновой насыщенностью полосы цветом. Хотя в этом заключается изюминка, отличающая от слащаво сглаженных "углов", цветовой насыщенности всех остальных массово-профессиональных журналов. По объему он уступает "Stereo & video": всего в среднем от 110 до130 страниц, но и рекламы значительно меньше - от 3% до 10%, а это всего 4-10 страницы чистой рекламы. Стоит он около 70 рублей, подарками не заманивает, а достать его намного сложнее , чем "Stereo & video". В свободной продаже на него "охотятся". Тираж стабильный - 50000 экз. В последних номерах помещена таблица для тех, кто хочет приобрести прошлые номера издания. За ними нужно прийти в редакцию, но количество и ассортимент с каждым днем уменьшается, об этом и сообщает таблица на последней полосе. Набор постоянных рубрик: - Hi-Fi новости (новинки техники); - система месяца (по оценкам экспертов о лидерах рынка); - интервью (чаще всего с экспертами и интересными людьми); - тест (сравнительные характеристики аппаратуры экспертами) - алгебра гармонии (материалы, насыщенные советами и формулами для тех, кто хочет усовершенствовать звучание уже имеющейся аппаратуры); - точка зрения (различные мнения известных экспертов и не только); - в руках эксперта (анализ техники, интересные подробности); - домашний кинотеатр (все о звуковом сопровождении видео-картинки); - кулуары (неофициальные беседы и рассуждения о состоянии рынка, проведении мероприятий и т.д.); - Hi-Fi шоппинг (что, по мнению журнала, стоит купить); - обратная связь (письма читателей с вопросами и ответы редакции на них, частные объявления); - музыкальные страницы (интервью с музыкантами, интересные подробности из истории, обзор CD, DVD и видео кассет); - кроссворд; - комикс; - указатель дилеров и дистрибьюторов (где купить аудиоаппаратуру, представленную на страницах журнала); - Hi-Fi референт (более 2500 устройств с ценами и характеристиками); Теперь стоит отметить, что с самого начала журнал имел деление информации на три уровня, и первый уровень интересен абсолютно для всех (новичков и специалистов) и по объёму значительно больше, чем в "Stereo & video", так как, кроме внешнего описания и первого впечатления от звучания, приводятся данные о производителе, интересно и доступно рассказывается о конструкционных решениях. Делится информация и по типу: сравнительная характеристика, технические данные, лабораторный отчет. "Hi-Fi & music" объективен в оценках, может сделать замечание всемирно признанному производителю: вот, мол, и "на старуху бывает проруха". В тестах вердикт выносится по нескольким положениям: звучание, конструкция, качество, цена. Помимо этого рассказывается, как проводился тест. Обычно четыре этапа: 1) внешний осмотр; 2) прослушивание вслепую; 3) открытое прослушивание; 4) проверка с помощью компьютерных программ; а также обязательно указывается, какую аппаратуру принимали за эталон, какую музыку слушали, какие кабели использовались для подключения и что входило в состав прослушиваемой аппаратуры (например, если тестировали CD проигрыватель, указывают усилитель, акустическую систему и т.д.). Кстати, до весны 1996 года тестирование проводилось в Лондоне, но выбранная аппаратура была очень далека от нашего рынка, поэтому тесты стали делать в Москве наши специалисты, превосходящие по глубине анализа европейских экспертов. Обзоры СD касаются качества звука, содержания, изображения и качества перевода (если это DVD или видео кассеты). Словом, журнал имеет основательный подход. Уровень специалистов выше, язык доступнее. Выводы будут излишними. Но хочу оставить здесь обращение к библиотекам и читателям: не стоит судить по внешним признакам о содержании и пользе издания. ________________________________________________ © Гордеева Ольга |
|