Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Холодное лето 2020-го
Статья содержит краткий анализ экономических проблем в связи с эпидемией коронав...
№05
(373)
01.05.2020
Культура
Духовное наследие Аннеты Басс
(№1 [123] 01.01.2006)
Автор: Марина Демидова
Марина  Демидова
Перипетии первой половины двадцатого века… То белые, то красные врываются в дома и выносят все – подчистую… Таким помнит свое детство Аннета Басс, директор Самарского художественного музея. Ее семье удалось сохранить картины, раритетные фотографии… И недавно она представила свою частную коллекцию «Семейные реликвии А.Я. Басс» тольяттинцам.

Нажмите, чтобы увеличить.
Аннета Яковлевна Басс - удивительно светлый человек. Она признает значимость своего вклада в развитие искусства, но воспринимает его как-то естественно – она просто всю жизнь занимается любимым делом. Искренне и добросовестно. Потому что по-другому не может. Она спокойно принимает комплименты и слова благодарности, не смущаясь и не гордясь ими, воспринимая их как добро. Такое же, какое она на протяжении многих лет дарила и продолжает дарить посетителям Самарского художественного музея, открывая выставки, позволяя посетителям музея прикоснуться к безвозвратно ушедшим эпохам.

Аннета Яковлевна предпочла работу в Куйбышевском художественном музее Эрмитажу, поставила под угрозу свою жизнь, спасая произведения искусства. Ей много раз приходилось выбирать, и свой выбор она всегда делала в пользу… человечности. Наверное, таким уверенным и стойким человек может быть только в том случае, когда есть прочный фундамент семейных традиций, когда память о предках передается из поколения в поколение, как главное наследство… Сегодня таким наследством владеет Аннета Яковлевна Басс. Это женщина помнит своих прадедушку и прабабушку, причем знает, какими они были еще в совсем юном возрасте. Недавно выставку из фотографий и экспонатов XIX века она привезла в Тольятти, позволяя нам через реликвии семьи проследить историю развития нескольких поколений. Эта выставка открылась благодаря Фонду «Духовное наследие».

Экспозиция выставки выстроена по хронологии. Среди первых – фотографии 1870-х годов. На них изображены прабабушка и прадедушка по материнской линии – семья Хейфец. Еще есть портрет деда, когда ему было всего 18. На нем сохранилась запись: «Я сделал фотографию в память о своей юности…» Есть снимок, где у всех членов семьи карандашом выколоты глаза. «Я все равно привезла его. Он интересен - дети ко всему любят приложить руку», - улыбаясь, говорит Аннета Яковлевна.

Есть среди фотографий и широкоформатные – сделанные с фотопленок. Например, портрет мамы Аннеты Яковлевны, где она остригла волосы, надела фуражку и отправилась работать - тоже увеличен. Далее – снимки детей их двора и сама - юная Аннета Басс.

- Среди увеличенных фотографий есть снимки 50-х годов, - рассказала она. – В то время постоянно шли фильмы о войне. И фотографию, где мы стоим на палубе корабля, я условно называю «Если завтра война…». Последние фотографии экспозиции запечатлели выставки и гостей Самарского художественного музея. А заканчивается фотогалерея снимками президента Владимира Путина.
Нажмите, чтобы увеличить.


- Когда Путин прилетел в Ширяево, в музей И.Е. Репина на вертолете, то местные жители говорили: «Вот, Басс! Путина привезла!», - вспоминает Аннета Яковлевна. - В тот год я получала государственную премию в Москве и пригласила Владимира Владимировича: приезжайте к нам! А он ответил: «Приеду!». И действительно приехал вместе с губернатором Константином Титовым. По поводу его приезда вокруг дома-музея заасфальтировали дорожку. На что Титов, шутя, сказал: «Путин уедет, а асфальт останется!»

На экспонатах фотоэкспозиции можно проследить развитие искусства фотографии: от постановочной к свободной, изменение цветности, техники производства. Видеть характерные костюмы разных времен.

Далее – живопись, работы, которые Аннете Басс дарили сами художники. Среди них несколько портретов самой Аннеты Яковлевны.

- Как-то мы собирались в Москве у Миши Митряшкина. Гости из-за дождя задерживались. И он мне сказал: «Давай я тебя попишу…», и писал три дня понемногу, - рассказала искусствовед. – Другой портрет он написал, попросив меня позировать, якобы, для работы под венецианского художника. Он сказал тогда, что ему были нужны золотистый платок и длинные волосы…

Также в выставку вошли пейзажи и шаржи В. Пурыгина, портрет В. Клецеля «Матисс»…

Есть великолепно сохранившийся бабушкин наряд и предметы сервировки стола, которыми в семье пользуются до сих пор.

Аннета Яковлевна предложила тольяттинцам создать выставки, посвященные истории нашего города. Одну предложила составить из реликвий Ставрополя и назвать «Город под водой», вторую - посвятить историю Тольятти, отразив все этапы строительства города, начиная с первых дней строительства. А потом обменяться выставками с Самарским художественным музеем, который планирует подготовить новую экспозицию к 155-летию Самарской губернии. Аннета Яковлевна сделала акцент на то, что мы - два города одной губернии. А значит, нужно собирать и хранить общее наследие.

Фото Юрия Михайлина
_________________________
© Демидова Марина Викторовна
Мир в фотографиях из социальных сетей и наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в марте-апреле 2020 года и фото наших авторов.
Когнитивные войны и операции
Три статьи на тему когнитивных войн: понятие явления, трансформация в современный период, технологии, социаль...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum